Легенды автопрома: Фердинанд Порше
История мирового автомобилестроения богата великими личностями. Но даже на их фоне фигура Фердинанда Порше стоит особняком.
Для подтверждения легендарного статуса достаточно привести один-единственный факт: именно этот человек стал создателем самого массового автомобиля в истории человеческой цивилизации, который назывался Volkswagen Käfer или попросту «Жук». Важно помнить, что это далеко не единственное достижение в послужном списке Фердинанда Порше. Талантливый инженер за 75 лет жизни успел очень много.
Оглавление
Начиная с разработки первого электромобиля и заканчивая отцовством над еще одним Фердинандом Порше, на этот раз – младшим, который также внес немалый вклад в развитие автопрома. Рассмотрим жизнь одной из самых легендарных конструкторов человечества более внимательно.
Юные годы Фердинанда Порше
Местом рождения будущей легенды автопрома стал маленький город в Судетах (тогда принадлежал Австро-Венгрии, сегодня – Чехии). Отсчет биографии Фердинанда Порше начался 3 сентября 1875 года. Его отец имел небольшой бизнес в виде мастерской по ремонту. Уважение окружающих к мастерству профессионального жестянщика позволило Антону Порше стать мэром города.
Фердинанд получил статус наследника после смерти старшего брата и уже с 15 лет сам начал трудовую деятельность в мастерской. Сначала – обычным уборщиком, затем – помощником мастера и т.д.
Изначально юноша планировал пойти по стопам отца. Но с течением времени было принято решение о поступлении в техническое училище. В результате пришлось совмещать дневную работу в мастерской и вечернее обучение в соседнем городке Райхенберге (сегодня он называется Либерец и находится в Чехии).
Начало трудового пути, первые успехи
В 18 лет Фердинанд устраивается в Bella Egger & Co, которая занимается производством различной электротехнической продукции. Параллельно он продолжает обучение на заочном отделении Имперского технического университета в Райхенберге (сегодня название учебного заведения выглядит намного солиднее – Венский технический университет).
Первой реализованной на практике задумкой талантливого инженера стала разработка и изготовление ступенчатого двигателя. Изначально идея предложена американцем В. Адамсом. Порше сумел собрать агрегат и провести его испытания.
Достаточно быстро Фердинанд из рядовых работников перешел в штат руководителей. Сначала – среднего звена, но с хорошими перспективами дальнейшего продвижения. Чему в немалой степени способствовала революционная идея первого электромобиля (получившего название Lohner-Porsche), которая появилась у Порше еще в 1898 году, то есть в неполные 23 года.Более подробно характеристики авто рассматриваются ниже.
ВажноФактически, Фердинанд Порше создал первую гибридную силовую установку, которая не только была показана на Парижской всемирной выставке в 1900 году, но и получила Гран-при. На тот момент времени реализовать многочисленные достоинства изобретения не представлялось возможным.
Что не отменяет впечатляющей демонстрации незаурядных способностей молодого инженера, которые были признаны уже тогда.
Результатом чего стало назначение Фердинанда Порше техническим директором и одновременно главным конструктором австрийской автомобилестроительной компании Austro-Daimler (в разных источниках это событие датируется 1905 или 1906 годами). Результатом эффективной и очень успешной деятельности молодого руководителя стало появление нескольких моделей автомобилей, включая Prinz-Heinrich, ADM, Sascha и ADR.
Следующей ступенью карьеры Порше стал переход в головной офис предприятия Daimler-Benz AG в Штутгарте. Инженер руководил разработкой и производством спортивных Мерседесов, в том числе – двух ставших достаточно популярными моделей гоночных авто Mercedes-Benz S иMercedes-Benz SS в нескольких модификациях.
Проект Volkswagen
Логичным этапом становления легендарного автомобилестроителя стало создание собственного дела. Что произошло в 1931 году, когда Фердинанд Порше уходит из Daimler и открывает новую компанию со сложным и длинным наименованием. Главной особенностью которого было присутствие его фамилии. Немного спустя, бренд Porsche станет всемирно известным.Еще позднее – в 1937 году – создана еще одна компания, также ставшая важной составной частью истории автопрома – Volkswagen.
Еще через 3 года – в 1934-м – вместе с сыном Фердинандом Антоном Эрнстом Порше (родился в 1909 году, отец называл его просто Ферри) – он создает первые концептуальные наработки и чертежи будущего шедевра, позднее получившего название «Фольксваген Жук». Дальнейшая работа ведется уже совместно и прерывается на время войны, когда конструкторы и предприятие в целом вынуждены создавать не автомобили, а военную технику.
Темные страницы
Германия 30-х и 40-х годов прошлого века – далеко не самое райское место на Земле. Тяжелое и даже унизительное поражение в Первой мировой войне привело к возникновению сильных реваншистских настроений. Их результатом стало появление Третьего рейха, влияние которого все время росло и через несколько лет стало доминирующим в Германии.
Сотрудничество с руководством рейха
Крупному промышленному предприятию невозможно быть независимым от политического руководства страны. Данное правило действует всегда, независимо от государственного строя или типа экономики.
Что привело к неизбежному взаимодействию династии Порше с руководителями гитлеровского рейха. Альтернативы такому сотрудничеству – при условии продолжения профессиональной деятельности – попросту не существовало.
Создание военной техники
Важным дополнением стал переход на «военные рельсы», который был декларирован в отношении всей тогдашней германской промышленности. Недавно созданный Volkswagen и предыдущие компании Фердинанда Порше не стали исключением из этого правила.
Конструкторское бюро предприятия перешло на создание тяжелого и сверхтяжелого танков, вездеходов и амфибий, а также противотанковой САУ. Далеко не вся техника оказалась успешной. Большая часть разработок уступала конкурентам. Что вполне логично, так как таланты обоих Порше намного лучше подходили для мирных целей.
Важно отметить, что в 1932 году оба таланта посещали СССР. Более того, они получили личное приглашение Сталина остаться работать в Советском Союзе. Но отклонили его, что лишний раз доказывает определенную аполитичность этих творческих личностей.
Фердинанд Порше – младший
Еще в 1943 году производственные мощности предприятия Порше были передислоцированы в Австрию. Где отец и сын встретили окончание войны. Оба были арестованы за сотрудничество с рейхом, но позднее освобождены. Возраст и последствия тюремного заключения (пусть и непродолжительного) привели к резкому ухудшению состоянию здоровья Порше-старшего. В результате он отошел от дел и ограничился консультированием сына.
Именно Фердинанд Антон Эрнст Порше (кратко – Ферри, как называл его отец) запустил серийное производство «Жука», которое стартовало в 1946 году. Впечатляющие достоинства автомобиля лучше и нагляднее всего демонстрирует одна простая цифра. Всего выпущено более 21,5 млн. авто этой модели без существенных изменений в базовой конструкции, что позволяет считать ее самой массовой за всю историю человечества.
У Ферри Порше в 1931 году родился сын и одновременно внук родоначальника династии – Фердинанд Александр Порше. Несмотря на то, что это уже третий Фердинанд Порше в семье, именно Александра называют младшим (в отличие от Антона Эрнста). Что объясняется его большим вкладом в историю автомобилестроения, скорее всего, уступающим отцовскому, но вполне сопоставимым.
Порше-младший получил хорошее образование. В том числе – в высшей школе дизайна в германском Ульме. Такая специализация сильно сказалась на дальнейшей профессиональной карьере. В 27 лет он поступает на работу в конструкторское бюро Porsche. Первым результатом реализации его идей стало прототип PorscheType 754.
Специализация – спорткары
Уже через 4 года молодой дизайнер становится руководителем бюро. Чему способствовала не столько принадлежность к великой фамилии, сколько успешная профессиональная деятельность. Достаточно упомянуть об еще одной разработке, которая произвела фурор в мире спорткаров – Porsche 911.
Дальнейшие разработки подтвердили несомненные инженерный и дизайнерский талант Порше-младшего. Самые известные модели созданных им автомобилей описываются далее. Здесь же стоит отметить присутствие среди них гоночного болида Формулы-1 Type 804, что наглядно демонстрирует обширность сферы деятельности специалиста.
Porsche Group - успех последних 20 лет
Фердинанд Порше-младший умер в 2012 году в возрасте 76 лет (его великий дед дожил до 75 лет и умер в 1951 году). Он активно участвовал в формировании холдинга PorscheGroup, в том числе – посредством создания новых компаний и реорганизации уже существующих.
Сегодня основная специализация предприятия четко определена и заключается в выпуске автомобилей люксового класса и внедорожников. Оборот Porsche AG превышает 33 млрд. евро.
Численность персонала перевалила за 37 тыс. человек. Продукция холдинга продается по всему миру, а бренд считается одним из самых известных на планете. И ключевая его особенность заключается в том, что он представляет собой фамилию трех главных создателей: отца, сына и внука.
В настоящее время Porsche вместе с Volkswagen составляют один из самых крупных германских холдингов. Причем сложно сказать, на базе какого именно из предприятий – Porsche или Volkswagen – произошло объединение, хотя налицо факт – Porsche принадлежит 51% . Результатом стало появление концерна с годовым оборотом свыше четверти триллиона евро (более 250 млрд.) Причем штатная численность персонала находится на уровне около 675 тысяч человек, что выглядит не менее впечатляюще.
Отдельно стоит отметить историю завода в Лейпциге, запущенного в 2002 году и позднее полностью реконструированного. Сегодня предприятие ежесуточно выпускает 650 автомобилей трех моделей – Panamera, Cayenne и Macan. Производство считается одним из самых технологичных в мире и одновременно соответствует жестким экологическим стандартам. Оно считается результатом успешного сотрудничества ранее независимых брендов Porsche, Audi и Volkswagen.
Сказанное в полной мере подтверждается еще одним примером. Он касается разработки и изготовления Volkswagen Phaeton. Машина являлась первым авто представительского класса в линейке VW за всю историю существования компании. Несмотря на глобальные планы по выпуску до 20 тыс. штук ежегодно, за все время производства – с 2002 по 2016 годы – было выпущено менее 85 тысяч авто.
Что в очередной раз показало бесперспективность самостоятельной деятельности Volkswagen и стало еще одним веским аргументом в пользу объединения с более прогрессивным и экономически успешным Porsche. Время – как и приведенные выше цифры - показывает верность такого решения.
Лучшие модели компании
В портфолио Porsche представлено множество достаточно разнообразных автомобилей. Некоторые из наиболее интересных моделей заслуживают более детального описания.
Lohner- Porsche гибрид
Первая практически полноценная модель автомобиля была создана Порше-старшим на стыке позапрошлого и прошлого веков. Спроектированная машина обладала следующим набором качеств и характеристик:
- высокая скорость - до 40 км/час;
- компактные размеры;
- два электрических мотора (по 2,5 л. с. каждый) и дополнительный бензиновый (для вращения генератора);
- час передвижения без зарядки;
- передний привод.
Все перечисленные характеристики можно назвать революционными для того времени. Что становится еще ценнее, если учесть предельно простой и очевидный специалистам факт: многие наработки Порше-старшего актуальны до настоящего времени. Когда гибриды получили по-настоящему широкое распространение.
Volkswagen Käfer 1935 года
Главное достижение автомобиля указано выше – это самая массовая машина в истории человечества. Важно отметить основные причины популярности «Жука», которые заключаются в следующем наборе достоинств:
- компактность размеров;
- экономичность в эксплуатации;
- хорошая маневренность;
- бюджетная цена продажи;
- множество модификаций.
Машина оказалась настолько удачной, что выпуск ее модификаций был прекращен только в 2003 году. Ни один другой автомобиль в мире не может конкурировать ни по массовости, ни по продолжительности производства с VolkswagenKäfer.
Porsche 356 Speedster Hardtop
Представляет собой первый серийный спортивный автомобиль, выпущенный под брендом Porsche.Запущен в производство в 1948. Выпускался до 1965 года в общем количестве около 76 тыс. Самой популярной модификацией авто является SpeedsterHardtop.
Среди главных достоинств машины необходимо выделить стильный дизайн, мощный двигатель и наличие нескольких модификаций. Автомобиль был разработан преимущественно Ферри Порше, так как родоначальник династии ограничился консультациями.
Porsche 911
Преемник предыдущей модели, изначально получивший название Porsche 901. Но всемирную известность получил под другим – с единицей посередине. Машина считается подлинным прорывом среди спорткаров.
В том числе – за счет впечатляющего сочетания большой мощности, высокой скорости и безопасности передвижения. Автомобиль выпускается до настоящего времени, хотя и в сильно модифицированных вариантах.
Лимузин Porsche Panamera
Самая известная модель Porsche из класса GranTurismo. Запущена в серию в 2009 году. Производится до настоящего времени. Представляет собой 4-х местный 5-дверный фастбэк. Комплектуется тремя разными двигателями. Несколько раз авто проходил модернизацию. Среди ключевых плюсов модели: эстетичность, престижность, комфорт и мощность.
Внедорожник Porsche Cayenne
Представляет собой 5-дверный среднеразмерный кроссовер. Запущен в производство в 2002 году. Сегодня продолжается производство уже третьего поколения внедорожника. Важной особенностью Porsche Cayenne выступает унификация некоторых деталей с Volkswagen Touareg. Например, дверей и рамы. Что наглядно демонстрирует постепенное объединение производственных и конструкторских мощностей двух всемирно известных брендов.
Можно ли переоценить роль Фердинанда Порше и его компании?
Фердинанд Порше стал родоначальником династии, которая внесла и продолжает вносить огромный вклад в историю и современность автомобилестроения. Некоторые идеи гениального инженера только сегодня успешно реализуются.
Как и смелые дизайнерские находит его не менее талантливого внука. Перечень достижений семейства Порше вызывает уважение. Начиная с первого электромобиля и гибрида, продолжая личным приглашением на работу от Сталина и самым массовым автомобилем в мире, а заканчивая всемирно популярными моделями Porsche 911 и Porsche Cayenne вместе с созданием одного из самых крупных автомобилестроительных холдингов под своей фамилией.
Этот человек легенда, он создал действительно легендарные и уникальные автомобили, которые популярные и по сей день. По сей день дизайн многих автомобилей перекочевал от знаменитого Фердинанд Порше. Почитал его историю и удивился, у человека был действительно талант в автомобилестроении.
Поразительно: Фердинанд Порше был сыном мэра города, но собственную карьеру начинал с должностей уборщика и помощника мастера. И в итоге сам сумел добиться огромных высот. Да еще таких, благодаря которым его имя теперь все знают. Вот он - наглядный пример для детей власть имущих.
Вот оно - семейное дело! Заслуги каждого здесь неоценимы. Фердинанд создал империю, которая и сейчас внушает трепет от одного только имени. Это весомая часть истории всего мирового автопрома в целом. Безумно интересно читать и наблюдать, как рождались легенды!
Талантливая и предприимчивая династия, которой удалось основать мощную автоиндустрию. На мой взгляд, тут сошлись все составляющие успеха: семейный клан Порше умеет генерировать идеи, обладает интуицией, хорошей коммерческой жилкой и работоспособностью.
Ну, то что жук пользовался спросом, это не показатель величия человека. Кто-то Энзо Феррари вспомнит, он тоже для некоторых людей гений. Кто-то Генри Форда вспомнит. Как по мне, так Фердинанд отличный инженер и владелец, но не более. Дизайнер от посредственный. Если вспомните жука, то ужасная форма машины.
Когда я слышала фамилию Порше, то думала, речь об одном человеке. А вот оказывается, их была целая династия, и каждый со своими новшествами. Бывает, что время и конкуренция топят даже известные компании, но корпорация "Порше" продолжает плодотворно работать.
Фердинанд Порше — истинная легенда автопрома, его вклад в мировую автомобильную индустрию невозможно переоценить. Его гениальные инженерные решения и дизайнерские концепции стали основой для создания некоторых из самых знаменитых автомобилей в истории, включая легендарную "Фольксваген Буба" и легендарные спорткары Porsche 911. Порше был не только великим конструктором, но и предпринимателем, который основал свою собственную автомобильную компанию. Его стремление к инновациям и выдающаяся мастерство вдохновляют автолюбителей и профессионалов по всему миру до сих пор.
У меня был Porshe Cayenne старенький. Проездил на нем 2 года. Вообще ничем не доволен. Ни техническими характеристиками, ни внешнем видом. Зачем брал, не знаю. Личность Генри Форда и его автомобили намного лучше, чем переоцененный Порш. Не претендую на истину в первой инстанции.
Фердинанд Порше старший был не только гением автомобилестроения, но увы изобретал также и оружие. Тяжёлое самоходное орудие Ferdinand, сверхтяжелые танки Королевский тигр и Маус его детища. За что правда после войны отсидел в тюрьме какое-то время.
Фердинанд Порше, безусловно, оставил неизгладимый след в истории автомобилестроения. Его идеи и разработки в начале XX века были поистине революционными, особенно если учесть создание первого электромобиля и гибридной установки. Порше, как и его коллеги Генри Форд и Луи Рено, умело соединял инженерную смекалку с предпринимательской жилкой. Да, его сотрудничество с рейхом оставляет смешанные чувства, но это был вызов времени, с которым сталкивались многие компании того периода. К слову, продукция Porsche и сегодня демонстрирует выдающиеся характеристики, что говорит о долгосрочном влиянии его инженерных решений. Интересно, как история повторяет себя, когда современные автопроизводители возвращаются к электромобилям и гибридам, на которых Порше оставил свой отпечаток более века назад.
История Порше напоминает мне о пути таких гигантов, как Toyota и Ford. Каждый из них в своё время сделал революцию в автомобильном мире. Однако, уникальность Porsche в том, что они смогли объединить инженерные инновации с роскошью и престижем, что выделяет их на фоне других брендов. Это, безусловно, заслуга всей династии.
Интересно, как одна семья смогла создать такие разные по духу и классу автомобили. От 'Жука', который можно сравнить с легендарной 'пятеркой' от BMW по массовости, до премиальных спорткаров Porsche. Удивительно, как они смогли интегрировать инновации и тенденции в свои разработки, оставаясь на пике мировой автомобильной индустрии.