Опасность фактора монотонности движения на дальних рейсах
В работе дальнобойщика надо учитывать множество различных факторов, чтобы не создать аварийную ситуацию на дороге.
Среди них есть такие, которые кажутся совершенно незначительными. Однако, если ими пренебречь, то они могут стать причиной ДТП. Один из них – монотонность движения.
Водители, работающие на дальних рейсах, хорошо знают, как тяжело часами сидеть за рулем, проезжая за сутки большие расстояния. Особенно опасной езда становится, как это ни странно, на трассах с одинаковым «серым» пейзажем за пределами дороги и невысоким трафиком. Движение становится предельно монотонным. Водитель на дальних рейсах неизбежно расслабляется – это может стать причиной потери концентрации, недостаточной внимательности и, как следствие, аварийной ситуации на дороге.
Монотонность бывает двух видов. Первый возникает, если мозг человека на протяжении долгого времени принимает большое количество однотипной аудио- или видеоинформации. Общеизвестно, что если на протяжении 30 минут неотрывно смотреть на какое-либо изображение, то можно в итоге уснуть. Второй зависит от того, что тело водителя на дальних рейсах находится все время в одной и той же позе. В этом случае оно устает до такой степени, что мозг, в качестве защитной реакции, может просто «отключиться» и человек тоже погрузится в сон. Чем это чревато для водителя – объяснять не нужно.
Описание второго случая, а именно, как правильно сидеть за рулем, заслуживает отдельной статьи. О первом же надо поговорить более подробно. Монотонность опасна тем, что очень похожа на состояние гипноза. Человек впадает в прострацию. А значит, на какое-то время перестает контролировать происходящее. Разумеется, его глаза открыты, и он все видит. Но, в критическое мгновение, вряд ли сумеет быстро и адекватно отреагировать на внезапно возникшую аварийную ситуацию на дороге.
Главный вред монотонности движения заключается в том, что она в значительной мере замедляет реакцию водителя на дальних рейсах. Действия человека становятся как бы заторможенными. Помимо этого, он может автоматически совершать какие-нибудь ненужные движения, что тоже нежелательно при езде на большой скорости. По этим причинам монотонность очень опасна. И хуже всего то, что существует слишком мало людей, на которых это явление почти не действует.
При большой усталости водителя, которая неминуемо появляется в конце рабочей смены, монотонность особенно вредна. К ноющим мышцам добавляется торможение психики. Ситуация становится критической из-за того, что реакция находится на минимальной в течение дня отметке, зато возможность уснуть возрастает до максимума.
Появление в пределах видимости какого-нибудь неординарного предмета, человека или животного помогает водителю выйти из такого состояния. То же самое – при увеличении трафика. По этой причине монотонность полностью отсутствует во время движения через населенные пункты. Более того, из-за усложнения ситуации, по сравнению с трассой, психика мобилизуется, концентрация возрастает, внимание возвращается на прежний высокий уровень.
Но это в городе. А на трассе с монотонностью надо бороться. При появлении первых признаков торможения психики желательно остановиться и, либо полчаса поспать, либо сделать зарядку. Опытные водители на дальних рейсах всегда так делают.
Еще один совет – не включать во время движения тихую монотонную музыку. Хорошо, если рядом сидит пассажир или напарник, есть с кем поговорить, это тоже помогает. Неплохо взбадривают съеденная долька лимона или выпитая чашечка кофе. Если же одолевает сон, то можно мелко натереть имбирный корень и залить его водой с лимонным соком. Кто пробовал, говорят, прекрасно действует.
В работе водителя на дальних рейсах мелочей не бывает. На каждую, вроде бы, незначительную деталь, в том числе и на «обыкновенную» монотонность движения, надо обращать внимание и принимать меры к тому, чтобы она не стала причиной возникновения аварийной ситуации на дороге.
- Грузоперевозки на дальнее растояние
- Поиск на сайте
- Страховка без ограничения на полгода
- Где можно раздобыть список авторемонтных мастерских на трассе Москва-Санкт-Петербург?
- пропала тяга на тракторе Беларусь
- Опасность фактора монотонности движения на дальних рейсах
Действительно это может быть проблемой, ведь статистика ДТП достаточно красноречива. Водителям следует следить за своим состоянием и поменьше рисковать своей и чужими жизнями.
Все-таки должен быть напарник на дальних рейсах. Монотонное движение тем и опасно, что даже опытный водитель не всегда способен контролировать состояние.
Я однажды столкнулась с проявлением такой проблемы, когда ехала в автобусе дальнего следования. Водитель, видимо, начал засыпать за рулем. Поэтому он остановил автобус, вышел и стал интенсивно растирать лицо и руки снегом. Вот тогда мне стало очень страшно!
Этот способ действительно помогает, но засыпающий водитель подвергает риску пассажиров. В похожих ситуациях возможно нужна замена водителя, либо напарник, но это задержка в пути. Бывает водители засыпают из-за переработок. Водителю нужен режим труда и отдыха