Мобильные автотопливозаправщики
Компании и организации, специализирующиеся на доставке топлива, имеют в своем автопарке узкопрофильные транспортные средства, оснащенные топливными емкостями различной вместимости. Такие машины называются автотопливозаправщиками, предназначены они для транспортировки топлива на требуемые расстояния.
Оглавление
Однако, в отличие от обычных бензовозов, такие транспортные средства способны не только заполнять бензином или дизтопливом иные емкости, но и заправлять технику – грузовые и легковые авто, комбайны, тракторы и пр. С экономической точки зрения это выгодное решение, особенно в случаях, когда необходимо заправить большое количество всевозможных транспортных средств на внушительном расстоянии от стационарной АЗС.
Конструкция автотопливозаправщика (АТЗ)
Под понятием автотопливозаправщика подразумевают цистерну, монтируемую на автомобильное шасси и предназначенную для перевозки светлых нефтепродуктов, а также для заправки топливом других автомобилей и спецтехники.
Такие машины актуальны и пользуются большим спросом на автомобильных предприятиях, авиаузлах, аэродромах и прочих объектах. Они заправляют сельскохозяйственную, строительную и другую технику, оснащенную ДВС и работающую на дизеле или на бензине. Незаменимы АТЗ и на машинных дворах большой площади, где нет собственной стационарной автозаправки.
ВажноВ конструкцию автотопливозаправщика, кроме собственно цистерны, входят устройства для подачи топлива – насос, пистолет, фильтр тонкой очистки топлива и счетчик, подсчитывающий литраж выданного топлива.
Контроль над работой оборудования, а также управление параметрами возложены на водителя транспортного средства. Фактически он выполняет функции оператора мобильной АТС – заливает топливо в цистерну и сливает его, занимается раздачей топливно-смазочныхх материалов и пр.
В подавляющем большинстве случаев емкость АТЗ представляет собой цистерну (некалиброванную) эллиптической формы, надежно фиксируемую на опорах, которые, в свою очередь, установлены на лонжеронах автомобильного шасси. Учитывая специфику эксплуатации такой спецтехники, к ее шасси предъявляются особо жесткие требования. В частности, оно должно обеспечивать машине высокую проходимость и хорошую маневренность.
Объем цистерны может варьироваться в пределах 4-22 кубометров, а устанавливается она на шасси разных моделей грузовиков. Наиболее широкое распространение в России, как и в других странах постсоветского пространства, получили автотопливозаправщики КамАЗ, «Урал», МАЗ, ГАЗ. Сравнительно недавно появились аналогичные ТЗ на базе Volvo. Isuzu, Iveco, Ford и пр.
Актуальность такой техники и стабильно высокий спрос на нее обусловили тот факт, что выпуском АТЗ сегодня занимается целый ряд отечественных и зарубежных предприятий. В частности, в список ведущих производителей вошли ОАО «ГрАЗ», ЗАО «ЗИЛ», ООО «УСПТК» и другие.
Вся поставляемая на российский рынок техника надежна, безопасна, демонстрирует отличные эксплуатационные свойства, ведь в условиях работы с легковоспламеняющимися продуктами все эти характеристики являются обязательными.
Классификация автотопливозаправщиков
Представленные на современном рынке автомобилетопливозаправщики классифицируются по ряду признаков – по назначению, типу шасси, виду нефтепродукта, емкости цистерны, ее типу, а также по форме цистерны. Кроме того, техника подразделяется на несколько видов с точки зрения систем наполнения и опорожнения, по метрологическим признакам и пр. Поговорим о наиболее существенных критериях более подробно.
По назначению
Исходя из назначения, сферы применения АТЗ они делятся на такие виды:
Компактные. Подобную технику используют для перевозки жидкого топлива непосредственно к автозаправочным станциям (стационарным). Широкое применение они получили и в горнодобывающей отрасли, ведь там благодаря компактным и маневренным автотопливозаправщикам выполняют доставку дизельного топлива и оперативную заправку крупногабаритной и малоподвижной спецтехники – экскаваторов и карьерных самосвалов.
Армейские. Эта категория ТС носит еще одно название – оборонные. Она используется для перевозки светлых нефтепродуктов к военной технике, в том числе и в условиях активных боевых действий. Отличительными особенностями данного вида АТЗ является повышенная проходимость благодаря оптимизированному шасси, а также бронированные цистерны, исключающие риск воспламенения топлива.
Аэродромные. Такие используются на аэродромах, их привлекают для заправки и обслуживания воздушных транспортных средств. Ключевое отличие от остальных разновидностей кроется в оптимизированном топливном насосе, способном поднимать топливо на большую высоту.
К примеру, активно эксплуатируемая в советское время модель топливозаправщика ТЗА-7,5-500А, устанавливаемого на шасси МАЗ-500, оснащалась насосом, который работал через вал отбора мощности – только так было возможно достичь требуемых эксплуатационных характеристик.
По объему цистерны
По вместительности цистерны АТЗ делятся на два вида – малые и большие. Малые – это ТС, оснащенные цистерной емкостью от 1 до 4 кубометров. Большие – это техника, в цистерну которой можно залить более 5 кубометров жидкого топлива.
По форме цистерны
В зависимости от формы цистерны (а если точнее, то от формы ее сечения) топливозаправщики, устанавливаемые на автомобильные шасси, бывают следующих видов:
- Овальными. Такие получили самое широкое распространение, ведь он надежны, устойчивы и практичны. По сравнению, например, с круглыми, овальные цистерны характеризуются повышенным уровнем безопасности, к тому же они обладают оптимальной вместительностью.
- Круглыми. Такой вариант по праву считается «классикой жанра», цистернами с круглым сечением оснащалось подавляющее большинство АТЗ производства СССР. В наши дни такие машины практически не выпускаются, потому как они не столь вместительны и устойчивы, как аналоги другого сечения. Однако есть у подобных моделей и плюс: сделать цистерну с круглым сечением гораздо проще, потому стоят они значительно дешевле.
- Цистерна-«чемодан» характеризуется как достоинствам, так и недостатками. При большой вместительности, являющейся серьезным преимуществом, такие конструкции отличаются плохой устойчивостью, поэтому модели квадратного сечения используются обычно в аэропортах, на базах – там, где не надо часто передвигаться дорогами общего пользования.
Для обеспечения надлежащего уровня транспортировки в процессе движения цистерны оборудуют «волнорезами» - формируемыми внутри ребрами жесткости, которые предотвращают появление волн во время разгона и резкого торможения, а также исключают риск гидроударов.
Для изготовления цистерн используют высокопрочные надежные материалы – сталь или высокие марки алюминия, которые не накапливают статическое электричество, гарантируя тем самым безопасность перевозки и хранения топлива. Помимо всего прочего, машины, на шасси которых такие емкости устанавливаются, оснащаются видоизмененным глушителем и специальным устройством – искрогасителем.
Технические характеристики популярных моделей АТЗ
Как уже говорилось выше, наибольшим спросом у нас пользуются АТЗ на базе Урал и Камаз. В виду огромной популярности этих машин опишем характеристики автотопливозаправщиков данных марок.
АТЗ-10 на базе Урала-4320
Назначение данной модели сводится к хранению и транспортировке светлых нефтепродуктов и осуществлению механизированной заправки техники с измерением выданного топлива. Машина способна передвигаться по всем типам дорог, она используется для обслуживания полевых станов, аэродромов, машинных парков и пр., доставляет топливо в отдаленные районы.
ТС оснащено пистолетом, насосом и счетчиком топлива. В цистерне в зависимости от модификации может быть 2 либо 3 изолированных друг от друга отсека, предназначенных для транспортировки разных видов или марок топлива. У каждого отсека есть свое устройство учета и спуска, на горловине присутствует окошко для визуального контроля количества оставшегося в емкости горючего.
Цистерна оснащена лазом-люком с герметично закрывающейся крышкой, внутренней лестницей, заливной трубой и дренажной трубкой. Станция наполнения и слива представлена центробежным насосом 1СВН-80А с механическим приводом от вала отбора мощности двигателя автомобиля, на шасси которого вся эта установка смонтирована.
АТЗ-11 на базе Камаза-53215
Топливозаправщик на базе Камаза используется для транспортировки, хранения светлых нефтепродуктов, а также для заправки иных транспортных средств. Объем цистерны составляет 10 кубометров, сечение овальное, внутри присутствуют ребра жесткости, исключающие риск гидроудара.
Цистерна крепится на опоры посредством надрамнков, с рамой шасси соединяется стремянками, а с основанием – прочными металлическими поясами. В комплект поставки данной модели АТЗ входит два трубопровода (всасывающий и напорный), насос с приводом от коробки отбора мощности посредством карданного вала, пистолет А-50М и счетчик ППО-40.
Заключение
Передвижные автомобильные топливозаправщики – разумное и экономически обоснованное решение для компаний и организаций, чья деятельность связана с эксплуатацией транспортных средств и, в частности, крупногабаритной спецтехники на большой отдаленности от стационарных заправок. В последнее время такие машины стали чаще покупать и физлица для ведения предпринимательской деятельности, непосредственно связанной с топливом.
- Мобильные терминалы в автобусах
- Какие бывают бензовозы для перевозки топлива
- Мобильные автотопливозаправщики
- Автотопливозаправщики Chameleon
На аэродромах подобные заправщики увидеть вполне можно, весь очевидно, что проще подогнать в огромному самолету такую машину, чем наоборот. А вот в других локациях я их не видел.
Интересный обзор. Мы тоже планируем приобрести мобильный автотопливозаправщик для техники нашего агропредприятия, и скорее всего будем брать АТЗ-10 на базе Урала-4320.
Приобретение и последующая эксплуатация передвижных топливозаправщиков - вопрос не только получения в последующем экономического эффекта, но и, прежде всего, обеспечения необходимых мер безопасности.
Давно не видела топливозаправщиков с круглыми цистернами, в основном, цистерны сейчас делают овальными. И это реально самый оптимальный вариант. Что касается моделей - АТЗ на базе Урала очень проходимые, их буквально в тайгу можно отправлять.
Читая статью о конструкциях и классификациях автотопливозаправщиков (АТЗ), я не могу не отметить, насколько детально здесь рассмотрены технические аспекты этих машин. Как человек, работающий в логистике, я хорошо понимаю важность подобной информации. Сравнивая АТЗ с типичными бензовозами, сразу бросается в глаза их универсальность: возможность заправлять как автотранспорт, так и сельскохозяйственную технику - это огромный плюс для компаний, работающих в удаленных районах. Также интересен подход к выбору шасси - требования к проходимости и маневренности действительно серьезные. Лично я вспоминаю проект, когда мы внедряли в эксплуатацию топливозаправщики на базе КамАЗ и Урал для горнодобывающего комплекса. Эти машины показали себя надежными и неприхотливыми, что особенно важно в условиях Российской действительности. Отдельно хочу отметить раздел о формах цистерн. Овальные модели действительно оптимальны, особенно в вопросах безопасности и вместительности. Интересно, что даже в наши дни некоторые компании продолжают использовать круглые цистерны, хотя они и менее устойчивы. В любом случае, статья предоставляет отличное руководство для тех, кто планирует закупать или модернизировать парк топливозаправщиков.
Для меня, как для владельца автопарка, статья оказалась крайне полезной. Особенно важно было узнать о различиях в конструкции цистерн и их влиянии на безопасность перевозки. Овальные цистерны действительно кажутся более предпочтительными. Также порадовало, что в статье уделено внимание выбору шасси и его влиянию на проходимость. Это критично для наших операций в сельской местности.
Интересно было прочитать о том, как автотопливозаправщики на базе Урал и КамАЗ зарекомендовали себя в эксплуатации. Мы как раз рассматриваем возможность расширения нашего автопарка, и теперь ясно, что стоит обратить внимание на эти модели. Их способность работать в сложных условиях и наличие множества технических решений для безопасности и эффективности делает их отличным выбором.