Флагманский локомотив, паровоз Иосиф Сталин

Паровоз «Иосиф Сталин» или ИС20 был самым мощным и быстрым железнодорожным пассажирским локомотивом своего времени. Его максимальная скорость достигала 155-180 км/час (по разным источникам). Мощность варьировалась в диапазоне 2,5-3,2 тыс. л. с.

Паровоз был запущен в серийное производство в 1932 году и продолжал эксплуатироваться до 1972 года (пусть и под другим названием – ФДп или «Феликс Дзержинский» (значок «п» обозначает пассажирский, так как одновременно использовался грузовой локомотив с аналогичным наименованием), принятым после начала борьбы с культом личности Сталина).

Спустя несколько лет после появления – в 1937 году – разработанный советскими конструкторами и инженерами локомотив получил Гран-при на проходящей в Париже всемирной выставке. Он сегодняшнего дня остается самым мощным пассажирским паровозом в истории отечественного паровозостроения.

Исходя из написанного выше, можно сделать очевидный вывод о незаурядности локомотива ИС20. Поэтому имеет смысл рассмотреть историю создания, особенности устройства и технические характеристики паровоза «Иосиф Сталин» более внимательно.

Эпоха паровой тяги на железной дороге

Разработка железной дороги произвела революцию в логистике, результатом которой стал стремительный рост промышленности. Основной нового вида транспорта стал паровой двигатель, первые достаточно мощные модели которого появились во второй половине 18 века. Что в сочетании с разработанными несколько ранее рельсовыми путями привело к появлению полноценной железной дороги и транспортных средств, способных перемещаться по ней. Первый паровоз был запущен в 1804 году.

Карта железных дорог России 1914 года

С течением времени рельсы, локомотивы и вагоны быстро совершенствовались. Очевидное преимущество железнодорожного транспорта над автомобильным и тем более гужевым - как в объемах, так и скорости перевозки, причем и грузов, и пассажиров – привело к стремительному росту ж/д сети. Дополнительным плюсом стало достаточно ранее разделение локомотивов и вагонов на грузовые и пассажирские. Такая специализация позволила еще более полное реализовать впечатляющие достоинства железнодорожного транспорта на практике.

Сеть ж/д дорог быстро «опутала» индустриально развитые страны мира. Начиная с Великобритании, продолжая США и Западной Европой. Длина путей кратно росла с каждым годом. Как и эффективность паровозов, которые длительное время – вплоть 20-40-х годов 20 века – оставались главной движущей силой железнодорожного транспорта.

В России первая полноценная железная дорога была построена в 1788 году. Государство стремилось развивать этот вид транспорта, что вполне логично, если учесть огромную территорию страны и острую потребность в перевозку большого количества пассажиров и не меньших объемов грузов.

Несмотря на это, уровень отечественной железнодорожной инфраструктуры длительное время (до становления экономики Советского Союза) отставал от развитых западных стран.

карта железных дорог россии 1914 года

Заменой паровозам стали тепловозы и электровозы. Первые используют дизельное топливо и двигатели внутреннего сгорания. Вторые – работают на электричестве. Оба варианта намного эффективнее, но смогли заменить паровозы далеко не сразу. Достаточно отметить, что полный перевод советских ж/д на тепловозную тягу состоялся только в начале 60-х годов 20 века.

Полный переход на электрифицированные ж/д попросту не произошел до настоящего времени и вряд ли возможен (за редким исключением небольших и очень развитых стран).

Первые электровозы и электрифицированные ж/д пути появились в 80-е годы 19 века. Но еще несколько десятков лет после этого они не могли конкурировать с паровозами ни в мощности, ни в тяговой силе, ни в распространенности. Активная электрификация ж/д дорог началась между первой и второй мировыми войнами. При непосредственном участии всех развитых стран мира, включая быстро набирающий ход СССР.

карта железных дорог россии

Важной особенностью электрифицированных железнодорожных путей стала возможность одновременного использования и паровозов, и тепловозов, и электровозов, что сделало их универсальными, а переход от паровой тяги к тепловой и электрической – постепенным и плавным.

Результатом стала эксплуатация паровозов вплоть до 70-80-х годов 20 века. Сказанное в полной мере справедливо в отношении «героя» данной статьи – пассажирского локомотива ИС20 или «Иосиф Сталин». Что не должно вызывать удивление, если учесть впечатляющие характеристики паровоза.

Принцип работы, схема паровоза

  • За продолжительное время практического использования конструкция паровозов была отработана до мелочей. Результатом чего стало появление очень надежных, мощных и долговечных локомотивов на паровой тяге. Принцип их работы не отличался особой сложностью и предусматривал следующие этапы технологического цикла:
  • Подача топлива (преимущественно – уголь, реже – нефть или дрова) в топку.
  • Его сгорание в процессе взаимодействия с кислородом из воздуха.
  • Преобразование выделенной энергии в тепловую с нагреванием стенок и труб парового котла.
  • Нагрев размещенной в котле воды до образования пара.
  • Подача последнего в паровую машину с преобразованием энергии пара в механическую (которая выражается в поступательном движении поршня).
  • Передача ее на кривошипно-шатунный механизм с последующим очередным преобразованием в крутящий момент, который, в свою очередь, приводит в движение ведущие колесные пары паровоза.

Вращение колесных пар создает тяговую силу, которая приводит в движение паровоз и прицепленные к нему вагоны.

Паровоз устройство

В описанной выше схеме работы упоминаются многие ключевые элементы устройства паровоза (найти их в разрезе или другом наглядном виде в интернете не составляет труда). Здесь же имеет смысл просто перечислить основные, включая:

  • паровой котел, выступающий главной частью паровоза (внутри находятся несколько десятков или даже сотен дымогарных и жаровых труб, а также дымовая коробка);
  • топку или камеру сгорания (устройство топки паровоза предусматривает наличие колосниковой решетки и зольника);
  • паровую машину (обычно- двухцилиндровую с расположенными внутри цилиндров поршнями, представляющими собой основную часть устройства двигателя паровоза);
  • экипажную часть (шасси на раме);
  • кабину (для размещения машинистов и кочегаров);
  • тендер (предназначен для хранения запасов воды и угля, представляет собой специальный дополнительный вагон, которые прицепляется к паровозу или является встроенным).

История появления паровоза Иосиф Сталин

Паровоз Иосиф Сталин

Причиной принятия решения разработать новый паровоз стала необходимость резкого увеличения скорости пассажирских перевозок по железной дороге, возникшая в третьем десятилетии 20 века в Советском Союзе. До этого времени активно использовался локомотив Су, имеющий мощность 1 500 л. с. и максимальную скорость 125 км/ч.

Важно

В результате уже в 1932 году специалистами ЦЛПБ (Центральное локомотивопроектное бюро) бы разработан паровоз «Иосиф Сталин» (ИС20)- пассажирский магистральный локомотив типа 1-4-2.

Самый скоростной и мощный в Советском Союзе (до сих пор), а также самый мощный в Европе (на тот момент). Реальную конкуренцию паровозу могли составить только некоторые модели локомотивов, разработанные в Соединенных Штатах Америки.

Характерной особенностью разработки пассажирского локомотива ИС выступает практически параллельно проектирование грузового магистрального паровоза ФД или «Феликс Дзержинский». Он был запущен в серию годом ранее – в 1931 году.

Паровоз Иосиф Сталин

Важно отметить комплексный подход к выполнению работ, который заключался в использовании для обоих локомотивов большого количества одинаковых деталей и комплектующих. Что впоследствии упростило как производство, так и дальнейшее техническое обслуживание/ремонт железнодорожного транспорта в процессе эксплуатации.

Производство паровозов «Иосиф Сталин» продолжалось до 1942 года. Общее количество выпущенных локомотивов ИС20 составляет 637. Еще 11 паровозов были произведены в несколько модифицированной серии ИС21. То есть итоговая цифра паровозов составила 648 (или 649 с прототипом).

Устройство и технические характеристики

Устройство паровоза ИС20 не отличалось от традиционного. Лучше и нагляднее всего его демонстрирует осевая формула 1-4-2. Она обозначает присутствие в конструкции следующих составных элементов, объединенных в тележке:

  • 4 – четырех движущихся осей в одной жесткой раме;
  • 1 – одной бегунковой колесной парой;
  • 2 – двумя поддерживающими колесными парами.

Цифра 20 в маркировке серии паровоза означает значение осевой нагрузки на рельсы от движущейся колесной пары. Как было отмечено выше, локомотив ИС20 отличался как мощностью, так и скоростью. Поэтому имеет смысл привести основные технические характеристики паровоза «Иосиф Сталин» и сделать это в наглядном табличном формате.

Технические характеристики Значения
Длина локомотива, м 16,365
Колесная база, м 12,605
Ширина колеи, м 1,524
Порожний вес, т 118
Служебный вес, т  136
Сцепной вес, т 82
Мощность (максимальная), л. с. 3200
Скорость (конструкционная), км/ч 115
Скорость (максимальная), км/ч  180
Предельная сила тяги, кгс 15400

Эволюции и модификации паровоза

Паровоз «Иосиф Сталин» выпускался в течение неполных 11 лет – с 1932 до 1942 года. За это время выпущено несколько модификаций, содержащих достаточно существенные конструктивные различия с базовой моделью. В качестве примеров можно привести замену стокера В-К на более эффективный С-1, использование движущихся колес с дисковыми центрами, пришедшими на смену спицевым, установку цельносварных паровых котлов и т.д.

Паровоз ИС (Иосиф Сталин)

Отдельно стоит отметить серию ИС21, которая была представлена 11 локомотивами. Их основным отличием от базовой серии стала установка широкотрубного пароперегревателя Л40 (вместо мелкотрубного Элекско-Е, который использовался ранее).

Дальнейшие модификации паровоза были преимущественно связаны с установкой новых более современных комплектующих. Что выглядит вполне логичным, если учесть эксплуатацию паровозов вплоть до 1972 года.

Сравнение паровоза с тепловозом

Как было отмечено ранее, тепловозы постепенно пришли на смену широко распространенным паровозам. Процесс начался на стыке веков и приобрел высокие темпы между мировыми войнами – первой и второй. Причем еще активнее продолжился после окончания последней.

Тепловоз

Тепловозы победили в конкурентной борьбе (вместе с электровозами) доминировавшие ранее паровозы из-за нескольких важных преимуществ:

  • заметно более высокий КПД (25-30% против 7-10%);
  • низкая стоимость работы (примерно в 2-3 раза – в 30-е годы прошлого века, сегодня разрыв был бы еще больше);
  • меньший уровень вредных выбросов (что объясняется особенностью работы дизельного ДВС по сравнению с паровым котлом на угле);
  • более высокие технические характеристики.

Итог

Паровоз Феликс Дзержинский

Паровоз «Иосиф Сталин» или ИС стал вершиной советского пассажирского паровозостроения (вместе с грузовым аналогом «Феликс Дзержинский» или ФД). Локомотив был на тот момент самым мощным в Европе и остался таковым (как и самым скоростным) среди паровозов СССР до настоящего времени. Выпуск ИС20 и ИС21 продолжался с 1932 до 1942 года.

Помимо высокой скорости и мощности, паровоз обладал и другими весьма впечатляющими техническими характеристиками. Включая серьезные показатели тягового усилия, длительный срок службы и отменную надежность. Именно поэтому эксплуатация пассажирского локомотива успешно продолжалась вплоть до 1972 года.

Рейтинг: 15
Всего оценок: 5 Комментариев: 5 Просмотров: 55
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 15-06-2024 / Обновлено: 16-06-2024
Поиск запроса "флагманский локомотив, паровоз иосиф сталин" по информационным материалам
Комментарии
Никита Москва 25.06.2024

Выглядел такой паровоз весьма внушительно, а для своего времени был реально огромнейшим техническим достижением Советского Союза. Да, если оценивать локомотив с точки зрения сегодняшнего дня, то он безнадежно устарел, зато его миниатюрные модели уж точно пользуются спросом у коллекционеров.

0
0
Ответить
Иван Находка 27.06.2024

Я бы не сказал, что он устарел. По нынешним меркам, он и сейчас может тащить столько же вагонов и ехать с такой же скоростью, как современные модели. Да и выглядит модно. Просто обслуживание и поездка будут дорогие. Плюс экологическая безопасность. А так, паровоз супер.

0
0
Ответить
Сергей Тверь 29.06.2024

Да, действительно старая техника может удивлять, раньше делали на совесть и века. Если брать современные локомотивы и сравнить их старыми, то мне кажется старые выиграют и проживут гораздо больше, но время как говорится не щадит никого, при должном уходе он проживет еще сто лет я уверен.

0
0
Ответить
Симон 14.11.2024

Читая о паровозе ИС20, я снова поражаюсь, как советские инженеры смогли создать такую мощную машину в те времена. Если сравнивать его с другими паровозами той эпохи, то он явно выделяется своими характеристиками, особенно скоростью и мощностью. Например, в США в тот период тоже были выдающиеся локомотивы, такие как Big Boy, но ИС20 был уникален для нашей страны. Мне кажется, что внимание к деталям и инженерные решения, примененные при его создании, заслуживают отдельного изучения. Особенно впечатляет, как в конструкции использовались унифицированные детали, что облегчало производство и обслуживание. Это напоминает современные подходы в автомобильной индустрии, где унификация позволяет снижать затраты и повышать надежность. Такие детали, как осевая формула 1-4-2, говорят о продуманности и балансе конструкции. Неудивительно, что он получил Гран-при в Париже, ведь это действительно выдающееся достижение для своего времени. Интересно, что даже в годы активного развития тепловозов и электровозов, ИС20 оставался на службе до 1972 года, что говорит о его долговечности и актуальности даже в эпоху смены технологий.

0
0
Ответить
Малх 15.11.2024

Удивительно, как паровозы, такие как ИС20, оставались конкурентоспособными вплоть до 70-х годов, даже с учетом активного развития тепловозов и электровозов. Это показывает, насколько эффективными и надежными они были. Интересно, что модификации и обновления помогали им оставаться в строю так долго.

0
0
Ответить
Октавий 16.11.2024

Паровоз ИС20, конечно, поражает своими характеристиками. Несмотря на то, что он был на пике своей славы в 30-х годах, его технические показатели впечатляют и сегодня. Максимальная скорость в 180 км/ч – это нечто невероятное для того времени. Этот паровоз стал символом инженерной мощи Советского Союза.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: