Контроль давления воздуха в шинах, система TPMS

Ключевой задачей любого водителя транспортного средства выступает обеспечение безопасности. Как своей собственной, так и других участников дорожного движения. Одним из главных условий ее успешного решения становится нормальное техническое состояние автомобиля.

Важный аспект безопасности - давление воздуха в шинах. В сегодняшних условиях контроль данной характеристики осуществляется с помощью системы TPMS. Рассмотрим более внимательно, для чего она предназначена, как функционирует и из каких конструктивных элементов состоит.

Для чего проверять давление воздуха в шинах

Уровень давления воздуха в автомобильных шинах непосредственно влияет на управляемость, экономичность, комфортность и безопасность поездки на транспортном средстве. Прежде всего – за счет влияния на площадь контакта колеса с дорожным покрытием.

Контроль давления воздуха в шинах

Важной особенностью данного параметра выступает негативное воздействие как завышенного, так и заниженного давления воздуха. Более подробно об этом рассказывается в следующем разделе статьи.

Здесь же необходимо отметить, что все серьезные автопроизводители уделяют рассматриваемому вопросу самое пристальное внимание. Поэтому ни в коем случае не стоит пренебрегать регулярными проверками давления воздуха в шинах. Реализация этого простого и быстрого мероприятия избавит водителя от множества проблем.

Последствия от езды на спущенных или перекаченных колесах

Как было отмечено ранее, отрицательное воздействие оказывает как слишком высокое, так и заниженное давление в шинах. В первом случае наблюдаются следующие малоприятные последствия:

  • увеличение износа по центру протектора покрышек;
  • жесткий проезд по неровностям трассы;
  • рост нагрузки на ходовую;
  • повышенный риск появления на резине так называемых грыж, вплоть до нарушения целостности покрышки;
  • уменьшение уровня управляемости транспортным средством из-за снижения площади контакта шины с покрытием.

Последствия от езды на спущенных или перекаченных колесахЗаниженное (по сравнению с нормальным) давление в шинах оборачивается несколькими негативными моментами, включая:

  • возрастание риска серьезной деформации шин (которая нередко приводит к расслоению каркаса шины или даже «взрыву» покрышки);
  • увеличение износа в «плечевой» зоне покрышки;
  • повышенная вероятность так называемого аквапланирования (в том числе выражается в потере управляемости транспортным средством);
  • рост расхода горючего;
  • высокая вероятность разбортировки шин при прохождении авто поворотов.

Приведенные списки выступают самым очевидным и очень наглядным аргументом в пользу жесткого и постоянного контроля давления воздуха в шинах.

Регулярная проверка и при необходимости – коррекция значения параметра - позволит избежать множества негативных последствий. Результатом становится серьезная экономия (на топливе и ремонте) вместе с созданием оптимальных условий для безопасного движения автомобиля по дороге.

TPMS - система автоматизация контроля давления

Последствия от езды на спущенных или перекаченных колесах

Самый простой способ измерить давление в шинах предусматривает задействование шинного манометра. Последний представляет собой устройство самого разного типа, включая аналоговое, цифровое или стрелочное.

Но оптимальным на сегодняшний день способом избежать проблем по рассматриваемому вопросу выступает оснащение автомобиля системой TMPS. Аббревиатура расшифровывается как Tire Pressure Monitoring System. Перевод названия предельно прост – «система контроля давления в шинах» – и наглядно демонстрирует ее назначение.

Важно

Современный вариант предоставляет водителю возможность «забыть» о необходимости тратить время на отслеживании уровня давления в шинах. Отклонение от заданного параметра приводит к срабатыванию «сигнала тревоги», означающего потребность в принятии срочных мер для исправления ситуации.

Различают несколько разновидностей система TPMS, предусматривающих разный принцип работы и, как следствие, различное устройство и характеристики. Поэтому имеет смысл рассмотреть основные из них более детально, что сделано в следующих разделах статьи.

Здесь же необходимо отметить, что действующие в США и большей части европейских стран нормы обязывают автопроизводителей устанавливать TPMS на новые автомобили. Если речь идет о машинах, выпущенных в других странах, монтаж столь необходимой и полезной системы всегда можно выполнить дополнительно.

TPMS прямого контроля, механическая и электронная

датчик в виде колпачка с индикатором

Первой разновидностью TPMS выступают системы прямого контроля, которые предусматривают непосредственное измерение давления в шинах с помощью установленных на колесах датчиков. Последние нередко называют манометрами, которые также делятся на два типа: механические и электронные.

Из каких узлов и деталей состоит TPMS

Механические системы TPMS предполагают установку датчика в виде колпачка с индикатором, который устанавливается на вентиль шины. Он имеет встроенный клапан, способный точно и быстро измерить давление. Для удобства использования и наглядности полученных результатов индикатор разделен на три области, имеющих разные цвета:

  • зеленый показывает, что значение давления находится в рекомендованной производителем области;
  • желтый означает падение давления, но пока еще в разумных пределах (обычно речь идет о максимальном снижении на 0,3 атмосферы);
  • красный демонстрирует нарастание проблемы (давление падает на 0,7 атмосферы или больше).

Главным достоинством механической системы выступает предельная простота устройства и бюджетная стоимость приобретения. Основной минус –риск потери или даже кражи датчиков, который к тому же подвергаются внешним механическим воздействиям. Что может привести к выходу из строя и искажению выдаваемых результатов.

Контроль давления воздуха в шинах грузовика

Электронная система TPMS несколько сложнее, так как предусматривает наличие не только датчиков давления, но и двух дополнительных элементов. Первый представляет собой приемник сигнала или антенну. Он выступает связующим звеном между электронным манометром и блоком управления (второй дополнительный элемент), куда подается информация.

Очевидно, что пользоваться такой системой намного проще и удобнее, так как не требуется выходить из машины и смотреть на датчики, расположенные на колесе. Все необходимые данные выводятся на блок управления, который устанавливается в салоне.

О датчиках наружных и внутренних

Электронная система TPMS может комплектоваться двумя типами датчиков – наружными и внутренними. Первые ставятся на колпачок (как и для механического варианта). При этом они намного точнее, имеют компактные размеры и в целом работают заметно надежнее. Снятые ими показатели транслируются на блок управления через радиосигнал или блютус.

Причем для большей наглядности также используется уже описанная выше цветовая палитра. Главными достоинствами наружных электронных датчиков TPMS выступают: точность, удобство и оперативность установки, подключение к батарейке с возможностью легкой и быстрой замены.

датчики TPMS наружные и внутренние

Внутренние манометры монтируются под шину, что необходимо делать до установки на диск колеса. Важным дополнительным условием становится совмещение с воздуховодом. Процесс монтажа существенно сложнее и предусматривает использование специальных вентилей, поставляемых в комплекте с системой. Передача сигнала на блок управления происходит так же, как и для наружных датчиков (радио или блютус). Современные модели допускают возможность трансляции информации на экран мобильного устройства.

Комплектование электронной системы контроля давления в шинах внутренними датчиками предоставляет владельцу автомобиля несколько существенных достоинств, к числу которых относятся такие:

  • еще большая точность результатов;
  • надежная защита практически от любых внешних воздействий (достигается за счет расположения прибора);
  • отсутствие негативного влияния на внешний вид колеса и диска;
  • отсутствие необходимости снимать датчик при накачивании шины;
  • невозможность кражи прибора (без одновременной кражи самого колеса, что намного более трудоемко и хлопотно);
  • дополнительный функционал в виде передачи сигнала на смартфон (актуален для систем последних поколений).

Единственным и при этом достаточно весомым недостатком системы TPMS с внутренними датчиками давления выступает серьезная стоимость, дополненная сложностью установки и настройки. Еще одним минусом становится трудность замены батарейки, но его вряд ли можно отнести к значительным, так как срок ее работы очень велик.

TPMS косвенного контроля

Вторая достаточно распространенная разновидность TPMS использует принцип косвенного контроля давления в автомобильных шинах. То есть значение этого параметра напрямую не измеряется.

Взамен задействуются косвенные показатели, которые предполагают использование другой практически всегда присутствующей в машине системы - ABS (антиблокировочной).
TPMS собирает информацию с датчиков, фиксирующих характеристики вращения колеса. Его радиус при падении давления в шинах уменьшается.

датчики АБС

Результатом становится увеличения количества оборотов. Что быстро и очень точно отмечают встроенные в систему приборы и о чем оперативно извещается водитель. Например, выводом на панель управления автомобилем соответствующего сообщения (или даже звуковым сигналом – в зависимости от комплектации и настроек TPMS).

Современные косвенные системы контроля давления в шинах делятся на два типа.

  1. Более простые не информируют водителя о том, с каким именно колесом возникли проблемы.
  2. Современные предоставляют точные данные, в какой шине произошло падение давления.

Основным плюсом TPMS косвенного контроля перед аналогичными системами прямого становится меньшая стоимость. Что вполне логично, так как задействуются возможности другой системы, уже имеющейся на автомобиле (то есть ABS). Достаточно грамотно их использовать и правильно настроить работу.

Вместе с тем, существуют и неизбежно присутствующие минусы подобных систем. Главным из них выступает низкая точность полученных данных, которая дополняется медленной реакцией на происходящие изменения. Поэтому выбор подходящей TPMS становится очень непростой задачей.

Заключение: преимущество TPMS перед ручным манометром

Современная система контроля давления в шинах (TPMS) намного эффективнее и удобнее ручного манометра. Тем более, если речь идет об электронном исполнении. Важно постоянного мониторинга рассматриваемого параметра не вызывает сомнений. Достаточно отметить, что фактическое увеличение расхода топлива из-за езды на спущенных шинах достигает 0,5 л / 100 км.

TPMS

Своевременное исправление ситуации позволяет существенно сэкономить. Причем без каких-либо серьезных дополнительных расходов, так как простые модели TPMSимеют вполне бюджетную стоимость. Полезным и выгодным бонусом выступает снижение износа резины и, как следствие, более редкая замена, что также приводит к экономии средств.

Но самым важным плюсом становится повышение безопасности при движении по трассе, так как жизнь и здоровье водителя и его пассажиров имеют намного большую ценность, чем любые финансовые ресурсы.

Рейтинг: 2
Всего оценок: 1 Комментариев: 0 Просмотров: 36
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 14-11-2024 / Обновлено: 15-11-2024
Поиск запроса "контроль давления воздуха в шинах, система tpms" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Оставить комментарий
Общая оценка: