Утилизация автомобильной резины
Автомобильные шины относятся к категории отходов III-IV класса опасности. Это значит, что они негативно воздействуют на окружающую среду, а потому в случае износа должны надлежащим образом утилизироваться.
Оглавление
Отслужившую свое покрышку нельзя бросить возле мусорки или сжечь – это чревато серьезными последствиями. За такое правонарушение предусмотрено админнаказание и внушительные штрафы. Как происходит утилизация отработанных автомобильных шин? Это станет темой нашего сегодняшнего разговора.
Из чего состоит автомобильная шина
Автопокрышка - сложная конструкция, в процессе изготовления которой используются высокотехнологичные смеси и новейшие технологии, направленные на создание всех условий для комфортной и безопасной езды. Применение проверенных, постоянно совершенствуемых материалов и узкоспециализированного ПО позволяет выпускать продукцию, устойчивую перед негативными внешними факторами.
ВажноКлючевым компонентом автопокрышек является резинотехническая смесь, точный состав которой держится производителями в строгом секрете. Однако основных ингредиентов около 20, и каждый из них обеспечивает готовый продукт теми или иными эксплуатационными свойствами.
- Каучук (натуральный или синтетический). Основа изделия, обладающая разными характеристиками и добавляемая в различных пропорциях. Самым качественным считается натуральный каучук, получаемый из сока гевеи. Его используют преимущественно азиатские бренды, особое внимание уделяющие экологичности продукта. Европейские производители отдают предпочтение каучуку синтетическому – материалу, получаемому в результате переработки нефти. На современном рынке представлено не менее 10 видов искусственного каучука с разными техническими характеристиками. Заменить натуральный каучук искусственным на 100 процентов нельзя, поэтому материал природного происхождения в любом случае должен присутствовать в составе покрышек пусть даже в минимальном количестве.
- Технический углерод, по-простому – промышленная сажа. Он делает покрышку прочной и устойчивой перед износом, а также придает ей привычный черный цвет. Аналогом этого компонента является силика - заменитель технического углерода. Наличие его в составе улучшает сцепление с дорожным полотном, уменьшает сопротивление качению. Полностью заменить промышленную сажу силикой нельзя, обычно производители используют сочетание этих ингредиентов.
- Сера придает изделию эластичность, повышает прочность, обеспечивает способность противостоять негативным внешним факторам.
В качестве добавок применяются масла и смолы, стеариновые кислоты, оксид цинка и другие наполнители, которые ускоряют вулканизацию, повышают устойчивость перед температурными перепадами, влагой, механическими воздействиями и пр.
Чтобы понять столь строгие требования к утилизации покрышек и шин, необходимо разобраться с тем, что входит в их конструкцию.
Автомобильная резина представляет собой многослойную систему, включающую множество слоев, соединенных и укрепленных кордом.
- Наружный слой, именуемый протектором, создается методом компьютерного моделирования из резиновой смеси. Он защищает внутреннюю часть покрышки от проколов и других повреждений, обеспечивает хорошее сцепление с полотном. От рисунка протектора зависит поведение шины на дороге, проходимость, курсовая устойчивость и другие параметры.
- Брекер. Это внутренняя часть покрышки, несколько слоев корда, уложенных под определенным углом. Основной функцией брекера является смягчение ударов, повышение комфорта езды, защита каркаса от попадания внутрь посторонних предметов.
- Полимерный корд, от которого зависит управляемость автомобиля, качество торможения и другие обязательные составляющие безопасного движения. Важно, чтобы полимерный корд выдерживал высокие импульсные нагрузки, возникающие между дорожным покрытием и колесом.
- Боковина, изготавливаемая из тонкой резины повышенной прочности. Защищает колесо от механических воздействий и влияния окружающей среды, предотвращает деформацию в результате ударов, улучшает сопротивляемость качению. От жесткости боковины зависит срок службы шины: чем этот показатель выше, тем продолжительнее износ.
- Герметизирующий слой, исключающий риск потери давления. Выпускается из высокопрочной резиновой смеси, устойчивой перед максимальными нагрузками.
- Апекс. Такое наименование получил резиновый шнур в бортах и боковине, предназначенный для передачи усилия с жестких участков. Чем качественнее апекс, тем выше курсовая устойчивость машины.
- Связка борта в виде пучка проволоки, от которой зависит посадка покрышки на ободе. Благодаря связке резина держит форму в широком температурном диапазоне, сохраняя заявленные эксплуатационные характеристики.
- Упрочняющий слой из металлического жгута для стабилизации части колеса между бортом и боковиной. От толщины слоя зависит устойчивость перед механическим воздействием.
- Камера, предотвращающая потерю воздуха. Устаревший элемент, который в наши дни используется лишь в камерной авторезине, предназначенной для грузовиков.
- Лента борта – прочный каучук-полимерный слой, препятствующий разрушению в зоне бортов, контактирующей с ободом диска.
- Каркас – главный силовой элемент автомобильной покрышки, включающий металлические, текстильные либо стекловолоконные кордовые нити. Чем прочнее каркас, тем дольше шина прослужит.
- Лента обода, она же – флиппер, установленный между камерой и ободом, соответственно, присутствующий исключительно в камерных моделях. Предотвращает преждевременный износ камеры, защищает ее от повреждения ободом.
- Шипы – металлические стержни, улучшающие сцепление с дорогой в дождь, снег и гололедицу. Ими оснащают зимние шины для безопасной езды по скользкому дорожному покрытию.
Как утилизируются составляющие шин
Утилизацию автомобильных шин проводят с применением физических, термических и физико-химических способов. Наибольшее распространение в нашей стране получил способ механического дробления на специальных производственных площадках.
Физический способ утилизации предусматривает дробление автопокрышек. Процесс проходит в несколько этапов:
- Разделение текстильного корда и троса.
- Измельчение методом экструзии.
- Преобразование шины в тонкодисперсные порошки.
Переработка главной составляющей - резины
Покрышка измельчается в результате сжатия, ударного воздействия, истирания и пр. В результате образуется резиновая крошка разной фракции (0,02-0,5 см), используемая в качестве вторсырья, а также активно применяемая в дорожном строительстве.
Утилизация физико-химическим методом предполагает регенерацию изделий, т.е. восстановление их структуры, возвращение оптимальных потребительских свойств. В результате получаются фактически обновленные шины, которые хоть и не обладают первоначальными техническими характеристиками, но вполне пригодны к эксплуатации на протяжении короткого промежутка времени.
Термическая утилизация заключается в разложении опасных компонентов под влиянием высокой температуры. В итоге от покрышки остается только металлический корд, сажа, мазут, газы и сопутствующие соединения.
В большинстве случаев для утилизации шин в РФ используют механический способ. Он экологичен, наиболее выгоден и доступен с финансовой точки зрения и к тому же позволяет использовать компоненты изделия с максимальной пользой. Говоря иными словами, резина фактически обретает вторую жизнь. На выходе из отслужившей свое покрышки получают три типа сырья, каждое из которых легко находит дальнейшее применение:
- Резиновая крошка.
- Фрагменты металлической проволоки.
- Частицы кордовой нити, направляющиеся в виде металлолома на дальнейшую переплавку.
Использование резиновой крошки
Результатом переработки автопокрышек является резиновая крошка – ценное вторсырье, выполненное в виде гранул разного размера. Продукт обладает высокой прочностью, устойчивостью перед истиранием, упругостью и хорошим сцеплением. Благодаря этим свойствам гранулят нашел свое применение во многих областям человеческой деятельности:
- Строительство (добавляется в состав композитных материалов, битумных смесей, резиновых покрытий и пр.). В частности, широкое распространение в нашей стране получили различного рода покрытия и асфальт из резиновой крошки, которые используются при обустройстве проездов, дворов, парковок, детских и спортивных площадок, территорий общего пользования и т.д.
- Автомобильная промышленность. Из гранулята делают уплотнители и амортизационные компоненты, обладающие повышенной упругостью и длительным сроком службы.
- Ландшафтный дизайн. Резиновая крошка применяется для выполнения облицовки, обустройства садовых дорожек и тропинок. Благодаря нескользящему покрытию они получаются практичными, долговечными, удобными и безопасными.
- Производство звукоизоляционных материалов. Этот компонент поглощает звуковые волны, поэтому подходит для изготовления шумо- и звукопоглощающих панелей.
- Сельское хозяйство. С помощью крошки нередко мульчируют почву для защиты от пересыхания и борьбы с сорняками.
Как нельзя утилизировать изношенные шины
Порядок утилизации автопокрышек прописан в соответствующих нормативно-правовых актах. Его нарушение является серьезным административным нарушением и наказывается штрафом. Запрещено выбрасывать пришедшие в негодность шины на свалку или оставлять их у мусорных баков. Дело в том, что разлагаются покрышки на протяжении 100-140 лет (в зависимости от состава). Все это время компоненты изделия будут отравлять окружающую среду, нанося непоправимый урон экологии.
Несмотря на то, что авторезина относится к 3-4 классу опасности, т.е. считается малоопасной, захоронению она не подлежит из-за длительного периода разложения. По этой причине ее нельзя смешивать с другим мусором, а хранить и перерабатывать следует отдельно – таковы правила, прописанные в ГОСТ Р 55419 и ГОСТ Р 58726.
Куда можно сдать резину в переработку?
Утилизацией покрышек сегодня занимаются специализированные организации, получившие лицензию и наладившие процесс переработки с применением одного из трех описанных выше способов. Им можно сдать автомобильные шины на утилизацию и даже получить за это небольшую компенсацию.
Многие компании предоставляют услуги самовывоза, особенно если покрышек у клиента много. Это актуально, например, для станций техобслуживания и шиномонтажа, посетители которых нередко оставляют там старые покрышки после покупки новых.
Заключение
Ответственное использование отходов, в том числе и автомобильной резины, является признаком цивилизованного общества. Нарушение законодательных норм и правил влечет за собой штраф, но он – далеко не главная проблема. Куда важнее и опаснее то, что шина, брошенная на пустыре, в процессе разложения выделяет опасные вещества, способные вызвать серьезные заболевания и нанести огромный вред окружающей среде.
- Как выбрать способ сборной доставки из Китая: ж/д, автомобильный, морской или авиа?
- Зимняя резина для гор. Подходит?
- Замена летней резины на зимнюю.
- Долговечность резины по дорогам России
- Шипованная резина
- Мобильный пресс для пакетирования металлолома
- Утилизация автомобильной резины
Считаю что в наше время люди начали относиться более осознанно к вопросу к экологии. Исключая вопрос утилизации автомобильных покрышек. Это очень замечательно, потому что если вспомнить десятилетие назад, то этими покрышками были уволены все кусты и мусорки. Сейчас данные картины не наблюдаются, и использованные покрышки идут в переработку для производства разнообразных изделий. Это очень хорошо!
Многие техсервисы сейчас старые шины вывозят просто на городские свалки и этим причиняют вред экологии. Необходимо уже на законодательном уровне внедрить вторичную переработку автошин и больше не наносить вред природе, тем более, как оказывается, нормальный способ переработки есть.
Процесс утилизации резины очень важный этап, потому что не все организации способны грамотно утилизировать резину и попросту выкидывают на свалку и это очень не правильно как по мне. Поэтому хорошо, что резину утилизируют правильно это даже с точки зрения экологии правильная перспектива.
Надо чётко осознавать, что материалы, из которых изготавливаются шины, вредны для окружающей среды. Поэтому избавиться от старых покрышек нужно единственно верным путём – сдачей их на утилизацию в специальные пункты приемки. Это прежде всего вопрос личной ответственности и культуры.
Интересная статья о переработке автомобильных шин! Не всегда задумываешься, из чего состоит покрышка и сколько компонентов можно повторно использовать. Меня поразило, что ключевые ингредиенты резинотехнической смеси держатся в секрете, хотя и понятно, почему: конкуренция среди производителей большая
Автор правильно поднимает проблему утилизации, ведь автопокрышки действительно складываются из множества химических веществ, которые не должны попадать в окружающую среду. Важно, чтобы больше людей осознавали это и сдавали шины в специализированные пункты
Приятно видеть, что в статье уделяется внимание не только проблеме, но и решениям. Использование резиновой крошки в строительстве — это отличный пример того, как можно дать материалу вторую жизнь