Вездеход МТЛБ для армии
МТЛБ – это армейский вездеход с многолетней историей, который присутствует на вооружении российской армии долгие десятилетия и неоднократно отлично показывал себя в ходе различных вооруженных конфликтов.
Оглавление
Модель известна и под другим названием – «Объект-6», но литеры из приведенной выше аббревиатуры расшифровываются как многоцелевой транспортер-тягач легкий бронированный. О том, что он собой представляет, как разрабатывался и где применялся, пойдет речь в нашем сегодняшнем разговоре.
История создания вездехода МТЛБ
Машина МТЛБ появилась на свет весьма интересно. В середине прошлого века военное руководство Советского Союза пришло к пониманию того, что необходимо срочно найти замену морально устаревшему артиллерийскому тягачу АТ-П, который в то время массово использовался вооруженными силами огромной страны.
Для экономии средств и ускорения выполнения задачи было принято решение о том, чтобы не создавать технику с нуля, а модифицировать модель, которая в то время уже находилась в серийном производстве, правда, имела несколько иную сферу применения.
В основу военного МТЛБ лег транспортёр, выпускаемый под названием МТ-Л, единственным его отличием от последовал был обыкновенный, а не бронированный корпус. Говоря иными словами, чтобы выполнить поручение Минобороны, конструкторам требовалось всего лишь создать броню, практически не вмешиваясь в ключевые узлы и системы вездехода.
Решением проблемы занялись специалисты Харьковского тракторного завода, которые приступили к работе в 1964, а уже в 1966 справились с поставленной задачей, да не просто создали мощную армейскую технику, а даже пустили ее в серию.
Описание и назначение машины МТЛБ
Говоря о назначении данной разновидности военной техники, следует отметить тот факт, что она применялась преимущественно как база для машин спецназа, тогда как шасси нередко использовалось на гражданке – в качестве обычного вездехода. С середины 80 годов прошлого века базовый вариант армейского вездехода (без пулемета и башни) нередко можно было увидеть на Крайнем Севере, где он восполнял нужды местной сферы народного хозяйства.
ВажноТранспортер был многоцелевым, то есть он использовался для выполнения целого ряда задач, начиная с транспортировки людей и груза, заканчивая перевозкой артиллерийских орудий.
Боевое использование знаменитой «мотолыги» продолжалось вплоть до начала 21 века. Она прекрасно зарекомендовала себя во время Первой Чеченской войны и в ходе других военных кампаний.
Что касается особенностей этой военной машины, то при их описании необходимо начать с корпуса. Он был сварным, выпущенным из стальных плит небольшой толщины, которые с одной стороны обеспечивали модели требуемую маневренность, а с другой – гарантировали эффективную защиту от стрелкового оружия.
Такое конструктивное решение к тому же позволило добиться сравнительно небольшой массы, которая составляла 9,7 т. Скромный удельный вес обеспечил технике хорошую плавучесть, а отличная проходимость была достигнута специальной конструкцией гусениц, которые не оказывают большого давления на почву.
Машина состоит из таких отделений:
- Моторный отсек.
- Отделение трансмиссии.
- Рубка управления.
- Транспортно-грузовой отсек.
Внутри достаточно свободного пространства как для членов экипажа, так и для пассажиров, что является одной из важнейших особенностей техники.
Трансмиссионный отсек находится в носовой части. Спереди расположено отделение управления, там же – башня с пулеметом, за которым обычно работает командир экипажа.
Моторный, грузовой и пассажирский отсеки размещены по центру и в хвосте вездехода. Посадка/высадка осуществляется через двери в кормовой части или через люки, которые находятся вверху.
Управление традиционное для большинства единиц техники производства СССР – рычажное, оно присуще большинству советских машин на гусеничном ходу. Место механика-водителя адаптировано для управления в том числе и электроникой, данные от работы которой выводятся на расположенный спереди щиток.
«Мотолыга» способна достаточно быстро преодолевать и водные препятствия. Как уже говорилось выше, этому способствует небольшой вес.
Однако следует обратить внимание на тот факт, что расход топлива у данного аппарата весьма внушителен и составляет не менее ста литров топлива на сто км пути. Модификации, созданные для северных регионов, дополнительно оснащены мощной печкой, а гусеницы у них более широкие – в 350 мм, что позволяет легко и плавно перемещаться по любой поверхности.
Технические характеристики
Описывая эксплуатационные характеристики одного из самых известных армейских вездеходов России, необходимо отметить следующее:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Вес, т | 9,7 |
Грузоподъемность, т | 2,5 |
Возможность транспортировки прицепа, т | 6,5 |
Гахбариты (ДхШВ), м | 6,4х 2,8х 1,85 |
Число мест | 2 в кабине, 11 – в кузове |
Максимальная скорость, км/ч | 61,5 |
Нельзя обойти вниманием двигатель МТЛБ, который представлен восьмицилиндровой дизельной силовой установкой ЯМЗ-238, мощностью 240 л. с. Подвеска независимая торсионная, управление рычажное.
Важной особенностью трансмиссии является ее оригинальная конструкция, а также наличие двойного подвода мощности, благодаря которому машина может разворачиваться вокруг своей оси с радиусом, равным половине ее ширины. Это играет ключевую роль при необходимости передвижения узкой дорогой или лесистой местностью.
Перечисленная совокупность особенностей делает «мотолыгу» чуть ли не единственной техникой, которая способна ездить отдаленными и самыми труднодоступными регионами РФ. Широкие гусеницы МТЛБ характеризуются щадящим воздействием на почву, давление, оказываемое ими на поверхность, не превышает 0,45 кг на квадратный сантиметр.
Возможность передвижения по воде обусловлена наличием опорных катков с воздушной камерой и перемоткой гусениц. Перед преодолением водной преграды спереди поднимается водоотталкивающий щит, а по обе стороны корпуса опускаются гидродинамические щитки. В случае попадания воды в корпус включается водооткачивающая помпа.
Основное вооружение машины
Рассказывая о характеристиках МТЛБ, нельзя не затронуть тему вооружения, ведь в первую очередь, это все же военная техника. В процессе проектирования модели задача о создании боевой машины не стояла – вездеход разрабатывался исключительно для перевозки грузов и личного состава, для перемещения артиллерийских орудий, а также в качестве универсального шасси для установки на нем всевозможных надстроек. Также «мотолыга» использовалась в качестве санитарной машины.
От классического армейского грузовика, задачи которого этот вездеход по сути и выполняет, он отличается разве что гусеничным ходом, минимальным пулеметным вооружением и противострелковой броней.
Учитывая все эти нюансы, легкая броня и один только пулемет на борту присутствуют не для атаки, а исключительно для собственной защиты. Однако практика показывает, что при необходимости машина может защитить обстрелом из пулемета даже орудийные расчеты.
Броневая защита вездехода
Абзацем выше мы писали о том, что машина не предназначена для атаки, цель ее создания была несколько иной, отсюда и незначительная броневая защита. Она представлена сварным корпусом с применением катаных бронелистов, защищающих от ручного стрелкового оружия, осколков артиллерийских снарядов и мин небольшого радиуса действия.
Модификации МТЛБ
Что ж, характеристики МТЛБ рассмотрели, самое время описать модификации, коих было немало.
МТ-ЛБВМК. Одной из наиболее простых и получивших при этом самое широкое распространение модификаций стал МТ-ЛБВМК, оснащенный обновленной башней с пулеметом 6П49 «КОРД» на 12,7 мм. Все остальные узлы и механизмы техники остались неизменными.
МТ-ЛБМ 6МА – это уже мощное артиллерийское орудие, оснащенное башней от БТР-80, которая фактически превращает машину в полноценный бронетранспортер с гусеничным приводом. Вездеход оборудован пулеметом КПВТ и 7,62-мм ПКТ, которые позволяют поражать танки и легкобронированные цели на поле боя.
МТ-ЛБМ 6М1А3. Это модификация для перемещения мотострелковых частей, а также для сопровождения военных колонн и прочих объектов. Она же способна поражать живую силу и небольшие единицы техники противника, включая такие, которые оснащены динамической защитой. Вездеход может вести разведку боем, ведь он оборудован башней с 4 ПУ ПТУР «Корнет», обладающим электроприводами оперативного наведения цели. На вооружении в данной модификации также присутствует ПТК (находится на башне) и АГ-17 на 33 мм.
В числе других модификаций вездехода необходимо отметить следующие:
- МТЛБ-В, характеризующаяся повышенной проходимостью благодаря более широким гусеницам, оказывающим меньшее воздействие на почву.
- МТЛБ-ВН – это уже не военная, а гражданская техника, отлично адаптированная для восполнения потребностей народного хозяйства.
- МТЛБ-ВМ – вездеход, на котором установлен пулемет НСВТ на 12,7 мм.
- МТЛБ-ВМ1К – машина, идеально приспособленная для эксплуатации в высокогорных районах. Ее отличительной особенностью является более мощная силовая установка - ЯМЗ-238БЛ-1.
- МТЛБМ2 – версия, разработанная на «Курганмашзаводе». От основной модели отличается новым мотором и коробкой передач.
- МТЛБ-ЛПТ – пожарный трактор на гусеничном ходу, который был разработан на предприятии «Муромтепловоз».
- МТЛБ-Р6 – машина с современным дизельным мотором, обновленной башней, на которой установлена пушка калибром в 30 мм, пулемет на 7,62-мм, системой создания дымовых завес «Туча». В этой версии предусмотрена более надежная защита экипажа.
- МТЛБ-Р7 – вариант с боевым модулем «Штурм».
- MT-LB – модификация, разработанная польскими конструкторами. На ней устанавливается пулемет ДШКМ на 12,7 мм.
- «Айбат» - казахстанская версия, представляющая собой самоходный миномет, над разработкой которой трудились в том числе и израильские специалисты.
- MTLB-AM – творение азербайджанских конструкторов. Помимо пулемета на 7,62 мм на нем монтирован автоматический гранатомет и пусковая установка на 57 мм с 15-ю НАР С-5 серии.
Итог
Машина, которой мы посвятили сегодняшний материал, представляет собой многоцелевой легкий бронированный тягач с широкой сферой применения и огромным количеством модификаций. Она отличается максимальной надежностью, неоднократно доказанной на поле боя в том числе, простотой обслуживания, отличной ремонтопригодностью в полевых условиях.
Вот почему техника столь востребована как в регулярных войсках, так и на гражданке. Благодаря высокой мощности и небольшой массе, гусеничному ходу, обеспечивающему высокую проходимость, модель ласково называют «мотолыгой» и применяют для решения множества разноплановых задач.
- Телега для перевозки
- Кого лучше выбрать для перевозки?
- Мясорубка для откручивания колес
- Документы для создания фирмы грузоперевозок
- Поиск грузовых автомобилей для перевозки
- Вездеход МТЛБ для армии
Всегда мне нравилась военная техника поэтому эту статью прочитала с удовольствием, тем более что написана она очень качественно. МТЛБ вездеход конечно уже устаревший, но как и вся советская техника намного опережал своё время и вполне может пригодиться для решения сегодняшних задач.
Я служил в армии и как раз был водителем "маталыги"- так ее у нас называли. Проходимость не плохая, но вот ремонтнопригодность не доработана. Запасные части ждешь месяцами, потом при замене их все руки обдерешь пока доберешься до чего нибудь. Хотя техника вполне надежная, мощная. Армейская трудяга.
В годы моей службы это была самая «распространённая» техник. Ребята, которые ей управляли были довольны машиной. Но время не стоит на месте. И ее уже так модифицировали. С интересом прочитал статью , очень познавательно.
Честно говоря, всегда удивлялся, как долго МТЛБ остаётся в строю и не теряет актуальности. Это как если бы сравнить с легендарными автомобилями, которые остаются востребованными десятилетиями, потому что они просто работают и делают это хорошо. МТЛБ, как и многие другие советские разработки, изначально создавался с акцентом на простоту и надежность, что сейчас встречается не так часто. Эта техника напоминает мне о советских танках Т-34, которые также были известны своей простотой и эффективностью. Интересно, что МТЛБ использовался не только в военных целях, но и в гражданском секторе, что говорит о его универсальности. В статье упоминается, что он активно использовался на Крайнем Севере, и это неудивительно, учитывая его адаптацию к суровым условиям. Модификации, о которых говорится в статье, показывают, как конструкция может быть адаптирована для различных задач. Это напоминает мне эволюцию другой техники, такой как вертолёт Ми-8, который также имеет множество модификаций и используется во многих странах. Что касается вооружения, то его минимализм вполне оправдан, ведь основная задача МТЛБ — это транспортировка и поддержка, а не ведение боя. Конечно, расход топлива впечатляет, но для техники такого класса это вполне ожидаемо. В целом, МТЛБ продолжает оставаться важным элементом как военной, так и гражданской инфраструктуры, и статья отлично это подчеркивает.
МТЛБ — действительно универсальная машина. Впечатляет, как она успешно используется не только в армии, но и на гражданке. Это как старый добрый УАЗ, который тоже везде пройдет и выручит. Надёжность и простота — её главные козыри.
Интересно, что несмотря на возраст, МТЛБ до сих пор актуален. Это как старая добрая "Нива" на гусеницах — в любое болото проедет. Надеюсь, что и дальше будут поддерживать её в строю, ведь такая техника всегда найдёт применение.