Асфальтовые (асфальтобетонные) заводы - структура и классификация

Асфальтобетонный завод (сокращенно АБЗ) —предприятие, входящее в народнохозяйственную сферу и работающее на базе технологической аппаратуры для создания асфальта.

Готовая продукция необходима для ремонтных, строительных или восстановительных работ на асфальтных покрытиях разного типа. Ниже рассмотрим конструктивных особенности АБЗ, и как он работает. Разберемся с классификациями производства, его видами, преимуществами и недостатками.

Конструкция асфальтобетонного завода, цеха и склады

Асфальтовые (асфальтобетонные) заводы

Для нормальной работы асфальтовый завод должен иметь на 100% исправную аппаратуру, полный набор цехов, сырьевую продукцию и квалифицированный персонал. Устройство АБЗ зависит от его функционала, производительности и целей создания.

В большинстве асфальтобетонных заводов работают следующие цеха:

  • Смесительный. В нем находится оборудование для изготовления асфальта: бункеры, дозаторы, системы подачи битума, смесители. 
  • Битумный. Здесь происходит нагрев и плавление битума с последующей подачей его в смешивающее устройство. Состоит из насосной станции, тары с битумом и топливом, генераторов.
  • Камнедробильный. Используется для применения мелкого щебня, который изготавливается из крупного камня с помощью дробильных машин.
  • Минерального порошка. Участвует в изготовлении одноименного компонента, используемого в технологическом процессе.
  • Транспортный. Обеспечивает перемещение необходимых компонентов и готовой продукции.

Асфальтовые (асфальтобетонные) заводы

Работа АБЗ возможна при наличии необходимой аппаратуры. В состав основных аппаратов входит:

  • группа установок для смешивания;
  • приемник щебня и других элементов для их подачи к оборудованию;
  • аппаратура для приемки битума, бочек ПАВ и минерального порошка;
  • оборудование для загрузки готового состава;
  • устройства для дробления и сортировки;
  • машины для операций с подготовленным асфальтным составом.

Для обеспечения работоспособности используются и другие элементы, такие как котельные, склады для битума, лаборатории, компрессорные участки, мастерские для ремонта и другие.

Асфальтовые (асфальтобетонные) заводыОтдельное внимание уделяется разным видам складов для хранения следующих ингредиентов производства:

  • Щебень, гравий и песок. Такие склады имеют вид отрытой платформы, где материалы сложены в штабеля. Они имеют уклон от 5 до 20 градусов для защиты от застаивания влаги. В качестве покрытия применяются бетонные плиты.
  • Битум. Склады для хранения такого материала бывают постоянными и временными. Могут размещаться над или под землей. Имеют необходимые системы для нагрева и сохранения оптимального состояния материала.
  • Минеральный порошок. Представляет собой устройства, которые используются для приемки материала из машин, его хранения и передачи к дозатору. На таких складах предусмотрена аппаратура для подъема изделия, проверки уровня и т. д.

АБЗ размещается на большой территории и имеет все необходимое для организации непрерывного производства.

Принцип работы

Особенности функционирования асфальтобетонного завода зависят от применяемой технологии. В большинстве случаев реализуется две способа изготовления: непрерывная и циклическая. Оба варианта имеют особенности и индивидуальные подходы к смешиванию. В 1-м случае процесс подачи проходит потоком, а во 2-м — порциями.

Важно

В последнее время набирают популярность компактные установки, обеспечивающие производство асфальта на небольших территориях.

Из бункера питатель отправляет необходимый объем материала на ленточный конвейер горизонтального типа. Далее материал отправляется в сушильный барабан, где греется с помощью горелки.

Асфальтовые (асфальтобетонные) заводы

После просушки и подготовки изделие направляется в элеватор, где происходит подъем и подача в вибрационный грохот. Функция последнего состоит в разделении нагретых и высушенных каменных элементов по четырем отсекам. В случае переполнения какой-либо секции происходит сброс лишнего материала.Дальнейший этап — дозирование, подача в смеситель необходимых материалов и выход готовой продукции. 

В зависимости от применяемой технологии процесс изготовления имеет индивидуальные особенности (о них поговорим ниже). Вариант непрерывного изготовления хорош быстрым изменением параметров и получением высококачественной смеси, а циклический — быстрой установкой, возможностью сразу производить асфальт и низкой ценой.

Классификация заводов

Предприятия, которые производят асфальтобетонное покрытие, отличаются по ряду факторов: производительности, мобильности (базовые, инвентарные, мини), виду размещения (прирельсовые, приобъектные) и типу компоновки (башенные, партерные). Ниже остановимся на типах изготовления и их особенностях.

С непрерывным производством

С непрерывным производством

На таких АБЗ имеет место беспрерывное изготовление. В процессе производства участвуют барабаны для сушки и смешивания, имеющие меньшую вместительность и вес. Еще одна особенность состоит в отсутствии привычной башни и применении дозирующих элементов. Это необходимо для защиты от перерывов в работе.

Немного отличается и принцип функционирования системы, который имеет следующий вид:

  • Подача ингредиентов в дозирующие бункеры. Речь идет о передаче щебня, песка, битума и иных ингредиентов.
  • Отправка приготовленного сырья в специальный барабан для смешивания и сушки. Здесь материалы прогреваются до требуемой температуры и просушиваются. После завершения процесса материал из внутренней части через специальные отверстия направляется во внутреннюю полость для смешивания. На этом же этапе происходит добавление минерального порошка и других ингредиентов. После достижения определенной температуры и смешивания формируется готовое вязкое вещество. Главной целью этапа является достижение однородности.
  • Смешивание подготовленного состава с дальнейшей отправкой в накопительный бункер. Оттуда материал загружается на транспорт и направляется к месту работы.

Плюсы:

  • высокая скорость сборки;
  • более низкая цена;
  • быстрый выпуск покрытия для асфальтирования дорог.

Минусы:

  • зависимость итогового результата от качества сырья;
  • невозможность изменить рецепт на этапе изготовления.

С циклическим производством

циклическим

В отличие от рассмотренного выше метода подача ингредиентов для производства происходит порциями. Несмотря на компактность и высокую стоимость, такие АБЗ востребованы из-за лучшего качества изготавливаемого товара и возможности быстро менять рецепт. Такой функционал обеспечивает адаптивность к быстро меняющимся

условиям.
Принцип работы циклического АБЗ имеет следующий вид:

  • Накопление песка и щебня в предварительных заторах и их отправка в барабан для сушки.
  • Сортировка готовых материалов по фракциям и складирование в горячие бункеры.
  • Дозировка с помощью весовой платформы и подача в смеситель.
  • Нагрев минерального порошка и подача в смеситель для перемешивания.
  • Прогрев битума до необходимой температуры с дальнейшей подачей в общий «чан».
  • Перемешивание ингредиентов с последующей выгрузкой готовой продукции в кузов машины или отправка в бункер-накопитель с помощью элеватора.

При изготовлении материала для асфальтового покрытия применяются разные методы автоматизации. Они обеспечивают точность дозировки, оптимальную температуру минеральных материалов и битума, гарантируют соблюдение времени смешивания и хранения. Некоторые АБЗ циклического производства имеют ручное управление, но в таком случае могут возникнуть сложности при достижении необходимых показателей.

Плюсы:

  • отлаженность техпроцессов;
  • отличное качество готового асфальтного покрытия;
  • возможность изменения показателей асфальтобетонной смеси.

Минусы:

  • высокая цена;
  • сложность перемещения стационарной аппаратуры.

Мини-заводы

Мини

В отдельную категорию входят мобильные асфальтобетонные заводы, предусматривающие комплекс технологического и конструктивного оборудования. Предусматривают изготовление смеси, необходимой для строительства, ремонтных и восстановительных работ. 

Главная особенность мини-заводов — меньшие размеры и производительность, которая составляет от 8 до 30 тонн/час готового к применению материала. Для производства применяется минеральный порошок, щебень, песок и битумно-нефтяная смесь. Работа проводится с применением установки для смешивания ингредиентов, сушильного барабана, бункера, конвейера для погрузки и тары с пневматическими затворами.

Несмотря на малые объемы выпуска, мини-заводы востребованы, когда необходимо выполнение небольших объемов работы. Практика применения показывает, что оборудование имеет высокую окупаемость. Оно мобильно и может перемещаться с места на место при наличии такой необходимости. 

Классификация по мощности

Асфальтовые (асфальтобетонные) заводы

Асфальтовые заводы условно классифицируются по мощности производства. Этот критерий показывает, какой объем готовой продукции завод способен выпустить в течение часа. Условно выделяются следующие виды по производительности:

  • Малая — до 56 т/час.
  • Средняя — до 100 т/час.
  • Высокая — до 350 т/час.
  • Сверхвысокая — до 400 т/час и более.

Многие предприниматели начинают с малых АБЗ, отличающихся небольшой ценой, компактностью и возможностью размещения на небольшой территории. Такие особенности позволяют размещать завод на небольших территориях и покрывать нужды какого-то небольшого года. В дальнейшем можно рассмотреть вопрос повышения производительности.

Заключение

АБЗ — полноценное производство, имеющее индивидуальную структуру и принцип действия.

С повышением спроса на качественные дорожные покрытия, увеличивается и количество таких заводов. Их создание требует выбора территории для размещения, покупки дорогостоящего оборудования и обеспечения оптимального цикла изготовления. Корректной организации процесса можно добиться окупаемости в течение 1-2 лет.

Рейтинг: 19
Всего оценок: 7 Комментариев: 9 Просмотров: 1896
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 19-09-2022 / Обновлено: 19-09-2022
Поиск запроса "асфальтовые (асфальтобетонные) заводы - структура и классификация" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Даниил Тула 19.09.2022

Вот что ни говори, а в последнее время дороги прям везде начинают активно строить. Даже в довольно-таки маленьких городах и сёлах проезжаешь - и там шикарные дороги. Так что уверен, что в стране реально нужно большое количество таких заводов - и дороги будут хорошие!)

0
0
Ответить
Екатерина Ставрополь 19.09.2022

Спасибо, что так подробно все написали. Действительно интересная тема для расширения кругозора так сказать. Ведь до этого я знала только города, в которых такие заводы находятся. Конечно же, продукцию, которую они производят нужно продвигать на разных рынках сбыта. 

0
0
Ответить
Елена Смолевичи 19.09.2022

Даже боюсь представить, какие большие цеха у асфальтных заводов, а территория...Конечно, хорошие дороги - это комфорт без которого не обойтись, а значит и заводы очень актуальны. Не думала, что окупается такое предприятие всего за пару лет, думала не меньше пяти, значит, имеет место строить новые заводы и ремонтировать дорожное покрытие даже в отдаленных районах.

0
0
Ответить
Юля Калуга 19.09.2022

В современных условиях без асфальто-бетонных заводов просто невозможно представить современную жизнь, дорожная сеть постоянно расширяется и улучшается а также за последние годы очень вырос автопарк, особенно легковых автомобилей, поэтому спрос на асфальт просто огромны. Кстати мне больше всего нравятся мобильные заводы.

0
0
Ответить
Евгений Нижневартовск 20.09.2022

При использовании асфальта в Европе начинают добавлять туда пластик, или же они полностью добавляют в смесь их асфальта и смолы пластик, тем самым делая больше асфальта. И увеличивается его общее количество. Это технология уже давно введена в эксплуатацию.

0
0
Ответить
Василий Раменское 21.09.2022

Нужно видимо смотреть, как делают асфальт в других странах. Что бы был такой же и его не нужно было менять каждый год. Так же это будет актуально и в России, что бы асфальт служил к примеру лет пять. Не проседал от машин и не было на нём колеи. Такой шаг для решения проблемы будет в пользу России и дорог.

0
0
Ответить
Зенон 21.11.2024

Статья довольно детально описывает внутреннее устройство и принципы работы асфальтобетонных заводов (АБЗ). Приятно видеть, что здесь учтены различные аспекты производства, начиная от конструкции и заканчивая классификацией по мощности. Интересно, что в статье упомянуты мини-заводы, которые становятся все более популярными в наше время. Это напоминает мне ситуацию с развитием 3D-принтеров: сначала они были громоздкими и дорогими, а теперь доступны компактные модели для домашнего использования. Аналогично, мини-АБЗ предлагают мобильность и возможность быстрого развертывания, что делает их идеальными для небольших проектов. Особенно заинтересовали моменты про непрерывное и циклическое производство. Это как раз те тонкости, которые могут сильно повлиять на качество конечного продукта. Сравнивая с пищевой промышленностью, можно провести аналогию с конвейерным и ручным производством хлеба: конвейер обеспечивает скорость и объем, а ручное – качество и внимание к деталям. Однако, важно помнить о недостатках: зависимость от качества исходного сырья и невозможность корректировки рецепта на этапе изготовления могут стать серьезными препятствиями для непрерывного производства. В целом, статья дает хорошее представление о том, как современные технологии могут способствовать созданию качественных дорожных покрытий. Было бы интересно узнать больше о конкретных примерах внедрения таких технологий в городскую инфраструктуру и об опыте использования в различных регионах.

0
0
Ответить
Лукас 22.11.2024

Читал о мобильных асфальтобетонных заводах, и это действительно крутая идея для небольших городов или временных проектов. Они напоминают мне о мобильных офисах, которые можно быстро развернуть и использовать по мере необходимости. Компактность и мобильность – это их главные плюсы.

0
0
Ответить
Бартоломео 23.11.2024

Интересно, как классификация по мощности позволяет адаптировать заводы под разные нужды. Это как в автомобильной промышленности: от малолитражек до мощных грузовиков, каждый находит своего потребителя. Здорово, что малые АБЗ могут обслуживать небольшие территории, это делает процесс более гибким и экономичным.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: