Двигатель ЯМЗ 236

Двигатель ЯМЗ 236 – это легендарная дизельная силовая установка советского производства, получившая самое широкое распространение, если сравнивать ее с другими моделями Ярославского моторного завода. Она представляет собой 4-тактный 6-цилиндровый 12-клапанный агрегат с широкой сферой применения. 

Как показывает практика, мотор получился не только востребованным и универсальным – он заслужил звание самого надежного отечественного двигателя с наиболее продолжительным ресурсом. О том, что представляет собой настоящая легенда советской промышленности, пойдет речь в нашем сегодняшнем разговоре.

О заводе ЯМЗ. Дорога длиной в 100 лет

История предприятия начиналась более века назад со штучного выпуска автомашин. Основателем завода считается В. Лебедев – один из первых российских авиаторов, человек с ярко выраженной предпринимательской жилкой. В соответствии с правительственной программой по созданию автопромышленности в г. Ярославль планировали наладить выпуск иностранных санитарных машин для восполнения нужд фронта во время Первой мировой войны. 

ЯМЗ 236

Но из-за отсутствия источника финансирования предприятие, получившее название «Акционерное общество механических передвижений и производств В. А. Лебедева», начало строить собственный завод лишь в 1916 году. Производственные мощности были введены в эксплуатацию в конце года, и официальной датой основания ЯМЗ считается 20 октября 1916.

После революции завод национализировали, и до 1925 он занимался исключительно ремонтом авто, которых по тем временам было немного. В начале ноября 1925 на базе ЯМЗ собрали первые 3-тонные грузовики Я-3 с колесной формулой 4 на 2. Машины были точной копией White из США.

грузовики Я-3

В первую пятилетку модельный ряд предприятия, переименованного в «Ярославский государственный автомобильный завод № 3», значительно расширился. Наладили выпуск 4-тонного грузовика с «мерседесовским» мотором, чуть позже ему на смену пришел 5-тонник с двигателем Herkules.

В 1930 руководство страны приняло решение об увеличении производства завода до 3 тыс. грузовиков в год. Спустя год с конвейера сошел первый трехосник ЯГ-10, грузоподъемность которого составляла 8 тонн. Его сразу же пустили в серийное производство, а еще через год в дополнение к этой модели собрали первый в СССР 12-тонник с колесной формулой 8 на 8.

Параллельно с производством грузовиков предприятие наладило выпуск автобусов, а в 1934 перед его конструкторами поставили задачу – создать грузовик с самосвальным кузовом. К концу года поручение было выполнено, и первые советские самосвалы начали собираться серийно уже в 1935. 

После самосвалов модельный ряд Ярославского завода пополнился троллейбусами, которые постоянно совершенствовались. В 1938 на улицы столицы выпустили даже 3-осный 2-этажный троллейбус на 72 посадочных места. Его общая пассажировместимость составляла 100 человек. 

К 1940 году объемы производства в 26 раз превысили количество машин, выпускаемых в первые годы работы предприятия. К тому моменту на заводе собирали грузовики (28 моделей), троллейбусы (7 моделей) и даже автомобильные прицепы. Возникла потребность в реконструкции предприятия, и она уже была в планах, но помешала война.

ЯАЗ-204

С началом Великой отечественной Ярославский завод переключился на производство продукции для нужд армии – снаряды, гранаты, мины, пулеметы и пр. Благодаря опыту, полученному в рамках сотрудничества с американцами, удалось наладить выпуск более мощных дизельных моторов ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 на 110-120 л. с. соответственно. 

После войны, во второй половине 50 годов было решено сузить модельный ряд, акцентировав внимание на производстве моторов, КП и сцеплений.

Важно

В 1958 предприятие получило и новое название - Ярославский моторный завод. Постепенно оно освоило сборку четырехтактных дизельных силовых агрегатов мощностью в 180-500 «лошадок». Базовыми моделями стали шести- и двенадцати цилиндровые ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 и ЯМЗ-240, которые до сих пор сохраняют конкурентное преимущество.

В начале 90 годов ЯМЗ трансформировали в АО «Автодизель», а в 2002 его включили в состав Общества с ограниченной ответственностью «РусПромАвто», которое позже стало крупнейшим автоконцерном «Группа ГАЗ».

Ярославский моторный завод

В период с 1995 по 2008 на предприятии сконструировали новые дизельные установки ЯМЗ-530, которые соответствуют стандартам Euro 4. Стомиллионный мотор легендарного ЯМЗ сошел с его конвейера в 2014 году.

По состоянию на сегодняшний день «Автодизель» остается крупнейшим в РФ предприятием, выпускающим средние и тяжелые дизельные моторы, устанавливаемые более чем на триста моделей ТС и спецтехники. В их числе – трактора, грузовики, комбайны, техника для дорожного строительства и даже дизель-электрические станции, нашедшие свое применение во многих отраслях промышленности и народного хозяйства.

Обзор современной продукции

Сейчас основной продукцией предприятия являются дизельные моторы ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, у каждого из которых насчитывается множество модификаций. Все они получили широкое распространение благодаря длительному выпуску машин, которые ими оснащаются.

ЯМЗ-236

Несмотря на то, что конструкция силовых установок слегка устарела, они все еще пользуются высоким спросом и даже составляют достойную конкуренцию некоторым зарубежным аналогам. Востребованности указанных моделей поспособствовал тот факт, что недавно они претерпели очередную модернизацию и теперь полностью отвечают нормам Euro 4 и Euro 5.

Двигатели ЯМЗ-236/656 и ЯМЗ-238/658, мощность которых достигает 300 и 400 л. с. соответственно, устанавливаются сегодня на трактора, всевозможную сельхозтехнику, грузовики и машины специального назначения. Кроме моторов предприятие выпускает запчасти к ним, комплекты переоборудования и дизельные генераторы.

Технические характеристики двигателя ЯМЗ-236

Базовой версией указанной силовой установки является классический атмосферник, однако позже линейка пополнилась двигателем ЯМЗ-236 «турбо». Диапазон мощностей варьируется в пределах 150-300 л. с. 

Описывая дизельный двигатель ЯМЗ-236, начнем с сухих, но при этом весьма красноречивых цифр:

Ход поршня, ммТехнические характеристики Значения
Габариты (ДхШхВ), м 1,02-1,8 х 1 х 1,19
Масса без КП и сцепления (в сухом, незаправленном состоянии), кг 821
Масса со сцеплением и коробкой передач,кг 1100 - 1380
Объем двигателя, л 11,1
Крутящий момент, Н/м 667-1275
Диаметр цилиндра, мм 130
Степень сжатия 17,5
Ход поршня 140
Минимальный расход топлива, г/кВт.ч 214

Устройство и компоновка двигателя

Мотор, ставший темой нашей беседы, представляет собой V-образный рядный 6-цилиндровый узел. Цилиндры размещены в 2 ряда под углом в 90 градусов. Такое решение позволило добиться снижения веса силовой установки и более эргономичного расположения остальных конструктивных элементов транспортного средства. 

Важным преимуществом двигателя является его простота и ремонтопригодность, ведь детали, требующего систематического обслуживания, находятся в легкодоступном месте, преимущественно – спереди и в развале цилиндров. 

Спереди в верхней части размещен компрессор тормозной системы, топливный фильтр, генератор. Рядом находится водяной насос и усилитель руля. Слева на торцевой части блока цилиндров установлены фильтры для очистки масла. Масляный насос фиксируется на крышке коренного подшипника и приводится в действие шестеренкой коленвала. 

ЯМЗ-236

Стартер установлен внизу справа. Картер выполняет двойственную функцию, являясь одновременно емкостью для смазочной системы. Головки цилиндров расположены на привалочных плоскостях соответствующего ряда. Рядом с ними находятся форсунки и клапаны ГРС. Клапана двигателя ЯМЗ-236 закрыты стальными крышками, в одной из них для заливки масла предусмотрен специальный патрубок. 

Снаружи с обеих сторон к головкам крепятся выпускные трубопроводы. Со стороны развала фиксируются впускные и водоотводящие трубы, там же установлен термостат системы охлаждения. Воздушный фильтр расположен в переходнике, куда выведены впускные трубопроводы. Топливный насос высокого давления двигателя ЯМЗ-236 вместе с регулятором количества оборотов установлены в развале цилиндров.

Он идет в сборке с муфтой для опережения впрыска топлива. Сзади, на торцевой части блока цилиндров находится картер маховика с люком, который закрывается крышкой. На маховике установлено сцепление, а на торцевой части картера находится КП.

Основные элементы двигателя ЯМЗ-236

ЯМЗ-236

Ключевыми деталями силовой установки являются:

  •  Блок цилиндров и картер.
  •  Головка цилиндров, изготовленная из цельного чугуна для большей прочности и надежности. Она оснащена водяной рубашкой для отвода избыточного тепла.
  •  Коленвал, изготовленный методом штампования из стали марки 50Г.
  •  Маховик с зубчатым венцом из стали для запуска мотора с помощью стартера.
  •  Шатун из кованной стали с сечением в форме двутавра.
  •  Поршни из алюминиевого сплава с оловянным покрытием. 
  •  Поршневой палец, соединяющий поршень и шатун.
  •  Поршневые кольца, изготовленные из чугуна методом литья.
  •  Газораспределительный механизм с кованным распредвалом.
  •  Система смазки (комбинированная).
  •  Система питания.

Модификации двигателя ЯМЗ-236 и сферы их применения

Урал с двигателем ЯМЗ 236

По состоянию на момент написания данного материала насчитывается 35 модификаций базовой версии мотора без функции турбонаддува. Мощность силовых установок варьируется в пределах 150-195 лошадиных сил. Такими агрегатами оснащаются дизельные суда, компрессорные станции, дорожные катки и грейдеры, бульдозеры, погрузчики, самоходные подъемные краны, вездеходы, бульдозеры, а также устаревшие грузовые авто советского образца.

Включение турбины в двигатель ЯМЗ-236 позволило выпустить 54 модификации агрегата и значительно увеличить мощность, которая теперь варьируется в пределах 230-300 л. с. Такими двигателями оборудуют автобусы, трактора и комбайны, всевозможную спецтехнику, а также некоторые версии МАЗов и «Уралов».

Итог

ЯМЗ-236 – легендарный двигатель. Несмотря на свой внушительный возраст, он до сих пор используется в отечественной автомобильной промышленности и даже поставляется в страны ближнего зарубежья.

Благодаря неплохим эксплуатационным характеристикам, большому количеству модификаций и соответствию строгим экологическим нормам, мотор способен составить достойную конкуренцию многим зарубежным аналогам.

Рейтинг: 24
Всего оценок: 9 Комментариев: 5 Просмотров: 64
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 23-09-2023 / Обновлено: 23-09-2023
Поиск запроса "двигатель ямз 236" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Алексей Москва 23.09.2023

Автор подробно описывает конструкцию двигателя, его мощность, рабочий объем, количество цилиндров и другие технические параметры. Однако, стоит отметить, что статья не слишком глубоко рассматривает преимущества и недостатки ЯМЗ-236. Также не упоминаются возможные проблемы или особенности обслуживания и ремонта данного двигателя.

0
0
Ответить
Вячеслав Архангельск 23.09.2023

Действительно хороший движок, но и завод плохого не производит. Его плюсы высокая мощность и хорошая эргономика. Интересно было прочесть о модификациях, ранее не знал сколько их всего. Кстати, такой у меня на бульдозере стоял. Великолепно ездил.

0
0
Ответить
Мария Москва 24.09.2023

Двухэтажный троллейбус хоть и не прижился в Москве (или попросту война помешала), но был легендарной разработкой для своей эпохи. А двигатели ЯМЗ нередко сравнивают с двигателями "Камминс" по степени выносливости. И ремонтировать наши двигатели бывает даже проще, чем американские.

0
0
Ответить
Олег В Воронеж 24.09.2023

Двигатель мощный но экономичный. Даже те частники. кто имеют автомобиль КАМАЗ стараются поменять родной двигатель на ЯМЗ. Он более надежный, больше ходит без капитального ремонта. На сколько я знаю, такой двигатель в большом количестве ставят и на военную технику.

0
0
Ответить
Олег. Саратов. 24.09.2023

При ремонте двигателя нужно знать как из чего он сделан, какие у него запасные части, что куда идет, что можно заменить. Что можно просто отремонтировать и поставить на место. Но как обычно бывает что запасные части при ремонте двигателя просто меняются на новые. Когда старые уже сломались, либо от эксплуатации уже железо сточилось.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: