Курганский завод колесных тягачей
Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ) — российский производитель тяжелой автотехники специального назначения. Работал с 1950 по 2011-й в городе Кургане. Сделал серьезный вклад в экономику и имел собственное производство.
Оглавление
Выпустил множество машин, но не выдержал сложностей в плане финансов и организации процесса. В обзоре ниже разберемся, что это за завод, и какая у него история. Отдельно рассмотрим модели, которые он предлагал, и их особенности.
Рождение предприятия
История промышленного гиганта связана с развитием машиностроения в СССР. Корни уходят в далекий 1941-й. Именно тогда на территории современного Кургана было создано предприятие «Уралсельмаш». Первоначально площадка специализировалась на выпуске с/х техники, необходимой для восстановления народного хозяйства после ВОВ.
При этом официальной датой рождения КЗКТ считается 1 апреля 1950-го. В этот деньбыло решено расширить производственные мощности и переориентироваться на выпуск сложной техники. Первые годы завод продолжал собирать с/х транспорт: прессподборщики, бороны, силосорезки и молотилки. Продукция была важна для с/х страны, а особенно после войны.
В начале 1960-х стало ясно, что завод обладает большим потенциалом и способен производить более сложную технику. В это время началось сотрудничество с МАЗ. Была организована сборка тяжелыхколесных тягачей МАЗ — 535 и 537. Машины предназначались для нужд армии, строительства и иныхсфер.
В целом, завод прошел путь от производителя с/х техники до крупнейшего производителя. Он быстро стал одним из наиболее важных предприятий Кургана и играл ключевую роль в развитии региона.
ВажноСборка тягачей МАЗ стала первым серьезным испытанием для КЗКТ. Завод легко справился с задачей. Совсем скоро курганские машины стали известны надежностью и долговечностью.
Это позволило заводу завоевать доверие потребителей и занять прочные позиции на рынке.
К концу 1960-х КЗКТ превратился в крупное промышленное предприятие. Последнее способно производить сложную технику для различных отраслей народного хозяйства. При этом завод продолжал развиваться. Это привело к тому, что на его конвейерах появились новые модели тягачей.
Первая продукция
Активное развитие привело к тому, что на заводе колесных тягачей стали появляться модели собственного производства. Ниже рассмотримрезультат сотрудничества с МАЗ.
МАЗ-537
Один из наиболее известных колесных тягачей. Производился в период с 1959 по 1989-й. Разрабатывался Минским автозаводом (МАЗ) с 1959 по 1965-й, а с 1963 по 1989-й его выпуск продолжался на КЗКТ. Тягач стал важной частью военной и транспортной техники СССР. Он отличался мощностью и способностью перевозить тяжелые грузы.
Проектирование МАЗ-537 началось в 1950-х с целью создания мощного тягача для доставки крупногабаритных и тяжеловесных грузов: артиллерия и стройоборудование. Главным требованием к машине была проходимость, надежность и неприхотливость.
МАЗ-537 имел 8-колесную формулу 8х8 для лучшей проходимости. Кузов сделан в виде 4-местной кабины, смонтированной перед двигателем. На тягач устанавливалось ССУ под шкворень диаметром 10 см. Это позволяло работать с различными полуприцепами и спецтехникой. Колесная база составила 1.7 м + 2.65 м + 1.7 м, что способствовало лучшейманевренности и устойчивости.
МАЗ-537 оснащался мотором Д-12А-525А, мощностью 525 «лошадей». Он обеспечивал тягачу необходимую мощность для перевозки тяжелых грузов. Также машина оснащалась 3-ступенчатой КПП.
Общие параметры:
Общие параметры | Значения |
---|---|
Габариты (ДхШхВ), м | 8.96х2.885х2.88 |
Дорожный просвет, см | 50 |
Вес, т | 21,6 |
Размер колеи спереди / сзади, м | 2,2 |
Скорость, км/ч | 55 |
Грузоподъемность, т | 65 |
Расход горючего — около 125 л на «сотню». При этом объем топливных баков составлял 2×420 л. Это обеспечивало достаточный запас горючего для длительных перевозок.
Машина МАЗ-537 активно применялась в разных сферах. Основное направление — военные нужды, где техника перевозила тяжелую артиллерию и иную технику. Также ее применяли в строительстве, горнодобывающей и энергетической сферах.
Самостоятельные разработки
Со временем завод дошел до уровня, который позволил создавать технику собственной разработки. Ниже разберем несколько представителей, которые достойны внимания.
Зауралец 4Э932
В 1963-м производитель представил тягач КЗКТ-932. Его второе название — «Зауралец-932». Модель создана для замены грузовиков 529-й серии. Проект стал результатом работы специалистов Кургана и Минска. При этом сам процесс стартовал в 1961-м по заказу Минобороны СССР.
Базой послужил проект неосуществленного 2-осного полноприводного тягача «Зауралец 2-400». В последнем внедрены передовые идеи, ставшие основой для будущих машин. Первая модель тягача оснащалась ДВС типа ЯМЗ-240 V12 мощностью 360 «лошадей». При этом ДВС располагался в крупном отсеке для мотора.
Машина имела гидромеханическую 3-ступенчатую КПП, гидропневматическую подвеску, блокирование дифференциала и усиленные тормоза. Также тягач выделялся уникальной конструкцией с широкими 3-местными кабинами. Он проектировался с учетом работы в тяжелых условиях. Это позволяло разгоняться до 47 км/ч и ехать без дозаправки до 400 км.
В 1964-м были выявлены многочисленные неполадки. Это привело к приостановке испытаний. Проведена большая доработка машины в 1965–1966-х.
Одной из важнейших стало создание следующих вариантов тягача: 932А с электротрансмиссией и 3Э932 — с механическим колесным приводом. Наибольший интерес вызвал вариант 4Э932. Он оснащался электрическим генератором мощностью 85 кВт. Здесь же подавался ток на электромотор полуприцепа мощностью 75 кВт.
КЗКТ-545
История КЗКТ-545 началась в 1967-м, когда КЗКТ получил задание на модернизацию тягачей МАЗ-537. Машины имели слабую удельную мощность, что требовало усовершенствования. Для выполнения задания было решено использовать более мощный дизель. Им стал танковый А-38 на 650 «лошадей» от ЧТЗ.
Проект модернизации привел к созданию новых моделей: 545 (седельный) и 545А (балластный). Главнымновшеством стала новая гидромеханика, гарантирующая широкий диапазон передаточных чисел. При этом удалось отказаться от демультипликатора. Улучшен дифференциал, имеющий принудительную блокировку для распределения момента между передней и задней тележками.
Другим важным изменением стала 2-рядная кабина, рассчитанная на 8 человек. Это позволило перевозить не только водителей, но и экипаж техники. Машины стали более комфортными и функциональными.
КЗКТ-545 способен работать с полуприцепами массой до 68 т, а 545А — с более тяжелыми прицепами. В ходе испытаний было отмечено улучшение динамических показателей и снижение расхода.
Несмотря на успешную модернизацию, КЗКТ-545 не пошел на конвейер. Причиной стали экономические и производственные трудности. ЧТЗ не смог обеспечить необходимое количество дизелей А-38, а также конкуренцию со стороны тягачей более нового типа от МАЗ.
Общие характеристики:
- Кабина — 4-дверная, 8-местная;
- Нагрузка на ССУ — 25 т;
- Вес прицепа — до 90.8 т;
- Скорость — до 65 км/ч.
КЗКТ-7428
Это мощная модель тягача с колесной формулой 8x8. Используется для перевозки сверхтяжелых и крупногабаритных грузов, в сложных дорожных и климатических условиях. Машина имеет полный вес в 23,7 т, а в составе автопоезда масса может достигать 123,7 т. Грузоподъемность на ССУ составляет 27 т, а на сам сцепной прибор — 2 т. При этом тягач способен преодолевать броды глубиной до 1,1 м и подниматься на склоны с углом 12-14 градусов. Минимальный радиус поворота составляет 15,5 м.
В зависимости от модификации машина оснащалась моторами ЯМЗ 8401.10-14 мощностью 650 «лошадей». В некоторых версиях устанавливались моторы Камминз КТТА19-С650 или ЯМЗ 240НМ1Б на 500 «лошадок». Это обеспечивало улучшенную маневренность и мощность. Предельнаяскорость — 65 км/ч, а запас хода на одном баке — около 700 км.
В кабине легко размещается до 6 человек, включая два спальных места. Размерность шин — 18.00-24, что способствует хорошей проходимости.
Базовые характеристики:
Базовые характеристики | Значения |
---|---|
Габариты (ДхШхВ), м | 10.06х2.88х3.063 |
Число мест | 6 |
Скорость, км/ч | 65 |
Мощность мотора, л. с. | 650 |
Размер бака, л | 900 |
Глубина брода, м | 1,1 |
Нагрузка на ССУ, т | до 30 |
КЗКТ-8014 10х8
Мощный вездеход с колесной формулой 10×8. Это означает наличие десяти колес, обеспечивающих лучшую проходимость. Тягач подходит для применения в различных отраслях, включая лесозаготовки, строительство и военные нужды.
Технические характеристики включают высокую грузоподъемность, которая достигает 40 т. При этом масса в снаряженном состоянии составляет 26 т. Полный вес тягача может достигать 66 т.
Машина оснащается моторами двух типов:
- 4-тактный V-образный дизель ТМЗ-8424.10-08. Мощность 470 «лошадей»;
- рядный дизель Камминз N14-С475 мощностью 475 «лошадей».
Особенностью КЗКТ-8014 является наличие двух типов ВОМ — независимого (до 150 кВт при 2100 об/мин) и зависимого (до 235 кВт при 450-2400 об/мин). Такая особенностьпозволяет эффективно управлять различными агрегатами, подключаемыми к тягачу. К тому же, он способен преодолевать брод глубиной до 1,1 метра, что расширяет его возможности в трудных условиях. Минимальный радиус разворота 21,5 метра, что делает его достаточно маневренным для больших машин.
Емкость баков для горючего тягача — 900 л. Это обеспечивает лучшуюдальность хода и автономность в работе. Максимальная скорость достигает 60 км/ч, что для такой тяжелой техники считается хорошим показателем. В кабине могут разместиться два человека.
Общие параметры | Значения |
---|---|
Колесная формула | 10х8 |
Вес в снаряженном виде, т | 26 |
Грузоподъемность, т | 40 |
Радиус разворота, м | 21,5 |
Размер баков для горючего, л | 900 |
Скорость, км/ч | 60 |
Число мест | 2 |
Мощности предприятия на пике расцвета
Данные о производственной мощности КЗКТ в разные периоды отличаются. На пике развития завод выпускал несколько тысяч тяжелых тягачей в год. Это были не только базовые модели, но и модификации для самых разнообразных задач.
Географическое положение завода позволяло доставлять продукцию на внутренний рынок и на экспорт. Тягачи производства КЗКТ были востребованы во многих регионах СССР и за его пределами, в том числе в странах Восточной Европы, Азии и Африки.
Ассортимент продукции КЗКТ был достаточно широким. Основу производства составляли тяжелые седельные тягачи 8х8, способные буксировать грузы массой до 100 т. Кроме тягачей, завод выпускал:
- специальные полуприцепы для перевозки тяжелых и негабаритных грузов;
- балластные тягачи для буксировки самолетов;
- модификации тягачей, адаптированные под конкретные задачи.
В целом, КЗКТ играл важную роль в экономике СССР и России. Завод обеспечивал рабочими местами тысячи людей. Он поставлял продукцию для различных отраслей промышленности и с/х. Тягачи производителя использовались при возведении крупных промобъектов, освоении территорий и ликвидации аварий.
Ошибки менеджмента и банкротство
Резкое снижение оборонного заказа в начале 1990-х стало серьезным ударом по предприятию. Доля госзаказа упала с 91% до 4,5%. Это привело к накоплению складских запасов нереализованной продукции. Отсутствие платежеспособного спроса со стороны нефтегазового комплекса усугубило ситуацию.
В результате завод обанкротился. Причинами называется:
- неспособность адаптироваться к новым рыночным условиям;
- отсутствие вложений в модернизацию производства и создание новых моделей;
- увеличение долга;
- опрометчивый отказ от производства перспективной техники для оборонки с гарантированной оплатой.
Все это привело к тому, что в 1993-м объем производства сократился на 34,2%. Неоднократная смена собственников и попытки реструктуризации оказались безуспешными.
К 2005-м кредиторская задолженность предприятия превысила 450 млн. рублей, и завод признали банкротом. В 2007-м были попытки спасти предприятие с помощью финансовых вливаний, но сделать это не удалось. В 2011-м завод окончательно перешел в стадию ликвидации.
Последствия банкротства КЗКТ были катастрофическими для Кургана и его жителей. Тысячи людей потеряли работу. При этом экономика региона понесла огромные убытки.
Производственные мощности были постепенно демонтированы, а территория перепрофилирована под иные цели. Теперь на месте завода появились торговые центры и индустриальный парк.
Итог
История КЗКТ является трагическим примером неспособности адаптироваться к экономическим реалиям. Ошибки в управлении привели к гибели даже крупного и успешного предприятия. Завод не заслуживал такого конца. В период деятельности он выпускал отличную технику, а колесные базы тягачей обеспечивали надежность и вездеходные качества всех выпускаемых моделей.
- Проблема заломов при работе с тягачами
- Нужны 3 тягача (только головы) для перебазировки 3-х полуприцепов цистерн (MARAL) 45m3 в Приморье
- Не заводится авто на газу.
- Требуются водители завод Рычал Су Республика Дагестан с. Касумкент
- Кидалы из Калининграда завод Элеком, они же "МСТ"
- Курганский завод колесных тягачей
Читая о КЗКТ, сложно не вспомнить о том, как многие промышленные гиганты 20-го века не смогли адаптироваться к стремительным изменениям рынка. Завод, который начинал с сельскохозяйственной техники и дошел до создания сложных тягачей, действительно впечатляет. Особенно интересно, как они сумели быстро освоить выпуск МАЗ-537, который стал настоящей легендой. Это напоминает историю с УАЗом, который тоже смог преобразоваться из производителя легковых автомобилей в производителя внедорожников. Но, увы, как и многие другие предприятия, КЗКТ не смог справиться с вызовами новой экономической реальности. Проблемы с менеджментом и неспособность адаптироваться к новым рыночным условиям привели к печальному концу. Это еще раз доказывает, насколько важно инвестировать в инновации и быть гибкими в современном мире. Надеюсь, что история КЗКТ станет уроком для других компаний.
МАЗ-537 — это действительно выдающийся пример советской инженерии. Его мощность и проходимость впечатляют даже по современным меркам. Интересно, как он выдерживал такие нагрузки, учитывая, что расход топлива был просто огромным.
Удивительно, как завод, имея такой потенциал и выпускавший уникальные модели вроде КЗКТ-545, не смог удержаться на плаву в 1990-х. Это еще раз подчеркивает, как важно правильно управлять ресурсами и адаптироваться к изменениям.