Praga V3S, грузовой вездеход
Praga V3S — это тяжелый военно-гражданский автомобиль, производимый чешской компанией в период с 1953 по 1985 год.
Оглавление
Разработан для решения различных военных и гражданских задач, включая перевозку грузов, перемещение артиллерии, в качестве пожарной техники и т. д. Ниже рассмотрим особенности машины, приведем ее технические характеристики и текущую цену б/у моделей.
Компания-производитель
История «Пражского автомобильного завода» началась в 1907 году в Чехословакии (ныне Чехия). В начале существования производитель Praga сосредоточился на изготовлении легковых автомобилей и мотоциклов, но со временем расширилпродуктовую линейку и вошел в сферу производства грузовиков, автобусов, тракторов, военной и промышленной техники.
Во время войны завод активно изготавливал технику для немецкой армии, но ближе к завершению военных действий все было разрушено. В период с 1953 по 1967 год компания создала грузовой вездеход Praga V3S, который стал одной из самых узнаваемых моделей бренда. В последующие годы завод активно развивал продукцию, предлагал широкий спектр коммерческой и специализированной техники.
ВажноВ 1997-м компания столкнулась с финансовыми проблемами и временно прекратила производство автомобилей. С тех пор фокус бизнеса сместился на другие направления, включая оборудование для гоночных машин, промышленные решения и инженерные услуги.
Сегодня Praga продолжает деятельность, предлагает широкий спектр продуктов и услуг, включая гоночные автомобили, электрические велосипеды, промышленное оборудование и другие инновационные решения. Также она остается одной из ведущих чешских компаний в области техники и инженерии.
Назначение и конструкция грузовика
Чешский грузовик Praga V3S имел множество назначений и применялся в различных областях. Он разработан для использования в военных, гражданских и специальных целях.К основным сферам применения можно отнести следующие:
- Транспортировка различных грузов на дальние расстояния. Машина обладает высокой грузоподъемностью, что позволяет перевозить тяжелые и объемные изделия.
- Тягач для артиллерии. В войну машина активно использовалась для буксировки артиллерийских орудий и других тяжелых военных установок. Она обладала достаточной мощностью и маневренностью для решения таких задач.
- Пожарная техника. Одна из модификаций Praga V3S использовалась в качестве машины для тушения пожаров. Ее шасси могло адаптироваться для установки насосов, резервуаров для воды и другого пожарного оборудования.
- Специальные конструкции. Грузовой вездеход использовался для создания различных элементов, включая автомобильные краны, генераторы, мобильные мастерские и другие специализированные единицы.
- Военные задачи. Praga V3S активно применялся в других характерных целях, включая перевозку оборудования, обслуживание и поддержку операций.
Выше приведены лишь некоторые из основных назначений Praga V3S. При этом автомобиль мог адаптироваться для различных задач в зависимости от потребностей клиента или военной структуры.
Грузовик Прага V3S имеет характерную конструкцию, сочетающую прочное шасси с надежными компонентами:
- Жесткое и прочное лонжеронное шасси, которое обеспечивает надежную базу для конструкции грузовика. Разработано для высокой проходимости и устойчивости на неровных дорогах и бездорожье.
- Простая и функциональная кабина. Обеспечивает минимальный комфорт для водителя и пассажиров, а также обладает достаточным обзором для безопасного управления.
- Мощная рама, состоящая из пары лонжеронов и семи поперечин. Способна к деформации на кручение без уменьшения прочности. Особенностью конструкции считается возможность существенно перекоса осей в поперечной части с сохранением контакта. Также задние мосты имеют 2-скатную ошиновку.
- Грузовая платформа или кузов, предназначенные для перевозки грузов. Кузов мог адаптироваться под различные цели, включая перевозку различной формы и размера.
Дополнительная особенность — наличие конструкции лебедки, которая позволяет доставать груз по направляющим. Для крепления объекта на платформе используется тормоз ленточного типа, который активируется с помощью специального рычага.
Технические характеристики
Для понимания особенностей чехословацкого грузовика V3S стоит выделить его технические характеристики:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Двигатель | 7.412 л, 98 л. с. |
Грузоподъемность по грунтовой / асфальтированной дороге, т | 3.3 / 5.3 |
КПП | 4-ст. главная и 2-ст. вспомогательная |
Тормоза | 2-контурные, пневматические |
Клиренс, см | 40 |
Преодолеваемый брод, см | 80 |
Максимальное препятствие, см | 30 |
Расход топлива летом / зимой, л / 100 км | 32 / 37 |
Напряжение бортовой сети, В | 12 |
Емкость аккумулятора, А*ч | 2х115 |
Максимальная скорость, км/ч | 60 |
Двигатель и трансмиссия
На грузовом вездеходе установлен надежный дизельный мотор с воздушным охлаждением. Имеет объем 7.412 л и развивает до 98 «лошадей» при 2100 об/минуту. Размер цилиндра составляет 11х13 см, а коэффициент сжатия 16.4 к 1.
Максимальный крутящий момент находится на уровне 38 кг*м. Разработчики предусмотрели удобный доступ к мотору, который легко получить путем откидывания кабины.
В комплексе с ДВС работает 4-ступенчатая базовая и 2-ступенчатая вспомогательная трансмиссия. Она отличается продуманными передаточными числами, обеспечивающими комфортную езду по плохим дорогам. В качестве дополнительной трансмиссии применяется раздатка, от которой отходит три кардана: вперед и два назад.
Ходовая и подвеска
Praga V3S оснащен жесткой передней и задней листовой подвеской, которая обеспечивает устойчивость и комфорт при движении. Спереди установлено две продольные поперечные листовые рессоры, смонтированные над передней осью. Конструкция позволяет грузовику преодолевать неровности дороги и обеспечивает хорошую управляемость.
В задней подвеске Praga V3S также используются листовые рессоры, которые располагаются параллельно оси грузовика. Они надежно закреплены и удерживают грузовик на нужной высоте. Задние листовые рессоры обеспечивают хорошую грузоподъемность и позволяют справляться с тяжелыми нагрузками.
В целом, такая конструкция подвески обеспечивала надежность и прочность машины. Листовые рессоры позволяют преодолевать неровности дорог и сохранять стабильность при движении. Также они гарантируют хорошую амортизацию, смягчая удары и вибрации, возникающие при передвижении по неровной местности.
Praga V3S создан для достижения высокой проходимости. Он имеет достаточный клиренс и углы въезда/съезда, чтобы преодолевать препятствия на дороге, включая броды, камни, возвышенности и другие труднопроходимые участки.
Колесная формула 6x6 означает наличие шести ведущих колес. Это обеспечивает лучшую тягу на сложном рельефе, позволяет грузовику преодолевать крутые подъемы и неровности дорог.
Полный привод обеспечивает равномерное распределение тяги и повышенную проходимость в условиях бездорожья и снега. Это делает Praga V3S идеальным для использования на самых сложных трассах.
Грузовик оснащается дифференциалами на передней и задней оси. Это позволяет водителю блокировать их для повышения сцепления колес с грунтом в условиях, когда одно из колес теряет сцепление.
При этом высокий клиренс помогает предотвращать повреждение ходовой части при движении по неровной местности. Также PragaV3S имеет хорошие углы въезда/съезда, что позволяет преодолевать крутые подъемы и спуски без задевания передней и задней части грузовика.
Кабина и рабочее место водителя в Praga V3S
Кабина грузовика проста, но функциональна. Она имеет цельнометаллическую конструкцию и 2-местное исполнение. Установлена на трех точка и на специальных подушках из резины, обеспечивающих дополнительных уровень комфорта. Для водителя предусмотрено комфортное рабочее место с элементами для управления и контроля грузовика.
В салоне предусмотрено удобное сиденье для водителя. Имеет простой дизайн, но обеспечивает относительный комфорт во время длительных поездок.Рулевое управление механическое, что позволяло контролировать направление движения грузовика. Водяного отопителя не предусмотрено, но есть система выдачи теплого воздуха.
На приборной панели располагались основные приборы и контрольные элементы, необходимые для управления и мониторинга грузовика. Они предназначены для отображения скорости, уровня топлива, температуры двигателя и других важных показателей.
Также в кабине Praga V3S расположены различные переключатели и рычаги для управления системами и функциями грузовика, такими как освещение, поворотные сигналы, стеклоочистители и т.д.
Большим плюсом являются крупные окна, которые обеспечивают отличную обзорность и естественное освещение внутри кабины. Кроме того, наружные зеркала позволяли водителю наблюдать за соседними автомобилями и контролировать обстановку.
Уже в базовой версии грузовик продавался с комплектом инструмента, предназначенного для технического обслуживания и незначительного ремонта. Для него предусмотрена пара ящиков, закрепленных на рамной части над платформой.
Стоимость подержанных грузовиков
Цена б/у грузовика может сильно варьироваться в зависимости от различных факторов, таких как марка и модель грузовика, год выпуска, техническое состояние, наработка, рыночные условия и т. д. Также стоит учесть, что цены на подержанные грузовики могут отличаться в разных регионах и странах.
К примеру, в России можно купить вездеход 1980-х годов выпуска за сумму в 500-700 тысяч рублей. При этом предложений не так много, ведь в большинстве случаев машина не сохранилась.
Итог
Благодаря надежности, вездеходным качествам и продуманным техническим характеристикам, Praga V3S широко эксплуатировался не только в Чехословакии, но и в других странах Восточной Европы. Он оставил значительный след в автомобильной истории и до сих пор является объектом интереса для коллекционеров и энтузиастов военной техники.
- Зачем грузовой машине шестиступенчатая коробка передач?
- Общий вес грузового автомобиля
- Грузовой автомобиль "Садко"
- Автомойка грузовых автомобилей
- Хорошая стоянка для грузового авто
Этот чешский вездеход и по современным меркам неплох, особенно если отбросить требования к некоторым опциям для комфорта по типу кондиционера. А в небольших сельских хозяйствах он до сих пор иногда используется, по крайней мере, в 90-е еще точно встречался.
Был такой автомобиль в нашем хозяйстве. в "Райсельхозтехнике" на автобазе. Это были времена СССР. В кунге была устроена выездная мастерская. ездили по молочным фермам и ремонтировали оборудование на них. Кто только на этой машине не ездило, по какой грязи она только не гоняла. Все вытерпела.
Если смотреть издалека, то можно перепутать этот грузовик и наш ЗИЛ. Впрочем, отличия все-таки есть. Более того, их достаточно много. Да, это были рабочие машинки, но в сравнении с сегодняшними грузовиками они очень сильно уступают по уровню комфорта.