Путепрокладчик БАТ-М
Существует особый вид инженерной техники, которая находится на балансе вооруженных сил, но при этом не используется в процессе непосредственного ведения боевых действий.
Оглавление
Речь идет о путепрокладчике БАТ-М – так называемом «приспособлении вспомогательного характера», которое неоднократно доказало свою эффективность на практике. О том, что представляет собой эта машина, какова ее роль и функции, поговорим в нашем сегодняшнем материале.
Что такое путепрокладчик, назначение
Путепрокладчики – это мощнейшие инженерные машины, разработанные для проделывания проходов в препятствиях и заграждениях, прокладывания колонных путей, а также для их содержания, обеспечения возможностей маневрирования военной техники. Внешне они представляют собой классические тягачи на колесном или гусеничном ходу с установленным рабочим оборудованием. Обязательной надстройкой, устанавливаемой по умолчанию, является бульдозер, в качестве дополнительной навески используется рыхлитель и кран.
С помощью путепрокладчиков выполняют широчайший спектр самых разнообразных задач, в частности, налаживают переходы через рвы и траншеи, оборудуют спуски к переправам, собирают мосты и реализуют другие мероприятия, делающие возможным дальнейший проезд военной и прочей техники по бездорожью.
ВажноБАТ-М относится к категории инженерных спецмашин, привлекаемых для оперативного прокладывания временных дорог, для устранения препятствий и борьбы с последствиями стихийных бедствий либо обстоятельств непреодолимой силы. Модель способна засыпать рвы и воронки, устранять траншеи, формировать плавные спуски на крутых склонах.
Она с легкостью справляется с обустройством проходов на месте взрывов и масштабных разрушений, с прокладыванием просек в густых зарослях, с расчисткой завалов от снега и обломков. Путепрокладчик БАТ отрывает окопы, котлованы и кюветы, обустраивает укрытия для военной и прочей техники, выполняет грузоподъемные работы (для этого в его конструкции предусмотрена крановая установка), засыпает блиндажи и прочие сооружения.
Благодаря высокой проходимости, достигаемой наличием гусеничного шасси, указанная модель спецтехники часто привлекается к землеройным работам, к расчистке и планировке территорий, засыпке рвов и ям, прокладке путей на пересеченной местности, в том числе и на косогорах, к расчистке завалов, выкорчевыванию пней и валке деревьев. Техника используется для удаления камней, а также для быстрой сборки мостов, расчистки дорог и для обустройства дорожного полотна.
Говоря о сфере применения этих инженерных танков, а именно так называют машины в узких кругах, в первую очередь, следует отметить строительные и ж/д-войска армии СССР, специальные подразделения танковых войск и мотострелковых дивизий, инженерно-саперные роты и пр.
В стандартах четко прописывалось, сколько путепрокладчиков должно находиться на вооружении конкретного вида войсковых объединений, и их количество варьировалось от 1 до 9 в зависимости от назначения формирования.
Описание спецтехники, возможности
БАТ-М – это инженерная машина разграждения, название которой (аббревиатура) расшифровывается как «бульдозер, артиллерийский тягач модернизированный». Конструкция включает базу – классический артиллерийский тягач АТ-Т, а также рабочее оборудование, предназначенное для выполнения землеройных работ и подъема груза.
Рабочие агрегаты представлены бульдозерным оборудованием и органами его управления, крановой установкой, механизмом отбора мощности, системой гидропривода, электроуправления и пневматикой.
С помощью бульдозерной установки осуществляется послойное срезание и перемещение почвы, выполняется ряд других задач. Навешивается оно в передней части машины, в рабочем положении опускаясь вниз. Если возникает необходимость в передвижении путепрокладчика на расстояние до 5 км, бульдозерный отвал подвешивается на цепь. Когда необходимо двигаться в транспортном режиме далее, чем на 10 км, отвал опрокидывается на платформу и надежно фиксируется.
Бульдозерный рабочий орган включает раму, толкатель рамы, крылья (2 шт.), их толкатель, а также лыжи, ножи и соединители. Рама представляет собой сварную конструкцию Г-подобной формы с прямоугольным сечением. Дополнительно она усилена диафрагмами жесткости.
Крановая установка грузоподъемностью в 2 т. и лебедка значительно расширяют область использования путепрокладчика, а минимальное давление на грунт делает возможным его применение в труднодоступной местности. Управляется установка посредством выносного пульта, так что один и тот же человек одновременно может быть и крановщиком, и такелажником.
В действие БАТ-М приводится 4-тактными бескомпрессорными дизельными моторами А-401, В-401 или А-401Г. Это V-образные 12-цилиндровые 38,8-литровые силовые установки с прямым впрыском топлива мощностью в 415 лошадиных сил. Запускаются они тремя способами – с помощью стартера, потока сжатого воздуха либо от внешнего источника питания. Расход горючего составляет от 38 до 46 л в зависимости от условий эксплуатации.
Все три мотора работают в паре с механической 3-ходовой коробкой передач с 5 скоростями движения вперед и одной – назад. Механизмы поворота 2-ступенчатые, планетарного типа. Тормоза ленточные, тормозные колодки чугунные. Главная передача многодисковая, с муфтой трения (выключающейся). Бортовая передача выполнена по типу понижающего редуктора.
Что касается ходовой, то в основу данной модели путеукладчика лег знаменитый советский танк Т-54. Следовательно, гусеничный движитель 5-катковый, включающий мелкозвенчатую цепь с открытым шарниром.
Опорных катков пять, имеется наружная амортизация, заднее направляющее колесо с задним натяжителем и переднее ведущее колесо со съемными венцами. Цепь состоит из 93 траков с направляющими гребнями. Подвеска у машины независимая, торсионного типа. Торсионные вилы расположены над днищем корпуса поперечно.
Технические характеристики
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Снаряженный вес, т | 27,5 |
Габариты кузова (ДхШхВ), м | 7 х 5 (4,5 или 4) х 3,75 |
Величина дорожного просвета, см | 42,5 |
Размер колеи, м | 2,64 |
Ширина гусеничного трака, см | 59 |
Величина преодолеваемого уклона, град. | 40 |
Глубина брода, который способна преодолеть машина, м | 1,1 |
Ширина рва, который путепрокладчик может пройти, м | 1,8 |
Количество посадочных мест в кабине | 4 |
Количество топливных баков | 3 |
Вместительность баков для горючего, л | 577, 315 и 210 |
Максимальная скорость в транспортном режиме, км/ч | 35 |
Запас хода на одной заправке | 550 км или 15 часов работы |
Оригинальные инженерные решения
В процессе работы над созданием машины разработчики внедрили ряд интересных инженерных решений. В частности, установка рабочего органа возможна в трех положениях – бульдозерном, двухотвальном и грейдерном. Ширина составляет 5, 4,5 и 4 метра соответственно. Столь оригинальное инженерное решение позволило использовать технику в ходе решения широкого спектра задач – не только для операций с грунтом, но и в процессе выполнения дорожных работ.
Перед рабочим органом находится лыжа, ее высота регулируется, благодаря чему можно снимать слой почвы требуемой толщины. Подъем/опускание, движение рабочего органа в стороны осуществляется посредством гидропривода.
Возможность закрепить рабочий орган за кабиной на специальную платформу минимизирует нагрузку на передние катки и повышает проходимость модели по пересеченной местности. По сравнению с обычным танком путепрокладчик быстрее и без каких-либо проблем движется по болотистой местности, рыхлому снегу и мягкой почве.
Похожая советская техника
Первые единицы данной модели сошли с конвейера в 1966 году. Их количество было ограниченным, несмотря на то, что машина выпускалась серийно. Ей на смену пришел путепрокладчик БАТ-2, модернизированный армейский бульдозер с улучшенными техническими характеристиками и более высокой производительностью.
Актуальность БАТ-М сегодня
С момента появления на рынке БАТ-М прошло уже более 50 лет, инженерный армейский бульдозер до сих пор не утратил своей актуальности. Аналогов ему не придумали ни российские машиностроители, ни их коллеги из ближайшего зарубежья.
Это не удивительно, ведь наряду с высокой производительностью машина характеризуется такими преимуществами, как вместительная и довольно комфортабельная кабина, хорошая ремонтопригодность, возможность замены ряда узлов и агрегатов даже в полевых условиях, емкие топливные баки, что обеспечивает хороший запас хода, и высокая проходимость в любых условиях. Благодаря тому, что мотор находится под кабиной, проблем с обогревом в зимнее время не возникает, а ее герметичность позволяет преодолевать даже неглубокие водные препятствия.
Заключение
Путепрокладчик ПКТ, которому мы посвятили нашу сегодняшнюю беседу, создавался для восполнения нужд армии, но по факту нашел свое применение и в других сферах. Он незаменим, когда нужно проложить путь в труднодоступной местности, разобрать завалы, расчистить обломки зданий и выполнить целый ряд задач, которые не под силу любой другой технике.
- Требуются водители с личным а/м от 1,5 до 10 тонн г. Киров
- Какую лучше взять цельномет. газезель 3 или 4 м?
- Путепрокладчик БАТ-М
Уникальная машина. 50 лет прошло, а аналогов ещё не придумали. Слава советским разработчикам и инженерам.
То, что кабина комфортабельна это глубоко не правда. Военная техника, а эта машина разрабатывалась как военная не отличается комфортабельным местом для оператора- водителя. Но техника мощная, все ее назначение сделать быстрый проезд для колесной военной техники в боевую зону.
Представьте себе, вы должны проложить длинный трубопровод или кабель через сложную местность, с большими препятствиями, ручьями, рельефами... С такой задачей сталкивались многие строители, и раньше это могло занять несколько дней или даже недель. Но благодаря путепрокладчику БАТ-М, этот процесс стал намного быстрее и эффективнее! БАТ-М - это своего рода бульдозер, оснащенный специальным оборудованием, позволяющим прокладывать кабели и трубы даже в самых труднодоступных местах. Он легко справляется с пересеченной местностью, разнообразными грунтами и водными преградами. Но самое удивительное в нем - это его точность и аккуратность. Благодаря современным технологиям и навигационным системам, путепрокладчик БАТ-М может с легкостью прокладывать трубы и кабели с минимальными отклонениями от заданного маршрута. Это позволяет избежать неприятных ситуаций и упрощает процесс монтажа и подключения.
Военным машинам СССР действительно нет равных, да и на постсоветском пространстве по-прежнему выпускают отличную военную технику. Если что и дорабатывают, то в основном, это уровень комфортности, ведь в старых путепрокладчиках не могло быть климат-контроля, ортопедического кресла, и прочих "фишек" для удобства шофера.
Техника подойдёт доя прокладки дороги в лестной местности. Для того что бы выровнять дорогу и по нем можно был проехать техника. Техника будет нужна в тех местах, где сложно проехать. Так же для строительства дороги где много земли и её нужно выровнять, откопать и убрать.
Да, такая техника порой незаменима, причем не только в условиях местности, где ведутся или ранее велись боевые действия. Просто в России полно мест, где природа берет своё, в итоге проложить ровную дорогу чрезвычайно сложно. А такая мощная машина с этим делом справится на ура.
Инженерные войска – важнейшая составляющая вооруженных сил, хотя и не самая заметная. Характеристики путеукладчика БАТ впечатлили. По сути, это - бульдозер с широкими возможностями, ходовой от танка. Впервые читаю о технике, имеющей 3 двигателя. Это - нестандартное техническое решение, не имеющее аналогов.
Честно говоря, статья о путепрокладчике БАТ-М произвела на меня впечатление. Это невероятно, как техника, изначально созданная для военных нужд, имеет такое широкое применение. БАТ-М напоминает мне швейцарский нож в мире спецтехники — столько функций в одной машине! Особенно впечатляет, что она может выполнять задачи от расчистки завалов до прокладки дорог в труднодоступных местах. Вспоминается, как некоторые строительные машины, например, современные экскаваторы с множеством сменных насадок, тоже пытаются достичь такой универсальности, но БАТ-М, похоже, был на шаг впереди своего времени. Его адаптация к различным условиям эксплуатации, будь то снег или болотистая местность, говорит о продуманности и надежности конструкции. Кстати, приятно видеть, что у этой техники высокий уровень ремонтопригодности и возможность замены узлов прямо в полевых условиях. Это напоминает мне о некоторых моделях военных грузовиков, которые также разработаны с акцентом на самостоятельное обслуживание в экстремальных условиях. Интересно, что несмотря на возраст, БАТ-М не утратил актуальности. Это говорит о том, что инженеры, работавшие над ним, действительно знали своё дело. В целом, статья отлично подчёркивает все ключевые особенности этой машины и развеивает миф о том, что старая техника не может конкурировать с современными аналогами.
Мне кажется, что путепрокладчик БАТ-М — это настоящее инженерное чудо! Даже спустя более полувека, он остаётся актуальным, что говорит о высоком уровне мастерства его создателей. Особенно впечатляет его способность работать в самых сложных условиях, будь то пересеченная местность или снежные завалы. Напоминает некоторые современные многофункциональные машины, которые тоже пытаются охватить широкий спектр задач, но БАТ-М, конечно, выделяется на их фоне.
БАТ-М — это действительно впечатляющая машина! Меня поражает, как она может работать в таких разных условиях, от болот до снежных заносов. Это, конечно, не просто бульдозер, а целая инженерная система. Удивительно, что ему до сих пор нет аналогов, даже с учётом современных технологий. В статье хорошо переданы все эти моменты.