Маховик в автомобиле
Есть в конструкции каждого современного автомобиля деталь, которая, несмотря на кажущуюся простоту, играет критически важную роль в работе силовой установки и всего ТС в целом.
Оглавление
Речь идет о маховике, внешне похожем на обычный диск, обладающий, правда, внушительным весом. Что такое маховик, каково его предназначение, а также каковы признаки неисправности этого элемента конструкции – об этом пойдет речь в нашем сегодняшнем разговоре.
Назначение и принцип работы маховика
Читайте также: Карданный вал для привода задних колес
Маховик двигателя – это литой, отлично сбалансированный тяжелый диск, выполненный из чугуна и имеющий на кромке стальные зубья, которые предназначены для сцепления со стартером. Называются они венцом маховика или зубчатым венцом.
Деталь, ставшая темой этой статьи, служит для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии. В том случае, если КПП механическая, на маховике находится корзина сцепления, а если речь идет об авто с «автоматом», на нем крепится гидротрансформатор.
Как уже говорилось выше, маховик – деталь крупная, непосредственное влияние на ее точный вес оказывает мощность движка и число цилиндров. Данный элемент конструкции призван накоплять энергию, поступающую от коленвала, и создавать при этом требуемую инерцию.
Из 4-хтактов двигателя внутреннего сгорания полезное действие, то есть рабочий ход, выполняет лишь один. Все остальные такты выполняются по инерции, а для этого как раз необходим маховик, который крепится на конце коленчатого вала.
Опишем роль маховика конкретнее:
- Плавная работа силовой установки.
- Передача крутящего момента.
- Нормальное функционирование сцепления.
- Запуск мотора. Для этого надо, чтобы крутящий момент передался на упомянутый нами выше зубчатый венец.
ВажноПринцип работы этой детали предельно прост. Создаваемый коленвалом крутящий момент поступает на первичный диск, а он приводит к отклонению находящейся внутри пружины.
Когда сжатие достигло требуемого показателя, крутящий момент поступает на второй диск. Продуманная конструкция подавляет значительные колебания от силового агрегата и тем самым заметно снижает нагрузку на трансмиссию.
Разновидности маховиков
Сейчас используется 3 вида комплектующих:
- сплошной;
- облегченный;
- двухмассовый.
Согласно другой классификации, детали подразделяют на два вида – одно- и двухмассовые. Поговорим о них более подробно.
Одномассовые
Одномассовый маховик представляет собой цельнолитое изделие, характеризующееся простотой конструкции. Оно получило наиболее широкое распространение благодаря высокой надежности и доступности с финансовой точки зрения.
Центральную часть детали занимает диск размером около 30-40 см, посередине находится отверстие – посадочное место для монтажа. Это посадочное место выполнено в виде ступицы с крупным отверстием по центру и более мелкими по всей окружности для максимально надежной фиксации с помощью болтов.
На наружной стороне предусмотрено место для монтажа сцепления и т.н. контактная кольцевая площадка. Внешняя сторона окружности – это множество стальных зубцов, полученных методом прессования.
Именно одномассовые маховики используются в автомобилях чаще всего по причине их дешевизны, однако значительным недостатком этих моделей является неспособность в должной мере погасить крутильные колебания.
Двухмассовые
Этот вид маховиков используется в автомобилях, оснащенных мощными моторами. С конструкционной точки зрения они представляют собой два диска, расположенных в одном корпусе и приходящих в зацепление посредством демпфирующей системы.
Двухмассовый маховик еще называют демпферным, т.к. между дисками, соединенными подшипником, находится пружинная система, наличие которой исключило необходимость привлечения демпфирующего устройства на том диске сцепления, который является ведомым. Передача крутящего момента происходит с небольшой задержкой, что позволяет минимизировать толчки и вибрации.
По сравнению с одномассовыми у двухмассовых маховиков есть целый ряд плюсов:
- подавление колебаний и толчков;
- обеспечивают более удобное и легкое переключение передач;
- продлевают срок службы синхронизаторов и уменьшают износ трансмиссии;
- способствуют экономии топлива.
Что касается недостатков двухмассовых маховиков, то они сводятся к более высокой цене и определенным сложностям в процессе обслуживания. Также эти детали не любят езды на низких оборотах двигателя и боятся перегрева.
Облегченные
Как правило, такие варианты устанавливают во время проведения тюнинга авто. Они отличаются небольшим весом, который способствует повышению производительности мотора и снижению инерции.
Машина становится динамичнее, чутко отзывается на педаль акселератора, но важно помнить о том, что использование такого маховика возможно лишь с учетом показателей мотора, а ставить его следует в комплексе с другими работами по совершенствованию технических показателей силовой установки.
В числе неоспоримых достоинств подобной конструкции следует упомянуть устранение проблемы неравномерного вращения коленвала на минимальных оборотах, способность сделать силовую установку меньшей в плане объема и легче без малейшего ущерба ее мощности.
Неполадки и способы их устранения
Деталь, которой посвящен наш сегодняшний разговор, испытывает серьезные нагрузки, поэтому со временем она приходит в негодность и деформируется. В одномассовых моделях чаще всего из строя выходит венец, который в процессе продолжительной эксплуатации попросту разрушается.
Отвечая на вопрос о том, как снять маховик, отметим, что делается это механическим способом, а вот когда нужно установить новую деталь, ее нагревают, заменив при этом не только комплектующую, но и болты-фиксаторы.
В том случае, если на поверхности появились трещины, или же разломался сам диск, выполнить ремонт маховика невозможно – его придется полностью заменить.
Наиболее распространенными признаками неисправности одномассового диска являются:
- проблемы с работой сцепления;
- двигатель запускается с трудом и не с первого раза;
- во время езды наблюдаются сильные вибрации, шумы и прочие посторонние звуки.
Двухмассовые модели характеризуются поломками, устранить которые будет куда сложнее. Речь идет о выходе из строя либо полном разрушении пружин, об износе подшипников и прочих деталей, часто подвергаемых трению.
О том, что этот элемент конструкции пришел в негодность, свидетельствуют вибрации в момент запуска двигателя (появляются толчки, которые передаются на КПП и отчетливо ощущаются, если положить ладонь на рычаг).
Когда мотор работает на холостых, появляется стук, при разгоне ощущаются вибрации, а при переключении скоростей – толчки. Теоретически двухмассовый маховик поддается ремонту, но в реальности его чаще всего меняют.
Заключение
Как следует из всего, изложенного выше, можно сделать вывод о том, что маховик – это важнейшая деталь силовой установки и трансмиссии, от которой напрямую зависит работоспособность транспортного средства, а также комфорт и безопасность езды.
- Cummins – лучшие двигатели для грузовиков
- «Сердце» Камаза
- Компания Powerscreen обновляет спецификацию дробильно-сортировочного оборудования
- Новый автокран-«внедорожник» от японского производителя Kato
- «Раскусить» китайскую спецтехнику смогла белорусская экспертиза
Модель очень качественная и соответствует всем характеристикам.
С маховиком часто проблемы возникают, поэтому не рекомендую затягивать с ремонтом, потом дороже будет. По движку легко узнать можно, что нужно как минимум проверить его.
Актуальная статья. Сама недавно отгоняла свое авто в автосервис для замены маховика, и было очень интересно узнать подробности о функциях и неполадках в работе этой детали.
Маховик очень важная деталь в конструкции автомобильного двигателя. Если автомобиль использовать бережно, то маховик прослужит очень долго, это мой личный опыт.
Хорошо описано, что собой представляет маховик. Хотелось, чтобы вы подробнее рассмотрели причины выхода из строя этой детали и дали рекомендации, которые способствуют продлению жизни этого компонента.
Мало кто из водителей знает, что частая парковка автомобиля на уклоне без использования ручника приводит к с серьезному износу маховика. Восстановление же изношенного маховика - это сложный процесс. Для этого необходимо высокоточное оборудование.
Я предпочитаю двухмассовые маховики, считаю, это не та деталь, на которой стоит экономить. Если машина мощная, то с одномассовым она будет здорово трястись, это не комфортно.