Троллейбус УТТЗ-6241
УТТЗ-6241 — линейка современных низкопольных троллейбусов, придуманных и собираемых Уфимским трамвайно-троллейбусным заводом. Модель известна универсальностью и способностью адаптироваться к различным условиям города.
Оглавление
Имеет несколько модификаций, отличающихся по длине, емкости батарей и иным показателям. Ниже кратко рассмотрим особенности городского транспорта с позиции характеристик, удобства и комфорта.
Назначение и общее описание троллейбуса УТТЗ-6241
Главное назначение троллейбуса из Уфы — перевозка пассажиров по городским маршрутам. Благодаря вместимости и комфортабельности, он покрывает потребности многих людей. Низкопольный дизайн дает возможность легко заходить и выходить людям с инвалидностью, пожилым пассажирам, мамам с колясками и велосипедистам.
ВажноУТТЗ-6241 не имеет вредных выбросов, что способствует улучшению экологии в городах. Современные устройства управления и контроля, которыми оснащен троллейбус, позволяют оптимизировать маршруты, снизить затраты на эксплуатацию и улучшить регулярность движения на маршрутах.
При рассмотрении устройства троллейбуса УТТЗ-6241 стоит отметить, что он построен на базе кузова МАЗ-203. Это дает узнаваемый внешний вид и высокую степень унификации с другими моделями городского транспорта. Салон оснащен современным LED освещением, что создает приятную атмосферу.
К примеру, модель УТТЗ-6241.01 оснащена мощными тяговыми моторами ДТА-3У1 или ДТА-1У1, которые дает оптимальную динамику и высокую скорость — до 75 км/ч. Устройство управления троллейбусом полностью электронное, что повышает надежность и точность. Рабочее напряжение составляет 550 В, что считается стандартным для городских троллейбусных систем.
Транспорт рассчитан на перевозку до 100 человек. Благодаря продуманной компоновке салона, пассажиры чувствуют себя комфортно даже в часы пик. Количество мест для сидения составляет 30-32, что дает удобство для сидящих пассажиров.
Троллейбус УТТЗ-6241 комплектуется полным набором систем, в том числе ABS, ESP и другими. Это дает более высокий уровень безопасности как для пассажиров, так и для других участников дорожного движения.
Экстерьер и интерьер троллейбуса
Линейка обладает современным и узнаваемым дизайном, сочетающим функциональность и эстетику. Кузов троллейбуса, выполненный на базе МАЗ-203, выделяется плавными линиями и обтекаемой формой, что способствует снижению аэродинамического сопротивления.
Фары головного света имеют современную форму и оснащены галогенными или светодиодными лампами. Большие боковые окна дают лучшую обзорность для водителя и людей внутри. Боковая часть кузова выделяется гладкой поверхностью и большими окнами для лучшего естественного освещения.
Двери троллейбуса имеют пневмоуправление и оснащены устройством безопасности, предотвращающем закрытие на пассажира. На колесных арках предусмотрены защитные пластиковые накладки, защищающие от повреждений летящими из-под колес камнями.Задняя часть комплектуется небольшими габаритными фонарями, которые дают достаточную видимость в темноте.
Кузов и рамная часть сделаны из стали, что гарантирует жесткость конструкции и ее долговечность. Толщина металла варьируется в зависимости от конкретного участка, но в целом она достаточна для защиты. Для предотвращения ржавчины кузов подвергается антикоррозийной обработке, что значительно увеличивает ресурс.
Салон УТТЗ-6241 отличается просторностью и комфортом. Для отделки применяются износостойкие материалы, обладающие легкостью в уходе. Кресла пассажиров выполнены из мягкого материала и имеют удобную форму.
Пассажировместимость и удобство для пассажиров
Пол троллейбуса покрыт нескользящим материалом, что повышает безопасность для пассажиров. Для удобства предусмотрено достаточное количество поручней, что облегчает стояние во время движения. Освещение салона осуществляется с помощью LED светильников, обеспечивающих равномерное и мягкое освещение.
Одной из особенностей считается наличие низкого пола, что упрощает вход и выход. Также внутри предусмотрены различные ниши и полки для хранения вещей. Предусмотрены информационные табло, на которых отображаются данныео маршруте и текущей остановке.
В зависимости от комплектации троллейбус может комплектоваться дополнительными удобствами, такими как USB-зарядки для мобильников, кондиционером, бесплатным Wi-Fi и иными системами.
Стандартная вместительность указывается в количестве 90 пассажиров. Она рассчитана, исходя из норматива 5 человек на кв. метр площади. Полная вместимость достигает 100 и более пассажиров, если все стоячие места заняты. Количество сидячих мест варьируется в зависимости от конкретной модификации и составляет от 30 до 32.
Недостатки троллейбуса УТТЗ-6241 с позиции удобства для пассажиров:
- слабая подсветка зоны входа при открытых дверях;
- отсутствие откидного пандуса и защитных экранов на поручнях;
- нет диэлектрической пленки и шайб на поручнях, что создает потенциальную угрозу электробезопасности;
- черный цвет поручней затрудняет их видимость в темноте;
- отсутствие барьеров между накопительной площадкой и креслами повышает риск травм при резком нажатии на тормоза;
- возможность защемления ног пассажиров при открывании дверей.
- непродуманная конструкция съемной части задней площадки с наличием острых углов и отсутствием диэлектрических элементов;
- неплотное прилегание люков, что ухудшает эстетический вид и затрудняет уборку;
- неудобство посадки пассажиров с большим весом на задние сиденья.
Из минусов также стоит выделить отсутствие высоких ступеней для посадки на задние сиденья создает неудобства. Кроме того, вертикальный поручень на средней двери мешает установке детских колясок.
Технические характеристики УТТЗ-6241
Для примера рассмотрим характеристики троллейбуса УТТЗ-6241 линейки 01 (Горожанин). Эта модель выпускается с 2020-го и до сегодняшних дней:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Год начала производства | 2020 |
Срок службы, лет | 12 |
Скорость, км/ч | 75 |
Число сидячих мест | 32 |
Общая пассажировместимость, чел. | 100 |
Габариты (ДхШхВ), м | 12х2.55х3 |
Мощность мотора, кВт | 150 |
Рабочее напряжение, В | 550 |
Варианты двигателя
Троллейбус УТТЗ-6241 комплектуется электромоторами серии ДТА, созданными специально для электротранспорта. Модели 3У1 и 1У1, которые устанавливаются на рассмотренную модель, выделяются надежностью и сравнительно большим ресурсом.
Оба мотора развивают мощность 150 кВт, что обеспечивает достаточную динамику троллейбуса и позволяет уверенно двигаться по городу. При этом они работают в сочетании с узлом управления тяговым приводом (ТрСУ). Ондает плавность ускорению и торможению, оптимизирует энергопотребление и повышает комфорт. Оптимальное рабочее напряжение составляет 550 Вольт, что соответствует стандартному показателю для контактной сети городского электротранспорта.
Моторы ДТА являются асинхронными, что обеспечивает большую надежность и долговечность. Отсутствие коллектора и щеток упрощает обслуживание и повышает ресурс. Для отвода тепла двигатели оснащаются системой жидкостного охлаждения. Это дает возможность поддерживать оптимальный температурный режим даже при высоких нагрузках.
Двигатели способны работать в режиме генератора. Он преобразует кинетическую энергию троллейбуса при торможении в электроэнергию, которая возвращается в контактную сеть. Это позволяет снизить энергопотребление и увеличить пробег на одном заряде.
Подвеска и ходовая УТТЗ-6241
При обустройстве подвески УТТЗ-6241 было отдано предпочтение пневматической системе. Пневмоэлементы обеспечивают плавность хода, эффективно гася неровности дорожного покрытия. Это создает комфортные условия для пассажиров, а особенно при движении по дорогам низкого качества.
Передняя подвеска обычно зависимая — пневматическая с телескопическими амортизаторами. Такая конструкция гарантирует надежную поддержку передней части троллейбуса и позволяет эффективно гасить вертикальные колебания кузовной части.
Задняя подвеска также, как правило, является зависимой пневматической. Она дает необходимую жесткость для поддержания устойчивости троллейбуса на поворотах и при маневрировании. Пневматическая система позволяет изменять клиренс в зависимости от нагрузки и дорожных условий. Это важно при движении по неровным поверхностям или при посадке / высадке пассажиров.
Ходовая часть проектируется с учетом особенностей эксплуатации троллейбуса в условиях города. Включает в себя ряд элементов:
- Портальные мосты, обеспечивающие лучшую прочность и надежность. Оснащаются тяговыми электромоторами и редукторами, передающими момент на колеса.
- Пневматические шины большого диаметра, обеспечивающие плавность при движении и лучшее сцепление.
- Пневмотормоза дискового типа на всех колесах. Система оснащена ABS, защищающей от блокировки при резком срабатывании тормозов.
- Гидравлическое рулевое управление.
Рабочее место водителя
Эта часть троллейбуса спроектирована так, чтобы минимизировать утомляемость и дать необходимый комфорт. Кресло и рульрегулируются, что позволяет подобрать оптимальное положение.
Панель приборов расположена так, информация была легкодоступна для водителя. Все органы управления базируются в пределах досягаемости, что дает возможность сосредоточиться на управлении. При этом большой экран в центре дает полный набор необходимых данных для анализа ситуации.
Большие лобовое и боковые стекла гарантиркуют отличный обзор дороги и салона. Кроме того, троллейбусы оснащаются системой зеркал заднего вида для возможности контролировать ситуацию вокруг транспорта.
Один из главных приоритетов — безопасность.По этой причине ремни являются обязательной частью оснащения кабины водителя. Амортизирующие сиденья снижают нагрузку на позвоночник водителя при движении по неровной дороге. Прочная конструкция кабины обеспечивает надежную защиту при столкновении.
Для повышения комфорта в кабине троллейбуса предусматривается наличие отопления и вентиляции. Они поддерживают оптимальную температуру в любой сезон.. Кроме того, внутри может быть установлена аудиосистема и другие опции.
Заключение
В целом, УТТЗ-6241 представляет собой современный низкопольный троллейбус, который обладает рядом преимуществ: плавность хода, стильный дизайн и просторный салон. При этом проведенный анализ выявил и ряд недостатков, связанных с безопасностью, комфортом и удобством пассажиров.
Меня смутило, что во второй половине салона довольно узкий проход. В часы пик такое оказывается очень неудобным. Люди, которым удалось сесть, сидят с комфортом, а все остальные, кому приходится стоять, оказываются буквально зажаты. Так что уж лучше бы сидячих мест было меньше. В остальном же вполне достойная модель троллейбуса.
Сделать более широким проход значит уменьшить количество сидящих мест. А это для современного транспорта недопустимо. Приходится немного пренебречь комфортом стоящих пассажиров. Больше народу сидит, значит больше уберется стоящих пассажиров. А это увеличение перевозок.
Регулярно езжу на работу и обратно на этом троллейбусе. Очень удобное и вместительное транспортное средство, в котором продумано всё для комфорта пассажиров. Троллейбус имеет большие окна через которые весь салон наполняется естественным светом, а кроме того – это открывает прекрасный обзор.
Современные троллейбусы в целом и УТТЗ-6241 в честности сильно отличаются от прежних троллейбусов. Сейчас в салоне всегда комфортная температура; гораздо меньше шума и тряски; имеется очень удобный и безопасный вход/выход. В таком транспорте ездить – одно удовольствие!
Троллейбусы и трамваи являются самыми экологичными видами городского транспорта. В отличие от трамвая у троллейбуса есть один существенный плюс – возможность объезжать препятствия. Эти два вида городского транспорта предпочитаю больше остальных.
Недавно наткнулся на статью про троллейбус УТТЗ-6241. Очень приятно видеть, что отечественные производители продолжают развивать электротранспорт. Сравнивая с другими низкопольными моделями, например, Богдан или ЛиАЗ, УТТЗ-6241 кажется вполне конкурентоспособным. Унификация с кузовом МАЗ-203 — это разумное решение, учитывая, что это позволяет снизить затраты на производство и обслуживание. Плюс за экологичность — отсутствие вредных выбросов, это серьезный шаг к улучшению городской экологии. Однако, несмотря на все плюсы, есть и минусы. Отсутствие откидного пандуса и защитных экранов на поручнях — это действительно может быть проблемой для пассажиров с ограниченной подвижностью. Также удивило, что при всех современных технологиях отсутствуют диэлектрические пленки и шайбы на поручнях. В других моделях это уже давно стало стандартом. Но в целом, модель оставляет положительное впечатление, особенно радуют такие детали, как наличие USB-зарядок и кондиционера. Надеюсь, в будущих модификациях учтут текущие недостатки и сделают троллейбус еще более комфортным для всех категорий пассажиров.
УТТЗ-6241 — это шаг вперед для городского транспорта. Низкопольный дизайн и современные технологии делают его привлекательным вариантом для многих городов. Важно, что производитель учел нужды различных категорий пассажиров. Однако, хотелось бы видеть больше внимания к деталям безопасности, особенно в условиях городских маршрутов.
Интересно, что выбор электромоторов серии ДТА для УТТЗ-6241 был обусловлен их надежностью. Это действительно так, ведь асинхронные моторы известны своей долговечностью и меньшими затратами на обслуживание. В будущем, возможно, стоит поработать над улучшением интерьера, чтобы устранить мелкие неудобства для пассажиров.