Экскаваторы-дреноукладчики

Дреноукладчик— специальная техника, выполненная в виде экскаватора с оборудованием, необходимым для создания дренажных траншей и прокладывания в них труб для дренажа. Возможности такого оборудования позволяют укладывать трубопроводы из пластмассы / керамики, а также иные коммуникации.Ниже рассмотрим, в чем особенности такой техники, как она работает. Разберем технические характеристики и параметры популярной модели ЭТЦ-203.

Назначение экскаваторов-дреноукладчиков

Главное назначение техники состоит в создании траншей в незамершем грунте первой-третьей категорий под определенным углом и с одновременной прокладкой дренажных труб из керамики или пластмассы. Параллельно может осуществляться укладка сыпучего материала, играющего роль фильтра, муфт и т. д.

Важно

Оборудование применяется в зонах осушения / орошения. В зависимости от типа экскаватор-дреноукладчик способен создавать траншеи глубиной до 2,3 м.

Это можно сделать на ровных и пересеченных поверхностях. При этом углы спуска-подъема не должны превышать 10 градусов. Ширина также может отличается в зависимости от типа. Чаще всего создаются траншеи до 35-50 см, но возможны и другие варианты.

Применяется в следующих сферах:

  • промышленность;
  • сельское хозяйство;
  • мелиоративное строительство.

Может использоваться в условиях города, сельской местности. Техника активно применяется при малоэтажном строительстве.

Классификация дреноукладчиков, принцип работы

Читайте также: Бестраншейные технологии прокладки трубопроводов

Дреноукладчик

Для создания дренажных траншей и прокладки труб могут применяться разные экскаваторы непрерывного действия. Они классифицируются по таким параметрам:

  • Особенности передвижения рабочего органа. К этой категории относится спецтехника продольного, поперечного или радиального компания. В первом случае ковш движется параллельно направлению движения, во втором — перпендикулярно, а в третьем вращается вокруг оси.
  • Конструктивные особенности рабочего элемента. Экскаваторы-дреноукладчики могут комплектоваться цепными, роторными, 2-роторными / фрезерными или комбинированными рабочими органами. Чаще всего применяется первый вариант.
  • Ходовое устройство — гусеницы или пневмоколеса.
  • Вид рабочего элемента. Спецтехника может работать с помощью ковша или использовать скребок / резец / плуг. В некоторых моделях предусмотрен смешанный вариант.
  • Назначение. В статье рассмотрены дреноукладчики, но встречаются и другие виды техники — для создания траншей, каналов или для работы на карьерах.
  • Привод. Экскаваторы-дреноукладчики могут иметь электрический, механический, гидравлический или «смешанный» тип приводного механизма.
  • Тип соединения с базовой частью — полуприцеп, прицеп или навесной вариант.

Главный элемент экскаватора — энергетический модуль, который фиксируется на ходовой части и обеспечивает передачу вращения на рабочее оборудование. Траншею копает рабочий орган, в состав которого входит рама, закрепленная на пилоне и имеющая возможность поворота. Снизу крепится механизм для укладки трубы, который регулируется с помощью гидравлического цилиндра.

В процессе укладки техника подъезжает к месту создания углубления. На следующем шаге запускается привод ковшевой цепи, а рабочий элемент опускается в землю и создает необходимое углубление. При этом экскаватор постепенно перемещается по поверхности, оставляя за собой яму необходимой глубины. При этом ковши забирают землю, а после разгружают ее слева и справа спецтехники.Чистка ковшей от земли происходит с помощью специального скребкового очистителя.

Как только рабочий элемент углубляется в землю на нужную глубину, экскаватор-дреноукладчик ускоряется и проделывает углубление немного больше, чем длина самого устройства. На следующем шаге с помощью гидравлического цилиндра выполняется дальнейшая прокладки. При создании нужной глубины / уклона используются предназначенные для этого системы. Для защиты труб от смещения или сдавливания земельной поверхностью нужно присыпать их слоем грунта на 20-30 см.

Если укладывается труба из пластмассы, она пропускается под спецтехникой, а после соединяется с коллекторным механизмом и удерживается от смещения с применением вилочного инструмента. Прижатие трубы ко дну осуществляется с помощью ролика.

Экскаватор-дреноукладчик ЭТЦ-203

Дреноукладчик

Модель ЭТЦ 203— представитель серии экскаваторов-дреноукладчиков, созданный с применением только современных материалов. Главным отличием от прошлых моделей является гидропривод хода, что обеспечивает большую плавность и лучшую маневренность. Техника применяется для укладки систем дренажа на определенной глубине с уклоном и применением полиэтиленовых труб.

Экскаватор может применяться для укладки иных видов коммуникаций. Выдает ширину траншеи до 50 см, а глубину до 2 м. Считается оптимальным вариантом для укладки ленточного фундамента при строительстве невысоких объектов.
Конструктивно ЭТЦ 203 состоит из таких элементов:

  • гусеницы, обеспечивающие ход спецтехники;
  • рама;
  • рабочий орган;
  • гидросистема;
  • силовая установка;
  • электрооборудование;
  • подкабина с кабиной;
  • устройство прокладки трубы для дренажа;
  • ленточный транспортер;
  • прочие элементы.

При использовании техники для создания траншей возможно крепление для бухты, а также монтаж заднего органа для крепления тележки, натяжителя цепи, вала привода, очистителя для ковша и иного оборудования.

В состав ковшовой цепи входит 12 ковшей, которые смонтированы на 2-х бесконечных цепных устройствах. При этом вращение производится с помощью гидравлического мотора. В рабочей позиции он находится на упорах.  Имеются также специальные приспособления, позволяющие измерять давление жидкости в гидравлической системе.
К особенностям экскаватора-дреноукладчика стоит отнести:

  • Удобные органы управления. На приборной панели предусмотрены элементы включения и реверса движения ковша, управление гидравлическими цилиндрами, выравнивание колес, транспортный ход и другое. Есть удобное табло, на котором отображаются особенности работы устройства: параметры мотора, работа систем и другое.
  • Подуманное рабочее оборудование. Главными элементами ЭТЦ 203 является транспортер, пилон, рабочий орган и трубоукладчик. На раме установлен датчик для измерения уклона.
  • Гибкая в управлении гидравлическая система. Ее назначение состоит в управлении силового механизма экскаватора. Для защиты устройства предусмотрены разные клапаны — защитные и вмонтированные в напорно-сливные линии. 
  • Надежное электрооборудование. В его функции входит пуск мотора, обеспечение освещения, вентиляции и световой сигнализации. Также обеспечивается предпусковой подогрев. 
  • Наличие датчика уклона (нивелира), контролирующего угол наклона и его правильность. При этом необходимые элементы управления находятся непосредственно в кабине водителя.

Технические характеристики дреноукладчика

При рассмотрении техники нужно уделить внимание характеристикам  ЭТЦ 203. К основным параметрам стоит отнести:

 Технические характеристики  Значения
 Двигатель  ММЗ Д245
 Частота вращения, об / мин   2200
 Скорость, км / час  4,7
 Мощность двигателя, л. с.   105
 Глубина укладки, м  2
 Диаметр трубы, см  5-11
 Точность укладки, см  1
 Радиус разворота, м  6
 Допустимый уклон, град  12
 Ширина гусениц, см  60
 Бортовая сеть, В  24
 Размеры (ДхШхВ), м  13,2х2,8х3,1
 Скорость движения ковша / транспортера, м / мин    0,74-1.24 / 3.01-4,51
 Экипаж, чел  2

Описание работы ЭТЦ-203

Перед началом эксплуатации проводится обкатка экскаватора на холостом ходу в течение 15 минут, а впоследствии под нагрузкой. Во втором случае оборудование должно проработать в течение 30 мото-часов. В процессе обкатки нужно смотреть на правильность работы систем, надежность крепления и провести протяжку необходимых механизмов. Первые 15 часов рекомендуется использовать транспорт только на легком грунте, а стартовые 100 часов после первого пуска проводятся

Перед началом работы важно убедиться в следующим моментах:

  • На пути движения транспорта нет посторонних элементов, а участок предварительно выравнен.
  • Пути движения экскаватора-дреноукладчика подготовлены и укреплены, что особенно актуально для сложной местности.
  • Проведено техническое обслуживание.
  • Органы управления установлены в нейтральную позицию, а включатель массы активирован.
  • При использовании при температуре ниже +5 градусов Цельсия использовананизкозамерзающаярабочая смесь.
  • После пуска нужно постепенно повышать обороты, но не доводить до максимальных значений, пока мотор не достигнет нужной рабочей температуры.
  • Как только нагрев выполнен, нужно проверить давление масла и напряжение бортовой сети.

Для выполнения работы ЭТЦ 203 устанавливается в начале траншеи, чтобы ось спецтехники совпадала с осью будущей ямы. После этого нужно поднять упоры и запустить рабочий орган. Во время решения задачи в бригаде должно быть от 3-х и более работников. В эту группу входит водитель, работник-трубоукладчик и рабочий.

Для ускорения процесса может привлекаться дополнительный персонал. Сам принцип работы такого оборудования рассмотрен выше.
Перед остановкой мотора нужно дать ему поработать около пяти минут на ХХ.

После этого нужно заглушить агрегат, достать ключ и выключить «массу». Далее путем включения элементов управления снимается остаточное давление, а рабочие рукояти устанавливаются в нейтральную позицию. Также нужно очистить машину от пыли и грязи. 

Российские производители дреноукладчиков

В России история экскаваторов-дреноукладчиков началась еще в 50-х годах прошлого века. Именно тогда на Дмитриевском экскаваторном заводе была выпущена модель ЭТ 141, изготовленная на базе трактора ДТ 54. Через несколько лет появился ЭТН 142, созданный сначала в Киеве на заводе «Красный экскаватор», впоследствии доработанный уже в Таллине. К слову, Таллинский завод по изготовлению экскаваторов-дреноукладчиков был самым крупным в СССР.

В 60-х годах на заводе дорожных машин в Брянске было запущено производство цепных экскаваторов.Появились машины Д 658 и Д 659, в основе которых лежат трактор Т 100.

Впоследствии была выпущена модель ДУ 4003, ставшая разработкой Ирмаш и ВНИИГиМ, а в начале 2000-х появился ЭТЦ 2012. В 2010-м на Кохановском заводе разработана оптимизированная версия ЭТЦ 202Б. Здесь же производится экскаватор-дреноукладчик ЭТЦ 203, о котором шла речь выше.

Заключение

Важно экскаваторов, предназначенных для укладки дренажных труб и создания под них траншей, трудно переоценить. Это надежная техника, способная работать в сложных условиях. В России главным производителем является Кохановский экскаваторный завод, на котором изготавливаются наиболее популярные модели, в том числе ЭТЦ 203.

Экскаватор-дреноукладчик ЭТЦ-203

Рейтинг: 8
Комментариев: 3 Просмотры: 399 01-06-2021 19:56
Поиск запроса "экскаваторы-дреноукладчики" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Николай Иванович Ряжск 02.06.2021

Спасибо за подробный материал, узнал много интересного об экскаваторах - дреноукладчиках. Наша компания расширяет сферу деятельности и планирует закупку ЭТЦ 203. Ранее я читал за него много отзывов, и многие хвалят технику. Она имеет надежную гидравлику, хороший мотор и удобна в эксплуатации. Как только начнем применение, сразу отпишусь.

0
0
Ответить
Равиль Набережные Челны 02.06.2021

ЭТЦ 203 — уникальный в своем роде экскаватор-дреноукладчик. Интересно, что эта модель существенно опережает по популярности другие виды техники. Как правило, ширины в 50 см и глубины до 2 метров достаточно для прокладки основных коммуникаций. Главное — придерживаться инструкции по эксплуатации и следить за техническим состоянием транспорта. В таком случае он прослужит дольше.

0
0
Ответить
Владимир Герман 02.06.2021

Дреноукладчики - техника крайне специфическая, требующая качественного исполнения и нестандартных конструкторских решений. Отрадно, что Кохановский экскаваторный завод успешно производит такую спецтехнику.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: