КамАЗ-63501, армейский тягач

Камаз-63501— 4-осный армейский тягач с колесной формулой 8х8 и улучшенными вездеходными качествами.

Производится с 2004 года в нескольких модификациях, применяется в гражданской и военной сфере. Может использоваться для установки разных надстроек и оборудования. Ниже разберемся, в чем особенности автомобиля, каково его назначение и технические характеристики. Отдельно выделим плюсы и минусы техники.

Назначение и общее описание КамАЗ-63501

Камаз-63501 8х8— универсальное шасси, выпускаемое Камским автозаводом с 2004-го, предназначенное для гражданских и военных нужд. Через несколько лет после начала производства машина была оптимизирована, что позволило расширить сферу ее применения, упростить вопросы ремонта и сделать более экологичной. 

КамАЗ-63501, армейский тягач

В процессе рестайлинга 2010-го было внесено и ряд других изменений:

  • улучшение качества подвески;
  • установка внутри трех лицензионных сиденийGrammar;
  • регулируемая рулевая колонка;
  • оптимизация приборной панели;
  • появление гидравлического подъемника;
  • повышение защиты от коррозии и т. д.

Сфера применения модели зависит от вида надстроек, которые на нем установлены. В гражданской сфере возможны следующие варианты:

  • контейнер;
  • КМУ;
  • пожарная аппаратура;
  • бурильные установки;
  • изотермические фургоны и т. д.

Это означает, что грузовик Камаз-63501 может использоваться для перевозки грузов разного назначения, в строительстве, промышленной сфере и бурении. Также он применяется при тушении пожаров.

Важно

Машина пользуется спросом в военной сфере в качестве шасси для разных видов вооружения.

К основным можно отнести РСЗО 9А5204 «Кама», артиллерийский тягач «Медведь», зенитный комплекс «Панцирь»-С1 и топливозаправщик АТЗ-12-10-63501. Подробнее на каждом из этих вариантов еще остановимся подробнее.

Коробка передач. Грузовик комплектуется 16-ступенчатой КПП от производителя ZFEcosplit. Для ее корректной работы установлено диафрагменное, сухое и 1-дисковое сцепление. Раздатка имеет 2-ступенчатое исполнение, а сама она представлена дифференциалами и коническими шестернями.

КамАЗ-63501, армейский тягач

Электрооборудование. Представлено двумя АКБ и генератором, обеспечивающими стабильное питание потребителей.

Тормоза. Отличаются высокой надежностью и наличием четырех систем: рабочая, запасная, стояночная и дополнительная. Также имеется АБС, защищающая от блокирования колес при резком нажатии на тормоз. Общая площадь тормозных колодок 8400 куб. см.
 

Двигатель и шасси

На начальном этапе на Камаз-63501 ставился двигатель740.50-360 с классом экологичности Евро-2. Это 4-тактный силовой агрегат с восьмью цилиндрами. Работает на дизельном топливе, имеет V-образное исполнение и 90-градусное расположение поршневой системы. Конструктивно в этом виде мотора имеется турбина и промежуточное охлаждение воздуха наддува.

Через некоторое время разработчики стали устанавливать новый мотор серии 740.602-360. По сути, этот тот же силовой агрегат, но улучшенный до класса Евро-4. В таких двигателях появилась современная система впрыска CommonRail и электронное управление. ДВС имеет следующие технические характеристики:

Характеристики Значения
Мощность, л.с 360
Крутящий момент  1570 Н*м при 1300 об. / мин.
Оъем, л  11.76
Диаметр цилиндра / поршневой ход, см 12 / 13
Коэффициент сжатия 17,9
Вес, т 0,87
Габариты (ДхШхВ), м 1,26х0.93х1.045
Удельный расход, г/л.с*ч 207

Все силовые установки имеют ресурс около 800 000 км и потребляют до 42 л на «сотню». В зависимости от модификации размер топливного бака может быть 210 л и 350 л.
На первых модификациях вместе с силовыми агрегатами устанавливалась 16-ступенчатая КПП типа ЯА 16S 1820. Сначала иностранные трансмиссии привозились из-за границы, но со временем удалось наладить изготовление в Набережных Челнах. Со временем свыше 80% машин перешли на новые виды коробки.

К особенностям шасси Камаз-63501 стоит отнести:

Улучшенная кабина. Имеет обновленный интерьер и мониторинг основных узлов грузового автомобиля. Выделяется 3-местным исполнением, изготовлена из цельного металла и умеет отбрасываться вперед для проведения технического обслуживания. На выбор доступно три вида кабин — дневная с небольшой длиной и высотой, удлиненная с полкой для отдыха на 68,5 см и высокая. Наиболее востребованными является первый вариант, а второй применяется в регионах с холодным климатом, где наличие спального места очень важно. Что касается высокой кабины, она почти не применяется.

Шасси грузовика имеют улучшенную проходимость и сцепление. Это обеспечивается наличием раздатки с блокируемым межосевым дифференциалом и специальными шинами 425/85 R21 с функцией подкачки давления.

Технические характеристики

При изучении особенностей грузовика стоит выделить технические характеристики Камаз-63501, которые выделяют тягач среди конкурентов. К основным параметрам стоит отнести:

Технические характеристики Значения
Максимальная грузоподъемность, т 14
полный вес, т 27.2
Нагрузка на ось переднюю / заднюю, т 11.2 / 16
Снаряженный вес, т 11
Двигатель 11.76 л, 360 л. с
КПП 16-ступенчатая МКПП
Емкость бака, л 350+210
Тормоза пневматические
Радиус поворота, м 16
Максимальный брод / ров, м  1.75 / 1.4
Предельный подъем, град 31 с полным весом
Максимальная скорость, км/ч 90

Армейская техника на базе КамАЗ-63501

Одна из основных сфер применения грузовика — военная. Именно здесь Камаз-63501 раскрыл лучшие качества, касающиеся вездеходных качеств, простоты обслуживания и надежности в эксплуатации. Ниже рассмотрим основные виды военной техники, на которой устанавливалось шасси.

РСЗО 9А52-4 «Кама»

Современная реактивная система, являющаяся оптимизированной версией широко известного «Смерча». Впервые представлена в 2007 году и поставляется на базе Камаз-63501. Машина имеет габариты 11.2х2.5х3.15 м, клиренс 39 см и боевой вес до 24.65 кг. На вооружении имеется шесть направляющих 300-го калибра, обеспечивающих дальность стрельбы от 20 до 90 км с точностью около 0.21%. Полное время залпа достигает 19 секунд.

РСЗО 9А52-4 «Кама»

На машине установлен все тот же 8-цилиндровый 360-сильный силовой агрегат 740.50-360, обеспечивающий запас хода до 1000 км. При этом расход топлива Камаза-63501 почти такой же, как и «гражданской» версии — около 45 л на 100 км. Главным преимуществом являются хорошие вездеходные качества, которые обеспечивает улучшенная колесная формула 8х8, мощный мотор и надежная трансмиссия.

Применение такой военной техники способствует повышению мобильности РСЗО, что обусловлено уменьшением веса, габаритов и скорости. Некоторые расчеты могут выезжать на передовые позиции и вести огонь по противнику. Улучшенные характеристики военной машины привели к тому, что она активно применяется не только в РФ, но и других странах мира.

Артиллерийский тягач «Медведь»

Рассматриваемое шасси активно применяется для перевозки пушек и гаубиц на 152 мм («Гиацинт», «Мста»). Также грузовик справляется с буксировкой артиллерийского оружия и систем весом до 12 т. Параллельно автомобиль может перевозить расчет, грузы и боеприпасы. 

Артиллерийский тягач «Медведь»
Особенности:

  • экипаж — 8 человек, из которых водитель и командир в кабине, а остальные в отдельном отсеке;
  • максимальная масса груза на платформе — 5 т;
  • наличие крана-манипулятора, способного поднимать грузы до 2 т и имеющего вылет стрелы до 6.14 м;
  • бронировка кабины, которая соответствует пятому классу защиты;
  • защита броней двигателя, баков для топлива и АКБ;
  • бронированные люки в кабине транспортного средства и по две бойницы по бокам.

Тягач оборудуется продуманной системой отопления, вентиляции и фильтрации воздуха. Внутри кабины для военных предусмотрены системы для крепления автоматов. Есть универсальное ЗУ с питанием от бортовой сети, а также пара розеток на 24 В. Для связи между кабиной и пассажирской частью предусмотрен телефон.

Внутри кабины установлены 2-ярусные кровати для размещения пассажиров. Под нижними полками есть место для личного оружия, аптечки, огнетушителя и емкости с водой. Размер тары для жидкости должен быть не менее 10 л.Впервые военный тягач Камаз-63501 был представлен в 2006 году. Спустя три года он стал на вооружении армии РФ и начал выпускаться серийно.

Зенитный комплекс «Панцирь»-С1

Самоходный ЗРПК, разработанный в 1994 году. Спустя 12 лет с момента создания стартовали испытания техники, построенной на базе улучшенного шасси. В ноябре 2012-го машина была поставлена на вооружение ВС РФ, а в 2015-м появилась оптимизированная версия «Панцирь»-С2.

Главная задача комплекса состоит в противовоздушной обороне, защите от небольших летательных аппаратов, в том числе беспилотников. Также комплекс способен вести бой с наземными силами противника. Особенностью военной техники является наличие специальной системы захвата, позволяющей работать одновременно по нескольким каналам. 

Зенитный комплекс «Панцирь»-С1

«Панцирь»-С1 обнаруживает цели на высоте до 15 км и по дальности до 20 км, а время реагирования на появление посторонних объектов — до 6 секунд. Ракеты запускаются с периодичностью раз в 1.5 с. В 2014-м была подтверждена способность машин уничтожать цели, которые движутся на скорости до 1000 м/с. 

Конструктивно техника состоит из шасси Камаз, трех радаров-локаторов, систем обнаружения, сопровождения захваченной цели и управления огнем. Ракеты комплекса отличаются высокой маневренностью, и в зависимости от типа могут иметь разную дальность. Срок хранения ракет составляет 15 лет.

Машина находится на вооружении не только в РФ, но и в Алжире, Ираке, Иране, ОАЭ, Омане, Сербии, Сирии, Эфиопии и других странах. Во время конфликта в Сирии «Панцирь»-С1 показал небольшую эффективность на уровне 19% из-за проблем с определением медленных и низколетящих целей, а также множества помех в виде птиц.

Топливозаправщик АТЗ-12-10-63501

Топливозаправщик АТЗ-12-10-63501

Одним из представителей семейства является автомобильный топливозаправщик на базе Камаз-63501. Используется для измерения количества, перевозки и хранения нефтепродуктов. Машина оборудована 10 рукавами, с помощью которых можно одновременно заправлять до 10 машин на гусеничном и колесном шасси.

Цистерна имеет специальное полимерное покрытие с функцией самозатягивания, что защищает топливо от вытекания при попадании в бак из калибра 7.62 мм. В остальном технические характеристики транспорта такие, как у используемого грузовика.

Достоинства и недостатки

Автомобиль КамАЗ-63501 заслуженно пользуется спросом и активно используется в военной / гражданской сферах. Это обусловлено следующими преимуществами:

  • огромный выбор надстроек, обеспечивающих высокую функциональность техники;
  • отличные вездеходные качества, благодаря колесной формуле 8х8;
  • способность преодолевать водные препятствия;
  • улучшенные тормоза, состоящие из четырех автономных систем;
  • отличная грузоподъемность, позволяющая использовать технику для перевозки разных видов грузов;
  • большой выбор модификаций, ориентированных на применение в разных сферах.

КамАЗ-63501, армейский тягач

На фоне преимуществ стоит выделить и ряд слабых мест:

  • низкий уровень комфорта в салоне;
  • плохое качество сборки двигателя и необходимость капремонта после 250 000 км;
  • не самая низкая цена;
  • большая ориентация на военную сферу.

Итог

Грузовик КамАЗ-63501— продукт отечественного автопрома, который до сих пор пользуется спросом и по характеристикам опережает многих конкурентов.

Стоимость новой машины начинается с 5,1 млн рублей и зависит от модификации, компоновки, комплектации и других моментов. На вторичном рынке цена будет ниже, но важно смотреть на техническое состояние и качество обслуживания.

Рейтинг: 20
Всего оценок: 7 Комментариев: 3 Просмотров: 701
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 13-12-2022 / Обновлено: 14-12-2022
Поиск запроса "камаз-63501, армейский тягач" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Артур. Тюмень 13.12.2022

Техника превосходная. Легок в управлении. Достаточно мощный,многофункциональный. Работает в любых погодных условиях. До 60 градусов мороза работает исправно, если не глушить. В кабине достаточно тепло, с дополнительной бензиновой печкой.

1
0
Ответить
Кирилл Уфа 13.12.2022

На заводе КАМЗ в Набережных Челнах есть отдельная линия где собирают КАМАЗы специально для Вооруженных Сил России. Каждую операцию на сборке контролируют люди в погонах. Далее машина идет на ходовые испытания, потом моется, меняют всю жижу и в войска.

0
0
Ответить
Евгений Томск 14.12.2022

Для армии России как всегда будет Камаз полезен. Так как автомобиль надёжный и имеет огромный выбор настроек. Хоть и в салоне не так комфортно и уютно, как нужно. Но это для армии будет самым лучшим вариантом. Подвеска 8х8 имеет вездеходные качества, что нужно для езды по грязи.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: