Магистральный тепловоз 2ТЭ25К
Магистральный тепловоз 2ТЭ25К «Пересвет» выступает флагманской разработкой отечественного железнодорожного машиностроения, успешной запущенной в серию почти два десятка лет назад – в 2006 году. Он предназначен для грузовых ж/д перевозок.
На сегодняшний день локомотив выпускается в модификации 2ЕЭ25КМ и производится на 90% от российских комплектующих, имеет несколько модификаций и заслуженно считается одним из самых распространенных на железных дорогах РФ. Несколько магистральных тепловозов проданы и успешно эксплуатируются в нескольких соседних странах, включая Монголию, Туркменистан, Казахстан и Узбекистан.
Оглавление
Рассмотрим более подробно, что представляет собой магистральный тепловоз 2ТЭ25К, каковы его конструктивные особенности и технические характеристики, а также в чем состоит специфика существующих модификаций. Что особенно актуально, если учесть планы РЖД сделать его актуальную модификацию главным средством осуществления грузовых перевозок по железной дороге.
Магистральные тепловозы пассажирские и грузовые - в чем разница?
Первым делом необходимо описать разницу между грузовыми и пассажирскими магистральными тепловозами. Что позволит лучше понять достоинства 2ТЭ25К, который относится к числу первых. Можно выделить несколько характерных особенностей грузовых локомотивов, включая:
- большее число ведущих колесных пар;
- две или более секций в конструкции локомотива (в отличие от цельнонесущего кузова вагонного типа у пассажирских);
- увеличенная сила тяги;
- меньший диаметр ведущих колес (1 050 мм против 1 220 мм у пассажирского);
- большой сцепной вес;
- повышенная нагрузка на рельсы;
- увеличенная мощность.
Главным отличием пассажирских магистральных тепловозов становится более высокая скорость передвижения при заметно более низкой мощности, надежности и способности выдерживать различные нагрузки. Важно отметить еще один существенный нюанс.
Теоретически грузовой тепловоз может достаточно эффективно использоваться для пассажирских перевозок. Обратная ситуация практически невозможна. Причем не только из-за прямого запрета, который содержится в существующих нормативных документах, но и в следствие очень низкого КПД.
Не исключена вероятность, что пассажирский локомотив попросту не сможет сдвинуть с места тяжелый грузовой поезд. Или процесс начала движения будет сильно затруднен и замедлен из-за описанных выше различий в характеристиках и конструкции тепловозов.
О производителе
Магистральный грузовой тепловоз 2ЕЭ25К выпускается БМЗ, как сокращенно обозначают Брянский машиностроительный завод. Предприятие справедливо относится к числу старейших в России, так как основано еще в позапрошлом веке – в 1873 году. То есть в прошлом году заводу исполнилось 150 лет или ровно полтора века.
Сегодня БМЗ входит в состав крупнейшего в России машиностроительного объединения «Трансмашхолдинг». Лучше и проще всего продемонстрировать успешную деятельность предприятия-производителя несколькими статистическими данными с его официального сайта:
- Площадь завода – более 110 гектар.
- Численность персонала – свыше 3,2 тысяч.
- Количество выпускаемых тепловозов (магистральных/маневровых) – 300/240 в год.
- Доля продукции предприятия, поставляемой на российский рынок – 91%.
В настоящее время БМЗ является единственным крупномасштабным производителем магистральных грузовых тепловозов в России. Кроме того, каталог выпускаемой продукции содержит:
- маневровые тепловозы в нескольких модификациях;
- запчасти и комплектующие для ж/д транспорта;
- вагоны-хопперы, которые предназначены для транспортировки минеральных удобрений и сыпучих грузов.
Тепловоз 2ТЭ25К, описание
Описание грузового магистрального тепловоза проще и правильнее всего начать с расшифровки его аббревиатуры, так как в ней содержатся основные конструктивные решения, принятые разработчиками:
- 2 – обозначает присутствие двух секций;
- Т – тепловоз;
- Э – электрическую передачу тока;
- 25 – номер серии;
- К – установку коллекторных электродвигателей.
Первый вариант изделия выпускался в течение 2005-2009 годов. Всего произведено 15 локомотивов. В дальнейшемвыпускались и до сих пор выпускаются модификации тепловоза (более подробно описаны ниже). Причем некоторые - в намного большем количестве. Общий объем произведенных в модельной серии локомотивов наверняка уже превысил 8 сотен (статистика на март 2023 – 797 штук).
Актуальная для сегодняшнего дня модификация тепловоза маркируется как 2ТЭ25Км. Его ключевыми достоинствами выступают:
- эффективная эксплуатация в широко диапазоне температур окружающей среды – от -50 до +40 градусов;
- высокая сила тяги, заметно превосходящая как предыдущие модели тепловозов, так и большую часть модификаций данной модельной серии;
- упрощенная конструкция силовой установки, достигнутая за счет снижения числа различных электроаппаратов;
- почти полная комплектация (примерно на 90%) отечественным деталями;
- сниженный расход топлива;
- уменьшенный объем вредных выбросов;
- бюджетная стоимость изготовления и эксплуатации;
- оснащение современными средствами диагностики и контроля основных параметров работы локомотива;
- низкие требования к техническому обслуживанию и уходу;
- высокая ремонтопригодность, в том числе – за счет быстрой поставки оригинальных комплектующих и запчастей.
Важной частью описания должно стать упоминание комфортного управления тепловоза и современного оснащения рабочего места персонала. Что обеспечивается за счет нескольких факторов. Первый и главный – улучшенный уровень эргономики кабины, обеспечивающие комфорт как для машиниста, так и его помощника. Тепловоз в обязательном порядке комплектуется системой пассивной безопасности, надежно защищающей локомотивную бригаду в случае аварийного столкновения.
Оптимальный микроклимат внутри обеспечивает обогреватель автономного типа Webasto и система контроля температуры. Полезным и важным дополнением становится наличие бытового холодильника, микроволновой печи, туалета и умывальника. Актуальный бонус – еще две системы безопасности: пожарная сигнализация и автоматическое пожаротушение.
Технические характеристики
ВажноПопулярность и широкая сфера практического применения грузового магистрального тепловоза 2ЕЭ25К объясняются набором технических характеристик, благодаря которым достигаются перечисленные выше преимущества практического использования локомотива.
Основные технические характеристики изделия представлены ниже в наглядной табличной форме.
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Габариты (ДхШхВ), м | 2 по 20 х 3,1 х 5,005 |
Диаметр колес, мм | 1050 |
Служебная масса, т | 288 (по 144 на секцию) при загрузке топлива и песка на 2/3 |
Мощность локомотива | 2 х 2 650 кВт или 2 х 3 600 л. с. |
Осевая формула | 3+3 для каждой шестиосной секции |
Статическая нагрузка на рельсы от оси колесной пары | 235,4 кН или 24 тс |
Скорость конструкционная, км/ч | 100 |
Скорость для длительного режима, км/ч | 23,6 |
Ширина колеи, м | 1,52 |
Рабочий запас песка, т | 2 х 1, 52 |
Рабочий запас топлива, т | 2 х 7 |
Силовая установка локомотива
Каждая секция тепловоза комплектуется экономичным и энергоэффективным дизель-генератором 18-9ДГ. Его мощность составляет 2 650 кВт или 3 604 л. с., что делает локомотив одним из самых мощных среди аналогов. Рабочий объем цилиндра составляет 13,8 литров, дизеля – 220,8 литров.
Силовая установка располагается в середине секции. Она оснащается V-образным четырехтактным дизельным двигателем с турбонаддувом. Охлаждение агрегата осуществляется с помощью наддувочного воздуха. Помимо дизеля, другими составляющими силовой установки магистрального тепловоза выступают:
- тяговый генератор (преобразует механическую энергию дизеля в электрическую);
- стартер-генератор (предназначен для запуска двигателя);
- выпрямитель (используется для преобразования переменного тока тягового генератора в постоянный);
- тяговые электродвигатели коллекторного типа – по 6 на секцию (приводят локомотив в движение).
Модификации
Принято выделять 5 основных модификаций базовой версии магистрального грузового тепловоза 2ТЭ25К «Пересвет» (выпускался с 2005 до 2009 года в количестве 15 штук). В указанную цифру включены:
- 2ТЭ25КМ – с 2014 года до сегодняшнего дня (самая массовая модель, которая должна стать основной в России, на март 2023 выпущено уже 655 тепловозов);
- 2ТЭ25К2М – 2020 год (1 штука);
- 3ТЭ25К2М – с 2017 года до сегодняшнего дня (вторая по численности модификация, 124 штуки);
- 2ЕЭ253М – 2019 год (1 штука);
- 3ЕЭ25К3М – 2019 год (1 штука).
Первая из массовых модификаций – 2ТЭ25КМ – подробно описана в статье. Она достаточно близка к базовой модели и отличается повышенными характеристиками в сочетании с акцентом на импортозамещение.
Вторая – 3ТЭ25К2М – имеет трехсекционную конструкцию, что позволило увеличить мощность локомотива, позволяющую эксплуатацию в самых тяжелых и сложных условиях. Как с точки зрения климата, так в части рельефа и профиля железной дороги.
Итог
Магистральный тепловоз 2ТЭ25К «Пересвет» производится с 2005 года (серийно – с 2006). Это двухсекционный дизельный локомотив, предназначенный для грузовых железнодорожных перевозок. Сегодня активно производятся две модификации тепловоза – с двумя и тремя секциями, обладающими повышенной мощностью и эффективностью. Важными достоинствами продукции Брянского машиностроительного завода выступают: улучшенная эргономика, низкие эксплуатационные издержки, бюджетная стоимость.
Серьезным бонусом, очень актуальным в сегодняшних условиях, становится высокая доля - около 90% - отечественных комплектующих в производстве тепловоза. Что в сочетании с отменными техническими характеристиками стало причиной решения РЖД сделать 2ТЭ25К основным средством грузоперевозок по железной дороге в России.
В настоящее время огромное количество современных тепловозов. электровозов и другого подвижного железнодорожного состава делают у нас в стране. Практически все комплектующие отечественные. Очень хорошо идет развитие железнодорожного транспорта. И пассажирского и грузового.
Рабочую эксплуатацию первых тепловозов 2ТЭ25К начали на Северной железной дороге. Из депо Печора тепловозы отправлялись по дорожному участку Воркута–Сосногорск с составом вагонов весом 5200 тонн. На данном участке были тяжелые подъемы, с которыми тепловозы 2ТЭ25К отлично справлялись.
Конечно, если оценивать такие тепловозы исключительно с внешней точки зрения, то большинство из нас никаких отличий в разных модификациях даже не заметит. А эти отличия есть, и они весьма существенны. При этом мне показалось, что парк тепловозов обновляется достаточно медленно.
Действительно, этот локомотив считается лучшим в мире благодаря своим высококачественным характеристикам и характеристикам, поскольку он оснащен мощным двигателем, позволяющим ему работать с высокой эффективностью и соответствующей скоростью, а некоторые из них предназначены для перевозки грузов.
Крутая махина, мощность впечатляет. Отлично, что все чаще встречаются хорошие разработки отечественного производства, которые приживаются и неплохо себя зарекомендовали. Думаю, обзавелись таким "тягачом" большинство стран СНГ, т.к. в Беларуси он точно встречается.
Хорошо, что локомотив почти на все сто укомплектован российскими деталями. В случае, если невозможно станет достать зарубежные запчасти, он не будет простаивать в ожидании ремонта. В плане комфорта, новые модели стали очень хорошими, продумано все для удобства машиниста.