Стартер грузового автомобиля
Стартер грузового автомобиля —небольшой электрический двигатель, преобразующий напряжение от АКБ в механическое вращение маховика и коленвала для вращения поршней и воспламенения горючей смеси.
Оглавление
Цель устройства состоит в пуске мотора автомобиля без применения специальной ручки. Ниже рассмотрим, как появились такие устройства, каких видов бывают, из каких элементов состоят. Отдельно разберемся с основными неисправностями и способами ремонта.
История появления и эволюция стартера
Стартер двигателя имеет более чем 100-летнюю историю развития. Первоначально машины заводились только с помощью ручки. Такая ситуация не устраивала Чарльза Кеттернинга, который в 1911-м разработал электрический стартер. Уже спустя год появился первый автомобиль с таким механизмом —Кадиллак Модель 30.
Несмотря на появление стартера, не все производители сразу приняли нововведение.
К примеру, автомобили Форд еще восемь (!!!) лет производились с ручным запуском. Причиной была плохая конструкция, которая существенно отличалась от применяемого сегодня механизма. После запуска двигатель стартера продолжал вращаться с коленчатым валом и выполнял функции генератора.
Более продвинутая версия появилась в 1916 году. Ее разработчиком стал Винсент Гуго Бендикс.
Именно он предложил разделить функцию генератора и стартера на два разных устройства. При этом стартерный механизма работал кратковременно и в момент пуска мотора. Основным элементом при этом является обгонная муфта, которая была названа в честь разработчика—бендикс.
Конструкция стартера
Основой любого стартерного узла является простой электрический мотор. На роторную часть поступает ток, а на статоре создается магнитное поле с помощью постоянных магнитов. Подключение происходит по классической схеме:
- Силовой «+» от АКБ.
- Корпус — «-».
- Управляющий «+» от замка зажигания.
ВажноГлавными отличиями современных стартеров двигателя является мощность и размеры. Для грузовых автомобилей эти параметры больше, чем для легковых. На цилиндре устройства установлен дополнительный блок, который называется втягивающее реле стартера.
В его задачу входит подача напряжения на главный механизм через контактную группу увеличенной мощности и обеспечение сцепления стартера и двигательного вала с помощью бендикса. Несмотря на общую схожесть, стартеры грузовых автомобилей могут отличаться. Рассмотрим разные варианты.
Одноопорный
На некоторых грузовиках встречаются «одноопорные» или «безопорные» механизмы. Их особенность состоит в расположении задней опоры вала сзади стартера. Передней крышки нет вообще. В роли опоры спереди выступает картер сцепления / коробки передач, куда и прессуется втулка опорного типа.
Стартер ставится на свое место, а вал упирается в пару втулок. Целью создания одноопорного стартера является уменьшение размеров. Трудности возникают в случае повреждения опорной втулки спереди, ведь поменять ее самостоятельно — трудная задача.
Двухопорный
Такая конструкция более востребована и выделяется наличием передней роторной опорной части. Имеет мощностью до 1500 Вт и часто устанавливается на отечественных легковых машинах, грузовиках и тракторах. Роторная ось крепится в стартере с помощью пары подшипниковых механизмов.
Последние представляют собой опорные втулки, изготовленные из сплава бронзы и графита. Они расположены спереди и сзади стартерной крышки. В целом, такая конструкция выделяется надежностью и простотой обслуживания.
С прямой передачей момента на коленвал
В отличие от рассмотренных выше вариантов здесь шестеренка бендикса вращает маховик мотора.
Конструктивно она установлена на роторной оси стартерного механизма, что является устаревшей версией исполнения. Недостатком стартера с прямой передачей являются большие размеры и вес. Такое исполнение не подразумевает применение редукторного механизма.
С редуктором
Более прогрессивный вариант, когда крутящий момент сначала преобразуется с помощью встроенного редуктора, а уже потом поступает к венцу маховика.
В остальном конструкция аналогична —электрический мотор, тяговое реле стартера, обгонная муфта и корпус. Такое исполнение считается классическим, более надежным и все чаще применяется на грузовых автомобилях.
Неисправности и ремонт стартера
В процессе эксплуатации стартера часто возникают неисправности, которые можно диагностировать по основным признакам. В дальнейшем принимается решение о возможности ремонта или замены узла. Рассмотрим основные виды повреждений:
- Стартер прокручивает. Такая неисправность может быть вызвана нарушением целостности обгонной муфты или планетарного механизма. Ситуации часто встречаются при попадании жидкости в узел, длительном отсутствии обслуживания, чрезмерном нагреве или неправильной регулировкой топливного оборудования (на машинах с дизельным мотором).
- Стартер не крутит, а только щелкает. Причиной ситуации может быть отсутствие «минуса» на корпусе, нехватка тока, износщеток или повреждениебендикса. Нельзя исключать выход из строя ротора или замыкание стартера на «минус». Подобные неисправности могут возникнуть из-за попадания влаги внутрь и окисления, разряда аккумулятора, обрыва «массы» или попадания жидкости в электрический мотор стартера. В процессе диагностики нужно проверить изделие на факт износа, подгорание контактной группы и т. д.
- Стартерный механизм тяжело вращает. Неисправность может быть обусловлена замыканием статора / ротора на корпус, повреждение роторных втулок, замыкание щеточного узла. Чаще всего проблема обусловлена попаданием воды внутрь и, как результат, вымыванием смазки, разрушением изоляции статора / ротора, повреждением изоляторов щеток.
- Скрежет при пуске. Неисправность объясняется износом втулки обгонной муфты, вала или венца махового механизма. Причиной, как правило, является попадание внутрь воды и снижение эффективности смазывающего состава.
- Щелканье на горячую и работа на холодном моторе. Искать неисправность необходимо во втягивающем реле или пружинах щеточного узла. В первом случае возможно повреждение, а во втором — уменьшение твердости.
В ситуации, когда не заводится стартер, или возникают иные сложности в работе, необходим ремонт механизма. Общий алгоритм действий для грузовика имеет следующий вид:
- Подготовьте рабочее место с хорошим освещением.
- Снимите «минус» с АКБ.
- Открутите гайку, которая удерживает провод на втягивающем реле, и снимите его.
- Снимите «плюс» аккумуляторной батареи и провода, по которым подходит питание к стартеру.
- Открутите пару гаек, удерживающих стартер.
- Визуально осмотрите устройство на факт повреждений.
- Подключите «плюсовой» провод к контакту втягивающего реле, а «минус» к корпусу. Обратите внимание на бендикс стартера. Если не работает, значит, нужно ремонтировать или менять реле.
- Осмотрите шестеренки обгонной муфты, ведь из-за большой нагрузки они быстро истираются. Еслибендикс вращается в обе стороны, нужно его менять или венец махового механизма.
- Обратите внимание на состояние шестеренки на факт сколов и иных проблем.
- Проверьте втягивающее реле с позиции дефектов. Измерьте напряжение, осмотрите изоляцию на факт повреждений. Измерьте сопротивление, которое должно быть на уровне 1-1,5 Ом.
- Осмотрите щетки. Проверьте сопротивление между пластинкой и держателем. В идеален параметр должен быть бесконечным. Оптимальная высота щеток — от 7 мм. В случае износа щетки меняются.
- Проверьте ротор на факт дефектов. Проверьте сопротивление, чтобы выявить межвитковые замыкания.
- Проведите диагностику статора. Осмотрите его на факт дефектов, проверьте качество посадки магнитов, измерьте сопротивление, которой должно быть около 10 000 Ом.
- Осмотрите крышку, которая должна быть целой. Измерьте зазоры на факт соответствия требованиям. Проверьте целостность посадочных мест.
После завершения диагностики выполните замену или ремонт неисправных элементов стартера грузовика, а после этого верните узел на место. Сначала подвесьте его и зафиксируйте гайками, а после верните питающие провода. Последним крепится провод на втягивающем реле, а после него — «минус» на АКБ. Если для работы пришлось вывешивать двигатель грузовика, время вернуть его на место.
Итоги
Стартер грузовика — надежный механизм, упрощающий пуск двигателя и позволяющий обходиться без ручки.
Задача автовладельца в том, что правильно эксплуатировать узел и проводить своевременное техническое обслуживание. В ином случае могут проявиться неисправности, что потребует дорогостоящего ремонта или замены.
- Транспортный налог на проданный автомобиль
- Общий вес грузового автомобиля
- Автомобиль на иностранных номерах, штрафы?
- Грузовой автомобиль "Садко"
- Автомойка грузовых автомобилей
- Организация технического обслуживания грузового коммерческого транспорта
- Элементарные шаги, которые продлят безремонтный период эксплуатации вашего грузовика
- Уход за грузовыми автомобилями
- Электронные системы в грузовых автомобилях
- Электрические системы грузовика
Достаточно интересная статья. Нашел много полезной информации по интересующей меня теме. Особенно полезным было видео на тему принципов работы стартера, которое помогло наглядно изучить элементы его работы.
Очень подробно рассказали о неисправностях стартера, куда лезть и что смотреть. Информацию можно использовать и для легковых автомобилей, при наличии определённых навыков и необходимого инструмента.
При ремонте стартера нужно знать что именно сломалось. Для этого его надо открутить с направляющих и смотреть что не работает. По необходимости заменить именую ту делать, которая уже сломана. Или же полностью поменять стартер на автомобиле, когда нету вариантов заменить его детали.
Статья о стартере грузового автомобиля показалась мне весьма познавательной и полезной, особенно для тех, кто интересуется историей и конструкцией автомобильных узлов. Вспоминается, как стартеры прошли долгий путь от первых моделей Кадиллак до современных, более мощных и надежных. Интересно, как долго Форд держался за старый ручной способ запуска, прежде чем присоединиться к остальным. Это напоминает мне ситуацию с карбюраторами и инжекторами, когда многие производители не спешили переходить на более технологичные решения. В статье хорошо разъяснено, какие типы стартеров существуют, и как они отличаются друг от друга. Особенно понравилось описание одноопорных и двухопорных конструкций, что помогает лучше понимать, какие задачи они выполняют и как их оптимально использовать. Объяснения неисправностей и ремонта тоже показались полезными, хотя, конечно, не каждый автовладелец будет проводить такую диагностику самостоятельно. Напоминает описание типичных проблем с тормозной системой, когда важно знать, как распознать неисправность, но лучше доверить решение профессионалу.
Читать про эволюцию стартеров было действительно интересно. Не знала, что когда-то они выполняли функции генератора. Прямо как телефоны, которые теперь заменяют фотоаппараты и компьютеры одновременно. Приятно видеть, как технологии развиваются.
В статье особенно понравилось, как понятно изложены основные типы стартеров и их неисправности. Просто и по делу, без лишней технической мишуры. Это как если бы написали руководство по выбору кофемашины: ясно, что и почему важно знать.