Онежец 320 - трелевочник, покоритель лесов
«Онежец-320» - это специальная модель мощной и выносливой техники, которая была разработана для восполнения нужд лесозаготовительной промышленности. Выпуск трелевочника был налажен не так давно, и с тех пор трактора, которые и станут темой нашего сегодняшнего разговора, сходят с конвейера Онежского тракторного завода, что в городе Петрозаводск (Республика Карелия).
Оглавление
История создания и предшественники
«Онежец» был разработан сотрудниками Проектно-конструкторского бюро, функционирующего на базе упомянутого выше предприятия, которое, в свою очередь, работает в тесном сотрудничестве с местным ВУЗом – Петрозаводским госуниверситетом. Примечательно то, что завод является одним из старейших не только в Карелии, но и во всей России, он – наследник, если можно так выразиться, оружейных и металлургических мастерских, которые в самом начале 18-го века основал Петр Великий.
По состоянию на сегодняшний день завод специализируется на изготовлении передовой тяжелой техники, способной составить серьезную конкуренцию многим импортным аналогам. Основным направлением деятельности предприятия является выпуск различных модификаций лесопромышленного трактора «Онежец» на гусеничном ходу и мощнейших лесозаготовительных комбайнов под названием «Четра».
«Прадедушкой» 320-й модели трелевочника стал ТДТ-40, это первый в истории советской тяжелой промышленности трелевочник, оснащенный дизельным мотором. Он сошел с конвейера в 1956-м году и предназначался не только для вывоза деревьев с лесоповала, но и для выполнения целого ряда задач в условиях бездорожья.
ВажноЭтой технике не было равных в тайге, поэтому не удивительно, что она молниеносно обрела огромную популярность.
Не смотря на беспрецедентные по тем временам характеристики ТДТ-40, его создатели продолжали работать над совершенствованием ТС. Так в 1964-м году в серийное производство был запущен «дедушка» «Онежца-320» - ТДТ-55 или, как его еще называли – «Онежец-300». Этот лесопромышленный трактор был куда мощнее и функциональнее предшественника.
Примечательно то, что технологию производства модели, ее оборудование и всю необходимую для выпуска документацию руководство Советского Союза в свое время передало КНР, где машина многократно модернизировалась и успешно выпускается до сих пор под названием J-65A.
Технические характеристики трактора «Онежец-320»
«Онежец-320» базировался на гусеничном ходу, отличительной его особенностью, ставшей огромным преимуществом по сравнению с предшественниками, была принципиально новая кабина, повышенная проходимость ходовой, ставшая реальностью благодаря более широким гусеницам, в также усиленная рама и бортовые редукторы.
Отдельного внимания заслуживает качественная звуко- и виброизоляция кабины, система климат-контроля, способствующая созданию максимально комфортных условий для работы оператора, удобное рабочее место, которое к тому же оснащено широким диапазоном регулировок, и большой угол обзора.
Управление навесным оборудованием осуществляется легко и плавно, а внушительный размер опорной поверхности машины положительным образом сказался на ее проходимости, что особенно актуально при работе на влажной неустойчивой почве или на толстом слое снега.
Высокая боковая устойчивость и более широкие звенья гусениц трелевочного трактора «Онежец» позволила ему легче преодолевать препятствия на подъемах и спусках. Увеличенная ширина гусеничных звеньев, поспособствовал также снижению давления на грунт во время разворота и выполнения других сложных маневров.
Общие технические данные
Трелевочник «Онежец» - это модель третьего класса тяги. Даже по сравнению с предшественником, 300-й моделью, 320-я стала заметно крупнее и тяжелее, ее габаритные размеры равны 605Х249Х298 см. Полная масса трактора составляет 12,1 тонны, размер колеи – 185 см, а дорожный просвет достигает 55 см.
Двигатель
Основной силовой агрегат, устанавливаемый на большинство трелевочников, ставших темой нашего разговора – это продукция Минского моторного завода. Чаще всего трактор оснащают дизельным 4-хтактным 4-хцилиндровым мотором Д-245.2S2 мощностью в 120 лошадиных сил.
Однако конструкционные особенности и характеристики модели таковы, что на нее можно монтировать и другие двигатели как отечественного, так и зарубежного производства.
Удельный расход топлива силовой установки – до 229 граммов на киловатт-час, при емкости топливного бака в 140 литров этого достаточно для производительной работы машины на протяжении длительного промежутка времени.
Трансмиссия
Трелевочник оборудуется гидростатической трансмиссией, основные узлы которой, в частности, насос двигателя, а также регулируемый мотор, функционирующий на блоке заднего моста, выпускаются в Германии и характеризуются высочайшей надежностью и продолжительным сроком службы.
Передачи 2-хступенчатые, конечные планетарные. Многодисковые механизмы поворота замкнутые, сухого трения. Тормоза также сухие, барабанные, ленточные. Что касается стояночного тормоза, то он механический с приводом на рабочий тормоз с правой стороны.
Ходовая
Важнейшее преимущество ходовой, благодаря которому машине нет равных в ее классе – это беспрецедентная проходимость, обеспечиваемая широкими гусеницами на 60 см.
При столь внушительных весовых характеристиках машины и ее габаритах давление на почву создается минимальное, оно не превышает 0,03 МПа, а это позволяет «Онежцу-320» работать на сложных участках с неустойчивым грунтом и отлично справляться со своими обязанностями в рыхлом снегу. На ведущих колесах установлены зубчатые венцы, которые при необходимости можно снять. Количество зубьев равно 16-ти, шаг между ними – 15 см.
Говоря о технических характеристиках модели, нельзя не затронуть ее лебедку.
Лебедочный механизм комплектован высокоэффективной системой гидравлического привода, для приведения в действие которой предусмотрен двигатель MVS-400, насос HPR 105-02 R и надежные гидравлические тормоза. Давление гидравлики находится на уровне 20-ти МПа.
Технические данные для удобства сведены в таблицу:
Наименование параметра | Значение |
---|---|
Двигатель | 4-цилиндровый дизель Д-245.2S2 |
Мощность, л. с. | 120 |
Удельный расход топлива, г/кВт-час | 229 |
Емкость топливного бака, л | 140 |
Ширина гусениц, см | 60 |
Габаритные размеры, см | 605Х249Х298 |
Полная масса, т | 12,1 |
Размер колеи, см | 185 |
Лебедка | MVS-400 |
Кабина и управление
Выше мы уже писали о том, что в кабине трелевочника «Онежец-320» есть все для максимально комфортной и безопасной работы оператора. Фактически рабочее место в этом тракторе является предметом заслуженной гордости карельских конструкторов. В салоне предусмотрена качественная шумо- и виброизоляция, система климат-контроля, защищающая от жары летом и согревающая в лютый мороз.
ВажноПодрессоренное полноприводное водительское кресло регулируется в нескольких положениях, а широкий угол обзора благодаря большой площади панорамного остекления способствует удобству работы.
Его, то бишь удобство, обеспечивает также эргономический пульт управления и продуманное расположение всех рычагов и кнопок. Максимальная безопасность оператора гарантирована жестким каркасом кабины и соблюдением в процессе производства тракторов требований OPS, FOPS и ROPS.
Модификации
Сферу применения «Онежца-320» удалось заметно расширить путем выведения на рынок большого количества всевозможных модификаций. Помимо трелевки они позволяли решать целый спектр задач как в лесозаготовительной отрасли, так и в других сферах народного хозяйства.
- «Онежец-300» - это базовая модель, на основе которой строились все без исключения машины, используемые в лесозаготовке – сучкорезы, челюстные погрузчики, пакетоподборщики и пр.
- «Онежец-310» - специальная машина на гусеничном ходу, которая разрабатывалась для пожаротушения на больших площадях лесных насаждений. Ей не было равных при борьбе с огненной стихией в труднодоступных местах благодаря наличию вместительной цистерны, насоса с распылителем, гидромонитора и производительного специального плуга. Агрегат способен затушить любой пожар не только водой, но и пеной, а также особыми эмульсиями, также он прекрасно справлялся с устранением завалом (машина оборудовалась лебедкой). К слову: эту модификацию часто используют в виде насосной станции для обеспечения подачи воды.
- «Онежец-330» - оснащенное манипулятором ТС, активно используемое для трелевки леса на снежном покрове большой толщины или на слабых грунтах.
- «Онежец-335» - оборудованная краном-манипулятором машина, значительно облегчающая и ускоряющая процесс погрузки-выгрузки во время прокладывания линий электропередач, газо- и водопроводов. Также ей нет аналогов в дорожном строительстве, которое осуществляется в труднодоступных местах.
- «Онежец-380» - универсальный гусеничный трактор, выполняющий различного рода задачи, начиная с проделывания противопожарных борозд и заканчивая окучиванием пачек деревьев перед их погрузкой.
- «Онежец-390» и более совершенствованная его версия - «Онежец-392» - это мульчер, который предназначен для измельчения растительности. Благодаря установленному кусторезному оборудованию трактор с легкостью превращает в труху срезанные ветки и даже тонкие слои деревьев, позволяя быстро очистить территорию большой площади.
Обобщение
«Онежец-320» и все его модификации – это надежная высокопроизводительная техника, которая высоко ценится на отечественном рынке. Она с легкостью справляется с любыми возложенными на нее функциями, характеризуясь при этом не только отличными техническими характеристиками, но и высоким уровнем комфорта, максимальным удобством для механизатора.
Высокая проходимость и приспособленность к работе в сложнейших условиях эксплуатации делает этот трактор машиной №1 в лесозаготовительной сфере, а особую гордость вызывает тот факт, что ее аналогов в мире практически не существует.
Техника мощная и, что самое важное, просто незаменимая в условиях нашего бездорожья. Впрочем, у гусеничной основы есть и один минус: если нужно проехать по нормальной дороге, то колесный ход все же лучше.
Водители нашей фирмы имели возможность сравнить кабину Онежца-320 и кабину дорогого американского трактора, и сказали, что звукоизоляция и удобство находятся практически на одном уровне. Насчет выносливости говорить рано, только недавно купили этот трактор, но кабина достойная.
Заложенные основы советскими инженерами до сих пор работают на уже новых моделях, вот что значит сделать надежно и на многие десятилетия и это в таких сложных условиях эксплуатации техники.
Сохранив все лучшие качества этой проверенной десятилетиями лесопромышленной машины — надёжность, неприхотливость, возможность применения в сложных условиях!