Тепловоз М62

Тепловоз М62 – это магистральный 6-осник советского производства, ласково именуемый «Машкой». Разрабатывался он специально для межправительственной организации Совет экономической взаимопомощи, а выпускался в УССР, на Луганском тепловозостроительном заводе.

Первый экземпляр сошел с конвейера в 1965 году, а спустя 5 лет модель стала основной в Союзе, производившейся по заказу Министерства путей сообщения огромным тиражом. Приблизительно в то же время был расширен номенклатурный ряд – тепловозы собирал в 2 вариантах исполнения – 2- и 3-секционном.

На момент написания данного материала тепловозы этого типа являются наиболее распространенными в РФ и составляют основу машинного парка РЖД. О том, что представляет собой столь популярная модель, которую без преувеличения можно назвать легендарной, пойдет речь в нашем сегодняшнем разговоре.

Назначение и область использования тепловозов

Тепловозами называют автономные локомотивы, которые изначально оснащались дизельными моторами. Дело в том, что эксплуатация аналогов с бензиновыми силовыми установками стоила бы неоправданно дорого, а газотурбовозы (локомотивы, приводимые в движение газовыми турбинами) не получили должного распространения.

Тепловоз М62

На просторах СССР тепловоз впервые появился в 20 годах минувшего века, став экономически обоснованной заменой паровозам, которые к тому времени морально устарели и отличались недостаточной эффективностью. 

В 20 веке конструкция претерпела существенные изменения по сравнению с первоначальной: мощность мотора многократно возросла (если изначально она составляла пару сотен лошадиных сил, то сегодня существуют модели, способные развивать и 6 тыс. «лошадок». В зависимости от типа машины используются разные методы передачи энергии от мотора к колесам. 

Значительно упростилось управление тепловозом, он более не требует столь огромных усилий в процессе эксплуатации, несоразмерно ниже с первыми моделями стало и количество вредных выбросов. Сегодня тепловозы строятся и активно используются практически во всех мировых государствах, а в России они и вовсе являются основным средством передвижения, особенно если необходимо с высоким уровнем комфорта и при этом недорого преодолеть значительные расстояния.

Важно

Все современные подвижные составы, используемые на железных дорогах всего мира, с точки зрения функционального назначения принято делить на две категории – магистральные и маневровые. Первые, то есть магистральные, бывают грузовыми, пассажирскими и грузопассажирскими.

Маневровые тепловозы, как следует из названия, предназначены для выполнения различных маневров непосредственно на станциях. Они переставляют вагоны между путями и подают их на подъездные пути, используются для формирования составов. А вот магистральные работают преимущественно со сформированными составами, перегоняя их между станциями и обслуживая рейсы разной степени дальности.

Такое разделение существует не зря: у каждого типа локомотива имеются серьезные технические различия, которые сказываются на функционале. К примеру, магистральные локомотивы для перемещения грузовых составов (грузовые) состоят из двух и более секций (чем их больше, тем выше мощность). Кроме того, грузовые тепловозы характеризуются большим сцепным весом и увеличенным диаметром колеса – он составляет 105 см, чтобы тяжелому груженому составу было легче сдвинуться с места.

Тепловоз М62

Маневровые локомотивы сконструированы таким образом, чтобы оперативнее набирать скорость. У них только одна кабина, это позволяет быстрее менять направление движения, а вот по мощности такие машины уступают не только грузовым, но и пассажирским «магистральникам».

Есть свои особенности и у пассажирских: плавный разгон, функция электрообогрева пассажирской части, надежные электропневматические тормоза.
Отдельной категорией считаются универсальные тепловозы, правда, они не получили широкого распространения и привлекаются преимущественно для выполнения хоззадач.

Устройство тепловоза М62

Тепловозы являются полностью автономными локомотивами, для их функционирования необходимо лишь дизтопливо и проложенные пути. Несмотря на то, что «сердцем» таких механизмов являются классические дизельные двигатели, мнение о том, что устройство у тепловозов и автомобилей идентично, ошибочно. О сложности установки свидетельствует хотя бы ее внешний вид – в машинном отделение куча различных узлов и механизмов, а главная его деталь – дизель-генераторная установка.

Тепловоз М62

Описывая современные тепловозы и, в частности, модель М62, необходимо отметить тот факт, что мощность в них передается на колеса через электропередачу. Откуда берется электричество? Его тепловоз вырабатывает сам, находясь в движении. Дизельный мотор здесь необходим для того, чтобы превращать внутреннюю энергию дизтоплива в энергию механическую, получаемую благодаря вращению коленвала. 

Эта энергия поступает в тяговой электрогенератор, а он трансформирует ее в электрическую, которая подается от генератора на тяговые электродвигатели, кинематически связанные с ведущими колесными парами. Колеса приводятся в движение по тому же принципу, что и в случае с колесами электровоза. 

Передача мощности от дизельной силовой установки может происходить несколькими способами – посредством гидравлики, а также механически, электрогидравлически, электромеханически и пр. Наибольшее распространение получила электрическая передача мощности.

М62, ставший темой нашей беседы – это классический 1-секционный локомотив с двумя кабинами и кузовом вагонной компоновки. Его габариты соответствуют европейскому стандарту 02-Т. Управляться эта махина может из любой из двух кабин.

Кузов состоит из 3 частей – блока передней кабины (кузов находится над камерой электрооборудования), блока задней кабины (кузов расположен над дизель-агрегатом) и холодильной камеры. Рама несущая сварная, выполненная из балок-двутавров с дополнительным усилением полосами. Кузов собирался посекционно на разных участках завода-производителя. Части кузова соединены между собой методом сварки, такое решение позволило значительно увеличить жесткость и добиться максимальной прочности. 

Тепловоз М62

Основными конструктивными элементами тепловоза являются:

  •  Дизельный мотор (детальнее о нем поговорим несколькими абзацами ниже).
  •  Тяговые электромоторы.
  •  Вспомогательные электромашины.
  •  Компрессор (модель – КТ-7).
  •  Электроаппаратура.
  •  Аккумуляторы.

Все эти детали тепловоз унаследовал от предшественника – тепловоза ТЭЗ, массовое производство которого было налажено в г. Луганск в начале 60 годов прошлого века. 

Технические характеристики

Описывая эксплуатационные характеристики тепловоза М62, приведем сухие, но при этом весьма красноречивые цифры:

Технические характеристики Значения
Габариты (ДхШхВ), м 4,6 х 17,5 х 2,9
Величина колеи передней / задней, м 1,43 / 1,52
Максимальная скорость движения, км/ч 100
Минимально допустимый радиус поворота по кривой, м 125
Мощность мотора, л.с. 2000
6 ТЭД коллекторного типа мощностью по 192 кВт каждый
Колесная формула 30-30
Вес, т 116

Данные силовой установки

Двигателем тепловоза М62 является дизельный агрегат модели 14Д40 мощностью в 2000 лошадиных сил. Такие выпускались на теплостроительном заводе в Коломне и получили массовое распространение в процессе производства железнодорожного транспорта. Мотор 12-цилиндровый 2-тактный, с водяным охлаждением. Цилиндры расположены 2-рядно, система наддува 2-ступенчатая комбинированная. Крутящий момент – 750 оборотов в минуту, мощность, как уже говорилось выше – 2 тыс. л. с. или 1470 кВт. 

Силовая установка характеризуется небольшим удельным весом по сравнению с аналогом 2Д100, устанавливаемым на тепловозы ТЭЗ, она позволяла развивать более высокую скорость именно на линиях с легким верхним строением путей.

дизель

Система воздухоподачи в цилиндры была 2-ступенчатой – вначале с помощью турбокомпрессора, затем с помощью нагнетателя, работающего от коленвала.

Передача мощности – электрическая, постоянного тока. Дизельный двигатель соединялся с тяговым генератором мощностью в 1270 кВт. Оба узла в совокупности формировали дизель-генераторную установку 14ДГ, которая устанавливалась на одной раме. 

Кабина, органы управления тепловоза

Тепловоз М62

Экипажная часть машины практически полностью повторяла аналогичный узел предшественника. Кабина тепловоза М62 выполнена в аскетичном стиле, о дополнительном комфорте речь не идет. Кресло машиниста мягкое, с невысокой спинкой. По центру находится руль, перед ним, а также справа, слева и над правым окном – органы управления.

Примечательно, что после модернизации, результатом которой стало начало массового производства усовершенствованной модификации 2М62, кабина стала более комфортной, да и ее дизайн изменился в лучшую сторону.

Заключение

Тепловоз М62

Тепловоз М62 – настоящая легенда. Появившись в середине 60 годов прошлого века и пережив всего несколько усовершенствований, он до сих пор занимает лидирующие позиции не только в России, но и в других странах постсоветского пространства.

Модель в свое время активно поставлялась на экспорт и получила за рубежом различные прозвища – «Гагарин», «Муха», «Мунька» и пр. Столь ласковые названия свидетельствуют о всенародной любви к машине, ведь в плане надежности и безотказности равных ей до сих пор совсем немного.

Рейтинг: 20
Всего оценок: 6 Комментариев: 6 Просмотров: 78
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 02-10-2023 / Обновлено: 02-10-2023
Поиск запроса "тепловоз м62" по информационным материалам
Комментарии
Ян Витебск 02.10.2023

У нас в Беларуси такие до сих пор вовсю курсируют. У нас их "Маруськами" ласково зовут)) И, правда, легенда. У меня еще отец в начале 80-х, когда учился на машиниста, учился именно на таком. И потом еще долго на них катал. И меня брал в кабину иногда. Помню, как меня все это захватывало. Даже сам хотел машинистом стать, но стал дальнобоем)

1
0
Ответить
Валерий Майкоп 25.10.2023

Да, помню свою первую «Машку» по тем временам, когда учился в институте на машиниста. Хорошие были времена, иной раз хочется снова покататься на таких тепловозах, но нет возможности. По профессии я так и не стал работать, так как открыл свой бизнес, но эти времена никогда не забуду. 

0
0
Ответить
Елена Минск 25.10.2023

Мне кажется, у нас в Беларуси они тоже на первом месте, т.к. чаще всего видела. Меня впечатлил тепловоз, никогда этой темой не интересовалась. Отличные конструкторские, технические и механические решения, поэтому и настолько популярны, да еще и столько лет в строю.

0
0
Ответить
Влад Москва 25.10.2023

Поражает, что такая модель тепловозов не теряет своей актуальности уже больше полувека. И это говорит лишь, что в Советском Союзе многое действительно было самым лучшим, раз техника работает десятилетиями. Жаль, что сегодня тех классных мастеров, способных создавать чудеса техники, осталось мало.

0
0
Ответить
Мария Москва 26.10.2023

Что было минусом ранних российских машин и поездов - неважный уровень удобства для водителя. Кресла жестковатые, обзор не идеальный, летом душно. Хорошо, если в новых моделях этого тепловоза доработали кабину. А в плане технического оснащения тепловоз и раньше нареканий не вызывал.

0
0
Ответить
Алексей Тула 13.01.2024

Удобные и надёжные машины. После ТЭ-3, работать на них также удобно как на иномарке после отечественной копейки

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: