Алтайский тракторный завод
Алтайский тракторный завод (АТЗ) — это крупное российское предприятие, специализирующееся на изготовлении тракторов и с/х техники. Расположен в населенном пункте Рубцовске (Россия). Выпускает широкий модельный ряд машин, прошел процедуру реорганизации в 2013 году, после чего было сформировано ООО «Завод Алтай Трактор».
Оглавление
Объем выпуска - 500 транспортных средств каждый год. Ниже кратко рассмотрим историю развития завода, выделим особенности в военное и послевоенное время. Отдельно разберем период сложностей в производстве и процесс обновления.
Рождение предприятия
Алтайский тракторный завод (АТЗ) в Рубцовске основан в 1942-м. Создание предприятия связано с необходимостью обеспечить с/х и строительство тракторной техникой во время Второй мировой войны.
История АТЗ началась с формирования специализированного тракторного ремонтно-механического пункта в 1941-м, который затем превратился в полноценное предприятие. Завод назвали в честь Алтайского региона, в котором он располагается. С самого начала деятельности АТЗ специализировался на изготовлении тракторов и с/х техники.
В последующие годы производитель расширил ассортимент и модельный ряд, выпуская различные модели тракторов, включая колесные и гусеничные варианты. Завод также начал выпускать специализированную с/х и коммунальную технику, включая комбайны, косилки, снегоуборочные машины и т. д.
Военные годы
Во время Второй мировой войны продукция Алтайского тракторного завода активно использовалась для военных нужд СССР. Завод был переориентирован на выпуск военной техники и производил следующее оборудование:
- Танкетки и тракторы для армии, а также другую специализированную технику, которая использовалась для транспортировки военного оборудования и материалов. Такие машины были необходимы для поддержки военных операций, перевозки снабжения и строительства оборонительных сооружений.
- Тягачи и автомобили, которые применялись для перевозки военного груза, а также эвакуации раненых, транспортировки снарядов и других военных задач.
Военные годы требовали усиленного производства продовольствия, и АТЗ активно участвовал в механизации сельского хозяйства, производя тракторы и сельскохозяйственную технику для использования на фронте и в тылу. Это помогало повысить урожайность и обеспечивало продовольственную безопасность страны.
Во время войны АТЗ также занимался ремонтом и восстановлением поврежденной военной техники. Завод возвращал к «жизни» танки, тягачи и другую военную технику, обеспечивая оперативность и боеготовность.
Алтайский тракторный завод внес значительный вклад в победу в Великой Отечественной войне, обеспечивая армию современными машинами и способствуя развитию с/х в трудные военные годы.
Основные модели, которые были выпущены во время войны:
- АСХТЗ-НАТИ — трактор, созданный на базе оборудования ХТЗ. Модель пользовалась большим спросом, и уже в августе 1942-го было выпущено свыше 1000 единиц техники.
- ДТ-54 — разработан в 1944-м как модернизированная версия предыдущего трактора ДТ-20. Оснащался дизельным двигателем мощностью около 54 лошадиных сил, отсюда и название модели. Трактор имел гусеничное шасси, что обеспечивало ему высокую проходимость и способность работать на сложных и неровных поверхностях.
Послевоенная техника
После завершения войны завод получил имя М.И. Калинина. Руководство активировало усилия по созданию новой техники. Так, упомянутый выше трактор ДТ-54 пошел в «серию», и в короткие сроки стал одной из главных машин для сельскохозяйственной сферы.
На старте 1957-го появилась модель ТДТ-55. Она имела гусеничное шасси, что позволяло эффективно передвигаться по различным типам грунтов и преодолевать переправы. Трактор оснащался мощным дизельным двигателем, который обеспечивал достаточную тяговую силу для выполнения тяжелых работ. Также он выделялся надежной передней и мощной задней навеской, что позволяло устанавливать различные рабочие инструменты и оборудование, такие как отвалы, грейдерные лезвия, виброплиты и другие.
Впоследствии появился ТДТ-60, который использовался для работы в сложных условиях на дорогах и бездорожье. Трактор комплектовался мощным дизельным двигателем, который обеспечивает высокую тяговую силу и позволял выполнять тяжелые задачи. Он также имел переднюю и заднюю навески для установки различных рабочих инструментов и оборудования, таких как отвалы, грейдерные лезвия, виброплиты и другие.
ТДТ-60 использовался в строительстве и обслуживании дорог, а также в лесном и сельском хозяйстве. Он известен надежностью и способностью справляться с тяжелыми условиями работы. С начала 1965-го запущено производство трактора Т-4,предназначенного для государств из Средней Азии.
В 1970-м после технического обновления завода был выпущен Т-4АП2 с бульдозером, предназначенный для строительства дорог и зданий. Что касается предшественника в виде Т-4А, он выпускался в течение 28 лет — с 1970-го по 1998-й годы. Осенью 1971-го появился трактор ТТ-4, который применялся в лесном хозяйстве, а уже спустя пять лет он получил знак качества.
В 1980-х мастера завода представили проект Т-250, который успешно был испытан, но в серию так и не пошел. К 1986-м была достигнута миллионная отметка по выпуску упомянутой модификации. В то время госзаказа составлял 120 машин Т4А и до девяти десятков ТТ-4 в день. В начале 1990-з мастера завода оптимизировали ТТ-4 посредством установки лучшего мотора и модернизации кабины. Последняя получила новую позицию ближе к центральной части, а также лучшую обзорность.
На фоне повышения конкуренции произошло постепенно снижение спроса на такую технику. Государственные предприятия стали постепенно переходить к частникам, что привело завод к новому этапу — постепенному прекращению деятельности.
Прекращение работы
К 2007-му Алтайский тракторный завод, что производил сотни единиц техники, стал постепенно превращаться в банкрота. Уменьшалось количество заказов и производство, а весной 2010-го из-за длительного бездействия и отсутствия денег руководство пошло на сокращение людей. При этом коллектив пытался защитить права и требовал выплатызаработной платы. Для этого некоторые рабочие провели месячную голодовку, что привлекло внимание и вызвало широкий резонанс для региона. При этом значительных результатов это не дало.
В 2011-м прошедший реорганизацию завод столкнулся с новыми сложностями. Из-за большого долга РАТМ-Холдинга, который получил предприятие на баланс, пришлось официально объявить о банкротстве. В течение двухлетнего периода проходила работа по разделу собственности между держателями акций и руководителями.
Далее три года завод ничего не выпускал, что привело к повреждению основного технического оборудования. Уже в тот период восстановить завод было невозможно. Здание и его конструктивные элементы ожидала только одна судьба — демонтаж и продажа в качестве стройматериала. Это произошло со всеми коммуникациями, объектами и путями подъезда.
Наиболее богатые инженерные здания просто разворовали, а историческая часть завода, где размещалось управление, обвалилась из-за старости и отсутствия ухода. В результате на месте некогда богатого завода остался большой пустырь с руинами. Со временем были украдены даже плиты, которые устанавливались в качестве подъездных путей к предприятию.
Обновленный Алтайский тракторный завод, новые модели
Несмотря на сложную ситуацию, в 2013-м на базе старой фирмы появилось ООО «Завод Алтай Трактор». Владельцы заявили, что планируют каждый год выпускать до полутысячи тракторов. Уже в 2015-м была представлена первая модель Алтай-130 3-го класса с навесным оборудованием от бульдозера.
Особенностью новой модели стала более комфортабельная кабина и мощный двигатель. Внутри предусмотрены комфортные условия для водителя, а именно кондиционер, автономный отопитель, аудиосистема, вентилятор, камеры и другое. Разработчики предусмотрели пружинно-балансирную подвеску и возможность использовать большой выбор навесного оборудования. В качестве силового агрегата установлен китайский Weichai Power на 16.75 л с мощностью 140 лошадиных сил.
В 2016-м возобновлен процесс изготовления Т-404 5-го класса с подвеской-торсионом. Это гусеничный трактор с двигателем Д-461 мощностью 124 кВт и запасом крутящего момента в 40%. Имеет ширину гусеницы в 41 см и колею в 1.72 м. Диапазон скоростей составляет от 3.8 до 15.4 км/ч. Также есть задний ход с возможностью развития скорости от 4.07 до 10.09 км/ч. Клиренс составляет 45 см. Габариты — 6.2х2.25х3.2 м.
Итог
Алтайский тракторный завод сегодня — это крупное объединение, на котором сосредоточено до трех производственных платформ в г. Рубцовск.
АТЗ считается одним из ведущих производителей тракторов и с/х техники в России. Предприятие продолжает деятельность и предлагает широкий ассортимент техники для применения в сельском хозяйстве, строительстве, лесозаготовке и других отраслях.
- Не заводится авто на газу.
- Требуются водители завод Рычал Су Республика Дагестан с. Касумкент
- Кидалы из Калининграда завод Элеком, они же "МСТ"
- Тюменский завод металлоизделий на бабарынке
- Завод представленный пивзавод EFES номер 89165411155
- Гусеничные трактора отечественного производства
- Новая сельскохозяйственная техника на выставке АГРОСАЛОН-2016
- Тракторы российского и украинского производства. Лучшие производители
- Мини бульдозер на гусеницах, назначения и характеристики
- БЕЛАЗ осваивает выпуск комплектующих на своей территории
Алтайский транспортный завод очень быстро менялся, мы не заметили как он быстро все таки поменялся конкретно, теперь даже не узнать, что было раньше , а что сейчас происходит.
На месте завода остались руины.
Мы работали на тракторе модели Алтай-130, он здорово выделяется среди предшественников. Если на старых моделях было физически трудно работать в жару из-за духоты, то в новом тракторе нет проблем с комфортом, так как работает кондиционер. Плюс к тому, машина надежная, нет опасений, что она застрянет посреди пути во время работы.
История у этого машиностроительного предприятия, конечно же, очень богатая. Я даже и не представлял, что ему так много лет. С другой стороны, как мне кажется, его техника сегодня не так уж популярна. Да, она надежна, но западные и китайские конкуренты, как говорится, не дремлют.
История Алтайского тракторного завода действительно впечатляет. С момента своего основания в 1942 году завод прошел через множество сложных этапов и трансформаций, что лишь подчеркивает его значимость в российской промышленности. Во время войны завод выполнял ключевую роль, обеспечивая армию необходимой техникой. Сравнивая с другими предприятиями того времени, например, с Челябинским тракторным заводом, можно заметить, что АТЗ также сумел адаптироваться к военным нуждам, что является свидетельством его гибкости и адаптивности. После войны завод продолжал развиваться, выпуская модели, такие как ДТ-54 и ТДТ-55, которые стали основой для сельскохозяйственной техники в Советском Союзе. Однако, как и многие другие предприятия в постсоветский период, АТЗ столкнулся с трудностями, в том числе с банкротством и прекращением производства. Интересно, что, несмотря на все эти вызовы, завод сумел возродиться в 2013 году и продолжает выпускать современные модели тракторов. Это напоминает историю КамАЗ, который после тяжелых времен также смог обновиться и стать лидером в своей области. Новые модели, такие как Алтай-130 и Т-404, демонстрируют, что завод идет в ногу со временем, внедряя современные технологии. Важно, что предприятие не только сохраняет традиции, но и адаптируется к современным требованиям рынка, что позволяет ему оставаться конкурентоспособным.
Я всегда восхищался тем, как АТЗ сумел выжить и адаптироваться после стольких лет и изменений. Модели, которые они выпускают сейчас, выглядят очень перспективно и современно. Это отличное свидетельство того, что российская техника может быть на высоте.
Читая про перипетии Алтайского тракторного завода, поражаюсь его стойкости. Особенно впечатляет, как после всех трудностей они возродились и продолжают выпускать технику. Это действительно вдохновляет и показывает силу российской промышленности.