Евросоюз и Шенген, полезная информация для грузоперевозчика

Понятия «Евросоюз» и «Шенген» похожи и имеют ряд плюсов для транспортных компаний в плане отсутствия пограничного контроля и упрощенного процесса пересечения границы. Но суть таких образований отличается. Если ЕС создан в виде политического / экономического образования,

Шенгенская зона — договор о фактическом отсутствии границ для граждан и грузоперевозчиков, которые могут передвигаться по Европе без дополнительных документов. Ниже рассмотрим, в чем особенности каждого объединения, и что это значит для перевозчиков.

Шенгенское соглашение и его развитие

Евросоюз и Шенген

С увеличением объема грузоперевозок и потока туристов европейские страны задумались над созданием специальной зоны с особыми правилами. Так, 14 июня 1985-го дипломаты разных стран договорились и оформили Шенгенское соглашение. Его суть подразумевает отказ от создания пограничных зон между разными государствами. В качестве подписантов договора выступили пять стран — Германия (на тот момент только западная часть), Франция, Бельгия, Голландия и Люксембург. 

В июне 1990-го создатели подписали конвенцию о применении, а отмена контроля между первыми странами Шенгенского соглашения и группой других государств произошла в марте 1995-го. К озвученной выше группе добавилась Испания с Португалией, включенных в договоре в июне 1991-го. Дальнейший процесс отмены контроля между границами проходил в несколько этапов:

  • 10.1997-го — Италия.
  • 12.1997-го — Австрия.
  • 05.1999-го — включение Шенгена в законодательную базу Евросоюза.
  • 01.2000-го — Греция.
  • 03.2001-го — Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия и Исландия.
  • 12.2007-го — суша и море: Венгрия, Чехия, Эстония, Польша, Мальта, Литва, Словакия, Латвия и Словения.
  • 03.2008-го — аэропорты для озвученных выше стран.
  • 12.2008-го и 03.2008-го — Швейцария для суши / аэропортов соответственно.
  • 12.2011-го — Лихтенштейн.
Важно

На 2022 год в список Шенгенского соглашения входит 26 государств, а территория этой зоны превышает 4,3 млн. кв. км. Общая численность населения в странах, включенных в договор, свыше 400 млн человек. 

В состав соглашения не входит только четыре государства ЕС, которые обязуются через время войти в этот список. Речь идет о Румынии, Болгарии, Кипре и Хорватии. Но есть государства, которые не вошли в Европейский Союз, но стали странами Шенгена. Это касается Норвегии, Исландии, Швейцарии и Лихтенштейна.

Почти все упомянутые выше государства территориально расположены в Европе. Это не касается Мальты и Исландии. Есть также группа государств, которые из-за особенностей расположения не имеют морских границ и входят в состав членов Шенгена. Это значит, что они автоматически становятся членами договора. Речь идет о Сан-Марино, Монако, Андорре и ряде других государств-карликов.

Евросоюз и его отличие от Шенгена

Евросоюз и Шенген

Для понимания разницы сначала разберемся в сути Шенгенского соглашения, и что оно дает странам-подписантам. Главная задача, которая была реализована — отказ от приграничного контроля, характерного для государств, не входящих в эту зону. Нововведение упростило жизнь грузоперевозчикам, получившим право пересекать границы без предоставления большого пакета документов.

Для беспроблемного движения по территории стран Шенгена необходимо быть гражданином одного их этих государств. В ином случае может потребоваться виза, позволяющая беспрепятственно перемещаться и не терять время на длительное оформление. Отметим, что в 2016-м, а также в 2021-м из-за активной миграции и коронавируса соответственно появлялись дополнительные условия пересечения границ легковым и грузовым транспортом.

ЕС— объединение группы государств в сфере политики и экономики, созданное 1.11.1993-го. В список Евросоюза на 2022 год входит 28 стран, а также есть ряд претендентов, планирующих его пополнить в ближайшее время. Подписание договора открыло пути для упрощенной перевозки грузов для всех стран-участниц.

Внутри ЕС действуют похожие принципы ценообразования, которые меняются с учетом географического расположения страны. Также по единой схеме регулируется предельный вес транспортных средств, дорожный сбор, допустимые нормы выбросов СО2 и т. д. Указанные выше и другие требования действуют для всех участников Европейского Союза, но размер выплат может отличаться.

Если рассматривать, в чем суть Евросоюза для обычных граждан, можно выделить два основных плюса для граждан: отсутствие ограничений проживания в государстве, где оформлен ВНЖ, а также возможность проживания в любой Шенгенской стране три месяца каждые полгода. 

Государства-кандидаты в Шенген и Евросоюз

Преимущества Шенгенской зоны привлекают многие государства, которые хотели бы пополнить их перечень. К потенциальным претендентам относятся Болгария, Черногория, Хорватии и Кипр. Европарламент многократно рассматривал заявки этих государств, но время вступления постоянно переносилось. Причины в каждом случае индивидуальны. К примеру, у Кипра имеются нерешенные территориальные споры с Турцией, а в Румынии и Болгарии много вопросов с преступностью и коррупционной составляющей.

Евросоюз и Шенген

Также имеется много желающих пополнить список стран Евросоюза. На 2022 год в список кандидатов на вступление в ЕС входит шесть государств. К примеру, еще в 1987-м заявка была подана Турцией, в 2004-м Северной Македонией, в 2008-м Черногорией, в 2009-м Сербией и Албанией, а в 2022-м Украиной. В некоторых странах переговорный процесс о присоединении так и не начинался.

Справедливости ради стоит отметить, что желание вступить в ЕС имеют не все страны. К примеру, Великобритания приняла решение выйти из Евросоюза, а ряд государств (Швейцария, Исландия и Норвегия) отказались от вступления. В состав ЕС не входит и ряд государств-карликов (Ватикан, Сан-Марино и прочие). Как отмечалось, эти страны по умолчанию входят в Шенгенскую зону, поэтому с грузоперевозками не возникает трудностей.

Если страна Европы не является составляющей ЕС или Шенгена, это не свидетельствует об усложнении процесса грузоперевозок. Для таких государств действуют другие экономические соглашения, упрощающие процесс движения через границу и объем товарооборота.

Особые территории стран Шенгенской зоны

Евросоюз и Шенген

При рассмотрении темы стоит упомянуть особые территории государств, входящих в список стран Шенгена. В их состав входят:

  • Западная Германия. После развала СССР отдельная часть ФРГ подключилась к Шенгенской зоне, как и ГДР. В Интернете встречаются сведения, что населенный пункт Бюзиген на Верхнем Рейне и архипелаг Гельголандне являются частью Шенгена. Это не совсем так. Упомянутый город входит в Шенгенскую зону, но пока не включен в таможенную территорию. Что касается архипелага, он не является частью налоговой / таможенной части Евросоюза.
  • Гренландия и Фареры находятся в собственности Дании, но не являются частью Шенгена и Евросоюза. Это означает, что въехать на их территорию с привычной визой не получится, и потребуется национальная D-виза или особый тип документа. 
  • Святая Гора Афон является территорией Греции. Часть этих территорий входит в ЕС и Шенген, но для их посещения обычной визы не хватит. Мужчинам необходимо получить одобрение Диамонитирион (оформляется в виде документа). Женщинам доступа нет.
  • Ливиньо и Кампионе-д’Италия — особые части Италии, являющиеся частью Шенгена, но не входящие в зону единого налогообложения. 
  • Сеута, Мелилья — испанские территории, доступные для посещения по шенгенской визе. Дополнительным условием въезда является предоставление паспорта. 
  • Канарские острова — автономная территория Испании, часть Шенгена. Для проезда необходим паспорт. На этой территории действуют правила торговли без дополнительных пошлин.
  • Шпицберген — норвежский архипелаг, не являющийся часть Шенгена, что требует наличия местной визы для посещения. Правило не касается государств-членов Шпицбергенского трактата, в том числе РФ.
  • Кюрасао, Синт-Мартен и другие территории Нидерландов, которые удалены от страны, часто не входят в ЕС и Шенген. Для их посещения нужна национальная D-виза или многоразовое шенгенское разрешение.

Рассмотренный выше список можно дополнить множеством других специальных территорий. К примеру, Азорские острова и арх. Мадейра (Португалия) являются частью ЕС и Шенгенской зоны. Аландские острова (Финляндия) не входят в рассматриваемую зону, но доступны к посещению без визы или пограничного контроля.

Заключение

Евросоюз и Шенген

Вхождение государства в Шенгенскую зону и ЕС упрощает грузоперевозки и позволяет пересекать границы без приграничного контроля.

Но стоит учесть, что другие правила в отношении документов, сборов, грузоподъемности и экологичности сохраняются. Требования к перевозчикам могут меняться с учетом пандемии и иных форс-мажорных ситуаций, поэтому правила проезда лучше уточнять заранее.

Рейтинг: 14
Всего оценок: 4 Комментариев: 6 Просмотров: 890
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 06-05-2022 / Обновлено: 29-10-2023
Поиск запроса "евросоюз и шенген, полезная информация для грузоперевозчика" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Оля Москва 25.05.2022

Спасибо, очень полезная статья! Много чего с этого не знала. Очень благодарна автору!

0
0
Ответить
Елена Минск 02.09.2022

Статья дала ответы на многие мои вопросы, а некоторые моменты для меня стали открытием. Автору отдельная благодарность, очень хорошо раскрыта тема и все понятно.

0
0
Ответить
Андрей Москва 03.09.2022

Статья устарела. Теперь даже грузоперевозчиков со всеми правильными документами не пускают в Европу на пограничных постах в Польше и странах Прибалтики. Да и народ с Шенгенскими визами тоже тормозят и уже на постах с Финляндией.

0
0
Ответить
Ким 21.11.2024

Интересно, как Шенгенское соглашение стало настолько важным для логистики и туризма в Европе. Сначала кажется, что это просто о снятии границ, но на самом деле это гораздо больше. Если вспомнить, как в 1995 году к соглашению присоединились такие страны, как Испания и Португалия, можно увидеть, как это повлияло на экономику и взаимодействие между странами. Это как в случае с НАФТА в Северной Америке, где упрощение торговых барьеров значительно увеличило товарооборот. Но в отличие от Шенгена, НАФТА не предусматривает свободное перемещение людей, что подчеркивает уникальность европейского подхода. Также интересно, как Шенгенская зона продолжает расширяться, добавляя новых членов, несмотря на все сложности. Вспоминается, как Великобритания покинула ЕС, но продолжила поддерживать тесные экономические связи с Европой. Это пример того, как даже после выхода из крупного союза страны находят способы поддерживать сотрудничество. Конечно, все это требует тонкой настройки и постоянного обновления процедур, особенно в условиях пандемии. Удивительно, как быстро адаптировались правила к новым реалиям в 2021 году, когда возникли новые вызовы. Это показывает гибкость и способность европейских стран действовать совместно для решения общих проблем. Так что, несмотря на все трудности и изменения, Шенген остается важной частью европейской интеграции и примером для других регионов.

0
0
Ответить
Логгин 22.11.2024

Я всегда думал, что ЕС и Шенген - это одно и то же, но оказывается, у них разные функции и цели. Непросто разобраться, но статья хорошо объясняет разницу. Шенген - это про открытые границы, а ЕС - про экономику и политику. Отличное объяснение!

0
0
Ответить
Евстафий 23.11.2024

Статья хорошо проливает свет на сложные аспекты Шенгенского соглашения и его влияние на международные грузоперевозки. Радует, что так много стран стремится присоединиться, это говорит о его важности и эффективности.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: