Автоюристы против страховщиков
В настоящее время автовладельцами активно обсуждается инициатива Минфина по введению изменений в ОСАГО.
Российский союз страховщиков (РСА) настаивает на натуральном механизме возмещения ущерба по ОСАГО, когда деньги на восстановление автомобиля будут перечисляться непосредственно на счета сервисного центра минуя карман автовладельца.
При этом страховые тарифы останутся без изменений. В публикациях СМИ данная мера правительства активно поддерживается. Её реализация позволит избавиться от услуг автоюристов. Это правовые посредники, активно навязывающие пострадавшему в ДТП своё партнёрство в части представления их интересов перед страховщиками.
Автоюристы наступают
В последнее время активность автоюристов существенно возросла. За 2015 год страховщики были вынуждены перечислить на их счета порядка 11 млрд рублей. По итогам текущего года этот показатель увеличится. В одном из районных центров Краснодарского края официально работает контора автоюриста, которая сумела выиграть у страховщиков 55 дел на общую сумму 22 млн (!) рублей. В среднем на одном деле правоведы заработали 120 тыс. рублей ущерба по ОСАГО и 275 тыс. рублей в виде штрафов и неустоек.
Зная масштабы происходящего, становится понятной позиция РСА. Как ни крути, но деятельность автоюристов основана на действии закона «О защите прав потребителей», который регулирует в целом услугу ОСАГО. В качестве союзника автовладельца в препирательствах со страховщиками юристы имеют право на 50% суммы, недоплаченной по договору.
Бизнес стал набирать обороты во всех регионах страны. Воспользовавшись законодательством и связями в ГИБДД, компании правоведов с потрясающей скоростью прибывают на место происшествия с целью выкупить у пострадавшего право требования к страховой организации непосредственно после ДТП. Количество страховых дел с участием посредников возросло кратно.
А после увеличения со 120 тыс. до 400 тыс. рублей предельного размера покрытия ущерба в РСА готовы констатировать финансовый крах. Больше всего страдают страховщики, работающие в низкорентабельных или токсичных российских регионах. Такое название получили территории с высокой активностью автоюристов. Убыточность деятельности страховых организаций по ОСАГО в ряде случае составляет выше 100%. Лишь после двукратного повышения тарифов ситуация в некоторой степени изменилась в их пользу. Но в целом вопрос остался нерешённым.
Страховщики обороняются
Тяжба с автоюристами – это не единственная проблема системы автострахования. Но она носит фундаментальный характер, поскольку именно на её фоне возник бойкот страховщиков, саботирующих онлайн-продажу полисов ОСАГО. Газета «Коммерсантъ» указывает, что в ряде регионов накануне остановки электронных продаж, в системе сервиса «Росгосстраха» зафиксировано огромное количество запросов, которые «идут с одного адреса» и осуществляются не водителями, а профессиональными посредниками.
В качестве попытки решения вопроса убыточных брокеров, РСА запускает систему «Единого агента». Таким образом, продолжая фиксировать ущерб от реализации полисов ОСАГО, страховой офис будет функционировать за счёт продаж других страховых услуг, пока ситуация не изменится. Именно с этой целью проталкивается идея «натурального ремонта». Но и она панацей не является.
Напротив, обострится проблема качества сервисных услуг. Если сегодня значительный процент автовладельцев стремится избегать общения с автосервисом, то после введения «обязательного» ремонта все деньги полноводной рекой потекут на счета сервисных центров. А проблема выполнения ремонтных работ целиком ляжет на плечи автовладельца.
В этом случае РСА предлагает компенсировать возможные потери по запчастям, исключив необходимость доплаты со стороны пострадавшего за их износ. Учитывая нынешние убытки, новый вид расходов для страховщиков будет существенно ниже.
Страдают автовладельцы
Где находится источник сверхдоходов автоюристов? Из-за отсутствия законодательства, регулирующего оценку ущерба. В России существует служба аттестованных оценщиков, которые работают во всех сферах подряд: недвижимость, животные, но при этом нет системы узкой специализации.
Поэтому вынесенную страховщиками оценку ущерба, всегда можно опротестовать, доказать это в суде и получить честно заработанные деньги. Всё по закону. Придраться не к чему. Но страховщики по-прежнему несут убытки, автоюристы наживаются на ДТП, а крайними, в конечном счёте, остаются автовладельцы.
Безусловно, имеет смысл пересмотреть механизм возврата утраченной товарной стоимости автовладения. Необходимо разграничить понятия функциональности транспортного средства и его товарного (внешнего) вида. Внешние повреждения, не имеющие отношения к функционалу автомобиля, возможно следует исключить из перечня страховых случаев, входящих в ОСАГО, как обязательный вид страхования транспортного средства. А риск удешевления авто можно застраховать отдельно, на добровольных началах.
Ну и последним действенным средством в борьбе с излишне активными правоведами может стать запрет на уступку права требования возмещения ущерба по ОСАГО вплоть до получения автовладельцем ответа, непосредственно, от страховой компании. Таком образом, страховщики получат приоритет при выстраивании отношений с клиентом после возникновения ДТП.
Российский страховой рынок только начинает формироваться, проходя все этапы саморегулирования. В условиях рыночной экономики необходима поддержка государства в области создания адекватной нормативной базы.
В данном случае важно слаженное действие всех заинтересованных ведомств и структур: Центробанка, Минфина и Госдумы. Необходимы конкретные предложения, основанные на эффективных прогнозах экспертов в совокупности с созданием системного законодательства, в котором не останется лазеек.
Бедные страховщики, вся история ОСАГО все то для них одни проблемы, только как доходы опубликуют так и не видно где же они бедствия, видимо стороной проходят в прогнозах.
Я так понимаю просто государство хочет взять под контроль еще одну сферу бизнеса и сделать компании-монополии, в которые и будут перечисляться выплаты.
Противостояние заинтересованных сторон будет серьезным, ведь речь идет об очень значительных суммах.
Была бы упрощена процедура получения компенсации по ОСАГО - не было бы необходимости в привлечении автоюристов. Автор статьи прав - нужна четкая регламентации сферы ОСАГО, учитывающая потребности клиентов и возможности страховых компаний. Иначе ситуация будет меняться только в худшую сторону
Честно говоря, идея натурального возмещения ущерба по ОСАГО звучит довольно логично. Это как если бы в магазине вместо возврата денег за бракованный товар вам сразу предлагали обменять его на новый. Конечно, это может помочь сдержать аппетиты автоюристов, которые научились ловко использовать законодательные пробелы. Но есть и обратная сторона медали: качество ремонта в сервисных центрах, к которым будут направлять автомобили. Тут вспоминается ситуация с обязательной сертификацией на рынке автозапчастей: хорошая идея, но как часто мы слышим о жалобах на некачественные детали? Если уж идти по этому пути, то нужно тщательно контролировать качество услуг, чтобы автовладельцы не оставались в проигрыше. Вспомним зарубежный опыт, например, в Германии, где страховые компании активно сотрудничают с сертифицированными СТО, что позволяет поддерживать высокий стандарт ремонта. Россия только начинает формировать свой страховой рынок, и важно, чтобы на этом пути не было допущено ошибок. Не стоит забывать и про необходимость создания системного законодательства, которое позволит избежать появления лазеек для недобросовестных игроков.
Натуральное возмещение? Звучит как интересная идея, но меня больше волнует, как это скажется на времени ремонта. Как показывает практика, иногда проще получить деньги и самому выбрать сервис, чем ждать, когда все оформят и отремонтируют. Главное, чтобы не пришлось потом судиться за качество работы, как это часто бывает с гарантийным ремонтом.
Система натурального возмещения ущерба по ОСАГО может стать настоящим спасением для страховщиков, но только в том случае, если она будет правильно реализована. Главное, чтобы автовладельцы не оказались в ситуации, когда приходится долго ждать качественного ремонта. Надеюсь, что будут предусмотрены механизмы контроля за сервисами, иначе это может привести к еще большим проблемам.