Малотоннажный грузовик Zuk из Польши на дорогах СССР
После окончания Второй мировой войны Польская народная Республика встала на путь активного развития. Возрождающаяся промышленность, а в особенности – сельское хозяйство нуждались в надежной технике. Особенно острая нехватка наблюдалась в сегменте легких коммерческих грузовиков, которых в стране катастрофически не хватало. Дефицит малотоннажников, способных быстро доставлять небольшие партии грузов, наметился и в СССР.
Оглавление
Чтобы его восполнить, в середине 50 годов прошлого века польские машиностроители запустили серийное производство грузовиков Жук. Машины пользовались высоким спросом на родине и активно поставлялись на экспорт. О том, что они собой представляли, пойдет речь в нашем сегодняшнем разговоре.
История появления модели
В середине 20 века в Польше открыли два машиностроительных завода, получивших в дальнейшем мировую известность благодаря достойному качеству выпускаемой продукции. Компактные автобусы, небольшие грузовички и фургоны на легковом шасси быстро обрели популярность и стали неотъемлемой частью городского транспорта даже в СССР.
На дорогах Советского Союза их можно было увидеть в течение двух десятилетий – с начала 70 до конца 80 годов. Кое-где польские грузовики Жук встречаются и в наши дни – машины попадаются редко, но непременно привлекают к себе внимание.
История появления автомобилей марки Zuk весьма интересна. Завод, на котором позже стали выпускать эти транспортные средства, был учрежден в 1951 году. Предприятие получило название «Фабрыка Самоходув Ченжаровых». Вначале там собирали 2,5-тонный грузовик под маркой «Люблин» с индексом 51 в названии. Это была точная копия легендарного советского ГАЗ-51.
Но мощное грузовое авто потребляло много топлива, поэтому спросом не пользовалось. Чтобы восполнить потребности покупателей, спустя 5 лет на заводе занялись разработкой собственного грузового автомобиля. Конструкторы преследовали цель создать легкий развозной грузовичок компактных размеров, достаточно маневренный, чтобы легко лавировать тесными улочками старых городов, но при этом динамичный, чтобы развивать высокую скорость на трассе. Так на свет появился малотоннажный грузовик Zuk.
Тестовый образец впервые представили на тематической выставке в городе Познань в 1958 году. Это была цельнометаллическая машина с бортовой грузовой платформой грузоподъемностью в 0,9 т. Модель получила название Zuk А03, она оснащалась бензиновым мотором мощностью в 50 л. с. и 3-скоростной коробкой передач. Серийный выпуск «тройки» начался в 1959 году.
ВажноВ Союз «Жуки» приехали в середине шестидесятых. На тот момент это уже была целая линейка транспортных средств различного назначения и разной грузоподъемности. Семейство включало два фургона (А05 и А06), грузопассажирский автомобиль (А07), два грузовика с бортовыми платформами грузоподъемностью в 960 кг (А09 и А11), а также пикап А13.
Все они отличались широким функционалом, простой, но при этом надежной конструкцией, были прочны, устойчивы и долговечны. Помимо высокой износостойкости даже в суровых условиях эксплуатации машины обладали стильным экстерьером и довольно комфортабельной по тем временам кабиной.
Назначение и описание малотоннажного грузовика Жук
Небольшой бортовой грузовик разрабатывался для транспортировки грузов на малые и средние расстояния. Как гласил рекламный слоган, «он завоевал блестящую репутацию и огромную популярность как в Польше, так и далеко за ее пределами».
Грузовой автомобиль вагонной компоновки с бортовым кузовом получил высокопрочную металлическую кабину, которая размещалась над моторным отсеком. Задний борт был откидным для упрощения погрузки-выгрузки. Благодаря сплошным боковинам кузова платформа не выступала за пределы кабины, модель получилась довольно компактной и маневренной.
Линейка включала два бортовых грузовика Zuk - A-03 и А-11. У первого высота погрузки составляла 60 см, а площадь грузового отсека – 4 квадратных метра. Шасси было позаимствовано у «Нысы-521», аналогичными оказался и ряд других ключевых узлов.
Технические характеристики
Описывая эксплуатационные особенности грузовичка Жук А-03, необходимо отметить следующее:.
Технические характеристики Zuk А-03 | Значения |
---|---|
Габариты (ДхШхВ), м | 4,3х1,76х2,1 |
Грузоподъемность, т | 0,9 |
Колесная база, м | 2,7 |
Расход топлива, л / 100 км | 13 |
Погрузочная высота, см | 60 |
Максимальная скорость движения, км/ч | 95 |
Что касается технических характеристик грузовика Zuk А-11, представляющего собой усовершенствованную версию предшественника – А-03, то они следующие:
Технические характеристики Zuk А-11 | Значения |
---|---|
Ширина колеи, м | 1,36 |
Полный вес, т | 1,4 |
Колесная база, м | 2,7 |
Погрузочная высота, см | 95 |
Емкость бака для горючего, л | 55 |
Максимальная скорость движения, км/ч | 90 |
Грузоподъемность, т | 0,95 |
Если сравнивать двух представителей семейства малотоннажных грузовиков Жук – А-03 и А-11, то грузовая платформа второго была слегка приподнятой, чтобы избавиться от выемок для колесных арок. Это позволило увеличить полезную площадь и сделало кузов более вместительным.
Двигатель
А-03 оснащался карбюраторным двигателем на 52 лошадиных силы. У А-11 мотор был мощнее, о нем даже известно больше: дизельный 4-цилиндровый рядный силовой агрегат марки 4C90 на 70 лошадиных сил. Максимальный крутящий момент составлял 4200 оборотов в минуту.
Двигатель обеспечивал машине хорошую динамику, способствовал легкому преодолению небольших препятствий. Все это в совокупности сделало грузовичок незаменимым помощником в процессе доставки штучных грузов, коробок и ящиков, а также сыпучих материалов общим весом до 950 кг.
Трансмиссия, подвеска и ходовая часть
На обе модели устанавливалась 3-скоросная механическая коробка передач. Иных вариантов за всю историю производства грузовиков Zuk предусмотрено не было.
Несмотря на различия двух существующих моделей польских малотоннажников, их подвеска была одинаковой. Спереди использовалась независимая пружинная, сзади – зависимая, рессорного типа. Диски алюминиевые, размерность шин – 16 дюймов (передние и задние колеса одинаковые). Тормоза барабанные, установленные на все колеса.
Перечисленные эксплуатационные особенности, включая мощные моторы, надежную, долговечную и неприхотливую в обслуживании подвеску, сделали грузовички Жук востребованными и популярными.
Машины идеально вписались в пустующую на тот момент нишу, образовавшуюся между пикапом Warszawa 200P и грузовиком Lublin 51 грузоподъемностью в 2,5 тонны, представлявшим собой точную копию советского ГАЗ-51.
Кабина Жука
Автомобиль выгодно выделялся и довольно комфортабельной кабиной. Салон был отделан водоотталкивающей обивкой, которая легко чистилась и не требована никаких усилий в уходе. Высокая посадка и большая площадь остекления ветрового стекла способствовали хорошему обзору и облегчали процесс управления, ведь водитель мог контролировать все, что происходит вокруг машины.
Никаких излишеств в салоне не было (отсутствовал даже радиоприемник), но все элементы управления находились там, где им самое место. Подрессоренное водительское сиденье гасило вибрации, что актуально для снижения усталости во время продолжительной рабочей смены.
Разновидности кузовов
За всю историю существования грузовики марки Zuk выпускались в таких вариантах кузова:
- А-03 – пикап с задним откидным бортом.
- А-05 – цельнометаллический фургон.
- А-09 – бортовой грузовик с 3 откидывающимися бортами.
- А-07 – грузопассажирская версия.
- А-11 – усовершенствованная базовая модификация бортового малотоннажника А-03.
- А-15 – пожарный автомобиль на базе фургона с закрытым кузовом.
Заключение
Польские грузовики Жук были надежными, выносливыми, долговечными машинами с простейшей, но хорошо знакомой механикам конструкцией, что способствовало хорошей ремонтопригодности. Определенные нарекания вызывала слабая управляемость и не столь эффективная, как того бы хотелось, тормозная система, но с учетом отсутствия альтернативы водителям приходилось мириться с этими недочетами.
- Как дешевле доставить бульдозер из Челябинска на Сахалин?
- Перевезти пластблоки из Екатеринбурга
- Грузоперевозки из Польши в Калининград
- Ситуация на дороге со спецтранспортом
- Обсуждение гололеда на дорогах