Трудоустройство в Польше водителей с Востока — шаг за шагом
Трудоустройство в Польше доступно не только гражданам с польским гражданством, но и водителям из восточноевропейских стран.
Оглавление
Это обусловлено спросом на представителей профессии, возможность легализации занятости и сравнительно простым процессом найма на работу. Ниже подробно рассмотрим, как проходит трудоустройства, выделим требования к квалификации и другие особенности.
Первые шаги
Данные ZMPD (Международной ассоциации автомобильных перевозок) показывают огромный дефицит водителей, имеющих разрешение на вождения автомобилей весом от 3,5 тонн. По информации упомянутого органа каждый год страна нуждается в 30 000 представителях этой профессии. Проблема характерна и для границы на Западе, где основной контингент — работники из Польши.
ВажноДефицит квалифицированных водителей заставляет компании искать альтернативы и набирать сотрудников из других стран. Это не так просто из-за особенностей законодательства и проблем с поиском подходящей лазейки для трудоустройства.
Несмотря на это, водители из Украины, Белоруссии и России успешно устраиваются на работу в Польше.
Процесс трудоустройства проходит в несколько этапов:
- Поиск водителя с соответствующей квалификацией и опытом.
- Прохождение медицинской и психологической проверки.
- Вызов будущего сотрудника на польскую территорию для тестирования.
- Получение результата и принятие дальнейших решений.
По результатам проверки возможно два пути:
- Узаконить работу человека вне границ Европейского Союза.
- Получить необходимую квалификацию с последующим ее подтверждением в сфере перевозок.
Ниже остановимся на каждом из возможных шагов подробнее.
Получение квалификации
В основе дальнейших шагов лежит директива Европейского Союза под номером 2003/59/ЕС. В ней оговорены правила для подготовительного / квалификационного этапа водителей некоторых машин, используемых для грузопассажирских перевозок. По закону претендент на должность должен проходить подготовку (проводится с определенной периодичностью) и получить соответствующую профессии квалификацию.
Причина столь строгих требований очевидна — повышение безопасности на дорогах посредством улучшения водительских навыков работника. Обучающие курсы проводятся раз в пять лет. Требования к повышению полной или ускоренной квалификации следующие:
- Нахождение в стране в течение полугода (185 дней) и более по личным или рабочим вопросам.
- Отсутствие гражданства государства, являющегося членом Европейского Союза.
- Предоставление услуг по перевозке в компании, имеющей польскую регистрацию.
- Отсутствие противопоказаний по психологическому или физическому здоровью.
Первоначально организуется первичное обучение водителя для получения основ, а потом — периодические курсы для получения необходимой квалификации. Выполнение требования по 185-дневному нахождению необязательно.
Прохождение этапа обучения возможно при наличии визы или разрешения на ведения деятельности в стране. Также необходимо желание продолжать сотрудничать с компанией и иметь на руках необходимую документацию.
Начальная квалификация
После получения теоретических знаний водитель проходит тестирование и подтверждает закрепление материала. С 4 апреля 2015-го после внесения изменений Закона о дорожном транспорте обмен зарубежных на местные права проводится с привлечением уполномоченного лица (участкового). Параллельно делается соответствующая запись.
Для обмена необходимо выполнение еще одного условия. Представитель компании-работодателя должен оформить и передать заявку о трудоустройстве или официальном оформлении сотрудничества с работником. Для выполнения сотрудником грузоперевозок вводится 95-й код и дата. Подобные данные применяются в качестве сертификата ЕС и подтверждают квалификацию сотрудника.
Продолжительность повышения квалификации может быть различной:
- Начальный этап — 280 ч.
- Пониженный уровень — 140 ч.
Переподготовка
Необходимость прохождения переподготовки определятся с учетом следующих факторов:
- день присвоения квалификации;
- категория удостоверения водителя;
- полное число лет работника.
В состав такого обучения входит:
- теория — 30 ч, время занятий — 45 м;
- практика — 30 ч.
В отличие от рассмотренного выше обучения, в переподготовке не предусмотрено тестирование.
По действующим правилам, водитель, который не имеет гражданства стран ЕС, и польский работник должны иметь идентичную квалификацию. Получение сертификата позволяет рассчитывать на оформление полноценных прав.
Легализация работника
Второй способ — легализовать водителя, не имеющего гражданства стран ЕС, и ввести в правовое поле страны. В законе от 12.06.2012 года прописаны последствия для работодателей, которые нарушают правила трудоустройства лиц из других государств (не ЕС). Наказание: штраф в размере 3000-5000 злотых или тюрьма на срок до 3-х лет.
Вот почему работодатель и сотрудник должны пройти все шаги регистрации с учетом действующего законодательства. Разрешение на работу дается при наличии на руках активной визы или разрешение на проживание, а также карты резидента (выдается на базе упомянутого выше документа).
Как зарегистрировать сотрудника: инструкция
Процесс регистрации водителя проходит в несколько этапов:
- Оформление заявки на получение заключения от главного эксперта (если требуется).
- Подача заявки в местный центр занятости (ЦЗ) о наличии места для трудоустройства.
- Анализ сотрудниками ЦЗ списка лиц, которые находятся на этапе трудоустройства.При наличии граждан, соответствующих требованиям компании-работодателя, начинается набор.
- Сравнение зарплаты, которую дает компания, с оплатой труда в этой же организации или такой же сфере деятельности.
- Выдача одобрения на трудоустройство иностранного гражданина, если в течение 2-х недель со дня подачи заявки не нашлось подходящей кандидатуры.
Итоговое решение отправляется работодателю. Оно позволяет покрыть дефицит сотрудников за счет граждан других стран.
Необходимые документы
Требования к документации для трудоустройства иностранного гражданина (не из ЕС или ЕАСТ) прописано в соответствующих Законах страны,
Постановлениях Минтруда и соцполитики, а также определенных воеводств. Для получения точного списка необходимо обратиться в воеводское управление с учетом регистрации компании или по адресу прописки физлица-работодателя. В качестве альтернативы можно отправить заявку в воеводское управление Мазовецка.
Заявка на трудоустройство
Подача заявления с запросом на разрешение входит в функциикомпании-работодателя. Дополнительные документы:
- Заключение старосты (при необходимости).
- Подтверждение оплаты гербового одноразового сбора (не должен превышать минимальную зарплату).
- Документы, подтверждающие личность сторон: нанимателя и будущего работника.
- Подтверждение квалификации сотрудника (подлинник или заверенная копия).
В некоторых случаях необходим перевод на местный язык с привлечением присяжного специалиста-переводчика.
Оформление разрешения
Разрешение на трудоустройство от нанимателя передается в 3-х экземплярах, которые передаются:
- управлению воеводства;
- нанимателю;
- будущему сотруднику.
На следующем шаге работодатель и иностранец оформляют трудовое соглашение. В договоре указываются условия, оговоренные в разрешении, выданном на трехлетний срок с возможностью продления.
Разрешение условно бывает пяти категорий: А, В, С, Dи E. Наиболее популярный вид — А. Он выдается иностранным гражданам для трудоустройства в Польше. При этом работодатель должен быть зарегистрирован, иметь завод, филиал и организационную форму внутри страны. Ответ о выдаче разрешения принимается в 30-дневный, а иногда в 6-дневный срок.
Информирование уполномоченных органов
После получения разрешения, легализации деятельности и подписания соглашения компания-работодатель информирует ZUS и налоговые структуры о привлечении нового сотрудника.
Сертификат водителя и тонкости оформления
Для ведения полноценной деятельности потребуется водительская справка, которая по сути и назначению отличается от сертификата квалификации. Требования к такому документу оговариваются в Регламенте ЕС под номером 484/2002 от 1.03.2002-го. Здесь сказано, что работник-иностранец должен работать с учетом действующих правил перевозок внутри Европейского Союза.
Для получения сертификата водителя компания-работодатель подает заявление в ГИТД, а именно отдел, занимающийся вопросами международных перевозок.
Кроме заявки потребуется:
- лицензия Сообщества (копия);
- документ о приеме на работу с учетом требований Закона о дорожном транспорте (статья 39а);
- справки о компетентности водителя, психологическом / физическом здоровье;
- карточка резидента / поляка;
- разрешение на трудоустройство;
- подтверждение соцстрахования (копия);
- удостоверение личности (копия);
- водительское удостоверение (копия);
- чек с подтверждением выплаты гербового сбора (действует 1-5 лет, цена — 10-40 злотых).
Упомянутый пакет документов отправляется по следующему адресу: г. Варшава, ул. Польна, 69.
При корректном заполнении заявления и наличии необходимой документации инспектор передает справку водителя. При выявлении замечаний на их устранение дается одна неделя со дня передачи уведомления. В случае отказа допускается подача апелляции в 2-недельный срок со дня поступления ответа.
Упрощенное оформление на работу без разрешения: исключения
С учетом распоряжения Минтруда и соцполитики от 21.04.2015-го допускается трудоустройство на польской территории без получения разрешения на работу допускается для граждан следующих стран:
- Грузия;
- Молдова;
- Армения;
- РФ;
- Беларусь;
- Украина.
Условие действует, если время трудоустройства ограничено 6-месячным периодом в течении последнего года. Исключение работает вне зависимости от числа компаний, которые нанимают иностранного гражданина.
Суть в том, что наниматель информирует центр занятости (с учетом регистрации / прописки) о намерении устроить на работу такого сотрудника. В заявлении указываются следующие данные:
- профессия;
- дата трудоустройства;
- место выполнения работ;
- сроки сотрудничества;
- вид соглашения между нанимателем и наемным сотрудником;
- валовый размер зарплаты;
- сведения о невозможности привлечения польских работников для такой работы.
За регистрацию платить не нужно. Вместе с заявлением передается уведомление, оформленное с учетом юридических требований. Должно быть подписано и подтверждать деятельность компании. На рассмотрение заявки уходит от 7 до 21 дня. В случае удовлетворения запроса сам соискатель должен иметь:
- визу, разрешающую работать на территории страны;
- ВНЖ и карту резидента.
В дальнейшем наниматель регистрирует заявку в УПН и передает ее будущему сотруднику. При отсутствии визы иностранец вправе передать полученное от работодателя заявление польское Консульство для ее получения. Лишь после выдачи визового разрешения можно оформить соглашение с компаний.
Оно оформляется письменно и на условиях, прописанных в декларациях. В обязанности компании-работодателя входит ознакомление с правилами, касающиеся иностранных граждан в отношении правил работы и нахождения в стране.
Что говорит польское законодательство
Рассмотренные условия трудоустройства в Польше оговорены в следующих документах:
- Закон от 20.04.2004-го «О содействии занятости и институтах рынка» (изменения от 2013-го, позиция 674).
- Закон от 6 сентября 2001-го «Об автомобильном транспорте» с изменениями от 2013-го (позиция 1414).
- Закон от 15.06.2012-го о последствиях трудоустройства иностранцев, которые проживают на польской территории с нарушением правил.
- Директива ЕС 2003/59/ЕС — «О начальной квалификации и периодической подготовке водителей …».
- Постановление Минтруда и соцполитики от 30.08.2006-го о трудоустройстве иностранных граждан без необходимости оформления разрешения (позиция 1116).
- Распоряжение Минтруда и соцполитики от 21.04.2015-го о возможности поручения работы иностранным гражданам в Польше без оформления разрешения.
- Регламент ЕС под номером 484/2002 Европаралмента и совета от 1.03.2002-го, который вносит правки в регламенты ЕС под номерами 881/92 и 3118/93 для оформления справки водителя.
Итоги
Компании-работодатели Польши ощущают острый дефицит водителей грузовиков, что вынуждает искать выходы из ситуации. Ведется работа по восполнению нехватки посредством перехода к профессиональному обучению в этой сфере. Планировалось, что уже с сентября 2016-го будут запущены первые курсы подготовки водителей, но пока ситуация находится в подвешенном состоянии.
Кроме того, действующий процесс трудоустройства может быть изменен в сторону усложнения. Польские парламентарии планируют ввести поправку, по которой разрешение на работу будет работать только полгода. При этом на разрешение смогут рассчитывать только те компании, которые ведут деятельность от 12 месяцев и более.
Из плюсов — ориентация на упрощение внесения 95-го кода в карточку водителя, чтобы работники-иностранцы не имели проблем с полицией при грузоперевозках на немецкой и австрийской территории. В целом, набор водителей из Восточной Европы реален, но главное — соблюдать правила и действующие нормы законодательства.
- Требуются водители с личным а/м от 1,5 до 10 тонн г. Киров
- Какая окупаемость с квартирных переездов в Москве или Подмосковье?
- Требуются Водители категории В,С
- Требуются водители с рефрижератором (СПб)
- Переезд в Москву с Киева
- Трудоустройство в Польше водителей с Востока — шаг за шагом
Сейчас очень много украинцев пытаются выехать в Польшу на заработки. И это хорошо, если сможешь устроиться на высокооплачиваемую работу как у дальнобойщиков.
Спасибо, очень нужная информация! Как раз интересовала эта тема, в планах освоить данную профессию
Надеюсь, в связи с последним кризисом, ситуация с трудоустройством в Польше не изменилась в худшую сторону. Потому что именно сейчас многие люди вынуждены срочно реплицироваться и искать себе работу в новой стране. Наши водители всегда ценились в других странах за свое трудолюбие и ответственный подход к работе.
Работать нужно за границей, а деньги заработанные тратить дома. Так выгоднее всего. Там зарплаты выше, здесь цены ниже. В Польше неплохо платят водителям и законы защищают их права. У меня знакомый на квартиру накопил - работал в Польше несколько лет дальнобойщиком.
65 лет. Опыт работы по Европе водителем 4 года. Хотел бы ещё там работать. Правда, нет карты ЕСТР.