Магистральный тепловоз 2ТЭ25К

Магистральный тепловоз 2ТЭ25К «Пересвет» выступает флагманской разработкой отечественного железнодорожного машиностроения, успешной запущенной в серию почти два десятка лет назад – в 2006 году. Он предназначен для грузовых ж/д перевозок.

На сегодняшний день локомотив выпускается в модификации 2ЕЭ25КМ и производится на 90% от российских комплектующих, имеет несколько модификаций и заслуженно считается одним из самых распространенных на железных дорогах РФ. Несколько магистральных тепловозов проданы и успешно эксплуатируются в нескольких соседних странах, включая Монголию, Туркменистан, Казахстан и Узбекистан.

Рассмотрим более подробно, что представляет собой магистральный тепловоз 2ТЭ25К, каковы его конструктивные особенности и технические характеристики, а также в чем состоит специфика существующих модификаций. Что особенно актуально, если учесть планы РЖД сделать его актуальную модификацию главным средством осуществления грузовых перевозок по железной дороге.

Магистральные тепловозы пассажирские и грузовые - в чем разница?

пассажирский тепловоз

Первым делом необходимо описать разницу между грузовыми и пассажирскими магистральными тепловозами. Что позволит лучше понять достоинства 2ТЭ25К, который относится к числу первых. Можно выделить несколько характерных особенностей грузовых локомотивов, включая:

  • большее число ведущих колесных пар;
  • две или более секций в конструкции локомотива (в отличие от цельнонесущего кузова вагонного типа у пассажирских);
  • увеличенная сила тяги;
  • меньший диаметр ведущих колес (1 050 мм против 1 220 мм у пассажирского);
  • большой сцепной вес;
  • повышенная нагрузка на рельсы;
  • увеличенная мощность.

Главным отличием пассажирских магистральных тепловозов становится более высокая скорость передвижения при заметно более низкой мощности, надежности и способности выдерживать различные нагрузки. Важно отметить еще один существенный нюанс.

Магистральный тепловоз 2ТЭ25К

Теоретически грузовой тепловоз может достаточно эффективно использоваться для пассажирских перевозок. Обратная ситуация практически невозможна. Причем не только из-за прямого запрета, который содержится в существующих нормативных документах, но и в следствие очень низкого КПД.

Не исключена вероятность, что пассажирский локомотив попросту не сможет сдвинуть с места тяжелый грузовой поезд. Или процесс начала движения будет сильно затруднен и замедлен из-за описанных выше различий в характеристиках и конструкции тепловозов.

О производителе

Брянский машиностроительный завод

Магистральный грузовой тепловоз 2ЕЭ25К выпускается БМЗ, как сокращенно обозначают Брянский машиностроительный завод. Предприятие справедливо относится к числу старейших в России, так как основано еще в позапрошлом веке – в 1873 году. То есть в прошлом году заводу исполнилось 150 лет или ровно полтора века.

Сегодня БМЗ входит в состав крупнейшего в России машиностроительного объединения «Трансмашхолдинг». Лучше и проще всего продемонстрировать успешную деятельность предприятия-производителя несколькими статистическими данными с его официального сайта:

  1. Площадь завода – более 110 гектар.
  2. Численность персонала – свыше 3,2 тысяч.
  3. Количество выпускаемых тепловозов (магистральных/маневровых) – 300/240 в год.
  4. Доля продукции предприятия, поставляемой на российский рынок – 91%.

Брянский машиностроительный завод

В настоящее время БМЗ является единственным крупномасштабным производителем магистральных грузовых тепловозов в России. Кроме того, каталог выпускаемой продукции содержит:

  • маневровые тепловозы в нескольких модификациях;
  • запчасти и комплектующие для ж/д транспорта;
  • вагоны-хопперы, которые предназначены для транспортировки минеральных удобрений и сыпучих грузов.

Тепловоз 2ТЭ25К, описание

Магистральный тепловоз 2ТЭ25К

Описание грузового магистрального тепловоза проще и правильнее всего начать с расшифровки его аббревиатуры, так как в ней содержатся основные конструктивные решения, принятые разработчиками:

  • 2 – обозначает присутствие двух секций;
  • Т – тепловоз;
  • Э – электрическую передачу тока;
  • 25 – номер серии;
  • К – установку коллекторных электродвигателей.

Первый вариант изделия выпускался в течение 2005-2009 годов. Всего произведено 15 локомотивов. В дальнейшемвыпускались и до сих пор выпускаются модификации тепловоза (более подробно описаны ниже). Причем некоторые - в намного большем количестве. Общий объем произведенных в модельной серии локомотивов наверняка уже превысил 8 сотен (статистика на март 2023 – 797 штук).

Магистральный тепловоз 2ТЭ25К

Актуальная для сегодняшнего дня модификация тепловоза маркируется как 2ТЭ25Км. Его ключевыми достоинствами выступают:

  • эффективная эксплуатация в широко диапазоне температур окружающей среды – от -50 до +40 градусов;
  • высокая сила тяги, заметно превосходящая как предыдущие модели тепловозов, так и большую часть модификаций данной модельной серии;
  • упрощенная конструкция силовой установки, достигнутая за счет снижения числа различных электроаппаратов;
  • почти полная комплектация (примерно на 90%) отечественным деталями;
  • сниженный расход топлива;
  • уменьшенный объем вредных выбросов;
  • бюджетная стоимость изготовления и эксплуатации;
  • оснащение современными средствами диагностики и контроля основных параметров работы локомотива;
  • низкие требования к техническому обслуживанию и уходу;
  • высокая ремонтопригодность, в том числе – за счет быстрой поставки оригинальных комплектующих и запчастей.

Магистральный тепловоз 2ТЭ25К

Важной частью описания должно стать упоминание комфортного управления тепловоза и современного оснащения рабочего места персонала. Что обеспечивается за счет нескольких факторов. Первый и главный – улучшенный уровень эргономики кабины, обеспечивающие комфорт как для машиниста, так и его помощника. Тепловоз в обязательном порядке комплектуется системой пассивной безопасности, надежно защищающей локомотивную бригаду в случае аварийного столкновения.

Оптимальный микроклимат внутри обеспечивает обогреватель автономного типа Webasto и система контроля температуры. Полезным и важным дополнением становится наличие бытового холодильника, микроволновой печи, туалета и умывальника. Актуальный бонус – еще две системы безопасности: пожарная сигнализация и автоматическое пожаротушение.

Технические характеристики

Важно

Популярность и широкая сфера практического применения грузового магистрального тепловоза 2ЕЭ25К объясняются набором технических характеристик, благодаря которым достигаются перечисленные выше преимущества практического использования локомотива.

Основные технические характеристики изделия представлены ниже в наглядной табличной форме.

Технические характеристики Значения
Габариты (ДхШхВ), м 2 по 20 х 3,1 х 5,005
Диаметр колес, мм  1050
Служебная масса, т 288 (по 144 на секцию) при загрузке топлива и песка на 2/3
Мощность локомотива х 2 650 кВт или 2 х 3 600 л. с.
Осевая формула  3+3 для каждой шестиосной секции
Статическая нагрузка на рельсы от оси колесной пары 235,4 кН или 24 тс
Скорость конструкционная, км/ч 100
Скорость для длительного режима, км/ч 23,6
Ширина колеи, м 1,52
Рабочий запас песка, т  х 1, 52
Рабочий запас топлива, т х 7

Силовая установка локомотива

Каждая секция тепловоза комплектуется экономичным и энергоэффективным дизель-генератором 18-9ДГ. Его мощность составляет 2 650 кВт или 3 604 л. с., что делает локомотив одним из самых мощных среди аналогов. Рабочий объем цилиндра составляет 13,8 литров, дизеля – 220,8 литров.

Магистральный тепловоз 2ТЭ25К

Силовая установка располагается в середине секции. Она оснащается V-образным четырехтактным дизельным двигателем с турбонаддувом. Охлаждение агрегата осуществляется с помощью наддувочного воздуха. Помимо дизеля, другими составляющими силовой установки магистрального тепловоза выступают:

  • тяговый генератор (преобразует механическую энергию дизеля в электрическую);
  • стартер-генератор (предназначен для запуска двигателя);
  • выпрямитель (используется для преобразования переменного тока тягового генератора в постоянный);
  • тяговые электродвигатели коллекторного типа – по 6 на секцию (приводят локомотив в движение).

Модификации

Принято выделять 5 основных модификаций базовой версии магистрального грузового тепловоза 2ТЭ25К «Пересвет» (выпускался с 2005 до 2009 года в количестве 15 штук). В указанную цифру включены:

  • 2ТЭ25КМ – с 2014 года до сегодняшнего дня (самая массовая модель, которая должна стать основной в России, на март 2023 выпущено уже 655 тепловозов);
  • 2ТЭ25К2М – 2020 год (1 штука);
  • 3ТЭ25К2М – с 2017 года до сегодняшнего дня (вторая по численности модификация, 124 штуки);
  • 2ЕЭ253М – 2019 год (1 штука);
  • 3ЕЭ25К3М – 2019 год (1 штука).

Первая из массовых модификаций – 2ТЭ25КМ – подробно описана в статье. Она достаточно близка к базовой модели и отличается повышенными характеристиками в сочетании с акцентом на импортозамещение.

Магистральный тепловоз 2ТЭ25К

Вторая – 3ТЭ25К2М – имеет трехсекционную конструкцию, что позволило увеличить мощность локомотива, позволяющую эксплуатацию в самых тяжелых и сложных условиях. Как с точки зрения климата, так в части рельефа и профиля железной дороги.

Итог

Магистральный тепловоз 2ТЭ25К «Пересвет» производится с 2005 года (серийно – с 2006). Это двухсекционный дизельный локомотив, предназначенный для грузовых железнодорожных перевозок. Сегодня активно производятся две модификации тепловоза – с двумя и тремя секциями, обладающими повышенной мощностью и эффективностью. Важными достоинствами продукции Брянского машиностроительного завода выступают: улучшенная эргономика, низкие эксплуатационные издержки, бюджетная стоимость.

Серьезным бонусом, очень актуальным в сегодняшних условиях, становится высокая доля - около 90% - отечественных комплектующих в производстве тепловоза. Что в сочетании с отменными техническими характеристиками стало причиной решения РЖД сделать 2ТЭ25К основным средством грузоперевозок по железной дороге в России.

Рейтинг: 18
Всего оценок: 6 Комментариев: 6 Просмотров: 53
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 23-03-2024 / Обновлено: 24-03-2024
Поиск запроса "магистральный тепловоз 2тэ25к" по информационным материалам
Комментарии
Юрий Вологда 23.03.2024

В настоящее время огромное количество современных тепловозов. электровозов и другого подвижного железнодорожного состава делают у нас в стране. Практически все комплектующие отечественные. Очень хорошо идет развитие железнодорожного транспорта. И пассажирского и грузового.

0
0
Ответить
Сергей Тула 23.03.2024

Рабочую эксплуатацию первых тепловозов 2ТЭ25К начали на Северной железной дороге. Из депо Печора тепловозы отправлялись по дорожному участку Воркута–Сосногорск с составом вагонов весом 5200 тонн. На данном участке были тяжелые подъемы, с которыми тепловозы 2ТЭ25К отлично справлялись.

0
0
Ответить
Егор Люберцы 23.03.2024

Конечно, если оценивать такие тепловозы исключительно с внешней точки зрения, то большинство из нас никаких отличий в разных модификациях даже не заметит. А эти отличия есть, и они весьма существенны. При этом мне показалось, что парк тепловозов обновляется достаточно медленно.

0
0
Ответить
Talebreqeb Москва 24.03.2024

Действительно, этот локомотив считается лучшим в мире благодаря своим высококачественным характеристикам и характеристикам, поскольку он оснащен мощным двигателем, позволяющим ему работать с высокой эффективностью и соответствующей скоростью, а некоторые из них предназначены для перевозки грузов.

0
0
Ответить
Олег Минск 24.03.2024

Крутая махина, мощность впечатляет. Отлично, что все чаще встречаются хорошие разработки отечественного производства, которые приживаются и неплохо себя зарекомендовали. Думаю, обзавелись таким "тягачом" большинство стран СНГ, т.к. в Беларуси он точно встречается.

0
0
Ответить
Мария Москва 25.03.2024

Хорошо, что локомотив почти на все сто укомплектован российскими деталями. В случае, если невозможно станет достать зарубежные запчасти, он не будет простаивать в ожидании ремонта. В плане комфорта, новые модели стали очень хорошими, продумано все для удобства машиниста.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: