Грузовики Jaju-64 и Jaju-82 из Северной Кореи
Темой нашего сегодняшнего разговора станут северокорейские грузовики Jaju – модели, появившиеся на свет благодаря тесному сотрудничеству местных властей с руководством Советского Союза.
Речь пойдет о двух машинах – выпускавшейся с середины 60 годов Jaju-64 (ее прототипом стал КрАЗ), а также более современной усовершенствованной, модернизированной версии – 2-осном десятитоннике Jaju-82.
Оглавление
Примечательно, что обе модели в последний раз совершенствовались в 1987 году, но это не снижает их популярности на родине.
Машины до сих пор сходят с конвейеров местных предприятий в первозданном виде и отправляются на северокорейский рынок для восполнения потребностей различных отраслей промышленности и народного хозяйства. О том, что они собой представляют, пойдет речь в нашем материале.
Токчхонский автомобильный завод Sungri и КрАЗ
Производство грузовиков Jaju стало возможным после того, как руководство СССР и Северной Кореи достигло договоренности относительно обмена опытом в машиностроительной сфере.
ВажноВ начале 60 годов прошлого века советские конструкторы, выполняя поручение правительства, передали на Токчхонский автозавод техническую документацию на автомобиль, выпускавшийся на Кременчугском автозаводе.
Речь идет о машине КрАЗ-222 «Днепр», который в те времена поставлялся во все без исключения советские республики и пользовался там заслуженно высоким спросом. Кроме чертежей корейцы получили также новое оборудование и комплектующие для запуска собственного производства грузового транспорта.
Соответствуя духу тех времен, машина, сконструированная после изучения технической документации, получила название Jaju, что в переводе на русский обозначает «независимость». Выпускалась она на заводе Sungri, то есть «Победа».
Первая партия машин, собиравшихся серийно, сошла с конвейера в 1964 году, о чем свидетельствует полученный моделью индекс. ТС хоть и было похожим на советский прототип, все же получило ряд отличий, в частности, значительно упрощенную конструкцию.
В таком виде грузовик выпускался на протяжении 8 лет, до модернизации, в рамках которой он получил цельнометаллическую кабину, позаимствованную у японской Hino.
Тогда же, в 1982, началось производство следующей модели. Ею стала Jaju-82 – первый северокорейский 10-тонник с колесной формулой 4 на 2, оснащенный 8-цилиндровым V-образным дизельным двигателем на 240 лошадиных сил. По состоянию на сегодняшний день завод в городе Точхон собрал уже более 10 тысяч авто.
Выполняемые автомобилем задачи
Машина выпускается в нескольких модификациях, что существенно расширяет сферу ее применения. Грузовик получился практически универсальным, ведь он производится в модификации шасси, пригодного для выполнения различного рода надстроек, в виде бортовых грузовиков и самосвалов.
Отсюда назначение – машины используются для транспортировки грузов, включая сыпучие, для перевозки людей в тентованном кузове (такие модификации поставляются в северокорейские вооруженные силы). Этим область использования модели не ограничивается, ведь владельцы всячески приспосабливают ее для восполнения собственных потребностей.
Технические характеристики автомобиля
Описывая эксплуатационные особенности машины, начнем с сухих, но вместе с тем весьма красноречивых цифр:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Габариты (ДхШхВ), м | 8,5 х 2,7 х 2,88 |
Величина колесной базы, м | 4,6 |
Дорожный просвет, см | 36 |
Радиус поворота, м | 9 |
Величина колеи, м | 2,03 |
Полный вес, т | 19,5 |
Снаряженный вес, т | 12,3 |
Грузоподъемность, т | 7 |
Вес буксируемого прицепа, т | 5-50 в зависимости от качества покрытия |
Максимальная скорость движения, км/ч | 55 (без прицепа) |
Максимальный угол подъема, град. | 30 |
Запас хода на одной заправке , км | 850 |
Глубина брода, м | 1 |
Вместительность самосвального кузова, куб. м | 7 |
Расход топлива, л / 100 км | 70-135 |
Вместительность топливных баков, л | 2х255 |
Двигатель автомобиля
На Jaju-64 устанавливался двухтактный 6-цилиндровый дизельный двигатель объемом в 6,98 литра и мощностью в 205 лошадиных сил. Максимальный крутящий момент составлял 765 Нм.
Впускных клапанов в силовой установке не было, воздух в цилиндры попадал через продувочные окна, которые находились в середине гильз. Функции впускных клапанов выполняли поршни, роль топливных форсунок играли насос-форсунки. Конструкция агрегата включала водомасляные теплообменники, где для охлаждения масла использовалась обычная вода.
Трансмиссия
Описанная выше силовая установка работала в паре с пятискоростной механической коробкой передач с синхронизатором на всех скоростях за исключением первой. Была и раздатка, выполненная в виде почти 400-килограмовой ступенчатой системы. Сцепление сухое однодисковое с нажимной конической центральной пружиной.
Подвеска и ходовая Jaju
Рама грузовика устанавливалась на прямых лонжеронах, размещенных параллельно друг другу. Для дополнительного усиления использовались поперечины в количестве 5 штук и специальные накладки. Передние рессоры листовые, они фиксировались на кронштейнах, на конце присутствовали резиновые подушки.
Передняя подвеска рамная, рычажная, дополненная гидроамортизаторами с вертикальными тягами, которые можно было регулировать в длину.
Сзади устанавливалась рессорная балансирная подвеска, которая дополнялась листовыми пакетами (15 штук). Шины были бездисковыми, сегментного типа.Тормозная система состояла из барабанных механизмов и двухцилиндрового компрессора. Стояночный тормоз также был барабанным.
Кабина грузовика
Северокорейский грузовик оборудовался кабиной капотного типа, которая мало чем отличалась от КрАЗовских кабин середины 50 годов прошлого века. В ее конструкцию входил деревянный каркас, для дополнительного усиления использовались угольники, а снаружи все это обшивалось стальными листами.
Панель приборов лаконична, если не сказать - аскетична, выполнена в духе середины прошлого века. Внутренняя обшивка салона изготавливалась из плотного картона.
Водительское сиденье регулировалось по уровню вылета, никаких дополнительных опций предусмотрено не было. Для облегчения вождения использовался отключаемый пневмоусилитель руля. Ни о каком комфорте в кабине не было и речи, да и управлять машиной, несмотря на наличие усилителя, оказалось непросто.
Модификации тягача
Как уже говорилось выше, машина собиралась в КНДР в нескольких модификациях: универсальное шасси, грузовик с открытым кузовом, в дополнение к которому поставлялся тент, а также версия с самосвальным кузовом для транспортировки сыпучих грузов.
Итог
Морально устаревший грузовик до сих пор активно используется во многих отраслях народного хозяйства Северной Кореи. Видимо, сказывается дефицит технологий и запчастей, из-за чего местные потребители вынуждены использовать машины, которые уже давно пропали с улиц более развитых стран.
- Перевозки между Украиной и Россией
- Выкуп спецтехники и грузовиков в Москве и МО
- Сколько может стоить охрана экскаватора, и кто должен платить за неё?
- Стоимость аренды грузовика, с водителем, перевозка мебели на весь день.
- Оплата проезда общественного транспорта с помощью смартфона, какие плюсы и минусы
- Грузовики Jaju-64 и Jaju-82 из Северной Кореи
Во времена своего детства я, кажется, еще встречала на московских улицах эти грузовики, но нечасто. В последние лет 10-20 их у нас точно не видно, они очень устарели. Странно, если они выпускаются совсем уж в первозданном виде, сейчас и не найти машин с кабинами без, например, возможности встраивания кондиционера.
Грузовики такого рода очень долго служили на благо страны. Но по причине того что они уже устарешие их редко теперь встретишь. В детстве такие можно было встретить а сейчас и вовсе не увидишь
Такие модели действительно кажутся невероятно знакомыми, хотя речь и идет о Северной Корее. Но тут реально ничего удивительного нет, ведь эта страна брала пример с СССР. Потому при рассматривании фотографий Северной Кореи и местных автомобилей и грузовиков возникает чувство, что снято это в обычном советском городе.