Павловский автобусный завод - история и нынешний день
Автобусы ПАЗ или, как их часто некогда называли, «пазики» были очень распространены в СССР и не менее широко используются в России. Они производились и продолжают производиться на Павловском автобусном заводе, который заслуженно считался одним из флагманов советского автопрома.
Оглавление
Богатая летопись предприятия содержит немало достижений. Поэтому имеет смысл рассмотреть история создания и становления Павловского автозавода, а также наиболее знаковые модели выпущенных им автобусов более внимательно.
Основание завода, место ПАЗа в советском автопроме
ПАЗ располагается в Павлово - сравнительно небольшом (численность жителей составляет немногим более 57 тыс. человек) городе Нижегородской области. Решение о строительстве завода было принято в 1930 году. Уже через два года – в 1932-м – объект был введен в эксплуатацию. Изначально предприятие называлось ЗАТИ. Аббревиатура расшифровывалась как Завод автотракторного инструмента, что наглядно демонстрировало основное направление деятельности.
Речь шла об обеспечении Горьковского автозавода и ряда других предприятий автопрома кузовной арматурой и специализированным шоферским инструментом. Только через два десятка лет – уже после Великой Отечественной войны, то есть в 1952 году – завод был переименован в Павловский автобусный.
Вместе со сменой вида деятельности на актуальный до сегодняшнего дня. В том же году были выпущены первые пять автобусов ПАЗ-651, фактически представляющие собой ГАЗ-651/ГЗА-651. Машина использовала шасси ГАЗ-51, который на тот момент времени был одним из самых массовых советских грузовиков.
Практически сразу же сформировалась специализация Павловского автозавода. Она заключалась в разработке и изготовлении автобусов, относящихся к малому и среднему классу. Такой формат пассажирского транспорта был очень актуален для огромной территории Советского Союза.
На большей его части не было крупных городов, а преобладали небольшие населенные пункты, включая городки, поселки, села и деревни, где спросом пользовались компактные автобусы, рассчитанные на 2-3 десятка сидячих мест, предназначенные преимущественно для пригородных и районных маршрутов. Так как эксплуатация вместительных автобусов попросту была экономически нецелесообразна.
ВажноНа пике производственных мощностей времен Советского Союза – в 80-е годы – ПАЗ производил примерно 15,5-16,5 тысяч автобусов на ежегодной основе. Зто делало предприятие заметным даже в масштабах огромной экономики СССР.
Общее количество выпущенных с момента создания завода автобусов превышает 600 тысяч. Это подтверждают правительственные награды: Орден Трудового Красного Знамени и орден Знак Почета, которыми ПАЗ был награжден, соответственно, в 1972 и 1982 годах (к юбилейным датам).
Начало производства
Как было отмечено выше, завод стал Павловским автобусным в 1952 году – после переноса на предприятие производства автобусов с расположенного неподалеку ГАЗа. Именно в столице региона городе Горький (ныне - Нижний Новгород) была разработана первая модель ПАЗ-651, которая изначально логично называлась ГАЗ-651.
Первым автобусом собственной разработки стала следующая – ПАЗ-652, запущенная в серию в 1958 году. Дальнейшее развитие предприятия можно охарактеризовать как стабильное и поступательное. Еще при СССР был спроектирован и передан в производство один из самых массовых автобусов Павловского автозавода – ПАЗ-3205.
Большая часть его выпуска придется уже на Россию. Модель стала базовой и очень популярной. Всего было разработано свыше восьми десятков ее различных модификаций. Причем производство некоторых ведется до настоящего времени.
Знаковые модели предприятия
Можно выделить несколько наиболее важных для становления Павловского автобусного завода моделей. Включая две первых (ПАЗ-651 и ПАЗ-652), самый массовый ПАЗ-672 и уже упомянутый выше выпускаемый до сих пор ПАЗ-3205. Технические характеристики каждой из перечисленных моделей автобусов заслуживают отдельного рассмотрения.
ПАЗ-651
Первый автобус, массово запущенный в производство на Павловском автозаводе в 1952 году. Разработан специалистами ГАЗа (где выпускался с 1949 года). Имеет капотную компоновку и деревянный каркас, смонтированный на шасси ГАЗ-51. Стал основой для разработки множества модификаций, выполненных непосредственно на ПАЗе. Включая санитарный, хлебный и грузовой фургон, автолавку, эпидемиологическую лабораторию, штабной и инкассаторский варианты. Ниже представлены основные технические характеристики транспортного средства.
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Габариты (ДхШхВ), мм | 6 170х2 360х2 625 |
Колесная база, мм | 3300 |
Клиренс, мм | 245 |
Снаряженная масса, кг | 3750 |
Максимальная скорость, км/ч | 60 |
Сидячих пассажирских мест | 19 |
Полная вместимость, пассажиров | 23 |
Мощность бензинового двигателя, л. с. | 70 |
Расход топлива на 100 км пробега, л | 22 |
ПАЗ-652
Первая самостоятельная разработка конструкторов и инженеров ПАЗа. Запущена в производство в 1958 году. Выпускалась вплоть до 1968-го. Общий объем производства составил 32 121 экземпляр.
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Габариты (ДхШхВ), мм | 7 150х2 400х2 800 |
Колесная база, мм | 3300 |
Клиренс, мм | 245 |
Снаряженная масса, кг | 4340 |
Максимальная скорость, км/ч | 80 |
Сидячих пассажирских мест | 23 |
Полная вместимость, пассажиров | 42 |
Мощность бензинового двигателя, л. с. | 90 |
Расход топлива на 100 км пробега, л | 21 |
ПАЗ-672
Самый массовый автобус Павловского автозавода. Спроектирован в 1964 году, запущен в производство в 1967-м. Выпускался вплоть до 1989 года (ему на смену пришел более современный ПАЗ-3205). Общее количество произведенных заводом автобусов составляет 288 688 единицы.
Важно отметить, что данная модель автобуса часто обозначалась как ПАЗ-3201 (начиная уже с 1969 года). Разницы между ними практически нет (в первом варианте – две двери-гармошки, во втором – одна распашная и другие малозначительные детали).
Поэтому даже Википедия объединяет две модификации автобуса с разными маркировками на одной странице.
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Габариты (ДхШхВ), мм | 7 150х2 440х2 952 |
Колесная база, мм | 3600 |
Клиренс, мм | 280 |
Снаряженная масса, кг | 4535 |
Максимальная скорость, км/ч | 80 |
Сидячих пассажирских мест | 23 |
Полная вместимость, пассажиров | 45 |
Мощность бензинового двигателя, л. с. | 120 |
Расход топлива на 100 км пробега, л | 20,5 |
ПАЗ-3205
Автобус разработан в 1979 году, но выпущен в производство только в 1989-м, то есть застал самые последние годы Советского Союза. Выпускается до настоящего времени. Стал базой для восьми десятков самых разных модификаций. Общее количество произведенных автобусов превышает 145 тысяч экземпляров. По статистическим данным за 2023 года ПАЗ-3205 в современной версии вошел в топ-3 самых продаваемых автобусов в России (реализовано 2 268 штуки).
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Габариты (ДхШхВ), мм | 7 000х2 500х2 880 |
Колесная база, мм | 3600 |
Клиренс, мм | 264 |
Снаряженная масса, кг | 5610 |
Максимальная скорость, км/ч | 110 |
Сидячих пассажирских мест | 23 |
Полная вместимость, пассажиров | 42 |
Мощность бензинового двигателя, л. с. | 136 |
Расход топлива на 100 км пробега, л | 18 |
Современный модельный ряд
Распад Советского Союза не привел к остановке производства на Павловском автобусном заводе. Хотя связанные с этим событием проблемы в экономике стали причиной серьезного сокращения объемов выпуска. Что не помешало разработать и запустить в серию сразу несколько новых моделей автобусов. Причем не только малого и среднего (как было в СССР), но и большого класса.
В 2000 году ПАЗ стал частью Группы ГАЗ - одного из крупнейших в России машиностроительных холдингов, который контролирует Олег Дерипаска. Результатом серьезных инвестиций в производственные мощности предприятия стала увеличение объемов продаж вместе с активизацией усилий по созданию нового, более современного модельного ряда.
В настоящее время ПАЗ продолжает занимать лидирующие позиции на российском рынке автобусов. Доля предприятия в 2023 году составила 39% или 6 379 экземпляров. Если рассматривать сегмент автобусов малого и среднего класса, положение завода становится доминирующим (около 80%). Самыми продаваемыми по итогам прошлого года моделями стали три, к числу которых относятся:
- ПАЗ-3204 или PAZ 3204 (продано 2 271 шт.);
- ПАЗ-3204 (2 268 шт.);
- ПАЗ-4234 (1 536 шт.)
Отдельно стоит перечислить еще несколько моделей ПАЗ, которые выпускались или выпускаются в последние годы, а также пользуются заметным спросом на отечественном рынке:
- ПАЗ Вектор NEXT;
- ПАЗ-3202;
- ПАЗ-4230 Аврора;
- ПАЗ-5272;
- ПАЗ-3237 и многие другие.
Итог
Павловский автобусный завод (сегодня – ПАО Павловский автобус) основан в 1932 году. Предприятие перешло на выпуск автобусов в 1952 году. Основная специализация завод – и при Советском Союзе, и в России – разработка и производство автобусов малого и среднего класса. ПАЗ занимал заметное место в автопроме СССР.
Сегодня предприятие лидирует на российском рынке. Самым массовым автобусом бренда выступает ПАЗ-672 (288 688 экземпляров). Большим спросом пользуется ПАЗ-3205, разработанный и запущенный в производство еще в Советском Союзе. Он до сих пор выпускается, к тому же является основной для восьми десятка самых разных модификаций.
- Перевозки между Украиной и Россией
- Стоимость перевозки из Гомеля в Клинцы и какие нужны документы
- Лимитированные проездные билеты для школьников и студентов
- Сколько может стоить охрана экскаватора, и кто должен платить за неё?
- Карьеры (песчаные и гравийные) Московская область
Павловский автобусный завод действительно сыграл ключевую роль в истории общественного транспорта как в СССР, так и в современной России. Автобусы ПАЗ, известные своей надежностью и доступностью, стали неотъемлемой частью городской инфраструктуры. Их популярность объясняется не только качественным исполнением и продуманной конструкцией, но и универсальностью моделей, которые подходят для различных условий эксплуатации. Важно отметить, что завод продолжает идти в ногу с временем, адаптируя свои продукты к современным требованиям, включая экологические нормы и новые технологии. Это позволяет ПАЗ оставаться конкурентоспособным на рынке и удовлетворять потребности современного пассажирского транспорта.
Именно «пазиками» их и называли. И были они жутко неудобными и вонючими. Ездить в этих автобусах было сущей пыткой и невероятным стрессом. Как хорошо, что эти времена канули в лета. Надеюсь, что современные модели автобусов ПАЗ в корне отличаются от своих предшественников.
Павловский автобусный завод является главным производителем автобусов в нашей стране. Это советско-российское предприятие с почти вековой историей. И, наверное, мало найдётся людей, которые на нём никогда не ездили или хотя бы не видели. Здорово, что автозавод идёт в ногу со временем, внедряет инновации и развивается.
Данные завода, а также ихние выпускаемые автобусы всегда являлись некими символами нашей страны. Уже на протяжении долгих лет компания выпускала хорошие и качественные автобусы, которые всегда красовались на наших многочисленных и бескрайних дорогах.
«Пазики» даже с апгрейдом всё равно очень узнаваемы, этот автобус не спутаешь ни с каким другим. Конечно, ПАЗ – далеко не красавчик и не особо комфортный, но какой-то милый и родной. Наверное, потому что в прошлом мне частенько приходилось ездить на этом автобусе.
Насколько я помню, в Советском Союзе ПАЗы разъезжали повсюду. Это были довольно простые – без изысков – автобусы, но имели хорошую проходимость и считались прочными и функциональными. Что из себя предсталяет современный ПАЗ – мне неведомо, я давно не езжу на таком транспорте.
Тягач Ford Aeromax 120 хорош во всех отношениях. Мощный и тяговитый, универсальный и надежный. Кроме этого, имеет усовершенствованное рабочее пространство в кабине. У тягача отличная репутация, поэтому неудивительно, что он пользуется спросом во многих странах мира.
Читая об истории ПАЗа, сразу вспоминается его аналог в Западной Европе — Volkswagen Transporter. Оба предприятия начали с простых и надежных моделей, которые стали незаменимыми в своих странах. Если Transporter стал символом мобильности и стиля для европейцев, то ПАЗ для многих людей в СССР ассоциируется с пригородными маршрутами и поездками в деревню. Особенно интересна история ПАЗ-3205, который, несмотря на свою простоту, был и остается востребованным благодаря своей универсальности и надежности. Это напоминает историю Ford Transit, который тоже пережил множество модернизаций, но сохранил свою сущность. Впечатляет, как ПАЗ смог адаптироваться к современным условиям рынка, сохраняя при этом свои традиции. Современные модели, такие как ПАЗ Вектор NEXT, показывают, что завод идет в ногу со временем, аналогично тем же европейским брендам, которые внедряют инновации, не забывая о своем наследии. ПАЗ, как и Volkswagen, стал не просто производителем, а частью истории и культуры своей страны.
Интересно, как ПАЗ сравнивают с другими гигантами, такими как Mercedes-Benz в автобусной индустрии. Хотя масштабы и разные, но подход к качеству и адаптации под рынок у них схожий. ПАЗ всегда был символом надежности в России, и это его главное преимущество.
ПАЗ-3205 — это как легендарный Land Rover Defender в мире автобусов. Он прост, надежен и проверен временем. Мне кажется, что такие модели всегда будут в почете, потому что они выполняют свою задачу на все 100%.