Какие бывают бензовозы для перевозки топлива
«Черное Золото», … За него до сих пор продолжает идти битва. Ведь тот, кто владеет нефтью, может владеть целым миром. Но оставим мысли о вселенском господстве.
Бензовоз – это специальная машина, предназначенная для перевозки бензина и других светлых нефтепродуктов. Главными отличиями его от обычного грузовика являются повышенные требования к его пожаробезопасности, что продиктовано спецификой перевозимого груза. Тем более что многие из них могут работать в роли АЗС, осуществляя заправку техники в поле. Эта их особенность позволяет получить определенный экономический эффект при наличии большого количества крупногабаритной техники. Также такие бензовозы жизненно необходимы для удаленных объектов.
ВажноОтличительной особенностью являются повышенные требования к пожарной безопасности.
Автобензовоз представляет собой цистерну (бочку), установленную на шасси грузового автомобиля, прицепа или полуприцепа. Для выполнения загрузки и выгрузки, в т.ч. дозированной, ставится дополнительное оборудование. Кроме доставки или сохранения топлива, бензовоз может применяться как мобильный заправщик машин.
Оглавление
Основные функции данной спецтехники - доставка топлива на АЗС и временное хранение нефтепродуктов.
Кроме того, машины, оборудованные расходомерами, сливными насосами и раздаточными кранами (пистолетами), могут самостоятельно заправлять другие автомобили в полевых условиях или на трассе. Их также называют топливозаправщиками.
Классификация бензовозов
По типу транспортного средства:
- на базе грузового автомобиля;
- тягач с полуприцепом;
- на шасси прицепа;
По объему цистерны:
- малые (от 1,0 куб.м. до 4,0 куб.м.);
- большие (свыше 5,0 куб.м.).
По типу залива топлива:
- верхний, наиболее популярный; в России выпускаются машины, в основном, этого типа, прокат бензовоза с верхней загрузкой оформляется наиболее часто;
- нижний, встречается на машинах производства стран ЮВА; в последние годы все шире распространяется в Европе, т.к. безопасен для окружающей среды; такие бензовозы дополнительно оборудуются адаптером API и дыхательными клапанами.
Модели автозаправщиков российского производства КАМАЗ, ЗИЛ, МАЗ, УРАЛ, ГАЗ и импортные бензовозы Mercedes, Volvo, Ford, Man, Scania, Iveco, BPW, SAF, ROR. При необходимости арендовать АТЗ бензовоз, следует помнить, что он относится к технике класса опасности №3.
Бензовозы и их виды
Бензовозы делятся на три вида, согласно тому, как размещается цистерна. Первый вид – это прицеп цистерна, которая установлена на отдельном шасси и крепится специальной сцепкой. Далее идет автоцистерна, название говорит само за себя, емкость для горючего крепится непосредственно на шасси автомобиля. Третий вид цистерны – это полуприцеп, у этого бензовоза кузов размещается на подкатной тележке с закрепленным на ней шкворнем. Её обычно использую в сцепке с автопоездом.
Кроме этого цистерны подразделяются по типу перевозимого в них груза: бензовоз, мазутовоз, газовоз.
Однако при необходимости одна цистерна может быть использована по разные виды нефтепродуктов. В этом случае после перевозки в ней темного продукта, на пример мазута, цистерну промывают на специальной паровой установке, и только после этого заливают туда другой вид продукции, например, бензин. Однако стоит знать о том, что у мазутовозов и битумовозов емкости поддерживают определенный режим температуры, для безопасной транспортировки груза. Поэтому компании перевозчики стараются использовать для этих целей цистерны-термосы. На всех бензовозах устанавливают сливной насос или кран-пистолет, в некоторых случаях устанавливается счетчик.
На сегодняшний день бензовоз одно из самых востребованных и ключевых звеньев в грузоперевозках, от которого зависит эффективность маркетингового развития этой части рынка транспортных услуг.
Любой бензовоз это в первую очередь грузовик, который имеет несколько специфическое предназначение и его основная задача – транспортировка нефтепродуктов.
При изготовлении бензовозов особого внимания требует качество используемых материалов, особенно непосредственно соприкасающихся с ГСМ, ведь от этого очень сильно зависит безопасность эксплуатации машины.
По типу перевозимого топлива
Принято классифицировать по двум основным признакам – типу перевозимого топлива и способу соединения цистерны с автомобилем.Так, в зависимости от вида перевозимого топлива машины могут быть:
- Бензовоз для транспортировки светлых нефтепродуктов;
- Мазутовоз для транспортировки темных нефтепродуктов;
- Масловоз для транспортировки различных масел;
- Битумовоз для транспортировки битума;
- Нефтевоз для нефти;
- Газовоз для газа.
По способу соединения
- Прицеп-цистерна. Цистерна, установленная на свое собственное шасси, снабженное сцепным устройством.
- Бензовоз-автоцистерна. Цистерна устанавливается на шасси обычного грузовика.
- Полуприцеп-цистерна. Цистерна установлена на подкатную тележку, используется в сочетании с седельным тягачом.
Первый вид – это прицеп цистерна, которая установлена на отдельном шасси и крепится специальной сцепкой.
Далее идет автоцистерна, название говорит само за себя, емкость для горючего крепится непосредственно на шасси автомобиля. Третий вид цистерны – это полуприцеп, у него кузов размещается на подкатной тележке с закрепленным на ней шкворнем. Её обычно использую в сцепке с автопоездом.
Требования безопасности к оборудованию по доставке топлива
- площадка доступа к наливным горловинам должна иметь поручни;
- электропроводка делается экранированной;
- бензобак выполняется из особо прочных материалов, либо с защитой;
- на автомобиль бензовоз устанавливаются задняя и боковые балки (бамперы) или противоподкатный брус;
- выхлопная труба должна быть с искрогасителем, располагается либо спереди с выхлопом вправо, либо справа за кабиной;
- на машине (атз) ставится проблесковый маячок, делается световозвращающая (контурная) маркировка, ставится знак перевозки опасного груза (согласно ДОПОГ);
- в цистерне монтируется устройство, способное выровнять внутреннее давление при загрузке или выгрузке топлива;
- машина автозаправщик (атз) в обязательном порядке комплектуется ящиком с песком, огнетушителями и заземлением.
Из нефти, получают много продуктов, которые используются как в топливной, так и в химической промышленности.
ВажноОдними из самых востребованных нефтепродуктов считаются бензин, дизельное топливо и керосин.
Перевозят нефтепродукты, как на короткие расстояния, в районе области, а также есть и межрегиональные и международные перевозки.
Кроме автомобильных перевозок нефтепродуктов существует еще и доставка по железной дороге, что тоже является популярным способом транспортировки. Но это в основном на большие расстояния, а расстояния до 500 километров вполне окупаются доставкой автомобильным транспортом.
Аренда бензовоза
Аренда бензовоза на шасси грузовика больше подходят в тех случаях, когда требуется максимальная проходимость и маневренность. Емкость таких машин обычно до 8 куб.м. Тягач с полуприцепом экономически более выгоден там, где планируется перевозка топлива в больших количествах и/или на значительные расстояния. Бочки на полуприцепах имеют вместимость от 7 куб.м. Цистерна-прицеп в большинстве случаев заказывается вместе с автомобилем. Ее наличие позволяет, при доставке больших объемов топлива, составлять гибкие логистические схемы управления процессом.
ВажноПри необходимости регулярных перевозок или длительного хранения топлива, многим организациям будет выгоден лизинг бензовоза (аренда с правом выкупа по остаточной стоимости).
Найти бензовоз можно с цистерной емкостью от 1,0 куб.м. до 45,0 куб.м., а в отдельных случаях и большей. Бочки выполняются из легированной стали или алюминиевых сплавов. Форма поперечного сечения обычно круглая или овальная. Иногда встречается прямоугольная с закруглениями на углах («чемоданная»).
При небольших объемах цистерны делаются сплошными, при значительных они нередко состоят из отдельных секций. В емкостях от 5 куб.м. и выше внутри устраиваются поперечные и/или продольные волнорезы (перегородки) для того, чтобы исключить возможность гидроудара при движении автомобиля.
Варианты комплектации при сдаче бензовоза в аренду
1. Дыхательное устройство (иногда в сборе с огневым предохранителем). При загрузке/выгрузке топлива работает в составе системы рекуперации. Во время транспортировки обеспечивает впуск и выпуск воздуха для нормализации давления внутри емкости. При опрокидывании автомобиля гарантирует герметичность цистерны.
2. Ограничитель загрузки. При заливе топлива до определенного уровня, посылает пневмосигнал на закрытие донного клапана, предотвращая переливание жидкости.
3. Специальный разъем для быстрого соединения трубопроводов.
4. Клапаны: донный и обратный, для бензовозов с нижним типом заправки, а также отвода (рекуперации) паров.
5. Огневой предохранитель. Служит для предотвращения проникновения огня в обе стороны.
6. Указатель уровня топлива.
7. Отстойники с водоотделителями.
8. Насос. Требуется для ускорения выгрузки, а также при заказе бензовоза для его использования в качестве заправщика.
9. Люк с крышкой, один или несколько.
Что касается стоимости аренды бензовозов, то учитывая разную ценовую политику транспортных компаний, она может сильно различаться. В стоимость будет входить и расстояние, на которое вы доставляете груз, и вид нефтепродукта. Но обычно рассчитывается по длине пути от начального пункта до конечного.
Российские производители спецтехники для транспортировки нефтепродуктов:
- Смоленский автоагрегатный завод – выпускает, в основном, заправщики АТЗ СААЗ на отечественных шасси.
- ОАО «Грабовский автомобильный завод» (Пензенская область) – изготавливает автоцистерны и заправщики объемом от 4 до 60 куб. м. Отличительные особенности техники ГрАЗ: чемоданное поперечное сечение бочки, наварные бронелисты, внутренние ребра жесткости, шарнирное крепление к раме, оригинальная конструкция слива, обеспечивающая перекачку между сторонними емкостями.
- Кургандормаш – изготовление автобитумовозов.
- «КАПРИ» (Санкт-Петербург) – автоцистерны, прицепы и полуприцепы для светлых и темных нефтепродуктов. Фирма имеет собственное КБ, благодаря чему производит, в том числе на экспорт, технику любой сложности, адаптированную к местному климату.
- GT7 (Кузнецк, Пензенская область) – нефте-, битумо- и бензовозы, а также газовозы.
- ООО «Приокский машиностроительный завод» (бренд AMS) выпускает крупнотоннажные (от 10 т) полуприцепы для светлых и темных нефтепродуктов.
- Нефтекамский автозавод – топливозаправщики, битумовозы, полуприцепы для светлых и темных нефтепродуктов на шасси КАМАЗ.
В числе крупнейших российских производителей числятся такие предприятия как ГрАЗ, НефАЗ, Курганский завод дорожных машин, Смоленский автоагрегатный завод, КАПРИ и ЗАО Бецема. Также стоит отметить спецтехнику марок Huaxin (Китай), Tokyu (Япония), GuteWolf (Россия-Турция).
Таблица. Популярные модели с техническими характеристиками:
Модель | Вид | Платформа грузовика | Объём резервуара, м3 | Отсеков | Габаритные размеры, м |
КАПРИ ППЦ-25 | Полуприцеп-цистерна | 25 | два-три | 7,5 х 2,5 х 3,3 | |
КАПРИ 96391 ППЦ-33 | Полуприцеп-цистерна | 33 | три-пять | 10,2 х 2,5 х 3,3 | |
КАПРИ ППЦ-30.1 | Полуприцеп-цистерна | 28 | два-три | 8,7 х 2,5 х 3,3 | |
КАПРИ ПЦ-17 | Прицеп-цистерна | 15, из жаропрочной стали | один | ||
ГрАЗ АЦН-10 | Автоцистерна | Камаз-43118 6х6 | 10 | один | 9,6 х 2,5 х 3,5 |
ГрАЗ 36135-011 | Автотопливозаправщик | Газ-3309 | 4,9 | один-два | 6,6 х 2,3 х 2,7 |
ГрАЗ ПЦ-8638-012 | Прицеп-цистерна | 8,5 | один-два | 8,3 х 2,5 х 3,2 | |
ГрАЗ ППЦБ-912505 | Полуприцеп-цистерна | 24, из 4-миллиметровой стали | один | 10 х 2,5 х 3,6 | |
Кургандормаш ДС-138Б | Автоцистерна | Камаз-65115 6х4 | 10 | один | 8,7 х 2,5 х 2,9 подача насоса – 0,7 л/об |
Кургандормаш ДС-6317 | Автоцистерна | Маз-6303А5 | 16, автогудронатор | один | 10,2 х 2,6 х 3,4 подача насоса – 1,4 л/об |
Кургандормаш ДС-138М | Автоцистерна | Маз-6303А5 | 10 | один | 8 х 2,6 х 3,2 подача насоса – 0,7 л/об |
Кургандормаш АЦБ-2500 | Полуприцеп-цистерна | 25 | один | 11 х 2,5 х 3,6 | |
СААЗ ЗИЛ 7-433362 | Автотопливозаправщик | ЗИЛ 7-433362 | 7 высота самовсасывания – 5 | один | 6,6 х 2,4 х 2,7 |
НефАЗ АЦ-18 | Автоцистерна | Scania P340LB6х2HNA | 17,5 | три-четыре | 10,2 х 2,6 х 3,4 |
НефАЗ Сеспель 964846 | Полуприцеп-цистерна | 30 | четыре | 9 х 2,6 х 3,7 | |
НефАЗ АТЗ-11 | Автотопливозаправщик | КАМАЗ-43118 | 11 высота самовсасывания – 4,5 | три | 8,9 х 2,5 х 3,3 |
НефАЗ АТЗ-17 | Автотопливозаправщик | КАМАЗ-65115 | 17 высота самовсасывания – 4,5 | три | 8,9 х 2,5 х 3,3 |
НефАЗ АЦ-10 | Автоцистерна | КАМАЗ-43118 | 10 | один | 8,7 х 2,5 х 3,7 |
Huaxin 8x4 ZZ1311M4661C | Автоцистерна | 8 х 4 | 24 | один | 8,4 х 2,5 х 3 |
Tokyu TST1621 | Полуприцеп-цистерна | 20 | один | 8,4 х 2,5 х 3 |
Как правило, любую цистерну можно использовать для разных видов топлива, например после бензина можно перевозить диз. топливо. Только не следует путать цистерны, предназначенные для темных и светлых нефтепродуктов, они очень сильно отличаются друг от друга, как видами перевозимого топлива, так и оборудованием для выполнения своих задач.
- Мошенники под видом "грузоперевозчиков".
- Смена основного вида деятельности ИП
- ПТС в Электронном виде
- Код вида деятельности грузоперевозки
- Дополнительный вид деятельности к перевозкам
- Российский рынок спецтехники укрепляет позиции вместе с POWERPLUS
- Автоцистерна АЦ-17F/A на шасси FORD CARGO 2530 DC
- Какие бывают бензовозы для перевозки топлива
- Грузовые автомобили МАЗ
- Виды цистерн
Не знал, что существует так много видов бензовозов. Узнал много нового. Однако не понял один момент: получается можно использовать всего один бензовоз для всех видов светлых нефтепродуктов, а другой для темных и все? То есть просто промывать цистерны, а не покупать различные виды бензовозов?
Действительно интересная тематика, однако стоит отметить что бензовозы, особенно в жаркую пору года это просто пороховые бочки на колёсах и хотелось бы узнать-выделают ли бензовозам для сопровождения, другие машины для контроля или горючее перевозят самостоятельно?
Ого, я думала, что бензовозов всего 2-3 вида, а их очень много. Видимо, они для меня похожи и я их плохо различаю. У шоферов этих бензовозов опасная работа, ведь в теплое время года есть риск взорваться.
Работать на подобной технике очень сложно, куча требований к безопасности. Знаю, потому что мой дядя работал водителем бензовоза.
Никогда бы не согласился работать водителем бензовоза! Такая работа для меня кажется очень опасной... сидеть практически на пороховой бочке!!! Не мудрено, что здесь нужно проходить спец.подготовку и иметь кучу документации.