Двигатель ЯМЗ 236
Двигатель ЯМЗ 236 – это легендарная дизельная силовая установка советского производства, получившая самое широкое распространение, если сравнивать ее с другими моделями Ярославского моторного завода. Она представляет собой 4-тактный 6-цилиндровый 12-клапанный агрегат с широкой сферой применения.
Оглавление
Как показывает практика, мотор получился не только востребованным и универсальным – он заслужил звание самого надежного отечественного двигателя с наиболее продолжительным ресурсом. О том, что представляет собой настоящая легенда советской промышленности, пойдет речь в нашем сегодняшнем разговоре.
О заводе ЯМЗ. Дорога длиной в 100 лет
История предприятия начиналась более века назад со штучного выпуска автомашин. Основателем завода считается В. Лебедев – один из первых российских авиаторов, человек с ярко выраженной предпринимательской жилкой. В соответствии с правительственной программой по созданию автопромышленности в г. Ярославль планировали наладить выпуск иностранных санитарных машин для восполнения нужд фронта во время Первой мировой войны.
Но из-за отсутствия источника финансирования предприятие, получившее название «Акционерное общество механических передвижений и производств В. А. Лебедева», начало строить собственный завод лишь в 1916 году. Производственные мощности были введены в эксплуатацию в конце года, и официальной датой основания ЯМЗ считается 20 октября 1916.
После революции завод национализировали, и до 1925 он занимался исключительно ремонтом авто, которых по тем временам было немного. В начале ноября 1925 на базе ЯМЗ собрали первые 3-тонные грузовики Я-3 с колесной формулой 4 на 2. Машины были точной копией White из США.
В первую пятилетку модельный ряд предприятия, переименованного в «Ярославский государственный автомобильный завод № 3», значительно расширился. Наладили выпуск 4-тонного грузовика с «мерседесовским» мотором, чуть позже ему на смену пришел 5-тонник с двигателем Herkules.
В 1930 руководство страны приняло решение об увеличении производства завода до 3 тыс. грузовиков в год. Спустя год с конвейера сошел первый трехосник ЯГ-10, грузоподъемность которого составляла 8 тонн. Его сразу же пустили в серийное производство, а еще через год в дополнение к этой модели собрали первый в СССР 12-тонник с колесной формулой 8 на 8.
Параллельно с производством грузовиков предприятие наладило выпуск автобусов, а в 1934 перед его конструкторами поставили задачу – создать грузовик с самосвальным кузовом. К концу года поручение было выполнено, и первые советские самосвалы начали собираться серийно уже в 1935.
После самосвалов модельный ряд Ярославского завода пополнился троллейбусами, которые постоянно совершенствовались. В 1938 на улицы столицы выпустили даже 3-осный 2-этажный троллейбус на 72 посадочных места. Его общая пассажировместимость составляла 100 человек.
К 1940 году объемы производства в 26 раз превысили количество машин, выпускаемых в первые годы работы предприятия. К тому моменту на заводе собирали грузовики (28 моделей), троллейбусы (7 моделей) и даже автомобильные прицепы. Возникла потребность в реконструкции предприятия, и она уже была в планах, но помешала война.
С началом Великой отечественной Ярославский завод переключился на производство продукции для нужд армии – снаряды, гранаты, мины, пулеметы и пр. Благодаря опыту, полученному в рамках сотрудничества с американцами, удалось наладить выпуск более мощных дизельных моторов ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 на 110-120 л. с. соответственно.
После войны, во второй половине 50 годов было решено сузить модельный ряд, акцентировав внимание на производстве моторов, КП и сцеплений.
ВажноВ 1958 предприятие получило и новое название - Ярославский моторный завод. Постепенно оно освоило сборку четырехтактных дизельных силовых агрегатов мощностью в 180-500 «лошадок». Базовыми моделями стали шести- и двенадцати цилиндровые ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 и ЯМЗ-240, которые до сих пор сохраняют конкурентное преимущество.
В начале 90 годов ЯМЗ трансформировали в АО «Автодизель», а в 2002 его включили в состав Общества с ограниченной ответственностью «РусПромАвто», которое позже стало крупнейшим автоконцерном «Группа ГАЗ».
В период с 1995 по 2008 на предприятии сконструировали новые дизельные установки ЯМЗ-530, которые соответствуют стандартам Euro 4. Стомиллионный мотор легендарного ЯМЗ сошел с его конвейера в 2014 году.
По состоянию на сегодняшний день «Автодизель» остается крупнейшим в РФ предприятием, выпускающим средние и тяжелые дизельные моторы, устанавливаемые более чем на триста моделей ТС и спецтехники. В их числе – трактора, грузовики, комбайны, техника для дорожного строительства и даже дизель-электрические станции, нашедшие свое применение во многих отраслях промышленности и народного хозяйства.
Обзор современной продукции
Сейчас основной продукцией предприятия являются дизельные моторы ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, у каждого из которых насчитывается множество модификаций. Все они получили широкое распространение благодаря длительному выпуску машин, которые ими оснащаются.
Несмотря на то, что конструкция силовых установок слегка устарела, они все еще пользуются высоким спросом и даже составляют достойную конкуренцию некоторым зарубежным аналогам. Востребованности указанных моделей поспособствовал тот факт, что недавно они претерпели очередную модернизацию и теперь полностью отвечают нормам Euro 4 и Euro 5.
Двигатели ЯМЗ-236/656 и ЯМЗ-238/658, мощность которых достигает 300 и 400 л. с. соответственно, устанавливаются сегодня на трактора, всевозможную сельхозтехнику, грузовики и машины специального назначения. Кроме моторов предприятие выпускает запчасти к ним, комплекты переоборудования и дизельные генераторы.
Технические характеристики двигателя ЯМЗ-236
Базовой версией указанной силовой установки является классический атмосферник, однако позже линейка пополнилась двигателем ЯМЗ-236 «турбо». Диапазон мощностей варьируется в пределах 150-300 л. с.
Описывая дизельный двигатель ЯМЗ-236, начнем с сухих, но при этом весьма красноречивых цифр:
Ход поршня, ммТехнические характеристики | Значения |
---|---|
Габариты (ДхШхВ), м | 1,02-1,8 х 1 х 1,19 |
Масса без КП и сцепления (в сухом, незаправленном состоянии), кг | 821 |
Масса со сцеплением и коробкой передач,кг | 1100 - 1380 |
Объем двигателя, л | 11,1 |
Крутящий момент, Н/м | 667-1275 |
Диаметр цилиндра, мм | 130 |
Степень сжатия | 17,5 |
Ход поршня | 140 |
Минимальный расход топлива, г/кВт.ч | 214 |
Устройство и компоновка двигателя
Мотор, ставший темой нашей беседы, представляет собой V-образный рядный 6-цилиндровый узел. Цилиндры размещены в 2 ряда под углом в 90 градусов. Такое решение позволило добиться снижения веса силовой установки и более эргономичного расположения остальных конструктивных элементов транспортного средства.
Важным преимуществом двигателя является его простота и ремонтопригодность, ведь детали, требующего систематического обслуживания, находятся в легкодоступном месте, преимущественно – спереди и в развале цилиндров.
Спереди в верхней части размещен компрессор тормозной системы, топливный фильтр, генератор. Рядом находится водяной насос и усилитель руля. Слева на торцевой части блока цилиндров установлены фильтры для очистки масла. Масляный насос фиксируется на крышке коренного подшипника и приводится в действие шестеренкой коленвала.
Стартер установлен внизу справа. Картер выполняет двойственную функцию, являясь одновременно емкостью для смазочной системы. Головки цилиндров расположены на привалочных плоскостях соответствующего ряда. Рядом с ними находятся форсунки и клапаны ГРС. Клапана двигателя ЯМЗ-236 закрыты стальными крышками, в одной из них для заливки масла предусмотрен специальный патрубок.
Снаружи с обеих сторон к головкам крепятся выпускные трубопроводы. Со стороны развала фиксируются впускные и водоотводящие трубы, там же установлен термостат системы охлаждения. Воздушный фильтр расположен в переходнике, куда выведены впускные трубопроводы. Топливный насос высокого давления двигателя ЯМЗ-236 вместе с регулятором количества оборотов установлены в развале цилиндров.
Он идет в сборке с муфтой для опережения впрыска топлива. Сзади, на торцевой части блока цилиндров находится картер маховика с люком, который закрывается крышкой. На маховике установлено сцепление, а на торцевой части картера находится КП.
Основные элементы двигателя ЯМЗ-236
Ключевыми деталями силовой установки являются:
- Блок цилиндров и картер.
- Головка цилиндров, изготовленная из цельного чугуна для большей прочности и надежности. Она оснащена водяной рубашкой для отвода избыточного тепла.
- Коленвал, изготовленный методом штампования из стали марки 50Г.
- Маховик с зубчатым венцом из стали для запуска мотора с помощью стартера.
- Шатун из кованной стали с сечением в форме двутавра.
- Поршни из алюминиевого сплава с оловянным покрытием.
- Поршневой палец, соединяющий поршень и шатун.
- Поршневые кольца, изготовленные из чугуна методом литья.
- Газораспределительный механизм с кованным распредвалом.
- Система смазки (комбинированная).
- Система питания.
Модификации двигателя ЯМЗ-236 и сферы их применения
По состоянию на момент написания данного материала насчитывается 35 модификаций базовой версии мотора без функции турбонаддува. Мощность силовых установок варьируется в пределах 150-195 лошадиных сил. Такими агрегатами оснащаются дизельные суда, компрессорные станции, дорожные катки и грейдеры, бульдозеры, погрузчики, самоходные подъемные краны, вездеходы, бульдозеры, а также устаревшие грузовые авто советского образца.
Включение турбины в двигатель ЯМЗ-236 позволило выпустить 54 модификации агрегата и значительно увеличить мощность, которая теперь варьируется в пределах 230-300 л. с. Такими двигателями оборудуют автобусы, трактора и комбайны, всевозможную спецтехнику, а также некоторые версии МАЗов и «Уралов».
Итог
ЯМЗ-236 – легендарный двигатель. Несмотря на свой внушительный возраст, он до сих пор используется в отечественной автомобильной промышленности и даже поставляется в страны ближнего зарубежья.
Благодаря неплохим эксплуатационным характеристикам, большому количеству модификаций и соответствию строгим экологическим нормам, мотор способен составить достойную конкуренцию многим зарубежным аналогам.
- Дым из двигателя
- Поломка двигателя.
- Почему перегревается двигатель на форде?
- Газовые двигатели на грузовых машинах
- Двигатель троит
- Импортозамещение: что предпринимают российские производители
- Самосвал МАЗ-5549
- Аэродромный подвижной электроагрегат АПА-120Е
- Городской автобус Волжанин-5270
- Обзор популярных тракторных двигателей в России
Автор подробно описывает конструкцию двигателя, его мощность, рабочий объем, количество цилиндров и другие технические параметры. Однако, стоит отметить, что статья не слишком глубоко рассматривает преимущества и недостатки ЯМЗ-236. Также не упоминаются возможные проблемы или особенности обслуживания и ремонта данного двигателя.
Действительно хороший движок, но и завод плохого не производит. Его плюсы высокая мощность и хорошая эргономика. Интересно было прочесть о модификациях, ранее не знал сколько их всего. Кстати, такой у меня на бульдозере стоял. Великолепно ездил.
Двухэтажный троллейбус хоть и не прижился в Москве (или попросту война помешала), но был легендарной разработкой для своей эпохи. А двигатели ЯМЗ нередко сравнивают с двигателями "Камминс" по степени выносливости. И ремонтировать наши двигатели бывает даже проще, чем американские.
Двигатель мощный но экономичный. Даже те частники. кто имеют автомобиль КАМАЗ стараются поменять родной двигатель на ЯМЗ. Он более надежный, больше ходит без капитального ремонта. На сколько я знаю, такой двигатель в большом количестве ставят и на военную технику.
При ремонте двигателя нужно знать как из чего он сделан, какие у него запасные части, что куда идет, что можно заменить. Что можно просто отремонтировать и поставить на место. Но как обычно бывает что запасные части при ремонте двигателя просто меняются на новые. Когда старые уже сломались, либо от эксплуатации уже железо сточилось.
Читая статью о двигателе ЯМЗ-236, испытываешь настоящее уважение к инженерной мысли того времени. Интересно, что, несмотря на относительную простоту конструкции, этот двигатель по-прежнему востребован в самых разных сферах. Это напоминает мне историю с двигателями Cummins, которые также славятся своей долговечностью и ремонтопригодностью. ЯМЗ-236, как и Cummins, отличается модульным подходом, где все необходимые узлы расположены так, чтобы их было легко обслуживать. Это особенно ценно для техники, работающей в полевых условиях. Да, конструкция может показаться устаревшей, но в этом и заключается ее прелесть: она проверена временем и не требует сложного ухода. Факт, что двигатель до сих пор отвечает современным экологическим стандартам, говорит о потенциале модернизации, который был заложен в него изначально. Важно отметить и разнообразие модификаций, что позволяет использовать ЯМЗ-236 в самых разных условиях, от тракторов до дизель-электрических станций. Это как с линейкой двигателей Caterpillar – один базовый агрегат может иметь множество вариантов, адаптированных под конкретные задачи. ЯМЗ-236 – это не просто двигатель, это настоящая легенда, которая продолжает служить и радовать своей надежностью. Надеюсь, что и дальше он будет оставаться актуальным и найдет свое место в новых разработках техники.
Множество модификаций ЯМЗ-236 напоминают мне историю с двигателями Perkins. Простота и надежность – ключевые факторы, благодаря которым этот двигатель остается в строю. Радует, что его до сих пор используют в новых моделях техники, это говорит о его действительно выдающихся характеристиках.
ЯМЗ-236 – это классика, без которой трудно представить отечественную технику. Двигатель, как хороший винтажный автомобиль, с годами только набирает ценность. Удивляет, что он до сих пор актуален и может конкурировать с современными моделями.