Утилизация автомобильной резины
Автомобильные шины относятся к категории отходов III-IV класса опасности. Это значит, что они негативно воздействуют на окружающую среду, а потому в случае износа должны надлежащим образом утилизироваться.
Оглавление
Отслужившую свое покрышку нельзя бросить возле мусорки или сжечь – это чревато серьезными последствиями. За такое правонарушение предусмотрено админнаказание и внушительные штрафы. Как происходит утилизация отработанных автомобильных шин? Это станет темой нашего сегодняшнего разговора.
Из чего состоит автомобильная шина
Автопокрышка - сложная конструкция, в процессе изготовления которой используются высокотехнологичные смеси и новейшие технологии, направленные на создание всех условий для комфортной и безопасной езды. Применение проверенных, постоянно совершенствуемых материалов и узкоспециализированного ПО позволяет выпускать продукцию, устойчивую перед негативными внешними факторами.
ВажноКлючевым компонентом автопокрышек является резинотехническая смесь, точный состав которой держится производителями в строгом секрете. Однако основных ингредиентов около 20, и каждый из них обеспечивает готовый продукт теми или иными эксплуатационными свойствами.
- Каучук (натуральный или синтетический). Основа изделия, обладающая разными характеристиками и добавляемая в различных пропорциях. Самым качественным считается натуральный каучук, получаемый из сока гевеи. Его используют преимущественно азиатские бренды, особое внимание уделяющие экологичности продукта. Европейские производители отдают предпочтение каучуку синтетическому – материалу, получаемому в результате переработки нефти. На современном рынке представлено не менее 10 видов искусственного каучука с разными техническими характеристиками. Заменить натуральный каучук искусственным на 100 процентов нельзя, поэтому материал природного происхождения в любом случае должен присутствовать в составе покрышек пусть даже в минимальном количестве.
- Технический углерод, по-простому – промышленная сажа. Он делает покрышку прочной и устойчивой перед износом, а также придает ей привычный черный цвет. Аналогом этого компонента является силика - заменитель технического углерода. Наличие его в составе улучшает сцепление с дорожным полотном, уменьшает сопротивление качению. Полностью заменить промышленную сажу силикой нельзя, обычно производители используют сочетание этих ингредиентов.
- Сера придает изделию эластичность, повышает прочность, обеспечивает способность противостоять негативным внешним факторам.
В качестве добавок применяются масла и смолы, стеариновые кислоты, оксид цинка и другие наполнители, которые ускоряют вулканизацию, повышают устойчивость перед температурными перепадами, влагой, механическими воздействиями и пр.
Чтобы понять столь строгие требования к утилизации покрышек и шин, необходимо разобраться с тем, что входит в их конструкцию.
Автомобильная резина представляет собой многослойную систему, включающую множество слоев, соединенных и укрепленных кордом.
- Наружный слой, именуемый протектором, создается методом компьютерного моделирования из резиновой смеси. Он защищает внутреннюю часть покрышки от проколов и других повреждений, обеспечивает хорошее сцепление с полотном. От рисунка протектора зависит поведение шины на дороге, проходимость, курсовая устойчивость и другие параметры.
- Брекер. Это внутренняя часть покрышки, несколько слоев корда, уложенных под определенным углом. Основной функцией брекера является смягчение ударов, повышение комфорта езды, защита каркаса от попадания внутрь посторонних предметов.
- Полимерный корд, от которого зависит управляемость автомобиля, качество торможения и другие обязательные составляющие безопасного движения. Важно, чтобы полимерный корд выдерживал высокие импульсные нагрузки, возникающие между дорожным покрытием и колесом.
- Боковина, изготавливаемая из тонкой резины повышенной прочности. Защищает колесо от механических воздействий и влияния окружающей среды, предотвращает деформацию в результате ударов, улучшает сопротивляемость качению. От жесткости боковины зависит срок службы шины: чем этот показатель выше, тем продолжительнее износ.
- Герметизирующий слой, исключающий риск потери давления. Выпускается из высокопрочной резиновой смеси, устойчивой перед максимальными нагрузками.
- Апекс. Такое наименование получил резиновый шнур в бортах и боковине, предназначенный для передачи усилия с жестких участков. Чем качественнее апекс, тем выше курсовая устойчивость машины.
- Связка борта в виде пучка проволоки, от которой зависит посадка покрышки на ободе. Благодаря связке резина держит форму в широком температурном диапазоне, сохраняя заявленные эксплуатационные характеристики.
- Упрочняющий слой из металлического жгута для стабилизации части колеса между бортом и боковиной. От толщины слоя зависит устойчивость перед механическим воздействием.
- Камера, предотвращающая потерю воздуха. Устаревший элемент, который в наши дни используется лишь в камерной авторезине, предназначенной для грузовиков.
- Лента борта – прочный каучук-полимерный слой, препятствующий разрушению в зоне бортов, контактирующей с ободом диска.
- Каркас – главный силовой элемент автомобильной покрышки, включающий металлические, текстильные либо стекловолоконные кордовые нити. Чем прочнее каркас, тем дольше шина прослужит.
- Лента обода, она же – флиппер, установленный между камерой и ободом, соответственно, присутствующий исключительно в камерных моделях. Предотвращает преждевременный износ камеры, защищает ее от повреждения ободом.
- Шипы – металлические стержни, улучшающие сцепление с дорогой в дождь, снег и гололедицу. Ими оснащают зимние шины для безопасной езды по скользкому дорожному покрытию.
Как утилизируются составляющие шин
Утилизацию автомобильных шин проводят с применением физических, термических и физико-химических способов. Наибольшее распространение в нашей стране получил способ механического дробления на специальных производственных площадках.
Физический способ утилизации предусматривает дробление автопокрышек. Процесс проходит в несколько этапов:
- Разделение текстильного корда и троса.
- Измельчение методом экструзии.
- Преобразование шины в тонкодисперсные порошки.
Переработка главной составляющей - резины
Покрышка измельчается в результате сжатия, ударного воздействия, истирания и пр. В результате образуется резиновая крошка разной фракции (0,02-0,5 см), используемая в качестве вторсырья, а также активно применяемая в дорожном строительстве.
Утилизация физико-химическим методом предполагает регенерацию изделий, т.е. восстановление их структуры, возвращение оптимальных потребительских свойств. В результате получаются фактически обновленные шины, которые хоть и не обладают первоначальными техническими характеристиками, но вполне пригодны к эксплуатации на протяжении короткого промежутка времени.
Термическая утилизация заключается в разложении опасных компонентов под влиянием высокой температуры. В итоге от покрышки остается только металлический корд, сажа, мазут, газы и сопутствующие соединения.
В большинстве случаев для утилизации шин в РФ используют механический способ. Он экологичен, наиболее выгоден и доступен с финансовой точки зрения и к тому же позволяет использовать компоненты изделия с максимальной пользой. Говоря иными словами, резина фактически обретает вторую жизнь. На выходе из отслужившей свое покрышки получают три типа сырья, каждое из которых легко находит дальнейшее применение:
- Резиновая крошка.
- Фрагменты металлической проволоки.
- Частицы кордовой нити, направляющиеся в виде металлолома на дальнейшую переплавку.
Использование резиновой крошки
Результатом переработки автопокрышек является резиновая крошка – ценное вторсырье, выполненное в виде гранул разного размера. Продукт обладает высокой прочностью, устойчивостью перед истиранием, упругостью и хорошим сцеплением. Благодаря этим свойствам гранулят нашел свое применение во многих областям человеческой деятельности:
- Строительство (добавляется в состав композитных материалов, битумных смесей, резиновых покрытий и пр.). В частности, широкое распространение в нашей стране получили различного рода покрытия и асфальт из резиновой крошки, которые используются при обустройстве проездов, дворов, парковок, детских и спортивных площадок, территорий общего пользования и т.д.
- Автомобильная промышленность. Из гранулята делают уплотнители и амортизационные компоненты, обладающие повышенной упругостью и длительным сроком службы.
- Ландшафтный дизайн. Резиновая крошка применяется для выполнения облицовки, обустройства садовых дорожек и тропинок. Благодаря нескользящему покрытию они получаются практичными, долговечными, удобными и безопасными.
- Производство звукоизоляционных материалов. Этот компонент поглощает звуковые волны, поэтому подходит для изготовления шумо- и звукопоглощающих панелей.
- Сельское хозяйство. С помощью крошки нередко мульчируют почву для защиты от пересыхания и борьбы с сорняками.
Как нельзя утилизировать изношенные шины
Порядок утилизации автопокрышек прописан в соответствующих нормативно-правовых актах. Его нарушение является серьезным административным нарушением и наказывается штрафом. Запрещено выбрасывать пришедшие в негодность шины на свалку или оставлять их у мусорных баков. Дело в том, что разлагаются покрышки на протяжении 100-140 лет (в зависимости от состава). Все это время компоненты изделия будут отравлять окружающую среду, нанося непоправимый урон экологии.
Несмотря на то, что авторезина относится к 3-4 классу опасности, т.е. считается малоопасной, захоронению она не подлежит из-за длительного периода разложения. По этой причине ее нельзя смешивать с другим мусором, а хранить и перерабатывать следует отдельно – таковы правила, прописанные в ГОСТ Р 55419 и ГОСТ Р 58726.
Куда можно сдать резину в переработку?
Утилизацией покрышек сегодня занимаются специализированные организации, получившие лицензию и наладившие процесс переработки с применением одного из трех описанных выше способов. Им можно сдать автомобильные шины на утилизацию и даже получить за это небольшую компенсацию.
Многие компании предоставляют услуги самовывоза, особенно если покрышек у клиента много. Это актуально, например, для станций техобслуживания и шиномонтажа, посетители которых нередко оставляют там старые покрышки после покупки новых.
Заключение
Ответственное использование отходов, в том числе и автомобильной резины, является признаком цивилизованного общества. Нарушение законодательных норм и правил влечет за собой штраф, но он – далеко не главная проблема. Куда важнее и опаснее то, что шина, брошенная на пустыре, в процессе разложения выделяет опасные вещества, способные вызвать серьезные заболевания и нанести огромный вред окружающей среде.
- Как выбрать способ сборной доставки из Китая: ж/д, автомобильный, морской или авиа?
- Зимняя резина для гор. Подходит?
- Замена летней резины на зимнюю.
- Долговечность резины по дорогам России
- Шипованная резина
- Мобильный пресс для пакетирования металлолома
- Утилизация автомобильной резины
Считаю что в наше время люди начали относиться более осознанно к вопросу к экологии. Исключая вопрос утилизации автомобильных покрышек. Это очень замечательно, потому что если вспомнить десятилетие назад, то этими покрышками были уволены все кусты и мусорки. Сейчас данные картины не наблюдаются, и использованные покрышки идут в переработку для производства разнообразных изделий. Это очень хорошо!
Многие техсервисы сейчас старые шины вывозят просто на городские свалки и этим причиняют вред экологии. Необходимо уже на законодательном уровне внедрить вторичную переработку автошин и больше не наносить вред природе, тем более, как оказывается, нормальный способ переработки есть.
Процесс утилизации резины очень важный этап, потому что не все организации способны грамотно утилизировать резину и попросту выкидывают на свалку и это очень не правильно как по мне. Поэтому хорошо, что резину утилизируют правильно это даже с точки зрения экологии правильная перспектива.
Надо чётко осознавать, что материалы, из которых изготавливаются шины, вредны для окружающей среды. Поэтому избавиться от старых покрышек нужно единственно верным путём – сдачей их на утилизацию в специальные пункты приемки. Это прежде всего вопрос личной ответственности и культуры.
Интересная статья о переработке автомобильных шин! Не всегда задумываешься, из чего состоит покрышка и сколько компонентов можно повторно использовать. Меня поразило, что ключевые ингредиенты резинотехнической смеси держатся в секрете, хотя и понятно, почему: конкуренция среди производителей большая. Здорово, что из отработанных шин можно получать резиновую крошку, которая находит применение в строительстве и даже в ландшафтном дизайне. Вспоминаю, как в Финляндии много лет назад начали выкладывать дорожки из такой крошки — это и практично, и экологично. Жаль, что в наших реалиях переработка шин пока не так развита. Хотя, как сказано в статье, механический способ утилизации становится все более популярным, и это радует. Приятно видеть, что шина может обрести вторую жизнь и не станет просто мусором на свалке. Интересно, насколько быстро это направление будет развиваться в нашей стране и получится ли у нас перенять европейский опыт в этом вопросе. Пока же, важно знать, куда можно сдать старые шины, чтобы не навредить природе.
Автор правильно поднимает проблему утилизации, ведь автопокрышки действительно складываются из множества химических веществ, которые не должны попадать в окружающую среду. Важно, чтобы больше людей осознавали это и сдавали шины в специализированные пункты.
Приятно видеть, что в статье уделяется внимание не только проблеме, но и решениям. Использование резиновой крошки в строительстве — это отличный пример того, как можно дать материалу вторую жизнь. Главное, чтобы таких проектов становилось больше.