Ремонтный мотовоз МПТ-6

Мотовоз представляет собой специализированную путевую машину, которая предназначена для выполнения различных работ на ж/д путях или непосредственно поблизости от них. Включая погрузочно-разгрузочные и транспортные по доставке стройматериалов, оборудования или рабочих. Еще одной функцией машины становится выполнение маневровых работ на железнодорожной станции и прилегающей территории.

Особенно большое распространение получили так называемые МПТ или погрузочно-транспортные мотовозы. Одной из самых удачных моделей подобных машин в России стал МПТ-6. Его разработкой и производством занимается ТМЗ им. В.В. Воровского (Тихорецкий машиностроительный завод), расположенный в сравнительно небольшом городе Краснодарского края.

Предприятие заслуженно считается одним из самых старейших в России, так как основано еще в позапрошлом веке – в 1899 году. Рассмотрим назначение и основные технические характеристики мотовоза МПТ-6 более внимательно.

Виды мотовозов, функции путеремонтных летучек

Ремонтный мотовоз МПТ-6

Но сначала имеет смысл несколько подробнее остановиться на функционале мотовозов. Их основное назначение лучше и нагляднее всего проявляется в другом наименовании подобных машин – путеремонтные летучки. С некоторой долей условности можно выделить ключевую задачу такой спецтехники: организация быстрого и беспроблемного снабжения работ по ремонту и обслуживанию железнодорожных путей. Другими словами, мотовозы занимаются погрузкой, разгрузкой и доставкой к месту работы:

  1. Рабочих бригад.
  2. Рельсов стандартной длины до 25 метров и шпал.
  3. Различного рабочего инструмента, ремонтного оборудования и всего остального, что может потребоваться рабочим в процессе ремонта или технического обслуживания.
Важно

Не менее важным направлением практического использования мотовозов становится выполнение маневровых работ непосредственно на территории станции. Что делает машины универсальными и попросту незаменимыми для эффективного функционирования современных железнодорожных систем.

Эффективное выполнение перечисленных функций обуславливает конструктивные особенности спецтехники. Первая и главная из них – мотовозы представляют собой дрезину, то есть самодвижущееся транспортное средство. Оно перемещается по железнодорожным путям и имеет собственную платформу. Которая способна перевозить как грузы, так и пассажиров (рабочих).

Ремонтный мотовоз МПТ-6

Необходимость выполнить погрузочно-разгрузочные работы требует наличия крана или другого грузоподъемного механизма. Еще одно специфическое требование – транспортировка длинномерных грузов (то есть рельсов). Что предусматривает возможность использования дополнительно к собственной еще и прицепной платформы.

Классификация мотовозов на виды производится по нескольким критериям. Чаще всего – по типу обслуживаемых и ремонтируемых путей. Различают три основных видов машин: мотовозы метрополитена, трамвайных путей и самые распространенные – обычные железнодорожные. Именно к числу последних относится МПТ-6, являющийся главной темой статьи.

Назначение погрузочно-транспортного мотовоза МПТ-6

МПТ-6 – это мотовоз-дрезина, то есть самоходный экипаж с двумя осями, который приводится в движения дизельным двигателем внутреннего сгорания. Он традиционно считается путевой техникой, так как предназначен для обслуживания и ремонта железнодорожных путей. Ключевым отличием от предыдущей модели мотовоза того же производителя – МПТ-4 – выступает расположение дизеля непосредственно под рамой.

Ремонтный мотовоз МПТ-6

Такая компоновка стала более удачной, так как освободила место на грузовой платформе. Логичным результатом стало существенное увеличение грузоподъемности и количества одновременно перевозимых грузов, что привело к росту эффективности практического использования машины.

МПТ-6 запущен в производство в 1997 году. Главной особенностью мотовоза стало наличие множества модификаций, благодаря которым расширился и без того впечатляющий набор функциональных возможностей спецтехники. МПТ-6 способен производить такие работы:

  • транспортировка рабочих;
  • доставка грузов (включая длинномерные до 25 метров, что особенно актуально для железной дороги) на собственной и прицепных платформах;
  • маневровые на станционных ж/д путях;
  • сварочные (непосредственно на месте ремонта или обслуживания ж/д путей);
  • очистка железной дороги от снега и мусора;
  • автономное питание оборудования и инструмента сжатым воздухом (давление до 8 атм.) и электроэнергией (напряжением 220 В или 380 В с частотой 50 Гц) в полевых условиях;
  • роль головной машины при создании комплекса техобслуживания ж/д путей.

Ходовые и технические характеристики

Популярность и востребованность мотовоза МПТ-6 объясняется не только обширным функционалом и обилием специализированных модификаций, но и внушительными технико-ходовыми характеристиками. Главные из них заслуживают обязательного перечисления в статье и выглядят следующим образом:

Ходовые и технические характеристики Значения
Мощность силового агрегата, л. с. (кВт) 300 (220)
Вид двигателя дизельный
Модель ЯМЗ-238 Б33/ЯМЗ -7511
Скорость конструкционная (на станционной площадке), км/ч 100/110
Скорость технологическая (на тихом ходу), км/ч 5
Масса ремонтного мотовоза, т 32
Грузоподъемность основной платформы, т 8

Грузоподъемность крана:

  • Без дополнительных опор (минимальный/максимальный вылет стрелы) – 5,0/0,9 тонны;
  • С дополнительными опорами (минимальный/максимальный вылет стрелы) – 6,3/2,0 тонны.
  • Высота и вылет крюка (максимальный/минимальный) – 4 метра и 8,5/2,0 метра.
  • Количество пассажиров – 10 человек.

Размеры мотовоза:

  • База – 7 000 мм.
  • Длина/ширина/высота – 13 170/3 320/5 280 мм.

Модификации

МПТ-6 пришел на смену ранее выпускаемому ТМЗ им. В.В. Воровского МПТ-4. Но на этом работа конструкторов Тихорецкого машиностроительного завода не закончилась. Благодаря чему достаточно быстро появилось несколько модификаций удачного варианта погрузочно-транспортного мотовоза, быстро ставшие популярными у железнодорожных служб по всей стране. В их число входят:

  1. МПТ-6Э. Машина укомплектована тяговыми электрическими двигателями, установленными вместо дизельного и запитанными от дизель-генераторного силового агрегата.
  2. МПТ-6.2. Отличается от базовой модели наличием двух кабин (заметно повышают удобство выполнения маневровых работ) и съемного автономного модуля дорожной мастерской, которая дополнительно комплектуется станками, инструментом и другим необходимым оборудованием.
  3. МПТ-6.2Ш. Специальная модификация, предназначенная для использования в ШЧ-10, расположенной в Могилеве на территории Беларуси.
  4. МПТ-6.3. Вместо консольного установлен телескопический кран, грузоподъемность которого составляет 5 тонн. Что позволяет увеличить производительность погрузочно-разгрузочных работ в стесненных условиях на путях или вблизи станционных зданий.
  5. МПТ-6.4. Комплектуется увеличенной кабиной, позволяющей разместить до 22 человек. Предназначен для участкового метода обслуживания железнодорожных путей.
  6. МПТ-6.5. Устройство мотовоза предусматривает установку электромеханической трансмиссии, отличающейся большей надежностью и эффективностью в процессе эксплуатации.

МПТГ-2  В 2015 году на Тихорецком машиностроительном заводе им. В.В. Воровского стартовало производство следующей серии мотовозов.

Она обозначается аббревиатурой МПТГ-2, что расшифровывается как мотовоз погрузочно-разгрузочный грузовой. Техника имеет удобную и универсальную модульную конструкцию. Машина также выпущена в нескольких модификациях и стала достойным продолжением славных традиций МПТ-6.

Заключение

МПТ-6 – востребованная и достаточно массовая модель погрузочно-разгрузочного мотовоза. Спецтехника разработана и производится на ТМЗ им. В.В. Воровского. Мотовоз предназначен для обеспечения всем необходимым – от рабочих и инструмента до стройматериалов и комплектующих – работ по ремонту и обслуживанию железнодорожных путей. Для большего удобства в эксплуатации завод выпускает несколько модификаций мотовоза, каждая из которых имеет собственные особенности и более узкую специализацию.

Главными достоинствами МПТ-6 выступают: универсальность, разнообразие, отменные ходовые и технические характеристики. Машины активно используются до настоящего времени, что выступает еще одним очень наглядным подтверждением их эффективности в реальном деле.

Рейтинг: 20
Всего оценок: 6 Комментариев: 7 Просмотров: 59
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 16-02-2024 / Обновлено: 18-02-2024
Поиск запроса "Ремонтный мотовоз МПТ-6" по информационным материалам
Комментарии
Влад Люберцы 16.02.2024

Живу неподалеку от крупного железнодорожного узла, так что из окна могу видеть подобную технику, как говорится, вживую. Такие мотовозы можно назвать рабочими лошадками, позволяющими незамедлительно выехать бригаде туда, куда нужно, и, соответственно, доставить то, что нужно.

0
0
Ответить
Платон Уссурийск 16.02.2024

Непосредственно не работал на нем, но видел его во всей красе. У нас рядом с деревней пути меняли и я смотрел ещё ребёнком, как такая машина, могла с лёгкостью поднять и перенести рельс. Машина классная, настоящая рабочая лошадка. Дизайн старый и ужасный, комфорта никакого. Зато производительность выше иностранных машин в разы.

0
1
Ответить
Лилу Сыктывкар 16.02.2024

Помню, как была крайне удивлена, когда увидела конкретно этот мотовоз в продаже на Авито, цена не указана. Никогда бы не думала, что там такой крупногабаритный и специфический транспорт тоже продают. Но потом узнала, что это еще что, там и самолеты есть))

0
0
Ответить
Геннадий Ю Таганрог 17.02.2024

"эМПэШечка". 12 лет работал машинистом на такой платформе. Далеко такая "машина" не ездит, предназначена для ремонтных работ железнодорожных путей и подвоз ремонтного оборудования. Причем работать нужно быстро что бы не нарушить график движения поездов. Техника надежная, главное уход за ней и она прослужит долго.

0
0
Ответить
Бен 19.11.2024

Интересно, что МПТ-6 до сих пор пользуется популярностью, несмотря на то, что прошел уже не один десяток лет с начала производства. Это говорит о том, что Тихорецкому машиностроительному заводу удалось создать действительно надежный и эффективный продукт, который до сих пор востребован в железнодорожной отрасли. Вспоминая аналогичные машины, такие как немецкие KLV 53 или американские "Trackmobile", можно отметить, что у каждой модели есть свои уникальные особенности. Однако, МПТ-6 выделяется благодаря своей модульной конструкции и возможности выполнять широкий спектр задач - от транспортировки рабочих до очистки путей от снега. Важно также, что завод не остановился на достигнутом и продолжает развивать линейку, выпуская новые модификации, как это было с переходом от МПТ-4 к МПТ-6. Это позволяет не только оставаться конкурентоспособными, но и удовлетворять растущие потребности железнодорожных служб по всей стране. Еще одним доказательством успешности модели является ее экспорт в другие страны, например, Беларусь, где используется МПТ-6.2Ш. Думаю, что такие машины остаются на плаву не только из-за своей функциональности, но и благодаря надежности, что особенно важно в условиях, когда требуется минимизировать простои и обеспечить бесперебойную работу железнодорожной инфраструктуры.

0
0
Ответить
Евстафий 20.11.2024

МПТ-6 - это настоящий рабочий конь в мире железнодорожной техники. Его универсальность и возможность адаптации под различные задачи делают его незаменимым инструментом для железнодорожных служб. Удивительно, как много задач он может выполнять: от транспортировки до маневровых работ. Это действительно впечатляет!

0
0
Ответить
Радослав 21.11.2024

Мне кажется, что модульная конструкция МПТ-6 - это настоящий прорыв в сфере железнодорожных машин. Она позволяет значительно расширить функционал мотовоза. Особенно радует, что такая техника выпускается у нас в России, и даже спустя годы продолжает модернизироваться и улучшаться. Это внушает оптимизм по поводу будущего отечественного машиностроения.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: