Легендарный грузовик Зил 164
Зил-164 (Захар) — легендарный грузовик, являющийся модернизированной версией Зис-150. Выпускался в течение семи лет — с 1957-го до 1964-го. Был популярен за счет качества конструкции, высокого запаса мощности и универсальности.
Оглавление
В конце 1961-го разработчики выпустили переходную и усовершенствованную версию Зил-164А. Ниже рассмотрим, в чем особенности машины, выделим ее параметры, сферу использования и существующие версии исполнения.
История создания Зил 164
Машина Зил-164 — «первопроходец» в своем классе, который в теории мог появиться в 1940-х годах. Из-за войны проектирование, реализацию проекта и испытания пришлось отложить. В 1948-м на заводе восстановили выпуск Зис-150, который производился до 1957-го. Планировалось, что грузовой автомобиль заменит более новая версия, но из-за сложностей в разработке планы пришлось поменять.
В1956-м из-за ухода от эпохи «сталинизма» автомобиль Зис 150 был переименован в Зил 150, а после внесения ряда изменений появился Зил 164. От прежней версии он отличается лишь другой радиаторной решеткой, измененной конструкцией двигателя, большей мощностью и надежностью. Цилиндры силового агрегата были алюминиевыми, а не чугунными, как ранее.
В начале 60-хXX века появилась усовершенствованная версия Зил 164А, которая имела горизонтальную позицию «шторок» по типу Зис 160.Также в новой моделибыло обновлено сцепление, КПП, ручник, карданный вал и другие элементы. Обновленная техника успешно прошла испытания в 1960-м, а уже спустя год появился в продаже.
Область использования 164-го
В свое времяавтомобиль Зил 164 был весьма востребовани считался главной «рабочей лошадкой» в разных сферах Советского Союза. Этот факт подтверждается тем, что найти исправный грузовик «Захар» сложно, ведь машина эксплуатировалась до полного исчерпания ресурса.
ВажноПреимуществом стал тот факт, что в конце 50-х — начале 60-х годов прошлого века в СССР активизировалось строительство промышленности и жилой сферы. Все это требовало пополнение автопарка, которые не простаивали и всегда были при деле.
Еще одной особенностью стал большой выбор модификаций таких грузовиков. Так, большое применение получили следующие версии:
- самосвал Зил 164;
- фургоны;
- заправщики;
- пожарные автомобили;
- автокраны;
- подвижные лаборатории и другие виды специальной техники.
В тот период машина выпускалась в виде передвижной ремонтной мастерской и дезинфекционно-душевой установки. Подробнее на этих модификациях мы остановимся в отдельном разделе.
Многие из выпущенных автомобилей были отправлены для решения военных задач, где они пользовались спросом из-за надежности и неприхотливости техники. Они использовались советскими властями в ГДР и, как правило, были задействованы в виде пожарных и иного транспорта для трнспортировки грузов военного назначения.
Не менее популярной была версия Зил 164А, на базе которой удалось создать первую в Советском Союзе цистерну для транспортировки сжиженного газа. Модели 164 и 164А активно применялись в автомобильных хозяйствах, а в 1965-м уступили место более современным моделям.
Отметим, что военный Зил 164 был востребован не только в ГДР и СССР, но и в Финляндии. Именно здесь автомобиль прозвали «Захаром».
В дальнейшем многие машины были сняты с хранения (консервации) для передачи в промышленную, строительную и с/х сферы. Здесь они использовались до последнего дня, а некоторые версии сохранились и до текущего времени.
Общее описание
Грузовик Зил 164 — среднетоннажный автомобиль с задним приводом, имеющий капотную компоновку. Машина способна перевозить грузы до 4-х тонн, а при установке соответствующих шин этот параметр увеличивается еще на 500 кг. Машина предназначена для эксплуатации по асфальтированным дорогам и не любит грунтовые / проселочные покрытия. В последнем случае грузоподъемность снижается до 3,5 тонн.
Базовым несущим элементом грузовика является рама, изготовленная из стали высокой прочности и представляющая собой пару продольных лонжеронов. Бампер передней части крепится к лонжеронам с помощью болтового соединения, и здесь же предусмотрен буксирный вариант. При этом лонжероны имеют переменное сечение.
Кузов грузовика представлена в виде платформы из дерева, имеющей три борта. На внешней части установлены брусы из металла, обеспечивающие большую стойкость конструкции к негативным воздействиям. Грузовой автомобиль Зил 164 в виде самосвала имел дополнительный металлический кузов с возможностью опрокидывания.
По сути, 164-я версия авто стала улучшенной версией Зис-150. По экстерьеру они почти не отличались, а вот конструктивно появилось много изменений:
- более мощная рама;
- установка лонжеронов повышенной прочности с применением 3-х поперечных элементов;
- 14-слойные рессоры из листовой стали;
- обновленная конструкция заднего моста;
- оптимизированная приборная панель.
Много внимания уделено кабине, которая стала цельнометаллической и могла вместить трех человек. Появились дополнительные элементы комфорта в виде обогревателей стекол, улучшенная система вентиляции и отопления.
Технические характеристики
При изучении особенностей грузовика нельзя обойти его технические характеристики. Машина выпускается в колесной формуле 4х2, имеет снаряженный вес 4,1 т и полную массу в 8,25 т. Стоит выделить и другие технические характеристики:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Габариты (ДхШхВ), м | 6,7х2,47х2,18 |
Колесная база, м | 4 |
Клиренс сзади / спереди, см | 26,5 / 32,5 |
Колея, м | 1,7 |
Грузоподъемность, т | 4 |
Максимальная скорость, км/ч | 75 |
Расход топлива, л / 100км | 27 |
Объем бака для бензина, л | 150 |
Запас хода на одной заправке, км | 550 |
В дополнение к рассмотренным выше характеристикам стоит выделить и другие параметры: двигателя, ходовой, трансмиссии и прочих узлов.
Двигатель
Одним из достоинств грузовика является двигатель Зил 164, представляющий собой 6-цилиндровый карбюраторный силовой агрегат с рядным расположением четырех цилиндров. Устройство имеет объем 5.55 л, чего достаточно для достижения мощности в 100 «лошадей» при 2800 об/мин.
К особенностям мотора стоит отнести:
- Нахождение цилиндров в одном чугунном блоке с расположением картера ниже уровня коленвала.
- Принудительная закрытая система охлаждения.
- Алюминиевая ГБЦи поршни с большим сроком службы и защитой от коррозии.
- Радиатор на трубках и пластинах, зафиксированный на раме с помощью специальных подушек.
- 6-лопастной мощный вентилятор, обеспечивающий улучшенное охлаждение. Фиксируется с помощью пары подшипников, которые закреплены в корпусе насоса.
- Стальной коленвал и распредвал, закаленные с помощью высокочастотных токов.
- Смешанная система смазки, обеспечивающая равномерную подачу масла ко всем элементам двигателя.
В Зил-164 А использовался более современный вариант двигателя. К его особенностям относится работа с более надежным карбюратором и высокопроизводительным топливным насосом.
Для сравнения в прошлой версии параметр производительности составлял всего 60 л/час, а увеличился до 125. Также на обновленный мотор установлен радиаторный вентилятор с большим лопастным углом и обновленным радиаторным кожухом.
Ходовая и трансмиссия
Как отмечалось, грузовик получил усиленную штампованную раму, в состав которой входят следующие элементы: две балки с сечением в виде швеллера и объединяющая их поперечная часть. Продольная балочная конструкция имеет разную толщину по ширине-высоте. Спереди и сзади к раме крепятся крюки и бампер.
Ходовая часть представлена следующими элементами:
- Спереди — подвеска в 2-рессорном исполнении с рычажными (со временем — телескопическими) амортизаторами.
- Сзади — подвеска с 2-мя основными и таким же количеством вспомогательных рессор. Подвешиваются с помощью полуэллипсов, объединенных с передней осью и задней частью моста.
На новых вариантах Зил 164 появились ограничители лонжеронов, более мощные пружины и крепежные кронштейны. В некоторых модификациях предусматривалась еще одна емкость для топлива, позволяющая увеличить пробег без дозаправки.
При выборе трансмиссии разработчики не придумывали ничего нового, а использовали уже проверенную версию от Зис 150В. Грузовик получил 3-ходовую и 5-ступенчатую коробку передач с улучшенным включением 2-х последних скоростей. Внедрение опции позволило уменьшить вероятность ДТП при подъеме из-за чрезмерного повышения скорости вращения кардана. При достижении определенного параметра установить машину уже не удается. Дополнительным способом защиты стал ограничитель оборотов коленвала.
Передаточные числа трансмиссии по передачам:
- 1-я — 7.44;
- 2-я — 4.1;
- 3-я — 2.29;
- 4-я — 1.47;
- 5-я – 1.0;
- Задняя — 7.09.
Наличие синхронизаторов обеспечивает быстрое включение с 2-й по 5-ю скорость. Колеса у грузовика спереди стандартные дисковые, а сзади — 2-скатные. Заднее колесо находится под платформой грузовика правей рамного лонжерона.
Кабина грузовика
Зил 164 имеет цельнометаллическую кабину, отличающаяся полной закрытостью и увеличенным слоем теплоизоляции. Внутри можно поместить 3-х человек. Самым комфортабельным является водительское место, которое имеет три позиции и возможность изменения положения спинки кресла с помощью бруска.
Что касается пассажирских сидений, для них также предусмотрена горизонтальная регулировка, но положение спинки всегда фиксировано и не регулируется. Воздух в кабину поступает через люк в крыше, регулируемые боковые и левую сторону лобового стекла. Еще одно окно находится сзади, которое также можно открыть для вентиляции.
Обогрев в холодное время года обеспечивает отопитель. Устройство объединяется с системой охлаждения и нагревает салон до оптимальной температуры. Летом для отключения системы достаточно перекрыть кран, закрывающий подачу горячей воды.Отметим, что во многих машинах Зил 164 после снятия с консервации эти узлы требовали ревизии или вообще не работали.
Приборная панель имеет стандартное исполнение. В металлический корпус врезана группа основных приборов.
Так, прямо перед водителем доступен спидометр, указатель температуры масла и остаток бензина. В центральной части нашлось место тахометру и группе переключателей. Перед пассажиром установлена ручка и бардачок, открывающийся сверху вниз.
Гражданские и военные модификации Зил 164
За время производства Зил 164 появилось более 10 разных версий грузового автомобиля. Большая часть из них был задействована в военной или строительной сфере, а также в с/х. К основным моделям Зил стоит отнести:
- 164 — бортовая машина с кузовом из дерева и бортами по периметру;
- 164Р — оптимизированная модель с мощным силовым агрегатом и возможностью применения прицепа;
- 164Г — самосвальная надстройка;
- 164Д — машина бортового типа с экранированной аппаратурой;
- ММЗ-585К — самосвал для с/х сферы;
- ММЗ-585И — самосвальная техника для выполнения задач в строительстве;
- ММЗ-164Н — седельный тягач;
- 164А — оптимизированный транспорт, получивший ряд узлов от Зил-130 (КПП, сцепление, кардан и другие);
- 156А — грузовик, способный работать на сжиженном газовом топливе;
- 164АР — транспорта с бортами и прицепом с мотором увеличенной мощности;
- 164АГ — авто на самосвальном шасси;
- 164АД — грузовик с экранированным электрическим оборудованием;
- 166, 166— машина, работающая на сжиженном газе;
- ММЗ-164АН — седельный тягач со 109-сильным силовым агрегатом;
- ММЗ-585М — с/х самосвал;
- 164АГ — самосвальное шасси;
- ММЗ-585Л — самосвал для стройки.
Все рассмотренные выше версии выпускались в разное время — в период с 1957 до 1965 года. При этом версии 164 АР /АД /АГ /АН, ММЗ-585 Л/М и 166 появились уже после 1961-го.
Итоги
Грузовик «Захар» давно не выпускается, поэтомукупить Зил 164 в хорошем состоянии — почти нереальная задача. На вторичном рынке еще встречаются предложения, но они единичные, а состояние самих машин оставляет желать лучшего.
Средняя цена грузовиков составляет 30-50 тысяч рублей с учетом состояния, пробега и типа надстройки. При этом, как правило, авто покупаются не для эксплуатации, а под разборку. Если говорить об основных аналогах, их два — Газ-51 или Зил-130.
- Выкуп спецтехники и грузовиков в Москве и МО
- Экспертиза грузовика
- Грузовик - троллейбус
- Какие грузовики будут ездить по дорогам России в ближайшем будущем?
- Подкатные подъемники для грузовиков
- Легендарный грузовик Зил 164
Зил-164 при многих достоинствах имел некоторые недостатки. Один из таковых - это малая скорость автомобиля. Рулевое управление Зил-164 требовало от водителя прикладывания серьезных физических усилий.
По поводу тяжелого управления, согласна, как то, волею судьбы пришлось за ним немного посидеть. Оказалось, что не все так просто.
Зил-164 действительно заслужил свою репутацию легендарного грузовика, сочетая прочность и надежность, он стал незаменимым помощником для многих грузовых перевозок. Благодаря своей высокой мощности, Зил-164 легко справлялся с тяжелыми нагрузками и проходил по самым сложным дорогам.