Обзор рынка HCV в России

Согласно международной классификации, грузовые автомобили делятся на определенные типы и имеют различную сферу применения. Классифицируются грузовики в зависимости от полной массы транспортного средства. Так, среднетоннажные автомобили (MCV) массой от 3,5 до 16 тонн, в основном используются для перевозки грузов на малые расстояния, в коммунальном хозяйстве и других отраслях с возможностью установки специальных надстроек. Крупнотоннажные грузовики массой свыше 16 тонн (HCV) очень часто применяются при перевозках на дальние расстояния, в масштабном строительстве, на карьерных разработках и других крупных производственных площадках.

По итогам 2017 года российский рынок коммерческой техники достиг уровня в 200 тысяч единиц, что почти на 28% больше, чем годом ранее. Лучшие показатели зафиксированы в сегменте HCV, где продолжается рост после падения в 2015-2016 годах. Данные аналитического агентства АВТОСТАТ говорят об увеличении показателей на 68%, до 60,6 тысячи. Объемы производства также выросли. По информации Росстата, в 2017 году было выпущено 162 тысячи грузовиков (+18,2%). Позитивные тенденции развития российского рынка HCV сохраняются и в 2018 году. Основной предпосылкой для столь активного роста, эксперты называют отложенный спрос.

Территориальная структура рынка

Как и в прошлые годы, на первом месте по регистрации новых HCV находятся Москва и Московская область. На их долю приходится 13,38% и 7,72% от общего объема соответственно. Третью позицию занимает Республика Татарстан(5,02%). Следом с небольшим отрывом идут Санкт-Петербург (4,54%) и Ханты-Мансийский АО (4,39%). Последние строчки занимают Нижегородская (2,95%), Самарская (2,65%), Смоленская (2,62%) и Иркутская (2,57%) области.

Высокие показатели регистрации новых крупнотоннажных автомобилей в этих регионах РФ объясняются целым рядом факторов. В частности, расширением и обновлением автопарков компаний нефтяной сферы, предприятий, связанных с реализацией проектов реконструкции, и строительства крупных федеральных автомагистралей. Не стоит забывать о росте рынка горнодобывающей отрасли, что также способствует увеличению объемов продаж крупнотоннажных грузовиков.  

Самые популярные марки грузовиков

обзор рынка HCV в России

Первое место в сегменте крупнотоннажных грузовых машин занимает КамАЗ. На его долю приходится 12,2 тыс. единиц продукции. За отчетный период объемы продаж этого бренда увеличились на 40%. При этом линейка грузовиков КамАЗ считается самой популярной у российских потребителей. На второй позиции укрепился GAZ, на его долю по предварительным данным, приходится около 6 тыс. экземпляров. В тройку лидеров рынка HCV попал грузовик из Швеции – Scania (5,7 тыс. шт.).

С небольшим отрывом от шведского бренда идет Mercedes-Benz с показателем 5,3 тыс. ед. На пятом месте оказалась продукция немецкой компании MAN. В ТОП-10 самых популярных в РФ брендов входят еще одна отечественная марка крупнотоннажных автомобилей – «Урал». Остальные места в списке востребованных у россиян грузовиков, занимают шведский бренд Volvo, японский Isuzu, голландский DAF. Несколько сдает свои позиции MAZ, по итогам девяти месяцев, он стоит на последней строчке рейтинга.

Тенденции и прогнозы от экспертов

В целом рынок продолжает восстанавливаться, и хорошие показатели роста демонстрируют сегменты, которые сильнее всего «прогнулись» во время падения. По мнению руководителя технической службы Itella в России, Дмитрия Макаревича, сейчас активными покупателями грузовиков являются транспортные компании, которые в период спада рынка приостановили обновление автопарков. Переход на Евро-5 с 1 января 2018 года также оказал влияние на рынок. Это законодательное изменение вызвало колебания в структуре спроса: многие компании предпочли обновить свои автопарки в конце 2017 года, а в первом квартале 2018 года наблюдается некоторая инерция спроса.

Еще один тренд, позитивно влияющий на рост рынка - расширение собственных автопарков транспортных компаний. Как пояснила Анна Качурец, гендиректор компании GroozGo: «Ранее транспортные компании предпочитали работать с ИП, так как платили им наличными или с использованием нелегальных схем. С ужесточением законодательства работать по-прежнему становится невозможно. Клиенты не спешат поднимать ставки, а платить подрядчикам приходится, выплачивая все налоги. В итоге, чтобы удержать цену для клиента и конкурировать с другими игроками, транспортные компании вкладываются в собственные автопарки».

Эксперты прогнозируют дальнейшее позитивное развитие рынка. По мнению Игоря Давыдова, операционного директора компании «Исузу Рус», в перспективе ближайших лет рынок грузовых машин продолжит восстанавливаться. Лидерство останется за тяжелыми грузовиками, и это несмотря на то, что в сегменте существуют не только позитивные, но и негативные, тормозящие рынок тенденции. К ним можно отнести: снижение среднегодовой численности работников, занятых в обрабатывающей промышленности, что свидетельствует о процессе стагнации в экономике и, как следствие, будет препятствовать росту продаж автомобилей.

Среди положительных тенденций эксперты отмечают программы господдержки, стимулирующие приобретение новой техники, обновление автопарков и углубление локализации производства. В первую очередь это программы обновления парка колесных транспортных средств, льготного лизинга, субсидирования закупок автотранспорта, работающего на ГМТ. Эти программы позволяют увеличить спрос и стимулируют выбытие из эксплуатации старой техники, не соответствующей современным стандартам безопасности и экологии. Сохранение комплекса этих мер в полном объеме важно для поддержания той позитивной динамики, которая наметилась в 2017 году.

Однако не все эксперты отводят мерам господдержки ключевое значение. «Безусловно, эти меры играют большую роль и поддерживают рынок, однако они не являются единственным драйвером отрасли», - заявляет представитель «Исузу Рус». По его мнению, сегмент коммерческого транспорта конкурентен, здесь есть спрос, есть качественное предложение, рынок постепенно восстанавливается после кризиса. В связи с этим можно говорить, что в случае сокращения объемов господдержки возвращения в кризисное состояние не произойдет».

Обзор подготовлен по данным статистических отчетов АВТОСТАТ, Росстат и материалам ассоциации АПНегГ.

Рейтинг: 8
Всего оценок: 2 Комментариев: 6 Просмотров: 1475
Автор статьи: / Дата публикации: 13-11-2018
Поиск запроса "обзор рынка HCV в России" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Мария Москва 13.11.2018

В последние годы КамАЗ стал лучше, в новых моделях разработчики устранили прошлые недочеты. Теперь грузовики этой марки действительно стоит покупать. Но все же, кабы не высокая стоимость фирмы Scania, думаю, она бы потеснила КамАЗы.

0
0
Ответить
Николай Рыльск 14.11.2018

Среднетоннажные КАМАЗы нравятся потребителю невысокой ценой, надежностью, и тем. что запчасти к ним дешевле чем к другим маркам автомобилям, именно по этому эти автомобили будут еще долго доминировать на рынке.

0
0
Ответить
Олег Москва 17.11.2018

Что то не видно КАМАЗов на российских дорогах, большинство крупнотоннажных машин иностранного производства. Не верите? Выйдите из офиса и проедьте по любой крупной трассе...!!!!

0
0
Ответить
Иринарх 10.12.2024

Интересно наблюдать, как рынок коммерческих автомобилей в России переживает подъем, особенно в сегменте крупнотоннажных грузовиков. Это напоминает ситуацию на европейских рынках в начале 2010-х, когда после финансового кризиса многие компании начали активно обновлять свои автопарки. КамАЗ, как лидер рынка, демонстрирует отличные результаты, увеличив продажи на 40%. Это можно сравнить с успехом брендов, таких как Renault и Iveco, которые в свое время также сумели адаптироваться к изменениям в спросе. Переход на Евро-5, безусловно, стал значимым событием для рынка, похожим на то, как в Европе введение стандартов Евро-6 стимулировало обновление техники. Важно отметить, что такие законодательные изменения не только подталкивают рынок, но и способствуют повышению экологической безопасности. Также интересно, как транспортные компании начинают расширять свои автопарки, стремясь снизить зависимость от ИП. Это тренд, который наблюдается не только в России, но и в других странах, где компании стремятся минимизировать риски, связанные с партнерами. Государственные программы поддержки, такие как льготный лизинг и субсидирование закупок, играют важную роль, но, как верно подмечено, они не являются единственным двигателем роста. Примеры из других стран показывают, что при наличии спроса и конкурентоспособного предложения рынок способен развиваться и без значительной господдержки. Важно, чтобы в ближайшие годы сохранение положительной динамики продолжалось, что возможно только при комплексном подходе к развитию отрасли.

0
0
Ответить
Зеэв 11.12.2024

Радует, что КамАЗ по-прежнему впереди. Рост на 40% - это впечатляюще, особенно на фоне общей тенденции восстановления рынка. Интересно, как долго продлится этот подъем?

0
0
Ответить
Рон 12.12.2024

Переход на Евро-5 стал значимым шагом для рынка. Это изменение напоминает о европейских стандартах экологичности. Хорошо, что Россия тоже движется в этом направлении.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: