Обзор рынка HCV в России
Согласно международной классификации, грузовые автомобили делятся на определенные типы и имеют различную сферу применения. Классифицируются грузовики в зависимости от полной массы транспортного средства. Так, среднетоннажные автомобили (MCV) массой от 3,5 до 16 тонн, в основном используются для перевозки грузов на малые расстояния, в коммунальном хозяйстве и других отраслях с возможностью установки специальных надстроек. Крупнотоннажные грузовики массой свыше 16 тонн (HCV) очень часто применяются при перевозках на дальние расстояния, в масштабном строительстве, на карьерных разработках и других крупных производственных площадках.
По итогам 2017 года российский рынок коммерческой техники достиг уровня в 200 тысяч единиц, что почти на 28% больше, чем годом ранее. Лучшие показатели зафиксированы в сегменте HCV, где продолжается рост после падения в 2015-2016 годах. Данные аналитического агентства АВТОСТАТ говорят об увеличении показателей на 68%, до 60,6 тысячи. Объемы производства также выросли. По информации Росстата, в 2017 году было выпущено 162 тысячи грузовиков (+18,2%). Позитивные тенденции развития российского рынка HCV сохраняются и в 2018 году. Основной предпосылкой для столь активного роста, эксперты называют отложенный спрос.
Территориальная структура рынка
Как и в прошлые годы, на первом месте по регистрации новых HCV находятся Москва и Московская область. На их долю приходится 13,38% и 7,72% от общего объема соответственно. Третью позицию занимает Республика Татарстан(5,02%). Следом с небольшим отрывом идут Санкт-Петербург (4,54%) и Ханты-Мансийский АО (4,39%). Последние строчки занимают Нижегородская (2,95%), Самарская (2,65%), Смоленская (2,62%) и Иркутская (2,57%) области.
Высокие показатели регистрации новых крупнотоннажных автомобилей в этих регионах РФ объясняются целым рядом факторов. В частности, расширением и обновлением автопарков компаний нефтяной сферы, предприятий, связанных с реализацией проектов реконструкции, и строительства крупных федеральных автомагистралей. Не стоит забывать о росте рынка горнодобывающей отрасли, что также способствует увеличению объемов продаж крупнотоннажных грузовиков.
Самые популярные марки грузовиков
Первое место в сегменте крупнотоннажных грузовых машин занимает КамАЗ. На его долю приходится 12,2 тыс. единиц продукции. За отчетный период объемы продаж этого бренда увеличились на 40%. При этом линейка грузовиков КамАЗ считается самой популярной у российских потребителей. На второй позиции укрепился GAZ, на его долю по предварительным данным, приходится около 6 тыс. экземпляров. В тройку лидеров рынка HCV попал грузовик из Швеции – Scania (5,7 тыс. шт.).
С небольшим отрывом от шведского бренда идет Mercedes-Benz с показателем 5,3 тыс. ед. На пятом месте оказалась продукция немецкой компании MAN. В ТОП-10 самых популярных в РФ брендов входят еще одна отечественная марка крупнотоннажных автомобилей – «Урал». Остальные места в списке востребованных у россиян грузовиков, занимают шведский бренд Volvo, японский Isuzu, голландский DAF. Несколько сдает свои позиции MAZ, по итогам девяти месяцев, он стоит на последней строчке рейтинга.
Тенденции и прогнозы от экспертов
В целом рынок продолжает восстанавливаться, и хорошие показатели роста демонстрируют сегменты, которые сильнее всего «прогнулись» во время падения. По мнению руководителя технической службы Itella в России, Дмитрия Макаревича, сейчас активными покупателями грузовиков являются транспортные компании, которые в период спада рынка приостановили обновление автопарков. Переход на Евро-5 с 1 января 2018 года также оказал влияние на рынок. Это законодательное изменение вызвало колебания в структуре спроса: многие компании предпочли обновить свои автопарки в конце 2017 года, а в первом квартале 2018 года наблюдается некоторая инерция спроса.
Еще один тренд, позитивно влияющий на рост рынка - расширение собственных автопарков транспортных компаний. Как пояснила Анна Качурец, гендиректор компании GroozGo: «Ранее транспортные компании предпочитали работать с ИП, так как платили им наличными или с использованием нелегальных схем. С ужесточением законодательства работать по-прежнему становится невозможно. Клиенты не спешат поднимать ставки, а платить подрядчикам приходится, выплачивая все налоги. В итоге, чтобы удержать цену для клиента и конкурировать с другими игроками, транспортные компании вкладываются в собственные автопарки».
Эксперты прогнозируют дальнейшее позитивное развитие рынка. По мнению Игоря Давыдова, операционного директора компании «Исузу Рус», в перспективе ближайших лет рынок грузовых машин продолжит восстанавливаться. Лидерство останется за тяжелыми грузовиками, и это несмотря на то, что в сегменте существуют не только позитивные, но и негативные, тормозящие рынок тенденции. К ним можно отнести: снижение среднегодовой численности работников, занятых в обрабатывающей промышленности, что свидетельствует о процессе стагнации в экономике и, как следствие, будет препятствовать росту продаж автомобилей.
Среди положительных тенденций эксперты отмечают программы господдержки, стимулирующие приобретение новой техники, обновление автопарков и углубление локализации производства. В первую очередь это программы обновления парка колесных транспортных средств, льготного лизинга, субсидирования закупок автотранспорта, работающего на ГМТ. Эти программы позволяют увеличить спрос и стимулируют выбытие из эксплуатации старой техники, не соответствующей современным стандартам безопасности и экологии. Сохранение комплекса этих мер в полном объеме важно для поддержания той позитивной динамики, которая наметилась в 2017 году.
Однако не все эксперты отводят мерам господдержки ключевое значение. «Безусловно, эти меры играют большую роль и поддерживают рынок, однако они не являются единственным драйвером отрасли», - заявляет представитель «Исузу Рус». По его мнению, сегмент коммерческого транспорта конкурентен, здесь есть спрос, есть качественное предложение, рынок постепенно восстанавливается после кризиса. В связи с этим можно говорить, что в случае сокращения объемов господдержки возвращения в кризисное состояние не произойдет».
Обзор подготовлен по данным статистических отчетов АВТОСТАТ, Росстат и материалам ассоциации АПНегГ.
- Я китайский экспедитор, и я хочу знать, как обстоят дела в этой отрасли в России.
- Белорусские права в России
- Перевозка груза из Сербии в Россию.
- Какие грузовики будут ездить по дорогам России в ближайшем будущем?
- Экскаваторы для пермокультуры в сельском хозяйстве
- Обзор рынка HCV в России
В последние годы КамАЗ стал лучше, в новых моделях разработчики устранили прошлые недочеты. Теперь грузовики этой марки действительно стоит покупать. Но все же, кабы не высокая стоимость фирмы Scania, думаю, она бы потеснила КамАЗы.
Среднетоннажные КАМАЗы нравятся потребителю невысокой ценой, надежностью, и тем. что запчасти к ним дешевле чем к другим маркам автомобилям, именно по этому эти автомобили будут еще долго доминировать на рынке.
Что то не видно КАМАЗов на российских дорогах, большинство крупнотоннажных машин иностранного производства. Не верите? Выйдите из офиса и проедьте по любой крупной трассе...!!!!
Интересно наблюдать, как рынок коммерческих автомобилей в России переживает подъем, особенно в сегменте крупнотоннажных грузовиков. Это напоминает ситуацию на европейских рынках в начале 2010-х, когда после финансового кризиса многие компании начали активно обновлять свои автопарки. КамАЗ, как лидер рынка, демонстрирует отличные результаты, увеличив продажи на 40%. Это можно сравнить с успехом брендов, таких как Renault и Iveco, которые в свое время также сумели адаптироваться к изменениям в спросе. Переход на Евро-5, безусловно, стал значимым событием для рынка, похожим на то, как в Европе введение стандартов Евро-6 стимулировало обновление техники. Важно отметить, что такие законодательные изменения не только подталкивают рынок, но и способствуют повышению экологической безопасности. Также интересно, как транспортные компании начинают расширять свои автопарки, стремясь снизить зависимость от ИП. Это тренд, который наблюдается не только в России, но и в других странах, где компании стремятся минимизировать риски, связанные с партнерами. Государственные программы поддержки, такие как льготный лизинг и субсидирование закупок, играют важную роль, но, как верно подмечено, они не являются единственным двигателем роста. Примеры из других стран показывают, что при наличии спроса и конкурентоспособного предложения рынок способен развиваться и без значительной господдержки. Важно, чтобы в ближайшие годы сохранение положительной динамики продолжалось, что возможно только при комплексном подходе к развитию отрасли.
Радует, что КамАЗ по-прежнему впереди. Рост на 40% - это впечатляюще, особенно на фоне общей тенденции восстановления рынка. Интересно, как долго продлится этот подъем?
Переход на Евро-5 стал значимым шагом для рынка. Это изменение напоминает о европейских стандартах экологичности. Хорошо, что Россия тоже движется в этом направлении.