Шнековый снегоболотоход ЗИЛ-4904
Отдельным направлением деятельности советской машиностроительной отрасли была разработка вездеходов. Конструкторы тех времен создавали воистину уникальные механизмы, способные добраться до самых отдаленных районов, туда, куда другим транспортным средствам путь заказан.
Оглавление
Изначально это средство передвижения предназначалось для поиска космонавтов, но широкого применения оно не получило. Чем примечателен шнекоход ЗИЛ, каковы его характеристики, и что стало с гигантом – об этом поговорим в нашем сегодняшнем разговоре.
Что такое шнекоротор
Отвечая на этот вопрос, стоит привести в качестве примера старую добрую советскую мясорубку. Деталь, напоминающая бур и превращающая мясо в фарш, называется шнеком. Именно такой шнек, только, конечно, побольше и попрочнее, является ключевой деталью шнекоходов, позволяющей им перемещаться по слабой и неустойчивой почве.
Если описать понятие по-научному, согласно словарю, то под термином «шнекоротор» подразумевают «стержень со сплошной винтообразной поверхностью по всей длине». Придумал его Архимед, произошло это в процессе создания великим ученым его водоподъемной машины.
Первый работоспособный шнекоход запатентовал Якоб Морат во второй половине 19 века. В его основе лежат винты – те самые, изобретенные великим Архимедом, они в механизме выполняли функции движителя.
История шнекороторов в России
В России технологию шнекоротора впервые реализовал Ф. Дергинт – в 1900 году он придумал мотосани, приводимые в движение винтом-шнеком, и даже получил на них патент. Но изобретение осталось неизвестным и оказалось забытым вплоть до периода рассвета СССР. Тогда конструкторы Горьковского политеха подняли архивы и на основе обнаруженных чертежей возобновили разработки вездехода, где движителем выступал шнек. К ним подключились сотрудники конструкторского бюро ЗиЛа под руководством Грачева.
В течении нескольких лет они занимались разработкой всевозможных вездеходов – шнекороторных, гусеничных и колесных. Модель, которой посвящен наш разговор, изначально получила название ПЭУ-3 и стала самой габаритной изо всех шнекороторов советского производства.
Отдельного внимания заслуживает машина, появившаяся на свет в рамках реализации секретного проекта. Речь идет о шнековом снегоболотоходе ЗИЛ-4904, аналогов которому не было в момент создания, как нет их и сейчас.
ВажноМодель получилась более чем монументальной, ведь вместо внедорожных колес и гусеничного хода в ней использовались шнекороторы – огромнейшие «мясорубки» длиною в 6 метров, которые обеспечивали возможность передвижения по грязи, болоту и снегу, независимо от его глубины. Инновационное изобретение сразу окрестили королем проходимости, оно отличалось особой конструкцией с двумя моторами и сверхсложной трансмиссией.
Шнекоротор ЗИЛ-4904 уникален, он собран в единственном экземпляре. В наше время машина является музейным экспонатом и входит в состав экспозиции Государственного военно-технического музея. Руководил созданием этого чуда техники А. Селезнев, разработку удалось завершить в 1972 году.
Изначально конструкторы планировали создать целую линейку машин высокой проходимости, которые предназначались для выполнения поисково-спасательных операций в отдаленных труднодоступных регионах, а также для восполнения нужд исследователей, геологов, специалистов предприятий нефтедобывающей отрасли.
Устройство ЗИЛ-4904
В основе вездехода лежали высокопрочные гигантские шнеки, изготовленные из сплава алюминия марки АМГ-61. Он обеспечил узлу высочайшую прочность, которая оптимально сочеталась с удивительной легкостью. Благодаря небольшому весу шнеков машина была амфибией, то есть могла передвигаться не только по снегу/болоту/грязи, но и вплавь.
В действие механизм приводился двумя V-образными бензиновыми двигателями на 180 л. с. каждый – такими же, как и те, что устанавливались на внедорожники «Урал». Для беспроблемного запуска в суровых климатических условиях двигатели оснащались предпусковыми подогревателями.
Крутящий момент от моторов на шнеки передавался посредством сложной трансмиссии, в состав которой входила раздатка и главная передача с редуктором, распределяющим усилие на бортовые передачи (2 штуки), каждая из которых вращала собственный шнек.
За возможность поворота отвечала система рычагов и сухих многодисковых фрикционов, а также тормоза основной передачи. Вездеход мог двигаться не только вперед или назад, но и в бок, он легко разворачивался на месте и поворачивал по дуге. Все эти манипуляции осуществлялись по принципу, аналогичному тому, который реализован в классической гусеничной технике – благодаря подтормаживанию одного борта.
Стальной корпус машины был водонепроницаемым (все-таки это амфибия), а для изготовления кабины использовался высокопрочный стеклопластик. В корпусе были насосы для откачивания воды.
В кабине кроме операторского находилось еще два посадочных места. Большая площадь остекления обеспечивала хороший обзор. Попасть внутрь машины было непросто из-за внушительной высоты и отсутствия каких бы то ни было ступенек или подножек.
Пульт управления представлял собой привычную для тех времен панель приборов с крутилками, стрелками и тумблерами. Управление работой моторов, трансмиссии и коробки передач осуществлялось с помощью рычагов, аналогичных используемым в обычной гусеничной технике.
Эксплуатационные возможности ЗИЛ-4904 полностью соответствовали его назначению. Техника отличалась высокой проходимостью и маневренностью.
По этим параметрам она оставляла далеко позади лучшие вездеходы на гусеничном ходу, не говоря уже о колесных. Шнекоход легко двигался по льду, снегу и болоту, причем, чем больше ему приходилось «месить», тем выше была скорость (сказывался хороший зацеп), но вот с передвижением по асфальту наблюдались проблемы.
Технические характеристики шнекохода
Описывая технические параметры уникального механизма, приведем следующие данные:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Снаряженный вес, т | 7 |
Грузоподъемность, т | 2,5 |
Габариты (ДхШхВ), м | 8,2 х 3,2 х 3 |
Длина шнека, м | 6 |
Диаметр шнека, м | 1,5 |
Величина дорожного просвета, м | 1,1 |
Углы свеса спереди / сзади, град. | 30 и 70 |
Полный вес, т | 10,1 |
Максимальная скорость движения, км/ч | по снегу и грязи - 17, по воде – 10 |
Уникальная проходимость
Как уже говорилось выше, в плане проходимости по бездорожью ЗИЛ-4904 не было равных. Он мог перемещаться по болоту, рыхлому снегу и по воде, оставляя далеко позади даже гусеничную технику и машины на воздушной подушке. Однако в ходе испытаний выяснилось, что на твердых покрытиях шнекоротор хоть и выполняет свои функции, но быстро изнашивается.
Чтобы обеспечить возможность транспортировки машины по дорогам общего назначения разработали специальный транспортер. Он состоял из двух частей – 2-осной площадки с вездеходными шинами и 2-осной тележки с такими же колесами повышенной проходимости.
Недостатки
При всех описанных выше достоинствах были у машины и недостатки. Это очень громкие и прожорливые моторы, небольшая скорость передвижения и крайне узкая сфера применения, ограниченная парой отдаленных локаций. Двигатели шнекохода были не только громкими – они выделяли огромное количество выхлопных газов, так что, если б техника выпускалась сегодня, ее никто не допустил бы к началу эксплуатации.
Правда, подобная участь постигла и ЗИЛ-4904: он прошел испытания, причем, в двух вариантах (грузовом и пассажирском, в кузове которого умещалось 8 человек), но на этом все закончилось. Применения уникальному вездеходу так и не нашли.
Как использовали идею шнекоротора дальше
Результаты изысканий и расчётов, проведенных конструкторами в процессе создания этого шнекоротора, позже были использованы при разработке вездехода ЗИЛ-2909 и его более удачной версии - ЗИЛ-29061. Эта модель получилась быстроходнее и даже вошла в состав поисково-спасательного комплекса для розыска и перевозки космонавтов, приземлившихся на Землю.
Итог
Несмотря на то, что снегоболотоход ЗИЛ-4904 появился на свет в единственном экземпляре и не нашел применения, он сыграл важную роль вначале в советском, а затем – в российском машиностроении, став основой аналогичных и более совершенных машин узкого назначения.
Благодаря, тому что более обновили шнекоротор. Шнекоротор впечатляет тем, как совершенствовался годами, чтобы менее изнашивался.
Раньше в принципе были более шумные моторы, достаточно вспомнить поездки на дребезжащих автобусах "буханках" в 90-е. С экологичностью двигателей тоже было не очень, но надо учесть и то, что воздух был еще менее загрязнен, поэтому такую технику выпускали на улицы. Теперь ЗИЛ выпускает куда более совершенные машины.
Я подобную технику раньше никогда не видел и, честно говоря, даже не представлял, что подобное существует. А вообще очень жаль, что в массовое производство подобная машина не поступила. Просто в нашей стране полным-полно труднодоступных мест, где бы она реально пригодилась.