КамАЗ-63501, армейский тягач
Камаз-63501— 4-осный армейский тягач с колесной формулой 8х8 и улучшенными вездеходными качествами.
Оглавление
Производится с 2004 года в нескольких модификациях, применяется в гражданской и военной сфере. Может использоваться для установки разных надстроек и оборудования. Ниже разберемся, в чем особенности автомобиля, каково его назначение и технические характеристики. Отдельно выделим плюсы и минусы техники.
Назначение и общее описание КамАЗ-63501
Камаз-63501 8х8— универсальное шасси, выпускаемое Камским автозаводом с 2004-го, предназначенное для гражданских и военных нужд. Через несколько лет после начала производства машина была оптимизирована, что позволило расширить сферу ее применения, упростить вопросы ремонта и сделать более экологичной.
В процессе рестайлинга 2010-го было внесено и ряд других изменений:
- улучшение качества подвески;
- установка внутри трех лицензионных сиденийGrammar;
- регулируемая рулевая колонка;
- оптимизация приборной панели;
- появление гидравлического подъемника;
- повышение защиты от коррозии и т. д.
Сфера применения модели зависит от вида надстроек, которые на нем установлены. В гражданской сфере возможны следующие варианты:
- контейнер;
- КМУ;
- пожарная аппаратура;
- бурильные установки;
- изотермические фургоны и т. д.
Это означает, что грузовик Камаз-63501 может использоваться для перевозки грузов разного назначения, в строительстве, промышленной сфере и бурении. Также он применяется при тушении пожаров.
ВажноМашина пользуется спросом в военной сфере в качестве шасси для разных видов вооружения.
К основным можно отнести РСЗО 9А5204 «Кама», артиллерийский тягач «Медведь», зенитный комплекс «Панцирь»-С1 и топливозаправщик АТЗ-12-10-63501. Подробнее на каждом из этих вариантов еще остановимся подробнее.
Коробка передач. Грузовик комплектуется 16-ступенчатой КПП от производителя ZFEcosplit. Для ее корректной работы установлено диафрагменное, сухое и 1-дисковое сцепление. Раздатка имеет 2-ступенчатое исполнение, а сама она представлена дифференциалами и коническими шестернями.
Электрооборудование. Представлено двумя АКБ и генератором, обеспечивающими стабильное питание потребителей.
Тормоза. Отличаются высокой надежностью и наличием четырех систем: рабочая, запасная, стояночная и дополнительная. Также имеется АБС, защищающая от блокирования колес при резком нажатии на тормоз. Общая площадь тормозных колодок 8400 куб. см.
Двигатель и шасси
На начальном этапе на Камаз-63501 ставился двигатель740.50-360 с классом экологичности Евро-2. Это 4-тактный силовой агрегат с восьмью цилиндрами. Работает на дизельном топливе, имеет V-образное исполнение и 90-градусное расположение поршневой системы. Конструктивно в этом виде мотора имеется турбина и промежуточное охлаждение воздуха наддува.
Через некоторое время разработчики стали устанавливать новый мотор серии 740.602-360. По сути, этот тот же силовой агрегат, но улучшенный до класса Евро-4. В таких двигателях появилась современная система впрыска CommonRail и электронное управление. ДВС имеет следующие технические характеристики:
Характеристики | Значения |
---|---|
Мощность, л.с | 360 |
Крутящий момент | 1570 Н*м при 1300 об. / мин. |
Оъем, л | 11.76 |
Диаметр цилиндра / поршневой ход, см | 12 / 13 |
Коэффициент сжатия | 17,9 |
Вес, т | 0,87 |
Габариты (ДхШхВ), м | 1,26х0.93х1.045 |
Удельный расход, г/л.с*ч | 207 |
Все силовые установки имеют ресурс около 800 000 км и потребляют до 42 л на «сотню». В зависимости от модификации размер топливного бака может быть 210 л и 350 л.
На первых модификациях вместе с силовыми агрегатами устанавливалась 16-ступенчатая КПП типа ЯА 16S 1820. Сначала иностранные трансмиссии привозились из-за границы, но со временем удалось наладить изготовление в Набережных Челнах. Со временем свыше 80% машин перешли на новые виды коробки.
К особенностям шасси Камаз-63501 стоит отнести:
Улучшенная кабина. Имеет обновленный интерьер и мониторинг основных узлов грузового автомобиля. Выделяется 3-местным исполнением, изготовлена из цельного металла и умеет отбрасываться вперед для проведения технического обслуживания. На выбор доступно три вида кабин — дневная с небольшой длиной и высотой, удлиненная с полкой для отдыха на 68,5 см и высокая. Наиболее востребованными является первый вариант, а второй применяется в регионах с холодным климатом, где наличие спального места очень важно. Что касается высокой кабины, она почти не применяется.
Шасси грузовика имеют улучшенную проходимость и сцепление. Это обеспечивается наличием раздатки с блокируемым межосевым дифференциалом и специальными шинами 425/85 R21 с функцией подкачки давления.
Технические характеристики
При изучении особенностей грузовика стоит выделить технические характеристики Камаз-63501, которые выделяют тягач среди конкурентов. К основным параметрам стоит отнести:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Максимальная грузоподъемность, т | 14 |
полный вес, т | 27.2 |
Нагрузка на ось переднюю / заднюю, т | 11.2 / 16 |
Снаряженный вес, т | 11 |
Двигатель | 11.76 л, 360 л. с |
КПП | 16-ступенчатая МКПП |
Емкость бака, л | 350+210 |
Тормоза | пневматические |
Радиус поворота, м | 16 |
Максимальный брод / ров, м | 1.75 / 1.4 |
Предельный подъем, град | 31 с полным весом |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Армейская техника на базе КамАЗ-63501
Одна из основных сфер применения грузовика — военная. Именно здесь Камаз-63501 раскрыл лучшие качества, касающиеся вездеходных качеств, простоты обслуживания и надежности в эксплуатации. Ниже рассмотрим основные виды военной техники, на которой устанавливалось шасси.
РСЗО 9А52-4 «Кама»
Современная реактивная система, являющаяся оптимизированной версией широко известного «Смерча». Впервые представлена в 2007 году и поставляется на базе Камаз-63501. Машина имеет габариты 11.2х2.5х3.15 м, клиренс 39 см и боевой вес до 24.65 кг. На вооружении имеется шесть направляющих 300-го калибра, обеспечивающих дальность стрельбы от 20 до 90 км с точностью около 0.21%. Полное время залпа достигает 19 секунд.
На машине установлен все тот же 8-цилиндровый 360-сильный силовой агрегат 740.50-360, обеспечивающий запас хода до 1000 км. При этом расход топлива Камаза-63501 почти такой же, как и «гражданской» версии — около 45 л на 100 км. Главным преимуществом являются хорошие вездеходные качества, которые обеспечивает улучшенная колесная формула 8х8, мощный мотор и надежная трансмиссия.
Применение такой военной техники способствует повышению мобильности РСЗО, что обусловлено уменьшением веса, габаритов и скорости. Некоторые расчеты могут выезжать на передовые позиции и вести огонь по противнику. Улучшенные характеристики военной машины привели к тому, что она активно применяется не только в РФ, но и других странах мира.
Артиллерийский тягач «Медведь»
Рассматриваемое шасси активно применяется для перевозки пушек и гаубиц на 152 мм («Гиацинт», «Мста»). Также грузовик справляется с буксировкой артиллерийского оружия и систем весом до 12 т. Параллельно автомобиль может перевозить расчет, грузы и боеприпасы.
Особенности:
- экипаж — 8 человек, из которых водитель и командир в кабине, а остальные в отдельном отсеке;
- максимальная масса груза на платформе — 5 т;
- наличие крана-манипулятора, способного поднимать грузы до 2 т и имеющего вылет стрелы до 6.14 м;
- бронировка кабины, которая соответствует пятому классу защиты;
- защита броней двигателя, баков для топлива и АКБ;
- бронированные люки в кабине транспортного средства и по две бойницы по бокам.
Тягач оборудуется продуманной системой отопления, вентиляции и фильтрации воздуха. Внутри кабины для военных предусмотрены системы для крепления автоматов. Есть универсальное ЗУ с питанием от бортовой сети, а также пара розеток на 24 В. Для связи между кабиной и пассажирской частью предусмотрен телефон.
Внутри кабины установлены 2-ярусные кровати для размещения пассажиров. Под нижними полками есть место для личного оружия, аптечки, огнетушителя и емкости с водой. Размер тары для жидкости должен быть не менее 10 л.Впервые военный тягач Камаз-63501 был представлен в 2006 году. Спустя три года он стал на вооружении армии РФ и начал выпускаться серийно.
Зенитный комплекс «Панцирь»-С1
Самоходный ЗРПК, разработанный в 1994 году. Спустя 12 лет с момента создания стартовали испытания техники, построенной на базе улучшенного шасси. В ноябре 2012-го машина была поставлена на вооружение ВС РФ, а в 2015-м появилась оптимизированная версия «Панцирь»-С2.
Главная задача комплекса состоит в противовоздушной обороне, защите от небольших летательных аппаратов, в том числе беспилотников. Также комплекс способен вести бой с наземными силами противника. Особенностью военной техники является наличие специальной системы захвата, позволяющей работать одновременно по нескольким каналам.
«Панцирь»-С1 обнаруживает цели на высоте до 15 км и по дальности до 20 км, а время реагирования на появление посторонних объектов — до 6 секунд. Ракеты запускаются с периодичностью раз в 1.5 с. В 2014-м была подтверждена способность машин уничтожать цели, которые движутся на скорости до 1000 м/с.
Конструктивно техника состоит из шасси Камаз, трех радаров-локаторов, систем обнаружения, сопровождения захваченной цели и управления огнем. Ракеты комплекса отличаются высокой маневренностью, и в зависимости от типа могут иметь разную дальность. Срок хранения ракет составляет 15 лет.
Машина находится на вооружении не только в РФ, но и в Алжире, Ираке, Иране, ОАЭ, Омане, Сербии, Сирии, Эфиопии и других странах. Во время конфликта в Сирии «Панцирь»-С1 показал небольшую эффективность на уровне 19% из-за проблем с определением медленных и низколетящих целей, а также множества помех в виде птиц.
Топливозаправщик АТЗ-12-10-63501
Одним из представителей семейства является автомобильный топливозаправщик на базе Камаз-63501. Используется для измерения количества, перевозки и хранения нефтепродуктов. Машина оборудована 10 рукавами, с помощью которых можно одновременно заправлять до 10 машин на гусеничном и колесном шасси.
Цистерна имеет специальное полимерное покрытие с функцией самозатягивания, что защищает топливо от вытекания при попадании в бак из калибра 7.62 мм. В остальном технические характеристики транспорта такие, как у используемого грузовика.
Достоинства и недостатки
Автомобиль КамАЗ-63501 заслуженно пользуется спросом и активно используется в военной / гражданской сферах. Это обусловлено следующими преимуществами:
- огромный выбор надстроек, обеспечивающих высокую функциональность техники;
- отличные вездеходные качества, благодаря колесной формуле 8х8;
- способность преодолевать водные препятствия;
- улучшенные тормоза, состоящие из четырех автономных систем;
- отличная грузоподъемность, позволяющая использовать технику для перевозки разных видов грузов;
- большой выбор модификаций, ориентированных на применение в разных сферах.
На фоне преимуществ стоит выделить и ряд слабых мест:
- низкий уровень комфорта в салоне;
- плохое качество сборки двигателя и необходимость капремонта после 250 000 км;
- не самая низкая цена;
- большая ориентация на военную сферу.
Итог
Грузовик КамАЗ-63501— продукт отечественного автопрома, который до сих пор пользуется спросом и по характеристикам опережает многих конкурентов.
Стоимость новой машины начинается с 5,1 млн рублей и зависит от модификации, компоновки, комплектации и других моментов. На вторичном рынке цена будет ниже, но важно смотреть на техническое состояние и качество обслуживания.
- Проблема заломов при работе с тягачами
- Нужны 3 тягача (только головы) для перебазировки 3-х полуприцепов цистерн (MARAL) 45m3 в Приморье
- Из чего создается камаз.
- Устройство седельное Камаз 5410
- Объем бетономешалки на базе Камаза
- КамАЗ-63501, армейский тягач
Техника превосходная. Легок в управлении. Достаточно мощный,многофункциональный. Работает в любых погодных условиях. До 60 градусов мороза работает исправно, если не глушить. В кабине достаточно тепло, с дополнительной бензиновой печкой.
На заводе КАМЗ в Набережных Челнах есть отдельная линия где собирают КАМАЗы специально для Вооруженных Сил России. Каждую операцию на сборке контролируют люди в погонах. Далее машина идет на ходовые испытания, потом моется, меняют всю жижу и в войска.
Для армии России как всегда будет Камаз полезен. Так как автомобиль надёжный и имеет огромный выбор настроек. Хоть и в салоне не так комфортно и уютно, как нужно. Но это для армии будет самым лучшим вариантом. Подвеска 8х8 имеет вездеходные качества, что нужно для езды по грязи.
Читал про КамАЗ-63501 и честно говоря, впечатляет. Он как швейцарский нож в мире грузовиков - универсален и надежен. Что мне нравится, так это его способность адаптироваться под разные задачи. Будь то перевозка контейнеров или работа в военной сфере, КамАЗ справляется на ура. Интересно, что инженеры смогли улучшить его экологичность, ведь это не просто прихоть, а необходимость в современном мире. Сравнивая с зарубежными аналогами, такими как MAN или Scania, КамАЗ выигрывает в плане проходимости благодаря формуле 8х8. Хотя, конечно, стоит признать, что комфорт в кабине оставляет желать лучшего. Но, если вспомнить, что это в первую очередь рабочая лошадка, то ему можно простить некоторые недостатки в комфорте. Тем более, что в нашей стране дороги и условия эксплуатации далеки от идеала, и КамАЗ-63501 как раз для этого и создан. Надеюсь, что в будущем инженеры поработают над улучшением комфорта, как это сделано в европейских грузовиках. Но все-таки, если говорить о надежности и функциональности, он заслуживает уважения.
Шасси КамАЗ-63501 — это просто находка для военных нужд. Впечатляет, как он используется для установки таких систем, как РСЗО «Кама» и зенитный комплекс «Панцирь»-С1. Прямо как у американского Oshkosh, но наш родной. Надежность и функциональность на высоте!
КамАЗ-63501 — это настоящий трудяга! Особенно впечатляет его внедорожные характеристики. Если сравнивать с аналогами, то он явно выделяется на фоне даже таких гигантов как Mercedes-Benz Zetros. Единственное, что хотелось бы улучшить — это качество сборки. Но в целом, для наших условий он идеален.