Впускной коллектор с изменяемой геометрией
Впускной коллектор— неотъемлемый элемент ДВС, предназначенный для сбора выхлопных газов из цилиндров и их направления в выхлопную систему.
Оглавление
Изготавливается с применением чугуна и может иметь разные типы исполнения, в том числе измененную геометрию в плане длины или сечения. Ниже рассмотрим, в чем особенности каждого из типов устройства, поговорим о плюсах и минусах в сравнении с классической турбиной.
Что такое изменяемая геометрия и для чего она нужна
Известно, что в обычном «атмосфернике» в цилиндр попадает около 80% от внутренней полости. Такая особенность снижает эффективность работы двигателя и заставляет разработчиков задумываться над устранением проблемы. В определенный момент было принято решение создать резонансный наддув, основанный на двух параметрах: вес воздуха и скорость потока.
При небольших оборотах воздушный поток имеет небольшую скорость движения. В комплексе с редко открывающимся клапаном это ведет к негативным последствиям. Из-за большой ширины канала снижается турбулентность воздуха, уменьшается эффективность смешивания воздушного потока и горючей смеси. Топливо хуже сгорает, и, как результат, снижается мощность.
Оптимальный вариант, чтобы на небольших оборотах коллектор имел большую длину и меньший диаметр. На высоких оборотах такие требования не актуальны, ведь количество попадающего в цилиндр воздуха уменьшается. В таких обстоятельствах желательно иметь небольшой по длине и диаметру коллектор.
Раньше производители старались сделать универсальный узел, который бы обеспечивал нормальную работу на любых оборотах моторов. Такие методы не привели к ожидаемым результатам в плане мощности и экологичности. Возникли трудности в работе датчика впускного коллектора, изготовлении узла и т. д. В определенных режимах могло поступать больше или, наоборот, меньше воздуха.
ВажноСистема изменяемой геометрии — одна из самых современных систем изменения параметров коллектора. Цель таких изменений состоит в повышении мощности силового агрегата, снижении расхода горючего, достижения лучшей экологичности и снижение уровня токсичности.
Впускной коллектор— неотъемлемый элемент ДВС, предназначенный для сбора выхлопных газов из цилиндров и их направления в выхлопную систему.
Работа реализуется одним из следующих путей — изменением длины или сечения. Оба способа реализуются на бензиновых и дизельных моторах. В некоторых случаях на одном ДВС реализуется сразу оба метода. Их применение часто используется в качестве альтернативы для турбинных моторов.
Впускной коллектор с изменяемой длиной
Применение коллектора с переменной длиной актуально в разных видах моторов, работающих на бензине или дизеле. Цель нововведения состоит в лучшем наполнении камеры сгорания во всех диапазонах работы ДВС. При небольших оборотах силового агрегата требуется быстрое достижение момента, а для этого нужна большая длина рассматриваемого узла.
Систему увеличения давления во впускном коллекторе с помощью изменяемой геометрии используют следующие компании:
- Форд — DSI;
- БМВ — DIVA;
- Мазда — VICS и VRIS.
Для изменения длины устанавливается специальный клапан, который является частью системы управления мотором. Алгоритм функционирования имеет такой вид:
- Впускные клапаны закрываются.
- В коллекторе впуска сохраняется воздух, совершающий колебания с частотой, которая пропорциональна длине устройства и оборотам мотора.
- Колебания достигают определенного уровня, что позволяет войти в резонанс.
- Клапаны открываются, и смесь отправляется с увеличенным давлением.
С учетом рассмотренного алгоритма удается добиться следующих результатов:
- низкая нагрузка на мотор — длинный путь;
- высокие обороты силового агрегата — короткий.
Для изменения режима применяется блок управления, который дает команду приводу.
В функции последнего входит переключение клапана впускного коллектора между разными ветками коллектора. Рассмотренная выше схема не используется на моторах с наддувом. Это обусловлено тем, что в таких моторах воздух нагнетается механическим путем или с помощью специального компрессора.
Впускной коллектор с изменяемым сечением
Суть схемы состоит в изменении диаметра коллектора впуска для достижения поставленных целей. Используется на моторах бензинового или дизельного типа. Может применяться на авто с наддувом. Корректировка сечения позволяет менять скорость движения воздуха и, соответственно, обеспечить более быстрое смешивание. Результаты в таком случае следующие: полное сжигание горючего и уменьшение вреда выхлопа.
Особенность схемы — наличие 2-х каналов впуска, имеющих индивидуальные клапаны. Для одной пары предусмотрена заслонка, а ее привод регулируется с помощью электрического мотора или вакуумного регулятора.
Такие системы применяют следующие бренды:
- Форд — IMRC и CMCV;
- Тойота — VIS (Variable Intake System);
- Вольво — VIS (Variable Induction System).
Алгоритм действий такой:
- Начало движения и работа мотора на небольших оборотах.
- Нахождение заслонки в закрытом состоянии.
- Направление горючего в камеру сгорания по определенному каналу.
- Формирование завихрения для лучшего смешивания.
- Экономичность.
- Увеличение нагрузки и открытие заслонки впускного коллектора.
- Ускорение подачи воздушной смеси в камеры.
- Рост мощности силового агрегата.
Применение схемы эффективно, а ее универсальность привела к большей популярности среди производителей.
Достоинства и недостатки по сравнению с турбонаддувом
Применение впускного коллектора двигателя с измененной геометрией стало альтернативой для турбированных компрессоров. Цель турбины состоит в повышении мощности и снижении расхода горючего. Главным элементом системы является крыльчатка, которая раскручивается под действием отработавших газов до 200 000 оборотов в минуту и выше.
Дополнительно с турбированным наддувом может устанавливаться интеркулер, позволяющий охлаждать воздух перед подачей в камеру сгорания. Такая особенность уменьшает детонацию и улучшает характеристики мотора. При небольших оборотах система не запускается и начинает выполнять свои функции только при достижении 2500 об/мин.
Сегодня такие системы устанавливаются на бензиновые и дизельные моторы. Они отличаются компактностью, быстрой реакцией на открытие дроссельной заслонки и повышению мощностных характеристик. Параллельно снижается расход топлива на 10-20%.
У системы есть и ряд недостатков, связанных со сложностью конструкции, высокой нагрузкой, дороговизной ремонта и небольшим ресурсом мотора. Применение коллекторов с измененной геометрией стало альтернативой турбине и позволило добиться следующих преимуществ:
- снижение затрат на ремонт в случае поломки;
- повышение ресурса мотора;
- рост мощности даже при небольших оборотах;
- простота конструкции;
- отсутствие дополнительных требований к прогреву;
- нет проблем с провалом мощности и т. д.
Недостатком является недостаточное развитие технологии и ее применение небольшим количеством производителей. В процессе ремонта могут возникать сложности с поиском комплектующих, к примеру, той же прокладкой впускного коллектора. Нельзя забывать и о возможных проблемах с заслонками, на которых остановимся ниже.
Что может пойти не так
Главным недостатком систем с изменяемой геометрией являются заслонки. Для обеспечения работы они постоянно вращаются, что приводит к быстрому износу и появлению люфта. Неисправность проявляет себя характерным звуком в области коллектора впуска. Если не обращать внимание на такие признаки, заслонка в определенный момент может разрушиться. В дальнейшем куски падают в цилиндр и приводят к неисправностям двигателя.
Второй недостаток — накопление сажи на поверхности заслонки. Это обусловлено работой системы рециркуляции, которая направляет частички загрязнений. Накопление слоя грязи на поверхности приводит к ухудшению работы узла и необходимости его ремонта.
Существуют и другие признаки, которые могут косвенно указать на сбои в работе системы. К примеру, повышение расхода топлива и снижение мощности могут быть причиной неисправности мотора или топливной системы. Для определения точной причины нужна диагностика. Если появился шум заслонок, лучше с этим не затягивать и обращаться на СТО.
Заключение
Применение коллекторов с измененной геометрией является альтернативой для турбины.
Системы с изменяемым сечением и длиной имеют надежную конструкцию, обеспечивают хорошую мощность и экономичность во всем диапазоне оборотов двигателя. Недостатком является меньшая распространенность и периодические проблемы с клапаном.
- Спор с перевозчика за просрочку хранения груза
- Помогите разобраться с Hyundai Porter 2
- Нужен тент с верхней загрузкой на Газель
- Брат хочет возить пассажиров, с чего начать?
- Банкротство с/х предприятия
- Турбонаддув грузовых дизельных автомобилей
- Впускной коллектор с изменяемой геометрией
Новаторская идея по достоинству будет оценена автолюбителями. Изменяемые параметры дают возможность обеспечить максимально полное сгорание топлива, уменьшить количество выбросов в атмосферу. На лицо одни плюсы. Неплохая альтернатива привычному турбонадуву.
Интересная информация! Спасибо! Длинные трубы предотвращают возврат отработавших газов в соседние камеры сгорания, в которых еще не закрылись выпускные клапаны. Малый диаметр трубы обеспечивает высокую скорость отработавших газов, при которой происходит лучшая инерционная продувка камеры сгорания и достигается номинальный крутящий момент на низких и средних оборотах. С другой стороны трубы малого диаметра создают дополнительное сопротивление потоку при высоких оборотах двигателя. Поэтому на высоких оборотах используется короткий тракт с трубой большего диаметра.
Это существенный недостаток, когда закрылки могут в один прекрасный момент развалиться и попасть в цилиндры. Это приведет к капитальному ремонту двигателя! Как я понял, это произойдет, если игнорировать характерные звуки в области впускного коллектора.
Интересно, как технологии изменяемой геометрии действительно могут улучшить работу двигателя. Когда-то я читал о системах VTEC от Honda, где изменялись фазы газораспределения для оптимизации работы двигателя на разных оборотах. Применение изменяемой длины и сечения коллектора кажется аналогичным подходом, направленным на максимизацию эффективности. Конечно, всегда есть риск с заслонками, но это общая проблема для всех механизмов, которые включают подвижные части. Если подумать, даже в турбированных двигателях интеркулер требует особого внимания, чтобы избежать перегрева. Но все же, возможность добиться высокой мощности при меньших расходах топлива и снижении выбросов — это впечатляюще. Мне кажется, что такие системы могут стать более популярными, если производители решат вопросы с надежностью и ремонтом. Это как с любыми инновациями: сначала сложно, но потом это становится стандартом.
Система изменяемой геометрии коллектора, на мой взгляд, напоминает подход Toyota с их системой VVT-i, где регулируется время открытия и закрытия клапанов. Оба решения направлены на оптимизацию работы двигателя, что, конечно, плюс. Но все эти механизмы со временем могут стать уязвимыми, особенно если не следить за состоянием заслонок. Однако, если сравнивать с турбонаддувом, преимущества в простоте конструкции и меньших затратах на ремонт очевидны. Интересно, как быстро такие технологии будут развиваться.
Применение изменяемой геометрии коллектора звучит как интересная альтернатива турбинам. У Ford, например, есть свои системы IMRC и CMCV, и они уже некоторое время успешно работают на рынке. Конечно, проблема с заслонками не нова и, надеюсь, со временем её решат. В любом случае, это шаг в сторону улучшения эффективности и экологии двигателей.