Автомобильная помпа
Чтобы жидкость в системе охлаждения авто циркулировала постоянно и без перебоев, в ее конструкцию включают центробежный насос, именуемый также помпой двигателя. Устройство оснащается механическим или электроприводом, работает постоянно.
Оглавление
В случае выхода из строя грозит повлечь за собой столь серьезные последствия, как прекращение циркуляции охлаждающей жидкости и, как результат – перегрев мотора. О том, что это за деталь, зачем она нужна и как работает, поговорим в нашем сегодняшнем материале.
Устройство и назначение водяного насоса
С конструктивной точки зрения автомобильный водяной насос ничем не отличается от аналогов, предназначенных для прокачки воды и прочих неагрессивных жидкостей в других сферах человеческой деятельности. Он состоит из таких элементов:
- Корпус с герметичными соединениями, изготовленный обычно из высокопрочного алюминиевого сплава. Оснащается патрубками в количестве двух штук, посредством которых осуществляется подсоединение к системе. Один из патрубков называется напорным, второй – всасывающим. Первый служит для подключения насоса к магистрали рубашки силовой установки, второй подсоединяет его к той части системы, которая идет от радиатора.
- Вал – деталь, отвечающая за передачу вращения от привода к крыльчатке.
- Крыльчатка (она же – рабочее колесо). Деталь с лопастями (отсюда и название), которые нагнетают охлаждающую жидкость и гарантируют ее бесперебойную подачу в систему.
- Сальники – уплотняющие элементы, препятствующие утечке в местах соединения насоса с магистралями.
- Подшипники.
Находится автомобильная помпа между рубашкой и радиатором в передней части двигателя. Иногда данный элемент системы называют водяной помпой, потому что изначально в качестве охлаждающей жидкости использовали обычную воду.
Сегодня для охлаждения применяют специальные жидкости, включающие в состав либо ингибитор коррозии (в регионах с теплым климатом), либо этиленгликоль, предотвращающий замерзание вещества зимой.
ВажноНазначение детали сводится к постоянной перекачке охлаждающей жидкости, благодаря чему система работает без перебоев, исключая тем самым риск перегрева силовой установки.
Задача водяной автомобильной помпы – создавать высокое давление и тем самым способствовать принудительной циркуляции находящейся в контурах жидкости. Это делает процесс теплообмена более оперативным и стабильным, способствуя нормальной работе двигателя и продолжительному сроку его эксплуатации.
Принцип работы помпы охлаждения двигателя
В момент запуска мотора привод помпы передает энергию вращения на рабочее колесо, используя для этого вал и ремень. Это приводит к созданию разжижения на всасывающем патрубке (вход в систему), благодаря чему охлаждающая жидкость засасывается в насос. Так как поступает жидкость из радиатора, она холодная, то есть способная выполнять свои функции на сто процентов.
Попав в центр насоса, охлаждайка направляется по лопастям крыльчатки и, гонимая центробежными силами, посредством выходного патрубка поступает в рубашку системы охлаждения мотора, в частности, к головке блока цилиндров.
Так как давление в этот момент высокое, жидкость движется через ключевые узлы и агрегаты мотора и охлаждает их, принимая и отводя тепло. Затем она возвращается в радиатор, остывает и начинает движение по новому кругу.
Классификация водяных помп
В современном машиностроении используются два вида насосов системы охлаждения – механические и электрические. Рознятся они типом привода, назначением и рядом конструктивных отличий.
Конструкция корпуса
Срок службы детали, ставшей темой нашей беседы, во многом зависит от ее конструкции. С этой точки зрения представленные на рынке помпы делятся на три группы:
- Разборные.
- Неразборные.
- Отключаемые.
Первые, то бишь разборные – это пережиток времени, сегодня они практически не используются. Такие насосы устанавливали в старые авто советского производства, их плюс заключался в возможности разобрать, промыть, а затем собрать обратно.
Неразборные – современное решение, применяемое подавляющим большинством автопроизводителей. Так как комплектующее само по себе недорогое, необходимость в его починке отпадает – в случае поломки деталь попросту меняется одновременно с заменой ремня привода. Специалисты рекомендуют выполнять замену автомобильной помпы каждые 60 тыс. км пробега.
Отключаемые – это насосы, которые можно выключить в ручном режиме, пока жидкость в системе холодная, и включить их при достижении температуры в 30 градусов. Практика показывает, что подобные модели актуальны при эксплуатации авто в суровых климатических условиях, так как они способствуют оперативному прогреву мотора и снижению расхода топлива.
Привод насоса
В зависимости от типа привода предмет нашей беседы может быть механическим или электрическим. Модели с механическим приводом попроще. Их вал соединен с распредвалом или с коленвалом силового агрегата посредством классической ременной передачи, которая приводится в движение одновременно с запуском мотора.
Электрическая автомобильная помпа работает от дополнительного электромотора, управляемого ЭБУ. Такие устанавливают на большинство современных транспортных средств, независимо от того, грузовик это или легковушка.
Опасность выхода из строя
Почему поломка насоса системы охлаждения способна нанести серьезный урон не только двигателю, но и другим узлам авто? Дело в том, что 5-минутная остановка работы охлаждающей системы ведет к перегреву мотора.
Под воздействием высокой температуры изменяется геометрия головки блока цилиндров, необратимые повреждения получает кривошипно-шатунный механизм, а это серьезные неисправности, при которых дальнейшая эксплуатация транспортного средства становится невозможной. Необходим дорогостоящий ремонт, включающий замену множества деталей.
Характерные неисправности
Наиболее распространенными неполадками электропомпы и механического насоса являются:
- Естественный износ сальника, результатом становится утечка охлаждающей жидкости.
- Выход из строя рабочего колеса (крыльчатки), из-за чего снижается или и вовсе стремится к нолю давление в системе.
- Утрата работоспособности подшипников – их просто заклинивает. Итог – подтекание охлаждайки и сбои в работе насоса.
- Слишком большой люфт между валом и крыльчаткой. Увеличение люфта – естественное явление, возникающее во время работы помпы. Из-за этого возможны сбои в работе детали и снижение качества охлаждения.
- Коррозия в результате воздействия химических веществ. Она становится следствием использования некачественной охлаждающей жидкости и распространяется преимущественно на рабочее колесо помпы.
- Механическое разрушение под влиянием пузырьков воздуха, которые оказывают на помпу давление изнутри и ведут к появлению ржавчины и к чрезмерной ломкости деталей.
- Обрыв (проскальзывание) приводного ремня, возникающий из-за несвоевременной его замены или по причине низкого качества комплектующего.
- Загрязнение системы, налипание внутри твердых микрочастиц, которые затрудняют движение жидкости и вращение рабочего колеса.
- Разрушение подшипников, сопровождающееся свистящими звуками и сбоями в работе системы. При обнаружении такой неполадки деталь необходимо полностью заменить, и сделать это следует как можно оперативнее.
Итог
Помпа системы охлаждения – один из ключевых ее элементов, от которого напрямую зависит работа мотора и длительность эксплуатации других узлов транспортного средства. Всего 5-6 минут простоя охлаждающей жидкости – и силовая установка перегреется, ее заклинит, из-за чего дальнейшая эксплуатация машины станет невозможной.
- Как выбрать способ сборной доставки из Китая: ж/д, автомобильный, морской или авиа?
- Мошенники в автомобильных международных грузоперевозках
- Автомобильная лебедка: какой трос выбрать?
- Новые требования к облегчённым автоцистернам
- Где лучше производить обслуживание спецтехники
- Антифриз - состав и разновидности
- Головка блока цилиндров: конструкция, как работает, какие бывают проблемы
- Бронированный автомобиль КамАЗ-53949 Тайфун
Мы предпочитаем использовать отключаемые помпы, для российского климата они подходят отлично. А механические насосы мне кажутся таким же пережитком прошлого, как и разборные. На всех наших грузовиках установлены электрические помпы. Вообще, деталь очень важная, требующая регулярной проверки.
Мой дед работал еще на тракторе с железными колесами изготовленном еще в конце 20-х годов прошлого века в Харькове. Помпы на нем не было, нужно было постоянно заливать холодную воду. Горячая выливается- холодная заливается. Вот теперь представьте мучения трактористов и водителей тех лет).
Информативно. Ещё бы узнать, как выбрать помпу охлаждения. Я вот на своей ГАЗель 3302 поменял механическую помпу на такую же. Шумит так же, а я думал, что это неисправность такая. Это особой роли не играет, конечно, но, может такие насосы это уже "вчерашний день" и стОит покупать электроприводные?
Если придется менять помпу, то стоит приобретать новую помпу от лучших мировых производителей. Среди таковых немецкие компании Hepu, Bosch, американская AIRTEX, итальянский бренд GRAF. Помпы от этих производителей дороговаты. Но их надежность в работе позволит избежать многих серьезных проблем при эксплуатации автомобиля.
Иномарку ремонтирую в автосервисе и общаюсь с автомеханиками. Ситуация, когда из строя выходит автомобильная помпа, довольно распространённая, особенно это касается бюджетных автомобилей. Сам немного разбираюсь в устройстве автомобиля, но ремонт доверяю профессионалам.
Обычно при ремонте, если деталь начинает изнашиваться, то её меняют. Это к примеру износ сальника, он начинает пропускать пыль и гряз к детали. Так же если подшипники начинают деформироваться и стачивается. То их так же нужно заменить на новые из магазина.