Автофургон ЕрАЗ-762
Большинство жителей СССР знают микроавтобус РАФ-977Д под названием «рафик». На основе этой модели и силового агрегата от ВАЗ-21 был разработан малотоннажный автомобиль ЕрАЗ.
Автофургон выпускался в Ереване с 1966 года по 1996-й. За все время производства были созданы несколько его модификаций. Для выпуска нового авто привлекли мощности республиканского автозавода.
Оглавление
Изначально завод в столице Армении планировался для выпуска автопогрузчиков. Но ввиду ряда экономических и партийных задач, руководство вынуждено было сменить специфику.
Примечательно, что, несмотря на годами не менявшийся экстерьер, устаревший салон и малую грузоподъемность, автофургон продолжали выпускать фактически три десятилетия.
Область использования
Авто с малой грузоподъемностью имели спрос в сельскохозяйственной сфере, а также для доставки грузов в небольшом объеме. Этим и объясняется популярность ЕрАЗ 762. Новые автомобили-фургоны активно использовали для выездной торговли, доставки продуктов и промтоваров в села, применяли для службы быта, развозки почты и т.п.
В 1971 году автофургон ЕрАЗ даже получил награду на выставке современной техники для общепита и предприятий торговли «Инторгмаш-71». Однако спустя три месяца машину отправили на доработку, так как конструкция требовала усовершенствования.
Модернизация фургона касалась в основном его прочности и выносливости на второстепенных дорогах.
ВажноВ отличие от грузовиков, малотоннажки оказались экономично обоснованными для доставки грузов менее 1 тонны. Также некоторые модификации «бусиков» ЕрАЗ использовали в аварийной службе и «Скорой помощи». Сегодня автомобили подобные ЕрАЗам относят к коммерческому транспорту, что и определяет сферу их применения.
Внешний вид ЕрАЗ-762
Экстерьер модели автофургона за годы выпуска кардинально не менялся.
- До 1971 года машина имела борта с гладкими стенками и с восемью продольными гофрами на крыше.
- 1971-76 гг. К названию авто добавилась маркировка А. Следующие пять лет на боковинах кузова и дверях грузового отсека появились штамповки-фальшокна. Кузовные панели были аналогичными деталям кузова модели РАФ-977ДМ.
- 1976-79 гг. Фургон-автомобиль ЕрАЗ 762 с маркировкой Б теперь получил три выпуклые гофрированные полосы на боковых и задней части кузова, поперечные гофра на крыше и сложную штамповку фальшокон. Люк для топливной заправки в этой модели расположили ниже, так как бензобак от ГАЗ-21 заменили баком от 24-го «газона», у которого горловина ниже.
- С 1979 года к названию модели добавили букву В и внесли ряд внешних изменений. На кузове появились вогнутые подштамповки, заменившие трехъярусные выпуклые полосы, прерывающиеся на стыках. Добавились два отдельных фонаря поворотников, увеличив общее число фонарей до шести.
- В 1990 году на машинах модификации ВГП и ВДП применили алюминиевые бамперы с закруглениями из черной пластмассы, установили пластиковую облицовку радиатора, а шесть задних фонарей заменили на восемь (аналог РАФ-22038) с подштамповкой на кузове.
- Каждое изменение во внешности кузова было направлено на повышение его прочности и надежности. В модели 762А ликвидировали недочеты кузова, в версии 762Б – добавлены ребра жесткости, 762В – изменены ребра жесткости, модернизирован кузов и ходовая.
- Оригинальная модель автофургона послужила базой для разработки трех спецмоделей: рефриджератора – ЕрАЗ 762Р, ВГП - пятиместного грузопассажирского микроавтобуса (нередко использовали в ритуальной сфере), ВДП - пятиместного пикапа с небольшим кузовом и двойной кабиной.
Минимальными партиями были выпущены ЕрАЗ 762 в кузове пикап для «скорой помощи» и аварийной службы.
Параметры кузова
Размеры кузовной части важны при выборе автомобиля. Четырехдверный ЕрАЗ получил закрытый цельный металлический кузов, с несущим основанием вагонного типа. Грузовой отсек оснащен одной боковой и одной задней дверью с одной створкой. Также среди модификаций модели есть ЕрАЗ грузовой с бортовой платформой и пятиместной кабиной.
Стандартные габаритные параметры модели ЕрАЗ762:
- длина – 5060 мм, измеряется от крайней точки переднего бампера до наиболее удаленной точки заднего бампера
- ширина – 1790 мм, измеряется по крайним точкам колесных арок или центральных стоек кузова
- высота – 2060 мм, расстояние от земли до крыши машины, без учета высоты рейлингов.
Интерьер кабины и грузового отсека
Внутреннее оформление кабины не отличалось роскошью, о комфорте водителя и пассажира речь практически не шла.
В зависимости от модификации, кабину отделяла от грузового отсека глухая металлическая перегородка или остекленная, со сдвижными стеклянными пластинами в грузопассажирской модели.
Стенки кабины с тканевой обивкой отчасти улучшали звукоизоляцию. Приборная панель и рулевое колесо – стандартные для советского автопрома 1970-80 гг.. Сидения в кабине двигаются в двух направлениях. Над спинками кресел может располагаться полка.
Грузовой отсек имел правую боковую и заднюю двери. Обе они были на одну сторону и с фиксацией в открытом положении. Как дополнительная опция, на двери в закрытом положении можно было навесить пломбы и закрыть специальными крышками. Если какая-либо из дверей не была закрыта, на приборной панели загорался контрольный сигнал.
Для усиления на пол и боковые стены в кузове были прикреплены деревянные рейки. Они монтировались на высоте 7,1 см от пола. В боковые части конструкторы встроили жалюзи, которые доставляли в закрытый кузов воздух в кузовную часть, можно включить из водительской кабины принудительно.
Интересно, что для приглушения вибраций все поверхности корпуса изнутри покрывались специальной мастикой. Это покрытие еще и служило защитой металла от ржавчины. В аварийных ситуациях водителя и пассажира защищали только ремни, «подушки» и прочие варианты для безопасности отечественный автопром не обеспечивал.
Технические характеристики
Малотоннажный грузовой автомобиль с двухместной кабиной и колесной формулой с двумя ведущими колесами, характеризуется:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Грузоподъемность, т | 1 |
Погрузочная высота, м | 0,65 |
Двигатель | 4-цил. карбюраторный ЗМЗ-21А, 2,445 л, 75 л.с. при 4000 об/мин. |
Количество передач | 3, с главной передачей на гипоидные шестерни |
Подвеска передняя / задняя | независимая пружинная / зависимая рессорная |
Минимальный дорожный просвет, см | 20,5 |
Размер шин | 7,00/R15 |
Максимальная скорость, км/ч | 110 |
Расход топлива, л/100 км | 12 по паспорту, 16 в ходе эксплуатации |
Объем топливного бака, л | 60 |
Масса автомобиля в снаряженном состоянии, т | 1,5 |
Базовые технические данные ЕрАЗ 762 менялись, но несущественно, в зависимости от модификации.
Цены на б/у машины
Автофургон ЕрАЗ 762 малотоннажный и сегодня имеет спрос. На площадках, торгующих подержанными авто, цена ЕрАЗ 762 стартует в среднем от 100 тысяч рублей. Стоимость зависит от года выпуска, рабочего/нерабочего состояния и комплектации.
С того момента как с конвейера сошел последний ЕрАЗ, прошло почти три десятилетия, а с момента выпуска первого автофургона почти 60. Нередко на автобазарах ЕрАЗ выставляют в нерабочем состоянии, без мотора или с салоном в ужасном состоянии. Но при этом автофургончики вызывают интерес у автолюбителей как объект для апгрейда.
Заключение
«Звездный час» фургонов ЕрАЗ 762 пришелся на конец 80-х/начало 90-х годов. Сегодня ЕрАЗ грузовой редко встречается на дорогах. В большинстве случаев это машины, которые выкупили частные лица у государственных предприятий.