Грузовые шины - секреты долголетия
Срок службы выступает одной из ключевых характеристик грузовых шин. Тем более – с учетом их немалой стоимости и сравнительно быстрого износа. Поэтому вполне логичным выглядит желание владельца максимально увеличить время эффективной эксплуатации столь ценного ресурса. Рассмотрим более детально, какие существуют способы обеспечения долголетия грузовой резины на практике.
Оглавление
Отличие грузовых шин от легковых
Первым делом нужно разобраться, в чем состоит специфика шин для грузового автотранспорта. Можно выделить несколько наиболее значимых различий между резиной для грузовиков и легковушек. К их числу относятся такие:
- Разрешенная нагрузка или грузоподъемность. Шины для легковых авто предусматривают перевозку очень небольшого объема грузов и 4-5 пассажиров. Общая нагрузка в подобной ситуации находится в диапазоне 387-1 120кг, что отражает соответствующий индекс, значение которого составляет от 75 до 112. Аналогичный индекс нагрузки для грузовиков даже на минимальном уровне равняется 118 или 1 320 кг. Для фур его значение начинается со 164 или 5 000 кг.
- Конструкция. Существенное увеличение требований в части грузоподъемности становится причиной внесения конструктивных изменений. Именно поэтому грузовая резина предусматривает наличие многослойного компаунда и стального корда. В результате удается добиться высокой прочности на разрыв и повышенной стойкости к деформациям. Исходными материалами для изготовления легковых шин часто становятся текстиль или полимеры. Присутствие стального каркаса используется исключительно для внедорожников, но даже в этом случае речь идет об облегченной конструкции.
- Масса. Высокая грузоподъемность в сочетании с усиленной конструкцией приводят к резкому увеличению массы резины. Нередко она весит кратно больше, чем шины для легковых авто.
- Максимальный пробег. Резина легковушек редко рассчитана на больше, чем 30-50 тыс. км. Минимальное значение этого параметра для грузовиков составляет 60 тыс. км пробега.
- Вид и глубина протектора. Грузовая резина менее разнообразна с точки зрения рисунка протектора, что объясняется преимущественным передвижением по дорожным трассам общего пользования. В отличие от легковушек, которые могут быть предназначены для спортивных гонок, движению по бездорожью или внутри города. Важным моментом становится меньшая допустимая глубина протектора грузовых шин. Ее значение составляет 1 мм. Для легковой резины он заметно выше и равняется 1,6 мм и 4 мм для летней и зимней, соответственно.
- Сезонность. Аналогичная предыдущему пункту ситуация складывается по данному параметру. Для легковых авто предусмотрены три вида шин: летние, зимние и всесезонные. Для грузовиков преимущественно используется универсальная резина, которая эксплуатируется круглый год. Специальные зимние грузовые шины применяются исключительно в регионах с очень сложным и холодным климатом.
В качестве промежуточного вывода необходимо отметить следующее. Настолько серьезные отличия грузовой и легковой резины требуют совершенно разных подходов к сохранению имеющегося ресурса.
Факторы, влияющие на износ грузовых шин и их правильное использование
ВажноДобиться максимально возможного срока службы шин грузового автомобиля – непростая задача. Ее успешное решение требует учета сразу нескольких факторов, напрямую влияющих на износ резины.
При этом не стоит сбрасывать со счетов описанные выше отличия грузовых и легковых шин, так как большая часть водителей прекрасно разбирается во последних, но намного слабее понимает специфику первых. Перечислим вместе с кратким описанием основные факторы, позволяющие использовать временной ресурс резины грузового автотранспорта в полной мере.
Компания-производитель
Эксплуатационные характеристики шин в первую очередь зависят от качества изготовления. Поэтому необходимо приобретать исключительно продукцию проверенных брендов, доказавших надежность и эффективность в течение длительного времени присутствия на рынке.
Любые попытки сэкономить на качестве резины практически всегда оборачиваются быстрым износом. Результатом чего выступает необходимость покупки новых шин и, как следствие, заметно больших расходов. В данном случае лучше всего подходит крылатая фраза о рачительном хозяине, который не слишком богат, чтобы покупать дешевые вещи.
Сезонность шин
Как было отмечено выше, большая часть грузового автотранспорта использует универсальные, то есть круглогодичные шины. Сказанное вовсе не означает отсутствие необходимости применять зимнюю резину там, где это необходимо.
Прежде всего, в двух наиболее частых случаях. Первый касается регионов с суровой зимой, а таковых в России немало, что вполне логично, учитывая размеры и географическое положение страны. Второй связан с передвижением по дорогам с низким качеством дорожного покрытия или плохо очищенным от снега.
В подобной ситуации также имеет смысл использовать исключительно зимнюю резину. Причем не только из-за снижения износа шин, но и в целях элементарной техники безопасности.
По аналогии можно описать ситуацию, когда рекомендуется использовать летнюю грузовую резину (она встречается еще реже зимней). Речь идет о тех регионах страны, где очень жаркое лето. Таких несколько меньше, но они все-таки есть. Причем в последнее время их даже становится больше.
Правильное давление в шинах
Одним из ключевых факторов, напрямую влияющих на срок службы автомобильной резины, выступает грамотно подобранное давление в грузовых шинах. Причем данный параметр особенно актуален именно для грузовиков, так как их эксплуатация предусматривает намного более высокую нагрузку на колеса.
Нормативные показатели давления проще и правильнее всего найти в документации производителя. Она в обязательном порядке предоставляется вместе с продукцией. При ее отсутствии имеет смысл изучить тему посредством посещения официального сайта компании-изготовителя.
Практически всегда на этом интернет-ресурсе размещается вся интересующая пользователя информация. Отдельно стоит отметить необходимость регулярной проверки давления в грузовых шинах. Рекомендуется делать это не реже одного раза в две недели.
При наличии возможности – можно и чаще. Важно понимать, что к повышенному износу резины ведет и слишком высокое, и слишком низкое давление. Поэтому необходимо находить правильный баланс, что позволит заметно увеличить срок службы шин.
Перегрузы и неравномерное распределение нагрузки
Максимальная грузоподъемность машины и установленной на ней резины дается производителем по вполне простой и понятной причине. Превышение этого показателя приводит к очень негативным последствиям, вплоть до быстрого износа резины и выхода из строя отдельных рабочих узлов или деталей автомобиля. Поэтому не стоит пренебрегать столь важным и актуальным параметром.
Намного правильнее четко соблюдать установленные рамки и беречь - как собственный грузовик в целом, так и резину на нем. Очень частой причиной повышенного износа шин выступает неравномерное распределение веса перевозимых грузов между осями.
Результатом чего становится деформация и перегрев покрышек с легко прогнозируемым быстрым выходом из строя. Нередко описанная ситуация приводит к самому неприятному последствию в виде разрыва шины и возникновения аварийной ситуации.
Стиль вождения и настройки тормозной системы
Автомобиль, как и большая часть любых других машин и механизмов, устроен таким образом, что лучше, надежнее и эффективнее всего работает в режиме средней интенсивности. Любые экстремальные нагрузки, к числу которых, например, можно отнести резкое торможение или разгон, приводят к снижению КПД. Аналогичным результатом оборачивается еще и занос, что приводит к возникновению боковых сил вращения.
Одним из негативных последствий описанных ситуаций становится повышенный износ резины, который происходит по обычным законам физики. И торможение, и разгон приводят к увеличению нагрузок на покрышки, их нагреванию из-за возникновения силы трения, росту риска появления микротрещин и иных дефектов. В итоге водитель-«лихач» получает необходимость быстрой замены резины на новую вместе с сопутствующими расходами, порой – очень немалыми и «из своего кармана».
Немаловажным нюансом для рассматриваемой темы является правильная настройка тормозной системы грузовика. Ошибки при ее выполнении приводят к перегрузкам грузовых шин на рулевой оси. Результат оказывается плачевным – нагревание, особенно на бортах, которое приводит к быстрому «старению» резины.
Место шины на оси грузовика или прицепа
Достаточно часто грузовой автомобиль передвигается по одному и тому же маршруту. На нем расположено определенное количество поворотов – левых и правых, уклоны и другие особенности рельефа. Причем практически всегда они влияют на разные колеса и оси грузовика совершенно по-разному.
Например, если правых поворотов намного больше, чем левых, нагрузка на шины с одной стороны машины превышает аналогичную с другой.
По схожему принципу осуществляется влияние уклонов и других особенностей дороги. Самый простой способ избежать неприятных «сюрпризов» от повышенному износа резины в подобной ситуации – это ротация шин, которая заслуживает отдельного рассмотрения.
Ротация шин
Под ротацией понимается периодическая замена шин местами – с одной оси на другую, с правой стороны на левую и т.д. Подобная перестановка колес позволяет полностью исключить или. по крайней мере, свести к минимуму негативное влияние неравномерного износа резины.
Наиболее частые причины его возникновения описаны выше – в пунктах 2.4 и 2.6. В подавляющем большинстве случаев они объясняются перевозкой одинаковых грузов по одному маршруту.
Нередко неравномерность износа становится следствием неправильной регулировки развала/схождения осей, о чем также не следует забывать. Практика показывает, что грамотная и регулярно проводимая ротация увеличивает ресурс резины, как минимум, на 20-25%.
Контроль температуры шины в движении
Очень эффективным способом минимизации износа грузовой резины выступают современные системы контроля температуры шины в процессе движения. Обычно они собирают данные еще и о давлении в колесе, что дает водителю максимально полную картину текущей нагрузки на колеса.
Установка подобных систем требует дополнительных расходов. Но они достаточно быстро окупаются весьма впечатляющей экономией на приобретении новой резины или ремонте уже используемой. В любом случае имеет смысл рассмотреть необходимость и целесообразность монтажа систем контроля температуры и давления в шинах при первой же возможности.
Ремонт поврежденной резины
Уровень современных технологий позволяет отремонтировать даже достаточно заметно изношенную резину. Наиболее часто используется способ наваривания на каркас новой ленты протектора.
Хотя возможны и иные варианты выполнения ремонтных работ. Тем более – при обращении в серьезный автосервис, использующий эффективные технологии и оборудование. Некоторое неизбежное удорожание ремонта полностью компенсируется увеличением ресурса резины и отсутствием необходимости покупать новую.
Восстановление изношенной резины
На практике применяется два основных способа восстановления изношенных грузовых шин. Первый из них – горячий, который предусматривает использование так называемой сырой резины. Именно этот материал используется в качестве исходного на обычном производстве автомобильных шин.
Суть технологии достаточно проста. Сырую резину наносятся на имеющийся каркас, после чего с помощью пресс-форму и при воздействии высоких температур наносят нужный рисунок.
Технология холодного восстановления проще и доступнее. Она предусматривает демонтаж старого протектора механическим способом на обычном станке. Далее выполняется шлифовка каркаса, после чего на него наносится вулканизирующий состав. На завершающем этапе происходит обработка шины в автоклаве.
Итог
Ресурс грузовых шин определяется правильным подбором и грамотной эксплуатацией. Его повышение способствует эффективному и экономичному использованию грузовика. К числу наиболее действенных способов снижения износа и, как следствие, увеличению срока службы относятся: выбор качественной резины, аккуратное вождение, контроль давления и температуры в шинах, верная регулировка развала-схождения и т.д. Серьезный подход к решению задачи позволяет увеличить ресурс грузовой резины на 25-50%, что дает на выходе очень существенную экономию.
- Зачем грузовой машине шестиступенчатая коробка передач?
- Общий вес грузового автомобиля
- Грузовой автомобиль "Садко"
- Автомойка грузовых автомобилей
- Хорошая стоянка для грузового авто
Секрет очень прост на самом деле, все зависит от эксплуатации автомобиля. Самый важный фактор долголетия - это нормальная и обязательно не дешевая резина, потому что дешевая изнашивается быстро, также не мало важным фактором является балансировка колес и развал схождение.
Срок службы конечно можно продлить, если правильно эксплуатировать, но все равно, как ни крути, нынешние современные шины сильно уступают тем, что были раньше. Лет 20-30 назад производили реально качественную продукцию, не то что сейчас. Печально все это.