Контейнерный рынок России
Сегодня в открытом доступе очень мало актуальной информации и аналитики о контейнерном рынке России, отсутствует единый подход к оценке этого сегмента рынка. Кроме измерений уровня контейнеризации фактически отсутствуют другие индикаторы, позволяющие делать оценки и формировать прогнозы. В мировой практике, напротив, используют единый подход к оценке состояния рынка: оно оценивается через георазделение маршрутов, фрахтовые индексы, баланс спроса и предложения. Специфика контейнерного рынка РФ не дает возможности просто скопировать мировую практику.
Комплексный подход
Понимание «контейнерного рынка России» вызывает большое количество разногласий: что в него входит, от чего зависит его динамика, какие основные тренды рынка? Сложность ответа на первый вопрос заключается в существовании двух разных подходов к оценке рынка: с точки зрения железнодорожных операторов - через показатель погрузки на сети РЖД и со стороны организаций и фирм, осуществляющих погрузку и выгрузку судов - через грузооборот портов. Как для отрасли в целом, так и для операторов, занимающихся интермодальными перевозками, важно понимание всего рынка.
С точки зрения интермодального логистического провайдера важно оценивать все сегменты контейнерного рынка:
- внешнеторговый и транзитный контейнерооборот портов России
- внешнеторговый и транзитный контейнерооборот сухопутных переходов на РЖД
- внутрироссийские перевозки контейнеров по сети РЖД
- каботажное сообщение
Используя вышеуказанный подход, аналитики компании FESCO оценили совокупный объем контейнерного рынка России в 2018 году, в 4,6 млн. груженых TEU.
Контейнерный рынок России в 2018 году: двузначные темпы роста
По данным компании FESCO, контейнерный рынок РФ в 2018 году подрос на 12%. Драйверами, как и ожидалось, стали экспортные и транзитные маршруты, которые за год выросли на 19% и 17% соответственно (груженые контейнеры). Рост в экспорте был обусловлен, прежде всего, поставками пиломатериалов в Китай и стали в Турцию.
Рост транзита, несмотря на инфраструктурные ограничения на коридоре Китай-Европа-Китай, по итогам года превысил 20%. Импортные перевозки выросли на 7,8%, что в абсолютных цифрах существенно меньше пикового уровня 2013 года. Внутренние перевозки уже третий год подряд демонстрируют стабильный рост на уровне 6-8%.
Как менялись тарифы
Помимо сохранения долгосрочного механизма индексации тарифов по схеме «инфляция минус 0,1%», необходимого для повышения прозрачности и прогнозируемости изменения тарифов, в 2018 году были приняты следующие тарифные решения:
- тариф на порожний пробег полувагонов увеличивается на 6%;
- сохраняется действие экспортной надбавки в размере 8%, для всех грузов кроме газового конденсата, алюминия и нефтяных грузов;
- приказом ФАС от 13 июля увеличен до 1,5% коэффициент, компенсирующий расходы, связанные с корректировкой налогового законодательства.
Главное контейнерное направление России
В РФ несколько тысяч различных контейнерных направлений. Рынок развивается очень быстро, и с каждым годом появляются все новые маршруты, часть из которых становятся регулярными, другие – одноразовыми перевозками. Если говорить про самый развитый – это контейнерный маршрут: из Китая в Москву. По нему ежегодно отправляется более 400 тысяч TEU товаров. Для сравнения: по занимающему второе место маршруту Китай – Иркутская область перевозится порядка 100 тысяч TEU ежегодно.
Не секрет, что Китай – основной источник не продуктовых товаров для всего мира, 14% мирового экспорта обеспечивает именно Поднебесная. Россия – не исключение. Каждый третий контейнер с импортным грузом в страну прибывает из Китая. В структуре товаропотока превалируют производственное оборудование и запчасти, изделия из черных металлов, электроника и бытовая техника, изделия из пластмасс, химическое сырье и, конечно, одежда.
Москва и Московская область не случайно являются основными пунктами доставки грузов из Китая в Россию. В этих субъектах проживает 14% населения России, при этом на регион приходится половина всего контейнерного импорта из Китая. Причина в том, что Московский регион остается главным распределительным центром страны как для китайских грузов, так и для прибывающего в Россию импорта в целом. 58% качественной складской недвижимости России находится именно в Москве и области.
Какой маршрут выбрать?
За 250 лет технологии перевозок сильно изменились – вместо 2 лет по «Чайному торговому пути» из Китая в Московский регион сегодня можно доставить груз всего за 15 суток. Разнообразие маршрутов дает грузополучателям возможность выбора в зависимости от приоритетов – стоимости и скорости. При этом с развитием интернет-торговли и ускорением ритма жизни растет необходимость именно в сокращении транзитного времени.
Отчетливо прослеживается тренд роста востребованности более быстрых путей, таких как прямые сухопутные железнодорожные и маршруты через порты Дальнего Востока. Время доставки по ним не превышает 20 дней. С 2013 года доля перевозок через порты Дальнего Востока из Китая в Москву выросла с 25% до 35% в 2018 году. Ожидается, что объем импорта в контейнерах из Китая в Москву, по расчетам аналитиков компании FESCO, составит 490 тысяч TEU, что на 13% больше чем годом ранее.
Майские указы в сфере логистики
Одна из задач, поставленных В.В. Путиным Правительству РФ, напрямую затронула сферу логистики. Президент поручил подготовить план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, в рамках которого предполагается, в том числе, сокращение транзитного времени контейнерных перевозок и увеличение их объема.
До 2024 года поставлены задачи увеличить в 1,5 раза пропускную способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, сократить транзитное время контейнерных маршрутов с Дальнего Востока до западных границ России до 7 дней, а объем транзитных перевозок контейнеров увеличить в 4 раза.
Развитие железнодорожных магистралей повлечет за собой развитие экономики. Остается лишь вопрос, хватит ли заложенного в плане потенциала развития магистральной инфраструктуры, чтобы удовлетворить быстро растущий спрос экспорта добывающей, деревообрабатывающей и сельскохозяйственной отраслей.
Подводя итоги
Несмотря на ряд затруднений, связанных с увеличивающимся дисбалансом спроса и предложения судовой вместимости, простоями на сети РЖД, дефицитом железнодорожных колес и повышением стоимости ремонта, 2018 год оказался достаточно стабильным. Рост контейнерного рынка соответствовал прогнозам и не стал неожиданностью, особенно в экспортном и транзитном направлениях.
На первый взгляд, вызывает удивление рост импорта на фоне нестабильного курса рубля, однако, и он становится логичным в условиях негативных прогнозов на 2019 год. Вместе с тем были даны важные импульсы, в том числе нормативные, для развития транспортной отрасли. Год позволил выявить новые узкие места в инфраструктуре, расширение которых будет уже задачей 2019 года.
В статье использованы данные РОССТАТА и материалы сайта транспортно-логистической компании FESCO.
- Зимняя резина для гор. Подходит?
- Давайте обсудим Постановление Правительства РФ от 28 ИЮНЯ 2017 N 761 (о перевозке Детей)
- Поиск попутчика для контейнерной перевозки ЖД транспортом
- Анализ рынка перевозки грузов
- Конкуренция на рынке грузоперевозок
- Контейнерный рынок России
По данным компании FESCO, контейнерный рынок РФ в 2018 году подрос из-за низкой стоимости.
Полезная и интересная статья про контейнерный рынок, много нового для себя открыла
Контейнерный рынок очень развит, возможно приобрести разнообразные контейнеры различных габаритов, чтобы перевозить что-то. Подбирают прочность, чтобы выдерживали нагрузки, в результате все находится в полном порядке, даже если будут происходить удары.
Честно говоря, информация о контейнерном рынке России на сегодняшний день действительно вызывает много вопросов. В статье четко обозначена проблема отсутствия единого подхода к его оценке, что, конечно, усложняет анализ. В мировой практике, например, используются такие показатели, как фрахтовые индексы и баланс спроса и предложения, что позволяет более четко понимать, что происходит на рынке. Однако специфика России не позволяет просто перенести эти методы. Интересно, что FESCO все же смогли оценить совокупный объем контейнерного рынка в 2018 году, используя комплексный подход. Это серьезный шаг вперед, учитывая, что рынок демонстрировал двузначные темпы роста, особенно в экспортных и транзитных направлениях. Сравнивая это с мировыми трендами, можно заметить, что Россия идет своим путем, адаптируя международные практики под свои реалии. Однако, остается вопрос: хватит ли текущих усилий для удовлетворения растущего спроса? Ведь развитие инфраструктуры, как упомянуто в статье, требует значительных инвестиций и времени. Например, увеличение пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей для сокращения транзитного времени - это не просто задача, а стратегическая необходимость. Важно не упустить время и не отстать от мировых трендов, ведь конкуренция в этом сегменте только растет. В целом, статья дает много пищи для размышлений и подчеркивает важность комплексного подхода в оценке и развитии контейнерного рынка России.
Интересно, что контейнерный рынок России продолжает расти, несмотря на все сложности. Экспортные и транзитные маршруты явно ведут за собой весь рынок, что неудивительно. Поставки в Китай и Турцию подчеркивают важность международной торговли для России. Надеюсь, что инфраструктурные ограничения не станут большим препятствием в будущем.
Заметил, что Москва и Московская область остаются основными центрами логистики для китайских грузов. Это логично, учитывая их роль как главного распределительного центра. Однако, интересно, как со временем будут развиваться другие регионы России в этом направлении. Очень любопытно увидеть, как будет происходить модернизация инфраструктуры в ближайшие годы.