Почему сокращается ресурс двигателя грузовика
Ресурс двигателя грузовика —суммарное количество времени или пробег, на который рассчитан мотор до капремонта или замены. Включает общий пройденный километраж, моточасы или срок службы.
Оглавление
На параметр влияет ряд аспектов, среди которых качество изготовления, условия применения, своевременность ТО и корректность выбора расходников. Ниже подробно разберемся, почему ДВС грузовых машин служат меньше положенного срока, и как этого избежать.
Ресурс двигателя грузовика
Автовладельцы привыкли, что ресурс мотора чаще всего измеряется в километрах. При этом время износа двигателя, как правило, зависит от ряда факторов:
- Модель и производитель. Дизельные ДВС более выносливы, чем бензиновые, и обладают большим ресурсом. Современные грузовые агрегаты способны проходить до 1 млн. км и выше без капремонта.
- Условия применения. Аккуратная эксплуатация, своевременное ТО и использование качественных ГСМ повышают срок службы. Перегрузки, агрессивная манера движения, недостаточный уровень масла, а также иные факторы приводят к его сокращению.
- Конструкция. ДВС с простой и надежной конструкцией, как правило, более долговечны.
- Качество. Применение качественных материалов и соблюдение технологии сборки положительно влияет на ресурс.
- Регулярность ТО. Если вовремя менять масло и фильтрующие элементы, проводить регулировку узлов и агрегатов, ресурс можно значительно увеличить.
ВажноУказанный производителем ресурс является лишь усредненным показателем. Фактически он бывает, как больше, так и меньше в зависимости от индивидуальных условий эксплуатации. После капремонта срок службы, как правило, падает.
На ресурс ДВС грузовика могут влиять и иные косвенные факторы. К ним можно отнести чрезмерную нагрузку на мотор, резкие старты и торможения, езду в условиях сильной жары или холода.
Нельзя исключать влияние плохих дорог. Для продления параметра важно вовремя устранять дефекты в системе охлаждения, заливать качественные ГСМ, ориентироваться на аккуратное вождение и регулярно проходить ТО.
Распространенные причины усиленного износа
Опытные автовладельцы выделяют несколько причин, которые приводят к более раннему износу силового агрегата. Остановимся на каждом из них подробнее.
Недостаточный уровень масла
Нехватка рабочей жидкости считается одной из главных причин усиленного износа. Масло выполняет несколько базовых функций, таких как смазка движущихся узлов, охлаждение и защита от появления ржавчины. Когда уровень недостаточный, двигатель сталкивается с несколькими серьезными проблемами:
- усиленный износ деталей из-за повышения трения между движущимися частями;
- перегрев, что вызывает деформацию или повреждение компонентов;
- повышенная нагрузка на масляный насос, что может привести к его поломке;
- накопление загрязнений, из-за отсутствия полноценного удаления «мусора» из двигателя;
- коррозия из-за отсутствия дополнительной защиты;
- чрезмерное давление, что нередко ведет к повреждению сальников и прокладок.
В некоторых случаях недостаточный уровень масла ведет к заклиниванию двигателя. Это происходит, когда детали ДВС перестают нормально скользить из-за недостаточной смазки.
Заклинивание нередко ведет к серьезным поломкам и расходам на ремонт. Кроме того, перегрев нередко приводит к воспламенению масла. Пожар мотора — очень серьезная авария, что может стать причиной уничтожения грузовика.
Масло, не соответствующее рекомендациям производителя
Применение рабочей жидкости, не соответствующего рекомендациям завода-изготовителя — распространенная причина раннего износа. Такая ошибка зачастую ведет к ряду проблем:
- недостаточная смазка движущихся узлов и, как результат, повышение трения и быстрый износ;
- перегрев из-за недостаточных охлаждающих свойств и отсутствия необходимых компонентов для защиты ДВС;
- появление нагара и отложений в силовом агрегате, что засоряет масляные каналы и ухудшает работу;
- отсутствие ингибиторов коррозии, что нередко ведет к возникновению ржавчины металлических частей и появлению признаков износа двигателя.
В результате применения неправильного масла возможны следующие последствия:
- ускоренный износ поршней, колец, подшипников и иных компонентов;
- перегрев и деформация блока цилиндров, ГБЦ и иных частей ДВС, а также к образованию трещин;
- падение мощности и увеличение «прожорливости».
В худшем случае применение неподходящего масла ведет к полному разрушению ДВС. Для защиты от подобных проблема важно следовать советам завода-изготовителя, покупать рабочую жидкость в проверенных местах и регулярно проводить замену. Также важно смотреть на цвет / запах масла и контролировать уровень.
Некачественное топливо
Более быстрые симптомы износа двигателя могут появиться в случае применения низкокачественного горючего. При этом возможны следующие последствия:
- Появление нагара. В плохом горючем часто содержится больше примесей серы, смол и иных вредных элементов. При сгорании такие вещества формируют нагар на стенках камеры сгорания, поршнях, клапанах и иных элементах ДВС. Он, в свою очередь, приводит к перегреву агрегата и ухудшению работы.
- Коррозия. Некоторые примеси ускоряют появление ржавчины в металлических элементах ДВС. Коррозия ведет к разрушению деталей двигателя и потере их работоспособности.
- Эрозия. Плохое горючее нередко содержит воду. Последняя при сгорании образует водяной пар, который вызывает повреждение элементов ДВС. Она приводит к истончению стенок цилиндров, поршней и иных узлов. Впоследствии такая ситуация ведет к поломке.
- Потеря мощности. Некачественное топливо может не соответствовать требованиям ДВС по очистке, цетановому числу или иным параметрам. Это ведет к неполному сгоранию, утере мощности и чрезмерно вредному выхлопу.
- Повышение дымности. Неполное сгорание приводит к появлению большого количества сажи и иных вредных продуктов работы ДВС.
Иными словами, некачественное горючее может иметь следующие негативные факторы:
- вода — вызывает коррозию, ухудшает смазку;
- примеси — загрязняют фильтрующие элементы и форсунки, повышают скорость износа, приводят к появлению «мусора» в камере сгорания;
- низкое октановое / цетановое число — ведет к неравномерному сгоранию горючего;
- сера — ускоряет износ, приводит к формированию серной кислоты;
- плохая смазка — негативное влияние на форсунки и насосы, повышение трения.
Вот почему важно заправляться на проверенных АЗС, применять рекомендуемое топливо и регулярно чистить топливную систему.
Дефекты в системе охлаждения
Снижение ресурса мотора грузовика нередко возникает из-за ряда определенных неисправностей в охладительной системе. В результате проявляется ряд негативных моментов, таких как перегрев, снижение мощности, повышение расхода, появление нагара и коррозия.
К основным дефектам стоит отнести следующие:
- утечка антифриза: ведет к падению уровня охлаждающей жидкости и перегреву;
- засорение радиатора, который больше не может эффективно отводить тепло;
- неисправный термостат, не способный поддерживать оптимальную температуру ДВС;
- поврежденный водяной насос, не обеспечивающий достаточную циркуляцию антифриза;
- поврежденные шланги и патрубки, которые ведут к утечке антифриза;
- загрязнение радиатора, из-за чего ухудшается теплоотдача, повышается риск перегрева;
- неправильная работа вентиляторов, не способных нормально охлаждать антифриз;
- проблемы с крышкой радиатора, из-за чего в двигателе нет оптимального давления и, соответственно, охлаждения;
- ошибки в соотношении воды и антифриза в системе, что снижает эффективность отвода тепла.
Для защиты от подобных последствий важно регулярно проверять элементы, участвующие в охлаждении, и устранять проблемы. При таком подходе удается значительно увеличить срок службы ДВС грузовика и избежать многих проблем.
Несвоевременное ТО
Отказ от проведения своевременного ТО считается одной из главных причин преждевременного износа и поломки мотора грузовой машины. Игнорирование регламента ведет к следующим проблемам:
- Загрязнение масла и фильтров. Рабочая жидкость не обеспечивает должной смазки трущихся узлов. Забитые фильтрующие элементы не задерживают «мусор», который циркулирует по системе и царапает поверхности деталей.
- Увеличение трения. Из-за недостаточной смазки и загрязнения контакт между деталями ДВС растет. Результат — перегрев и деформация.
- Коррозия. В грязном масле активно развивается ржавчина, которая разрушает металлические элементы. Из-за износа уплотнителей и сальников возникают течи масла, что приводит к снижению и дефициту смазки.
Кроме того, несвоевременное ТО нередко ведет к ряду дополнительных проблем: падение мощности, рост расхода, шумы и вибрации, сложность пуска и перегрев. В худшем случае высока вероятность полногоотказа ДВС грузовика во время движения, что чревато серьезными авариями и угрозой жизни.
Эксплуатация в экстремальных режимах
Если автовладелец допускает экстремальные режимы в эксплуатации, он должен быть готов к преждевременному выходу из строя мотора или снижению общего ресурса.
К экстремальным условиям, как правило, относятся следующие:
- Движение с перегрузкой. Доставка грузов, превышающих допустимую грузоподъемность, значительно повышает нагрузку на ДВС.
- Езда по бездорожью. Поездкипо неровным, разбитым дорогам ведут к повышенным вибрациям. Ускоряет износ подшипников, поршневых колец и иных деталей ДВС.
- Буксировка тяжелых прицепов, значительно превышающих рекомендуемую массу. Такое нарушение приводит к перегреву и увеличению износа ДВС.
- Эксплуатация в условиях сильного мороза или жары. Подобные факторы негативно влияют на работу системы охлаждения и смазки.
- Агрессивная манера движения. Резкие старты и торможения,а также движение на высоких оборотах ведет к чрезмерной нагрузке мотора грузовика.
Результат такой эксплуатации очевиден:
- увеличивается трение между деталями агрегата, что приводит к их быстрой поломке;
- перегревается ДВС с последующей деформациейдеталей;
- снижается эффективность работы системы смазки ивозникает дефицит масла на трущихся поверхностях;
- растет нагрузка на элементы трансмиссии, которые иногда не выдерживают давления.
Чтобы снизить влияние экстремальных режимов, важно выполнять требования завода-изготовителя по допустимой грузоподъемности и массе буксируемого прицепа. Рекомендуется избегать поездок по плохим трассам, резких стартов и торможений. Важно регулярно проводить ТО мотора и использовать качественные ГСМ.
Не лишним будет установить дополнительные системы защиты двигателя, например, для картера.
Заключение: берегите мотор своей машины!
Ресурс ДВС грузовика напрямую зависит от условий эксплуатации и регулярности ТО. Бережное отношение включает соблюдение рекомендаций производителя по нагрузкам, использованию качественного горючего и смазки, а также регулярное ТО.
Важно понимать, что эксплуатация в экстремальных условиях значительно сокращает ресурс двигателя. Для продления этого показателя важно избегать перегрева, перегрузок и неправильного стиля вождения. Необходимо четко знать, как определить износ двигателя, и вовремя принимать решения по замене расходных материалов.
- Почему перегревается двигатель на форде?
- Двигатель троит
- Экспертиза грузовика
- Подкатные подъемники для грузовиков
- Купить небольшой грузовик FAW
- Индийский среднетоннажник Tata 613
- Почему сокращается ресурс двигателя грузовика
Знаю водителей, которые экономили на бензине, и довольно быстро убивали двигатель. Даже дорогие и выносливые марки чувствительны к топливу, и требуют питания получше. Еще, важно хорошо прогревать двигатель в мороз: и пусть для этого придется пораньше встать перед работой.
Совершенно очевидно, что на износ двигателя влияет совокупность факторов. Поэтому к этому агрегату автомобиля должно быть комплексное бережное отношение. И, конечно, стоит обращать внимание на качество горючего – как на одну из основных причин проблем с двигателем.
Срок службы двигателя напрямую связан с тем, насколько правильно эксплуатируется транспортное средство. Прежде всего надо пользоваться проверенными и надежными заправками, заливать качественное топливо и периодически проходить ТО.
Опытные водители более-мненее знают, как продлить срок службы двигателя. А у молодых тоже всё придёт со временем и с опытом. По теме статьи я бы все-таки рекомендовал масло в ДВС менять почаще. Причём масло должно быть настоящее и качественное. Остерегайтесь контрафакта!
Разумеется, современные двигатели гораздо совершеннее и надежнее, чем были несколько десятков лет тому назад. Но принципиально ничего не поменялось: двигатель – это по-прежнему поршни, шатуны и кольца; и двигатели по-прежнему требуют бережного и внимательного отношения.