Гусеницы противоскольжения для колесной спецтехники
Колесные гусеницы противоскольжения представляют собой специальные устройства в виде соединенных между собой металлических башмаков. Они используются для улучшения проходимости техники посредством повышения устойчивости и сцепления с грунтом.
Оглавление
Основной сферой применения выступает лесозаготовительная техника, прежде всего – харвестеры и форвардеры, оснащенные пневматическими шинами. Рассмотрим более подробно, что представляют собой современные гусеницы противоскольжения, какие критерии нужно учесть при их выборе и перечень ведущих производителей подобной продукции.
Назначение и конструкция гусениц противоскольжения
Основной задачей гусениц противоскольжения выступает повышение проходимости специальной техники в сложных дорожных условиях или при движении по пересеченной местности. Особенно часто они используются в процессе заготовки леса. Что выглядит вполне логичным, если учесть специфику этого вида хозяйственной деятельности. Большая часть которого проходит в условиях полного бездорожья, в сильнопересеченной местности, на мягких грунтах и в круглогодичном режиме, включая зиму с устойчивым снежным покровом.
Конструкция гусениц противоскольжения достаточно проста. Она предусматривает наличие так называемых башмаков, непосредственно контактирующих с грунтом. Для их изготовления используется металл.
ВажноДля эффективного практического использования башмаки объединяются в единое устройство, которое монтируется непосредственно на колеса. В результате заметно увеличивается опорная площадь гусениц (по сравнению с колесной базой), следствием чего становится снижение нагрузки на грунт или снег.
Существует несколько упрощенный вариант конструкции, который называется цепями противоскольжения. В этом случае сцепление с грунтом и устойчивость техники обеспечивают не башмаки – большие по размеру и достаточно массивные.
А связанные между собой цепи, более простые в изготовлении и последующем применении. Их характеристики заметно ниже, чем у гусениц противоскольжения. Что несколько компенсируется бюджетной ценой и практичностью в процессе эксплуатации.
Работа гусениц на харвестере и форвардере
Харвестер и форвардер заслуженно считаются широко распространенными видами специальной техники для заготовки леса:
- Первый фактически является лесозаготовительным комбайном, способным решать различные задачи. Начиная с валки деревьев и обрубки сучьев, а заканчивая подтрелевкой, раскряжевкой и сортировкой.
- Второй представляет собой транспорте-погрузчик, предназначенный для сбора, подсортировки и доставки сортаментов к месту складирования или погрузки с целью последующей транспортировки на деревообрабатывающее предприятие.
Оба описанных вида лесозаготовительной техники очень часто имеют колесное шасси (в отличии, например, от не менее востребованного гусеничного трелевочного трактора). Это необходимо для достижения требуемой скорости передвижения. Что одновременно делает актуальным вопрос повышения проходимости. Одним из эффективных решений которого становится установка гусениц или цепей противоскольжения.
Их работа применительно к харвестеру или форвардеру осуществляется по стандартной схеме. Устройство монтируется поверх колесного шасси и используется преимущественно в двух случаях: в зимнее время и на мягких грунтах. Обязательным условием эффективного применения становится грамотный подбор подходящей модели гусениц противоскольжения. В этом случае удается добиться впечатляющих результатов.
Например, в виде экономии на расходе топлива или увеличении производительности лесозаготовительной техники. Важными бонусами становятся: снижение износа колес и шин, а также отсутствие необходимости отвлекать другую технику на вытаскивание застрявшего харвестера или форвардера.
Правильный выбор гусениц
Можно выделить несколько основных критериев выбора гусениц или цепей противоскольжения. Первый и основной – назначение изделия. С некоторой долей условности различают четыре основных категории гусениц:
- Универсальные. Выступают хорошим выбором для большей части грунтов и эксплуатации в условиях средней тяжести.
- Горные. Лучше всего подходят для работы в сильнопересеченной местности с большими перепадами по высотным отметкам.
- Болотные. Оптимальный выбор для эксплуатации на заводненной местности, в топях, на болотах или торфяниках.
- Комбинированные. Схожи с универсальными, так как предназначены для использования на двух типах грунтов.
Другими, не менее важными критериями грамотного выбора гусениц или цепей противоскольжения выступают такие:
- Характеристики колесного шасси. Гусеницы изготавливаются под протектор, а потому необходимо учитывать не только размеры, но даже производителя колес и шин.
- Календарный сезон эксплуатации. Очень сильно влияет на принятие решения. Давление на гусеницы совершенно разное летом или зимой, тем более – для разных типов грунта. Именно поэтому нередко приобретается два комплекта гусениц – общий и специальный, для особо тяжелых условий работы.
- Параметры основной машины. Речь в данном случае идет о весе, назначении, скорости передвижения и других подобных характеристиках специальной техники, непосредственно влияющих на требования в части проходимости и маневренности.
Рекомендации по эксплуатации
Эффективность гусениц противоскольжения зависит не только от верного выбора, но и правильного практического применения в процессе эксплуатации. Специалисты рекомендуют обращать внимание на несколько ключевых моментов использования подобных устройств, включая:
Обязательный учет фактических условий эксплуатации и реальных нагрузок на лесозаготовительную технику. Которые очень часто заметно отличаются от нормативных.
Регулярный контроль давления воздуха в шинах и текущего состояния колесных дисков. Что позволит избежать повышенного износа (как колес, так и гусениц) и, как следствие, связанных с ним дополнительных расходов.
Постоянный мониторинг правильного натяжения гусениц противоскольжения. Еще одно важное условие, необходимое для максимально возможного продления срока службы рассматриваемого устройства. Особенно актуальное из-за постепенного небольшого растягивания гусениц, характерного для начального этапа эксплуатации.
В отношении последнего пункта нужно обязательно отметить следующее. Крайне важно обеспечить оптимальный уровень натяжения гусениц. Посредством смены длинных замков на короткие или удаления траков.
Причем необходимо в равной степени избежать как провисания, так и излишней натянутости. Так как в обоих случаях будет повышенный износ гусениц с одновременным увеличением риска их схода с колес или порчи шин.
Ремонтировать или нет?
У американских и европейских лесозаготовителей принято цепи не ремонтировать, а менять после определенной наработки. Это вызвано дороговизной рабочей силы: дешевле раньше поменять цепи, чем содержать слесаря или сварщика.
У нас подход другой: современные технологии предоставляют отличную возможность увеличить срок службы гусениц и цепей противоскольжения посредством ремонта. Экономическая оправданность определяется с учетом специфики износа конкретного устройства.
В большинстве случаев качественное выполнение ремонтных работ обходится примерно в 8-10% стоимости новых гусениц. При восстановлении до 70-80% исходной работоспособности и ресурса изделия. Несложный расчет показывает очевидную выгоду от ремонта.
В любом случае решение о необходимости последнего должно базироваться на экспертной оценке специалиста. Практика показывает, что особенно серьезная экономия достигается в отношении гусениц и цепей противоскольжения отечественного производства.
Ведущие производители
В последние 2-3 года российский рынок устройств противоскольжения претерпевает заметные изменения. Что не помешало наиболее известным производителям сохранить лидирующие позиции. В их число входят:
- «РУТРАК». Первый и главный отечественный бренд среди производителей гусениц противоскольжения для специализированной колесной техники, в том числе – лесозаготовительной.
- LOGGER. Еще один отечественный бренд гусениц противоскольжения. Появился на рынке в 2018 году и быстро стал популярным.
- TRIGG. Норвежский бренд цепей и гусениц противоскольжения.
- CLARK. Шотландская компания, входящая в группу Gunnebo. Поставляет гусеницы противоскольжения по всему миру, включая Россию.
- Olofsfors. Шведский производитель гусениц и цепей противоскольжения для лесозаготовительной техники. Владеет торговой маркой ECO-Tracks.
Итог
Гусеницы противоскольжения предназначены для улучшения проходимости различной колесной техники. Основной сферой применения выступают машины для лесозаготовки, включая форвардеры и харвестеры. Эффективность использования зависит от правильности выбора подходящей модели гусениц. Что требует учета нескольких параметров, включая размеры и тип колес, условия эксплуатации, календарный сезон и т.д. Отдельным критерием отбора становится бренд производителя.
К числу наиболее популярных на сегодняшний день в России относятся: «РУТРАК», LOGGER, TRIGG и ряд других. Правильный выбор гусениц или цепей противоскольжения приводит к серьезной экономии топлива и существенному повышению производительности лесозаготовительной техники.
- Спецтехника для перевозки животных
- Правила разрешенной максимальной нагрузки на ось для перемещения спецтехники на грузовой платформе
- Спецтехника трактор для хозяйства
- Для тех, кто продает или хочет приобрести спецтехнику!
- Системы пожаротушения для спецтехники
- Гусеницы противоскольжения для колесной спецтехники
Логику использования таких гусениц я понимаю, но как их надевают на колеса? Представим крупную колесную технику, которая своим ходом по шоссе доехала до леса, где ей предстоит работать. Казалось бы, тут-то и нужно перед въездом в лес нацепить гусеницы. Но как это осуществить?
Утверждать не буду, но по моему на болотистых почвах эти приспособления бессмысленны. У нас на лесозаготовке в Архангельской области после трёх дней дождей гусеничный ЧТЗ-170 по самую кабину в грязи зарывался. На снегу при замёрзлой земле эти гусеницы противоскольжения, наверное, действительно могут выручить.
Вещь конечно интересная и думаю очень востребована так как страна у нас в большей степени зимняя и холодная. До чего же люди додумываются)) Спасибо за статью очень познавательно! Многое для себя открыл и расширил свои знания.
Я работал в прошлом на самой разной спецтехнике. Много раз промахивался с выбором гусеницы, в конечном итоге застревал и тратил кучу времени на то, чтобы выбраться. Выбирать их нужно очень тщательно и не по отзывам, а именно по сарафанному радио. По другому никак.
Давно придумали цепи для задних колес, например для тягачей. А так же приспособление для установки их на дороге. То что описано в статье сложно установить на трассе, нужно место в виде гаража. Просто так как их не надеть, то есть надевать нужно перед выездом. Хоть и нужная вещь, но пользоваться ей в пути сложно в отличие от цепей.
Пробовали такие башмаки - гусеницы, на артели. Действительно работают, делают свое дело. При интенсивной работе служат долго, не рвутся. Хотя казалось что надолго их не хватит. Оправдали себя. Да и в таких дебрях вывозят, колеса бы точно встали. Нужная вещь на технику!!!
Отличное решение для безопасного передвижения на снегу и льду. Ее прочный материал и инновационный дизайн обеспечивают надежное сцепление с поверхностью, минимизируя риск падений и травм. Очень рекомендую для любого, кто хочет оставаться активным в зимние месяцы, сохраняя при этом безопасность и комфорт. При том что ее можно ремонтировать это очень выгодное предложение.
Интересная статья о гусеницах противоскольжения. Мне нравится, что она охватывает все аспекты от конструкции до эксплуатации. Основная идея, что такие устройства улучшают проходимость техники, действительно важна для лесозаготовительной индустрии. Мне это напомнило о том, как в сельском хозяйстве применяют разные виды шин для тракторов в зависимости от типа почвы. Здесь же мы видим аналогичный подход с гусеницами для разных условий: горных, болотных и так далее. Особенно выделяется момент о снижении износа колес и экономии топлива, что критично в условиях удаленных лесозаготовок. Это хороший пример того, как правильный подбор оборудования может влиять на общую эффективность. Еще интересно, что есть упоминание о различных производителях, что открывает возможность для выбора в зависимости от бюджета и специфики задач. В целом, статья полезная для тех, кто работает в лесной отрасли, и, возможно, стоит задуматься о внедрении подобных решений в других секторах, где требуется высокая проходимость техники.
Хорошая статья, охватывающая все основные моменты использования гусениц противоскольжения. Приятно видеть, что автор затронул как выбор, так и эксплуатацию. Информация о ведущих производителях особенно полезна для тех, кто рассматривает покупку. Интересный подход к экономии через ремонт, это то, что может быть полезно для отечественных компаний.
Согласен с тем, что гусеницы противоскольжения играют важную роль в лесозаготовках. Особенно понравилась часть о том, как они помогают экономить топливо и снижать износ шин. Это серьёзные плюсы, которые могут оправдать инвестиции в такие устройства. Кстати, упоминание о ремонте тоже ключевое, так как это позволяет продлить срок службы оборудования без больших затрат.