Карбюратор Солекс, устройство и принцип работы
Карбюратор Солекс— узел, предназначенный для смешивания бензина и воздуха в нужной пропорции с последующей подачей смеси в камеру сгорания. Создан по лицензии французской фирмы Solexи имеет много похожих модификаций.
Оглавление
ВажноУстанавливается на машины ВАЗ 2108, 2109, 20199, 2107, 2105, 21041 и Ниву с 1.7-литровым двигателем.Отличается экономичностью и простотой обслуживания.
Ниже рассмотрим виды подготовленных смесей, поговорим о принципе работы карбюратора и конструктивных особенностях. Отдельно остановимся на работе пускового устройства.
Бедная смесь и богатая смесь
Перед подачей в камеру сгорания бензин смешивается с воздухом в определенной концентрации. В результате формируется смесь, которая может быть нескольких видов:
- Нормальная. Соотношение горючего и воздуха 1 к 15. При такой пропорции топливо полностью сгорает в моторе, а сам ДВС показывает высокий уровень КПД.
- Обедненная. Количество воздуха увеличивается до 16 частей (1 к 16). Режим более экономичный, но мощность двигателя падает.
- Бедная. При соотношении 1 к 17 и выше можно говорить о дефиците бензина. Двигатель сбоит, повышается расход топлива, падает к минимуму мощность силового агрегата. Ехать на бедной смеси сложно из-за постоянных остановок мотора при снижении оборотов.
- Переобедненная. Отношение 1 к 19 является критическим для ДВС. Работать при 19 частях воздуха и 1-й бензина он не сможет. Подготовленная смесь не воспламенится от искры.
- Обогащенная. Увеличение объемной части бензина и соотношение 1 к 13 позволяет мотору развивать большую мощность. Параллельно повышается расход.
- Богатая. К такой категории относятся смеси, в которых на 1 часть горючего приходится 12 и менее воздуха. ДВС работает со сбоями и не выдает заявленной динамики. Значительно возрастает потребление горючего.
- Переобогащенная. Соотношение 1 к 5 подразумевает подачу фактически чистого топлива в камеру сгорания. Такая смесь не зажигается, двигатель не заведется.
Принцип работы карбюратора Солекс
Топливо с воздухом попадают в поплавковую камеру карбюратора Солекс. Отсюда они направляются через жиклеры дальше и смешиваются в определенной пропорции. На следующем шаге подготовленная смесь идет через диффузоры и попадает в камеру сгорания. Заслонки дросселя регулируются путем нажатия педали акселератора в салоне автомобиля.
При снижении или повышения объема воздуха проводится регулировка карбюратора Солекс. Она проходит в несколько этапов.
Сначала камеры и отверстия устройства очищаются. После сборки карбюратора двигатель прогревается и посредством изменения расстояния от поверхности топлива до крышки регулируется уровень топлива. Далее настраивается ХХ с помощью винтов количества и качества.
Система холостого хода (ХХ)
Назначение системы ХХ состоит обеспечении работоспособности двигателя с минимальными оборотами коленвала. Основным элементом является электромагнитный клапан, который с помощью иглы закрывает подачу горючего через жиклер. Это происходит в двух случаях:
- Отключение зажигания.
- Снятие ноги с педали газа и частоте вращения более 1900 оборотов в минуту.
Если произошла потеря холостого хода на карбюраторе, проблема с большой вероятностью в жиклере. Он забивается и не дает работать устройству на ХХ. Для устранения неисправности достаточно откусить иглу, чтобы обеспечить принудительную работу.
Принцип работы системы:
- Попадание горючего в канал системы ХХ, благодаря разряжению. Сюда же подается воздух.
- Смешивание элементов и создание смеси.
- Подача эмульсии под заслонку дросселя.
- Смешивание состава с новым потоком воздуха, который поступает между заслонкой дросселя и стенкой 1-й камеры.
- Подача подготовленного горючего в двигатель, обеспечивая его работу на ХХ.
Как отмечалось, качество и количество топлива регулируется винтом.
Поплавковая камера
В устройстве карбюратора Солекс предусмотрена поплавковая камера. Ее назначение — поддержание оптимального уровня топлива и обеспечение оптимального давления бензина. С ее помощью горючее без проблем проходит через жиклеры в устройство для дозировки. Часть, которая выше уровня топлива, объединяется с входом. Через него поступает воздух. Такая конструкция обеспечивает оптимальное давление.
Ошибки в выставлении уровня топлива чреваты проблемами в работе двигателя. Для настройки достаточно поставить машину на ровную площадку, снять кожух воздушного фильтра и прогреть двигатель. После снимается верхняя крышка Солекс и проверяется расстояние от края камеры до линии горючего. Оптимальный параметр — 2,5-2,6 см.
Если данные не соответствуют норме, необходимо отрегулировать позицию поплавков.
Главная дозирующая система
В карбюраторе Солекс на ВАЗ предусмотрено две системы дозировки: в 1-й и 2-й камере. Они находятся в патрубках устройства, а работа построена на скорости воздушного потока и перепадах давления. Цель дозирующей системы состоит в приготовлении смеси перед подачей в двигатель.
Конструкция:
- жиклеры 1-й и 2-й камеры;
- эмульсионная трубка и колодец;
- большой и малый диффузор.
При работе на ХХ заслонка дросселя перекрыта, а разрежение минимально. При нажатии на газ заслонка дросселя 1-й камеры постепенно открывается. В результате формируется разрежение, и горючее втягивается из поплавковой камеры в колодец. Здесь происходит смешивание с воздухом и создание предварительного состава. На следующем шаге происходит разрежение и подготовка смеси для подачи в мотор.
Как только открывается заслонка 1-й камеры на 2/3, это же происходит и во 2-й. Появляется разрежение, и срабатывает система дозировки 2-й камеры. Ее принцип действия аналогичен.
В обоих случаях система работает при плавном срабатывании педали акселератора. Если нажать на газ сильно, бензин не обогащается в должной мере, и машина может заглохнуть. Для защиты от этого предусмотрен ускорительный насос. Подробнее на его особенностях и принципе работы остановимся ниже.
Ускорительный насос
Предназначен для быстрого обогащения горючего при нажатии газа «до пола». Такая ситуация возникает при необходимости резко стартовать или ускориться во время обгона.
Конструктивно ускорительный насос (УН) состоит из следующих элементов:
- кожух диафрагмы с пружиной и толкателем внутри;
- распылитель;
- привод;
- канал в поплавковую камеру.
При правильной настройке карбюратора Солекс и нажатии на газ бензин из ускорительного насоса выдавливается диафрагмой и подается в 1-ю камеру. В момент отпускания газа горючее подается в кожух УН, а после циклы повторяются.
Распространенные неисправности насоса — повреждение диафрагмы, загрязнение распылителя, износ уплотнительного кольца на кожухе или повреждение возвратной пружины. Во всех рассмотренных случаях требуется ремонт карбюратора. В иных обстоятельствах эффективность работы снижается, или устройство вообще перестает функционировать.
Экономайзер и эконостат
Задача экономайзера — обогащение горючего при полной нагрузке для повышения мощности силового агрегата. В карбюраторе Солекс предусмотрен пневмопривод. Если заслонка открыта частично, разряжение влияет на диафрагму, способствует сжатию пружины и отводу толкателя от клапана.
При нажатии на газ происходит подача воздуха, пружина разжимается, и открывается клапан для подачи горючего. Бензин проходит через жиклер карбюратора Солекс прямо к эмульсионному колодцу. В результате водитель ощущает повышение мощности двигателя. Стоит учесть, что экономайзер работает при полностью нажатой педали акселератора.
Эконостат также используется для обогащения горючего перед подачей в двигатель при 100-процентной нагрузке, но имеет упрощенную конструкцию. Цель — обеспечение стабильности работы двигателя и повышение мощности. Устройство находится на верхней крышке, а его распылитель смонтирован над диффузором главной дозирующей системы.
Конструктивно эконостат имеет 2-канальное исполнение. В первый вставляется трубка с жиклером. В ее функцию входит забор бензина из поплавковой емкости. Вверху канал закрыт. Во второй вставляется распылитель, который входит во 2-ю камеру Солекс. Принцип эконостата построен на разрежении, которое появляется при работе поршневой системы.
В результате горючее идет из поплавочной емкости в распылитель. Здесь происходит смешивание с воздушным потоком и выброс в смесительную камеру. Мотор работает стабильно. Как и экономайзер, эконостат срабатывает при открытых заслонках и наибольших оборотах коленвала.
Пусковое устройство карбюратора Солекс
Назначение пускового устройства — обогащение горючего, поступающего в холодный ДВС. Конструктивно состоит из заслонки, которая управляется из салона с помощью ручки-подсоса, и пневматического узла.
Принцип работы:
- Водитель перед пуском двигателя тянет ручку подсоса на себя. Происходит взвод пускового устройства.
- Освобождается штифт рукояти, происходит закрытие заслонки, которая фиксируется пружинкой.
- Внешняя часть рычага через винт давит на ручку управления заслонкой с последующим поворотом оси и открытием «окна» на нужный угол.
- Водитель заводит двигатель. В этот момент используется только 1-я камера.
- С увеличением оборотов повышается разрежение и проходит в корпус ПУ.
- Диафрагма отходит, тянет шток, а последний прокручивает ручку заслонки. Последняя открывается.
- В камеру для смешивания попадает воздушный поток, который снижает процент бензина в рабочей смеси.
Водитель по мере нагрева мотора возвращает рукоять подсоса в начальное положение, заслонка открывается, а мотор работает в режиме ХХ.
Если какой-то из элементов вышел из строя, необходима настройка или ремонт. В крайнем случае, придется купить карбюратор Солекс для замены.
Итоги
Карбюраторная система больше века устанавливалась на автомобили, но с появлением инжекторов и новых систем впрыска уходит в прошлое. При этом Солекс сохраняет ряд преимуществ: надежность и способность доехать на СТО даже при серьезной неисправности.
Для ремонта в полевых условиях достаточно отвертки и ключей. Карбюратор не боится плохого топлива, но требует периодического обслуживания. Инжекторные просты в эксплуатации, но прихотливы к качеству топлива, а при поломке требуют обращения на СТО.
- Неровно работает двигатель и запах газа
- Есть ли диспетчера, которые работают как УТЭП?
- Плюсы и минусы в работе водителем
- Сколько может стоить охрана экскаватора, и кто должен платить за неё?
- Оплата проезда общественного транспорта с помощью смартфона, какие плюсы и минусы
- Карбюратор Солекс, устройство и принцип работы
Это когда раньше возились с машинами, в гаражах и по многу времени проводили там. Сейчас уже такого нету, конечно есть те, кому это нравиться проводить своё время под машиной, но все же некоторые предпочитают станцию технического обслуживания.
Карбюраторные двигатели считаю давно морально устаревшими, возни эти карбюраторы доставляют немало плюс расход топлива большой. После появления инжекторов считаю использование карбюраторных моторов нецелесообразно кроме как на мототехнике, ну и на триммерах для скашивания травы.
Так же легко происходит чистка карбюратора, устранения поломки можно добиться безразборной прочисткой, нужно просто купить аэрозоль-очиститель, снять корпус воздушного фильтра двигателя, обработать первую и вторую камеру, распылить чистящую жидкость в отверстие от электромагнитного клапана и подождать пару минут и запустить двигатель.
Двигатели не изменились, изменилась топливо подача. Инжекторная система подачи топлива конечно несколько современнее, но и правильно настроенный карбюратор на много надежнее и проще в эксплуатации и не требует обязательного посещения СТО для настройки. А при холодном запуске зимой и вредных выбросах СО может дать фору инжекторам. Я 12 лет отъездил на машине на вахту на север, 2000км в один конец и как только видишь на трассе стоящую машину, останавливаешься, спрашиваешь, оказывается инжектор и не заводится. Так что не надо хаять карбюратор.
Уменя девятка карбюраторная, у зятя инжектор. Я прошаманил свой карбюратор по рекомендации Светлова. Расход топлива моей девятки не больше , чем у него (даже иногда меньше.Скажу так , потому что не поверите) Поэтому, Галя, не надо повторять все что говорят. Обслуга системы питания мне обходится в 0 руб.