Луцкий автомобильный завод - история и нынешний день
ЛуАЗ или Луцкий автомобильный завод – одно из крупных промышленных предприятий сначала Советского Союза, затем – самостоятельной Украины с очень богатой историей. Сегодня оно фактически прекратило существование, так как осенью 2022 года была запущена процедура банкротства.
Оглавление
Что не мешает рассмотреть историю создания, становления и длительной успешной работы Луцкого автозавода более подробно. Размещенная в статье информация наверняка будет интересна любителям истории в целом и автопрома в частности.
Основание завода, начало и развитие производства
Место основания и деятельности ЛуАЗ выступает Луцк – крупный город и административный центр Волынской области, расположенной в северо-западной части Украины. Численность жителей превышает 1 млн. человек. При разумной плотности и весьма благоприятном климате.
Временем начала деятельности автомобильного завода в Луцке принято считать февраль 1951 года. Именно тогда было принято решение организовать ремонтное предприятие на базе нескольких небольших мастерских. Несмотря на название, основным видом деятельности завода стал не ремонт, а изготовление вентиляторов, душевых установок, транспортеров и другого подобного оборудования.
Развитие предприятия привело к тому, что осенью 1955 года была введена в эксплуатацию первая очередь цеха для ремонта автомобилей и выпуска комплектующих для двух очень популярных и широко распространенных моделей советских грузовиков: ГАЗ-51 и ГАЗ-93.
Одновременно увеличивалась численность персонала, которая составила 232 работника. Объем выпускаемой продукции приблизился к 1,2 тыс. рублей.
Еще через 4 года – в 1959-м – произошло переименование авторемонтного завода в Луцкий машиностроительный (сокращенно – ЛУМЗ). Первой самостоятельно выпускаемой моделью транспортного средства стала прицеп-лавка ЛуМЗ-825. Первым полноценным автомобилем – малотоннажный рефрижератор ЛуМЗ-945. Позднее каталог производимой продукции пополнили:
- автомобиль-рефрижератор ЛуМЗ-890;
- автомобиль-рефрижератор ЛуАЗ-890Б;
- автолавка ЛуМЗ-945;
- автомастерская ЛуМЗ-37031;
- прицепы-рефрижератор ЛуМЗ-853Б и многое другое.
Наиболее популярное название – Луцкий автомобилестроительный завод или ЛуАЗ – предприятие получило в декабре 1967 года.
ВажноВ 1969 году был налажен серийный выпуск самой распространенной модели - ЛуАЗ-969 (подробнее описывается в одном из следующих разделов статьи). Здесь же необходимо отметить стабильное развитие завода, характерное для всех последующих лет функционирования в Советском Союзе.
Место ЛуАЗа в советском автопроме
Луцкий автозавод достаточно быстро и очень органично вписался в автомобилестроительную отрасль СССР. Сначала – как поставщик комплектующих, затем – как самостоятельный производитель автомобилей. Достаточно быстрый рост отрасли в Советском Союзе вместе с эффективной кооперацией позволял предприятию поступательно развиваться. В том числе – за счет выпуска ЛуАЗ-969, который считался (и, по мнению многих специалистов, вполне заслуженно, уникальной отечественной разработкой).
Важным плюсом для ЛуАЗа выступала достаточно четко выраженная специализация. Завод преимущественно занимался выпуском грузопассажирского автотранспорта небольших габаритов (по стандартной советской классификации они относились к малому и очень малому классу), а также военной продукции (транспортеры переднего края ЛуАЗ-967).
Не менее серьезным фактором успешной деятельности предприятия стало вхождение в крупное даже по меркам СССР производственное объединение «АвтоЗАЗ». Большая часть его участников базировалась на территории Украинской ССР, что упрощало взаимодействие и повышало эффективность работы каждого завода и объединения в целом.
В качестве подтверждения впечатляющих успехов и заметного места ЛуАЗа в советском автопроме достаточно привести несколько статистических показателей. Общее количество произведенных автомобилей в период с 1966 по 1989 годы (за это время есть объективные данные) составило примерно 182 тысячи.
Рекордный годовой выпуск пришелся на 1990-й год и равняется 16,5 тысячи автотранспортных средств. В последующие годы производство постепенно сокращалось, что привело ко вполне ожидаемому итогу в виде банкротства некогда успешно работающего предприятия.
Эпоха ЛуАЗ-969
Пиковым достижением Луцкого автомобилестроительного завода заслуженно считается ЛуАЗ-969. Это микролитражный грузопассажирский автомобиль, обладающий повышенной проходимостью. Модель имела еще одно название – Волынь и выпускалась в разных модификациях с 1966 по 2002 год.
Вторая дата заслуживает отдельного комментария, так как наглядно демонстрирует «живучесть» ЛуАЗа-969, который производился более десяти лет уже после распада Советского Союза. Что становится еще одним наглядным подтверждением популярности и востребованности модели на далеко не самом благоприятном отечественном рынке 90-х годов прошлого века.
Принято выделять четыре основных серийных модели рассматриваемого внедорожника:
- укомплектованный ВОМ (вал отбора мощности) ЛуАЗ/ЛуМЗ-969В;
- укомплектованный БЗД (блокировка заднего дифференциала) ЛуАЗ 969;
- с двигателем объемом 1,2 литра (на 40 л. с.) ЛуАЗ-969А;
- с раздельным приводом тормозов и усовершенствованным салоном/внешним контуром кузова ЛуАЗ-969М.
Базовые варианты всех перечисленных модификаций были полноприводными. Допускалась специальная комплектация в виде первого в Советском Союзе переднеприводного грузопассажирского автомобиля. К числу наиболее важных достоинств ЛуАЗ-969, которые стали причиной его популярности, относятся такие:
- Высокие тягово-сцепные характеристики, которые достигались за счет переноса части нагрузки на переднюю ось и обеспечивали хорошую проходимость транспортного средства.
- Экономичный в эксплуатации и при этом достаточно мощный двигатель.
- Простая и одновременно надежная конструкция трансмиссии.
- Надежная и полностью синхронизированная коробка передач.
- Не менее эффективно работающие торсионная подвеска и барабанные тормоза, установленные на каждое из колес и укомплектованные гидравлическим приводом.
Важно отметить, что перечисленные достоинства не отменяли общих недостатков, присущих большей части продукции советского автопрома. Включая достаточно частое и заметное отставание от зарубежных аналогов по надежности, комфортности, долговечности и многим другим важным параметрам.
Именно поэтому популярность ЛуАЗа была нередко связана либо с финансовым критерием (цены на советские авто традиционно были намного ниже), либо элементарной невозможностью купить зарубежные аналоги.
По характеристикам и габаритам ближе всего к ЛуАЗ-969 стояли следующие модели легких внедорожников, выпускавшихся в тот же временной период: DKWMunga, Faramobile, VolkswagenIltis, Haflinger(все – ФРГ) и Eartburg 353-400 (ГДР).
Компания «Богдан»
Как было отмечено выше, пиковые объемы производства ЛуАЗа были достигнуты в последние годы Советского Союза. После распада СССР выпуск автомобилей постепенно падал, причем темпы падения шли по нарастающей.
Причины такого негативного сценария развития событий очевидны: невозможность полноценной конкуренции с продукцией западного автопрома и резкое снижение платежеспособного спроса из-за общего кризиса в экономике стран, образовавшихся на территории Советского Союза, что в полной мере справедливо и в отношении Украины.
В 2005 году создается корпорация «Богдан», в состав которой входит ЛуАЗ и Черкасский автобусный завод. Два предприятия работают в тесной кооперации, которая доходит вплоть до обмена выпускаемыми моделями транспортных средств. Постепенно основную долю выпускаемой заводом продукции стали занимать автобусы. Несколько позднее их дополняют троллейбусы, а с 2017 года – электробусы. Все – под брендом Богдан с дополнением в виде разных числовых маркировок.
Несмотря на достаточно успешную производственную деятельность, финансовые результаты предприятия оставляли желать много лучшего. Что стало причиной падения объемов выпуска, прекращения производства и банкротства завода, запущенного в 2022 году.
Итог
ЛуАЗ заслуженно считается одним из заметных участников советского автопрома. Предприятие работало в тесной кооперации с другими крупными заводами и успешно выпускало достаточно специализированную продукцию.
Самой популярной моделью стал легкий внедорожник ЛуАЗ-969. После распада СССР была предпринята попытка сменить вид деятельности на производство автобусов и троллейбусов. Которая не дала долгосрочных результатов. Поэтому Луцкий автозавод сегодня не работает из-за банкротства, объявленного в апреле 2022 года.
- Перевозки между Украиной и Россией
- Стоимость перевозки из Гомеля в Клинцы и какие нужны документы
- Автомобильная лебедка: какой трос выбрать?
- Лимитированные проездные билеты для школьников и студентов
- Сколько может стоить охрана экскаватора, и кто должен платить за неё?
Авто классное, в деревне в 80 годы, такое авто считалось топом. Машина была не хуже Нивы. Нива была признаком зажиточности человека, а ЛуАЗ считался рабочей лошадкой. Любое бездорожье проезжало на ура. Сервис копеечный, авто ездило без проблем и не ломалось. Бензин 76 до сих пор некоторые заливают
В 70х-80х годах жил в Туркмении, там на ЛуАЗики был большой спрос. С рук продавались дороже чем "Жигули" шестёрка, которые были очень популярны, но больше у городских жителей. А на ЛуАЗах колхозники-бахчеводы рассекали по Каракумам.) Проходимость у этих машин сумасшедшая.
Луцкий автозавод был одним из лучших в советское время. Многие автомобили советской эпохи до сих пор можно встретить на дорогах России. Но наши власти занимаются вредительством - вместо того, чтобы восстановить завод, предпочитают покупать за бешеных деньги западные автомобили. Все делают для того, чтобы уничтожить отечественный автопром.
Никогда даже особо не слышал про этот завод. Понятно конечно в результате чего завод окончательно обанкротился. Жалко, когда уходит целая эпоха автомобилей, когда-то бывших успешными и востребованными. Но к сожалению ничего сделать с этим нельзя. Думаю когда-нибудь в более стабильные времена этот завод модернизируют и будут выпускать какие-то машины, вполне возможно
Полезная статья ?? Я помню "Богданы", самые ходовые и долговечные автобусы. Жаль, что Луцкий завод обанкротился. Такими машинами можно даже кинематограф обогатить.
Наверное, для многих это выглядит грустно, развал, уход эпохи и всё такое, но так то это естественное последствие выхода из тепличных условий с госзаказами, планами пятилетками и отсутствием конкуренции на поле мировой грызни компаний за потребителя. Еще и в ситуации, когда самые сильные конкуренты ускакали нереально далеко вперед, а ты по всем фронтам, от технологий до дизайна, аутсайдер. У большинства заводов из СССР не было шанса выжить в новом мире. Они, в некотором смысле, создавались в другом воздушном пространстве.
В феврале 2000 года руководство Луцкого автомобильного завода и концерн «Укрпроминвест» заключили договор о производстве на предприятии автомобилей ВАЗ и УАЗ. Было организована крупноузловая сборка пяти моделей ВАЗ и двух моделей УАЗ. Выпуск данных автомобилей на заводе прекратили в 2007 году.
Когда-то такие машины на наших дорогах видел, но затем они постепенно стали исчезать. Очень грустно, что завод, который развивался на протяжении нескольких десятилетий, в итоге фактически развалился. А ведь можно было придумать какие-то пути для его сохранения.
Помню как в 90-е с дедом на этой машине за грибами ездили, да за ягодой. В Сибири был отличным транспортом. Стоил дешевле, чем все девятки и Нивы, а проходимость лучше всех. Из такой грязи вывазил, проблем не было с обслуживанием. Потреблял правда много, но насчёт бензина не заморачивались, лили что придётся)
Я когда смотрю на машину, почему-то фильм с Луи де Фюнесом вспоминаю. Он снимался в картине про жандармов, так вот, был эпизод с авто, не знаю похожим или какая-то версия ЛуАЗа, но он там ехал по дороге, передал руль напарнику и тот вставил его себя и поехал дальше. Смешной эпизод, я сразу про эту машину вспоминаю. Классное авто, неприхотливое.
Похожий сценарий с 90% заводов в Украине после развала Союза. Вот к чему привела некомпетентность и трусливость политиков, стоящих тогда у власти. А внедорожник ЛуАЗ-969 знаком почти каждому как своим внешним видом, так и простой с надежностью.