Легенды автопрома: Луи Рено
В мировом автопроме очень мало людей, сопоставимых по влиянию и, что особенно важно, наследию с Луи Рено. Будущий промышленный магнат основал одноименную компанию еще в позапрошлом веке, то есть в 1899 году.
Бренд компании продолжает входить в число самых узнаваемых в масштабах планеты. Небольшое предприятие превратилось в крупную транснациональную корпорацию, которая продолжает ежегодно выпускать автомобили. Характерной особенностью ее родоначальника выступает крайне неоднозначное отношение к нему обычной аудитории.
Оглавление
Рассмотрим более внимательно биографию Луи Рено, его вклад в создание одного из лидеров мировой автомобилестроительной промышленности и причины существования абсолютно полярных точек зрения на деятельность легенды.
Юные годы Луи Рено
Год рождения Луи Рено - 1877-й. Малыш стал четвертым ребенком в семье преуспевающего, пусть и не самого крупного, французского промышленника, который специализировался на изготовлении галантерейных изделий и аксессуаров для дам.
Еще в очень юном возрасте Луи стал активно интересоваться разнообразной техникой, а мастерская паровых машин стала излюбленным место времяпрепровождения. Она принадлежала известному инженеру из Франции Леону Серполле, который известен как один из лучших разработчиков парового транспорта и котлов того времени.
Особое внимание начинающий любитель техники уделял изучению старых двигателей Panhard (еще один французский бренд, существующий до сих пор). В 13 лет подросток официально стал подмастерьем в мастерской Серполле. Несмотря на имеющийся опыт практической работы, юноше не удалось поступить в техническую школу – учеба всегда давалась ему с трудом, что подтвердил очередной провал при сдаче экзаменов.
Логичным результатом неудачи стал призыв в армию. Но даже во время службы Луи продолжат изучать инженерию везде, где только мог. Постепенно багаж его знаний рос, причем применять их на практике у него получалось намного лучше, чем демонстрировать теоретически.
Следствием такого подхода стало прибытие из армии домой на собственном автомобиле «De Dion-Bouton», собственноручно модернизированном и сильно улучшенном, если сравнивать с исходной, то есть базовой версией.
Начало трудового пути, первые успехи
Технические характеристики доработанного авто наглядно продемонстрировали как незаурядные умения, так и очевидные перспективы начинающего инженера. Поэтому Луи принял решение запустить собственное производство автотранспорта, пока – кустарным образом и на небольшой площади обычного сарая.
Уже упомянутый выше «De Dion-Bouton» можно считать первым автомобилем будущей легенды автопрома, созданным в 1998 году. Мощность его двигателя составила всего 3/4 л. с. Главными конструкторскими разработками Луи Рено выступили:
- трехскоростная трехвальная коробка передач (ее конструкция уже через год была запатентована);
- карданный вал;
- вертикальная рулевая колонка с двумя ручками и полукольцом (прообраз современного руля) и несколько других инноваций меньшего размера.
Машина практически сразу стал показывать неплохие результаты на практике. Например, смогла подняться на Монмартр по склону Лепик, что привело к выигрышу спора у друзей. Другим важным результатом впечатляющих характеристик авто стал контракт на производство сразу 13 машин. Его заключение выступило главной причиной принятия решения о создании компании под названием Societe Renault Freres.
Основателями предприятия, несколько позднее ставшего всемирно известным как Renault, выступили три брата. Луи был младшим и сначала отвечал за конструирование и дизайн. Руководителем назначили самого старшего из них – Фернана. Второй – Марсель – трагически погиб в ходе автопробега по маршруту Париж – Мадрид в 1903 году.
После ухудшения состояния здоровья у Фернана руководство компанией в 1908 году перешло к Луи Рено. Важно отметить одну существенную деталь. Гибель одного из братьев едва не привела к отказу от одного из самых эффективных способов продвижения выпускаемой продукции.
Речь идет о спортивных достижениях машин Рено в различных гонках. Именно в начале 20 века был создан не только великий автомобильный, но и не менее масштабный спортивный бренд. Логичным результатом которого стали длительные отрезки доминирования болидов Renault в самых популярных гонках на планете в серии Формула-1.
Первая мировая
Компания стабильно развивалась под управлением Луи Рено. Талантливый инженер и конструктор постоянно изобретал что-то новое. Некоторые разработки, например, барабанный тормоз или гидравлический амортизатор, активно используются до настоящего времени. Поступательное движение вверх было прервано первой мировой войной.
Изменение потребностей государства привело к переходу от производства любимых гражданских автомобилей к изготовлению военной техники. Изменение профиля деятельности не отразилось на впечатляющих результатах предприятия. При непосредственном участии Луи Рено был разработан и в 1917 году начал выпускаться танк FT17, который заслуженно считается одним из лучших (если на лучшим) для первой мировой войны.
Логичным следствием успешного выполнения оборонного заказа стало награждение одного из авторов победы Франции Орденом Почетного Легиона. Вместе с присвоением неофициального титула «спасителя нации». Важным этапом становления промышленника как полноценной личности стало рождение в 1918 году сына, получившего имя Жан-Луи.
Развитие в 20-е и 30-е годы
После победного для Франции завершения первой мировой войны промышленность страны стала быстро развиваться. Сказанное в полной мере справедливо в отношении компании под руководством Луи Рено.
ВажноПредприятие производило достаточно широкий модельный ряд авто преимущественно представительского класса. Его удачно дополняла линейка самой разнообразной техники, которая включала грузовики, сельскохозяйственные машины, а также судовые и промышленные механизмы.
Постоянное расширение сферы деятельности привело к необходимости реорганизации концерна с использованием принципов вертикальной интеграции. Фактически, вместо одной компании был создан мощный промышленный холдинг из нескольких предприятий.
Экономический кризис начала-середины 30-х годов помешал дальнейшему росту промышленной империи Луи Рено. Более того, возникло несколько конфликтов с рабочими коллективами из-за социальных противоречий, кризисного сокращения зарплаты при одновременном ужесточении требований трудовой дисциплины. Потребовалось вмешательство правительства Франции непосредственно в переговоры с рабочими. Только такие экстренные действия привели к урегулированию конфликтной ситуации.
Позитивным следствием введения режима экономии стал возврат к полноценному производству малолитражных автомобилей, который произошел в 1938 году.
Негативным результатом кризиса стало заметное снижение доходов, характерное для всего десятилетия 30-х годов. Причем общая политическая ситуация в мире продолжала ухудшаться, что в конечном итоге привело к началу второй мировой войны.
Темные страницы
Именно действия во время второй мировой войны выступают главной причиной неоднозначного отношения к Луи Рено со стороны общества. Главное обвинение в адрес великого инженера и промышленника состоит в активной работе с гитлеровским режимом.
Сотрудничество с руководством рейха
Знакомство Луи Рено непосредственно с Адольфом Гитлером произошло еще до начала активных военных действий – в 1939 году. Именно фюрер посоветовал знаменитому конструктору из Франции вернуться к массовому производству малолитражек. Причина – будущее бедственное положение в стране после неминуемого поражения от Германии.
Ситуация получила развитие уже через год. Франция фактически капитулировала перед нацистским режимом, причем практически без серьезного сопротивления. На полный захват одного из крупнейших европейских государств у Вермахта ушло всего полтора месяца. Важно отметить, что значительная часть французской военной техники была поставлена предприятиями Рено.
После захвата страны промышленник попытался договориться с США о предоставлении помощи. Результатом переговоров стала неудача. Поэтому Луи Рено поменял стратегию собственного поведения и начал активно сотрудничать с руководством Германии.
Серьезные производственные мощности одной из крупнейших корпорация мира стали работать в пользу рейха, в том числе – для создания военной группировки, которая несколько позднее обрушится на Советский Союз (предварительно захватив всю Европу, за исключением ряда союзников и находящейся за проливом Великобритании).
Создание техники для вермахта
Компания Рено продолжала выпускать военную технику для гитлеровского режима практически вплоть до освобождения Франции в 1944 году. Логичным результатом такой политики стали активные бомбежки со стороны союзников предприятия концерна.
Они стартовали уже в 1942 году, так как Германии не удалось добиться полноценного господства в воздухе. Потеря части производственных мощностей только усилила активность компании Renault по созданию военной техники для рейха.
Итогом сотрудничества стали десятки, сотни и тысячи единиц различных боевых машин и оборудования, поставленных заводами захваченной Франции для нужд Германии. Хотя на самого Луи Рено бомбежки оказали очень негативное влияние – состояние здоровья резко ухудшилось, вплоть до потери возможности нормального общения.
Трагический конец
Освобождение Франции силами союзников произошло в 1944 году. Луи Рено не стал уходить вместе с отступающими нацистами. Поэтому он был арестован за сотрудничество с рейхом и заключен в тюрьму города Френ.
Ненависть французского общества к захватчикам и их пособникам вылилась в очень жесткое обращение с заключенными. Луи Рено был сильно избит. Результатом стал перелом позвоночника и проломленный череп. Срочная госпитализация не помогла. 24 октября 1944 года великий инженер, конструктор и промышленник в одном лице скончался.
Расследование печального инцидента попросту не проводилось, так как подобных случаев в то время было очень много. Важно отметить, что далеко не все источники описывают завершающий этап жизни Рено именно так. Хотя именно данная версия событий считается более-менее общепринятой.
Еще через три месяца правительство Франции национализировало корпорацию Renault. Семья бывшего владельца холдинга не получила ничего. Луи Рено не реабилитирован, по крайней мере – официально - вплоть до сегодняшнего дня.
Знаковые модели компании
За более чем вековую историю корпорация Renault выпустила множество достойных внимания автомобилей. Некоторые из них стоит описать несколько подробнее.
Renault NN
Другое название авто – Renault 6 CV. Серийный выпуск машины продолжался с 1924 по 1930 годы. Все это время модель активно дорабатывалась и совершенствовалась, в том числе – в пользу увеличения массы, размеров и мощности. Автомобиль отличался следующими техническими характеристиками:
- Габаритные размеры (ДхШхВ), мм 3 700х1 370х1 720.
- Колесная формула 4х2.
- Колесная база, мм 2 650.
- Максимальная масса, кг 1 550.
RenaultNN успешно конкурировал на французском рынке с главным соперником – продукцией Ситроена. В качестве любопытного факта необходимо отметить покупку машины Владимиром Маяковским во время поездки во Францию. Сам он за рулем не ездил, поэтому автомобилем управляла преимущественно небезызвестная муза поэта – Лиля Брик. Бренд машины упоминается в одном из стихов Маяковского.
Renault 4
Одна из знаменитых малолитражек Рено. Заслуженно считается самым массовым авто Франции. Общее количество произведенных с 1961 по 1993 годы машин превышает 8,135 миллиона. Серийный выпуск в течение более трех десятков лет выступает лучшим подтверждением легендарного статуса автомобиля.
За прошедшее время было разработано несколько модификаций малолитражки. Поэтому приводить конкретные технические характеристики не имеет особого смысла – они попросту достаточно существенно менялись. Главным, что оставалось неизменным, выступали компактные размеры машины, которые удачно дополнялись бюджетной ценой и вполне пристойной скоростью передвижения.
Renault 16
Еще один авто от Рено, который относится к малому классу, хотя для полноценной малолитражки он слишком крупный. Выпускался в течение 1965-1980 годов, то есть свыше полутора десятков лет. За это время изготовлено свыше 1,85 миллиона машин Renault 16.
Автомобиль выпускался в кузове хетчбэк, имел колесную формулу 4 на 2 и был рассчитан на 5 мест. Габаритные размеры базовой модификации Рено 16 – 4 240х1 628х1 450 мм. Масса машины варьировалась в диапазоне от 980 до 1 060 кг. Авто считалось самым популярным французским семейным авто тех лет.
Renault Laguna
Рено Лагуна относится к среднеразмерным авто. Выпускалось с 1994 году и вплоть до 2015 года. Разработчики французской компании создали три поколения машины: второе было запущено в серию в 2001 году, а третье – в 2007-м.
Среди главных достоинств автомобиля можно выделить такие: приятный дизайн, достаточно большая мощность, высокая надежность и экономичность в эксплуатации. Бонусом для потребителей становится широкий модельный ряд и возможность приобрести машину в нескольких разных комплектациях.
Renault Megane
Одна из самых массовых и одновременно популярных моделей семейного авто малого класса, выпущенных французским брендом. Серийное производство Рено Меган стартовало в 1995 году и продолжается до сих пор, то есть более трех десятков лет.
В настоящее время на рынке представлено уже четвертое поколение авто. Каждое следующее превосходит предшественников по большинству характеристик. Отдельным и очень важным плюсом выступает традиционная для Renault широкая модельная линейка серии.
Renault Logan
Еще один авто, серийный выпуск которого продолжается сегодня. Причем машина была запущена в производство достаточно давно - два десятилетия назад, то есть в 2004 году. Рено Логан представляет собой бюджетное авто компактных размеров.
Машина активно выпускается подразделениями концерна или по лицензии французской компании в самых разных уголках мира. Включая крупные производства, например, в России, Индии, Румынии, Марокко, ряде государств Латинской Америки.
Разработки Луи Рено, повлиявшие на мировой автопром
Наследие Луи Рено настолько велико и масштабно, что позволяет отнести его к полноценным легендам мирового автопрома. Несмотря на далеко не однозначные действия и поступки в жизни, например, активное сотрудничество с нацистским рейхом. Наиболее значимыми разработками французского инженера и конструктора выступают:
- Пневматический стартер.
- Рулевое колесо.
- Трансмиссия с кулачковым зацеплением.
- Гидравлические амортизаторы.
- Раскладные сиденья.
- Радиаторная система охлаждения, размещенная сзади двигателя.
- Турбокомпрессор.
- Таксометр.
- Быстросъемные свечи зажигания и многое другое.
Приведенный перечень изобретений Луи Рено сложно назвать полным и исчерпывающим. Но даже перечисленных разработок вполне достаточно, чтобы оценить гениальность и незаурядный талант французского промышленника.