Грузовики Jaju-64 и Jaju-82 из Северной Кореи

Темой нашего сегодняшнего разговора станут северокорейские грузовики Jaju – модели, появившиеся на свет благодаря тесному сотрудничеству местных властей с руководством Советского Союза.

Речь пойдет о двух машинах – выпускавшейся с середины 60 годов Jaju-64 (ее прототипом стал КрАЗ), а также более современной усовершенствованной, модернизированной версии – 2-осном десятитоннике Jaju-82. 

Примечательно, что обе модели в последний раз совершенствовались в 1987 году, но это не снижает их популярности на родине.

Машины до сих пор сходят с конвейеров местных предприятий в первозданном виде и отправляются на северокорейский рынок для восполнения потребностей различных отраслей промышленности и народного хозяйства. О том, что они собой представляют, пойдет речь в нашем материале. 

Токчхонский автомобильный завод Sungri и КрАЗ

Токчхонский автомобильный завод Sungri

Производство грузовиков Jaju стало возможным после того, как руководство СССР и Северной Кореи достигло договоренности относительно обмена опытом в машиностроительной сфере.

Важно

В начале 60 годов прошлого века советские конструкторы, выполняя поручение правительства, передали на Токчхонский автозавод техническую документацию на автомобиль, выпускавшийся на Кременчугском автозаводе. 

Речь идет о машине КрАЗ-222 «Днепр», который в те времена поставлялся во все без исключения советские республики и пользовался там заслуженно высоким спросом. Кроме чертежей корейцы получили также новое оборудование и комплектующие для запуска собственного производства грузового транспорта. 

Грузовики Jaju-64 и Jaju-82

Соответствуя духу тех времен, машина, сконструированная после изучения технической документации, получила название Jaju, что в переводе на русский обозначает «независимость». Выпускалась она на заводе Sungri, то есть «Победа».

Первая партия машин, собиравшихся серийно, сошла с конвейера в 1964 году, о чем свидетельствует полученный моделью индекс. ТС хоть и было похожим на советский прототип, все же получило ряд отличий, в частности, значительно упрощенную конструкцию. 

Грузовики Jaju-64 и Jaju-82

В таком виде грузовик выпускался на протяжении 8 лет, до модернизации, в рамках которой он получил цельнометаллическую кабину, позаимствованную у японской Hino.

Тогда же, в 1982, началось производство следующей модели. Ею стала Jaju-82 – первый северокорейский 10-тонник с колесной формулой 4 на 2, оснащенный 8-цилиндровым V-образным дизельным двигателем на 240 лошадиных сил. По состоянию на сегодняшний день завод в городе Точхон собрал уже более 10 тысяч авто.

Выполняемые автомобилем задачи

Грузовики Jaju-64 и Jaju-82

Машина выпускается в нескольких модификациях, что существенно расширяет сферу ее применения. Грузовик получился практически универсальным, ведь он производится в модификации шасси, пригодного для выполнения различного рода надстроек, в виде бортовых грузовиков и самосвалов. 

Отсюда назначение – машины используются для транспортировки грузов, включая сыпучие, для перевозки людей в тентованном кузове (такие модификации поставляются в северокорейские вооруженные силы). Этим область использования модели не ограничивается, ведь владельцы всячески приспосабливают ее для восполнения собственных потребностей. 

Технические характеристики автомобиля

Описывая эксплуатационные особенности машины, начнем с сухих, но вместе с тем весьма красноречивых цифр:

Технические характеристики Значения
Габариты (ДхШхВ), м 8,5 х 2,7 х 2,88
Величина колесной базы, м 4,6
Дорожный просвет, см 36
Радиус поворота, м 9
Величина колеи, м 2,03
Полный вес, т 19,5
Снаряженный вес, т 12,3
Грузоподъемность, т 7
Вес буксируемого прицепа, т 5-50 в зависимости от качества покрытия
Максимальная скорость движения, км/ч 55 (без прицепа)
Максимальный угол подъема, град. 30
Запас хода на одной заправке , км 850
Глубина брода, м 1
Вместительность самосвального кузова, куб. м 7
Расход топлива, л / 100 км 70-135
Вместительность топливных баков, л 2х255

Двигатель автомобиля

На Jaju-64 устанавливался двухтактный 6-цилиндровый дизельный двигатель объемом в 6,98 литра и мощностью в 205 лошадиных сил. Максимальный крутящий момент составлял 765 Нм.

Впускных клапанов в силовой установке не было, воздух в цилиндры попадал через продувочные окна, которые находились в середине гильз. Функции впускных клапанов выполняли поршни, роль топливных форсунок играли насос-форсунки. Конструкция агрегата включала водомасляные теплообменники, где для охлаждения масла использовалась обычная вода. 

Трансмиссия

Описанная выше силовая установка работала в паре с пятискоростной механической коробкой передач с синхронизатором на всех скоростях за исключением первой. Была и раздатка, выполненная в виде почти 400-килограмовой ступенчатой системы. Сцепление сухое однодисковое с нажимной конической центральной пружиной.

Подвеска и ходовая Jaju

Рама грузовика устанавливалась на прямых лонжеронах, размещенных параллельно друг другу. Для дополнительного усиления использовались поперечины в количестве 5 штук и специальные накладки. Передние рессоры листовые, они фиксировались на кронштейнах, на конце присутствовали резиновые подушки.

 Подвеска и ходовая

Передняя подвеска рамная, рычажная, дополненная гидроамортизаторами с вертикальными тягами, которые можно было регулировать в длину.

Сзади устанавливалась рессорная балансирная подвеска, которая дополнялась листовыми пакетами (15 штук). Шины были бездисковыми, сегментного типа.Тормозная система состояла из барабанных механизмов и двухцилиндрового компрессора. Стояночный тормоз также был барабанным.

Кабина грузовика

Грузовики Jaju-64 и Jaju-82

Северокорейский грузовик оборудовался кабиной капотного типа, которая мало чем отличалась от КрАЗовских кабин середины 50 годов прошлого века. В ее конструкцию входил деревянный каркас, для дополнительного усиления использовались угольники, а снаружи все это обшивалось стальными листами. 

Панель приборов лаконична, если не сказать - аскетична, выполнена в духе середины прошлого века. Внутренняя обшивка салона изготавливалась из плотного картона.

Водительское сиденье регулировалось по уровню вылета, никаких дополнительных опций предусмотрено не было. Для облегчения вождения использовался отключаемый пневмоусилитель руля. Ни о каком комфорте в кабине не было и речи, да и управлять машиной, несмотря на наличие усилителя, оказалось непросто.

Модификации тягача

Грузовики Jaju-64 и Jaju-82

Как уже говорилось выше, машина собиралась в КНДР в нескольких модификациях: универсальное шасси, грузовик с открытым кузовом, в дополнение к которому поставлялся тент, а также версия с самосвальным кузовом для транспортировки сыпучих грузов.

Итог

Морально устаревший грузовик до сих пор активно используется во многих отраслях народного хозяйства Северной Кореи. Видимо, сказывается дефицит технологий и запчастей, из-за чего местные потребители вынуждены использовать машины, которые уже давно пропали с улиц более развитых стран.

Рейтинг: 14
Всего оценок: 5 Комментариев: 6 Просмотров: 67
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 01-10-2023 / Обновлено: 06-10-2023
Поиск запроса "грузовики jaju-64 и jaju-82" по информационным материалам и форуму
Комментарии
Мария Москва 02.10.2023

Во времена своего детства я, кажется, еще встречала на московских улицах эти грузовики, но нечасто. В последние лет 10-20 их у нас точно не видно, они очень устарели. Странно, если они выпускаются совсем уж в первозданном виде, сейчас и не найти машин с кабинами без, например, возможности встраивания кондиционера.

0
0
Ответить
Алина Москва 02.10.2023

Грузовики такого рода очень долго служили на благо страны. Но по причине того что они уже устарешие их редко теперь встретишь. В детстве такие можно было встретить а сейчас и вовсе не увидишь

0
0
Ответить
Борис Клин 02.10.2023

Такие модели действительно кажутся невероятно знакомыми, хотя речь и идет о Северной Корее. Но тут реально ничего удивительного нет, ведь эта страна брала пример с СССР. Потому при рассматривании фотографий Северной Кореи и местных автомобилей и грузовиков возникает чувство, что снято это в обычном советском городе.

0
0
Ответить
Кехлер 19.11.2024

Прочитал статью о северокорейских грузовиках Jaju, и меня поразило, как долго эти машины сохраняют свою актуальность. Это действительно удивительно, что модели, разработанные ещё в 60-х годах, до сих пор востребованы и производятся в первозданном виде. Конечно, сотрудничество с СССР дало сильный толчок развитию автопрома в КНДР, но также это показывает, насколько консервативным может быть подход к автомобилестроению. Сравнивая с современными грузовиками, такими как европейские MAN или американские Freightliner, сразу видно, насколько Jaju отстают в плане технологий и комфорта. Однако в условиях Северной Кореи, где доступ к новым технологиям ограничен, такие автомобили продолжают выполнять свои функции. Они напоминают мне советские ГАЗ-53, которые тоже долго оставались на ходу благодаря своей простоте и надежности. Интересно, что кабина Jaju выполнена с минимальными удобствами, и это, вероятно, отражает общую философию производства, направленную на долговечность и простоту. В условиях, где каждое новое техническое решение может быть дорогим и труднодоступным, использование проверенных временем технологий становится практически необходимостью. Возможно, это и есть секрет их долголетия на рынке. Впрочем, это также показывает и некоторые ограничения, с которыми сталкивается северокорейский автопром. С одной стороны, это вынужденная мера, с другой – свидетельство устойчивости и адаптивности производственной системы, которая может работать даже в условиях ограниченного доступа к ресурсам.

0
0
Ответить
Гуго 20.11.2024

Интересно, как Jaju-82 с его V-образным двигателем на 240 л.с. ещё держится на рынке. Это как возвращение к классике, но в современных условиях. Конечно, он не сравнится с современными грузовиками по показателям, но для местных условий, похоже, это идеальный вариант.

0
0
Ответить
Кирилл 21.11.2024

Не могу не заметить, что Jaju напоминает КрАЗ из прошлого. Удивительно, как они смогли адаптировать и сохранить свою продукцию. Это как если бы ГАЗ-66 до сих пор выпускали без изменений. Надеюсь, они смогут модернизировать производство в будущем.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: