Воздушный фильтр грузовика
Важность воздушного фильтра не всегда оценивают по достоинству. А, между тем, если в мотор из атмосферы попадет 1 г. пыли на каждую «лошадку» мощности, его придется ремонтировать.
Выбирать фильтр надо внимательно, т.к. возможны подделки – лишь бы размеры совпадали, а какая там будет бумага … Иногда покупают более низкую модель, кладут под нее какую-нибудь подложку. Это плохо, т.к. через щель проходит воздух с пылью. Да и емкость кассеты меньше, раньше менять придется.
Варианты конструкции
Воздушные фильтры делятся на два вида. У первых бумага прижимается крышкой. Когда приходит срок замены (после пробега 50 000 км), элемент к посадочной плоскости просто «приваривается». Его срывают резким движением, из-за чего пыль просыпается с гофры. Есть вероятность, что она потом, через впускной коллектор, попадет в двигатель. Поэтому снимать надо очень осторожно.
Для нейтрализации указанного выше недостатка, делаются фильтры с радиальным уплотнением. У них посадочная поверхность смазана силиконом, что исключает возможное «прикипание». А также – разгерметизацию уплотнения, из-за чего грязь попадает во впускной коллектор.
Хорошее дешевым не бывает
Может ли хороший фильтр продаваться по низкой цене? Теоретически – да. Бывает, что малоизвестная фирма, выходя на рынок, в начале откровенно демпингует. Но такое происходит редко и недолго. В остальных случаях, низкая цена означает малую себестоимость, а значит и невысокое качество. Конкретно – бумага берется дешевая, количество ее – меньше, нестрогие требования по квалификации рабочих и т.п.
Можно ли определить качество фильтра визуально?
Можно ли, во время покупки воздушного фильтра, визуально определить его качество? Это сложно. В такой ситуации просто рекомендуется обратить внимание на некоторые особенности.
Частицы грязи остаются на бумаге. Т.о., чем ее больше, тем выше емкость изделия, тем больше пыли оно задержит. Для увеличения площади поверхности, бумагу гофрируют. Чем чаще складки, тем выше емкость.
Через определенные промежутки на гофре сделаны вмятины. Благодаря им, плисы гармошки не слипаются и держатся на одинаковом расстоянии. Снаружи могут быть клеевые дорожки по спирали. Это для того, чтобы гофра не вибрировала из-за пульсации воздуха. Из-за вибрации, бумага прикасается к внешней сетке и протирается, фильтр выходит из строя.
Эффективность фильтра
Эффективность воздушного фильтра выражается в весовых процентах, показывающих, какую часть пыли может задержать устройство. Например, если производитель заявляет 99%, то из каждого килограмма летающих в воздухе пылевых частиц в камеру сгорания прорвется 10 г.
Иногда пишут, что «средняя эффективность» равна, например, 99,94%. Это значит, что у нового изделия показатель меньше, т.к. фильтрует вся поверхность. Потом часть ее забивается. Эффективность постепенно повышается до средней, а потом и до максимальной.
Продолжительность эксплуатации
Нередко бывает, что водитель грузовика меняет фильтр через 70 тыс. км. и говорит, что «на нем еще можно было ездить». Так ли? Действительно, поры бумаги со временем засоряются, из-за чего возрастает качество фильтрации. Но, одновременно, снижается пропускная способность. Мотору не хватает воздуха, падает мощность.
Определить на глаз, в каком состоянии находится фильтр и может ли он работать дальше, нельзя. Работоспособной может выглядеть кассета, на самом деле забитая почти полностью. И, наоборот, рабочая кажется непригодной.
Ресурс воздухофильтра зависит от его емкости и условий эксплуатации. Поэтому точно сказать, сколько будет работать данный элемент, невозможно. Давно подсчитано, сколько граммов пыли находится в кубе воздуха в определенных условиях. Зная потребление двигателя, легко определить продолжительность работы фильтра. Но это – теоретически. А в жизни грузовик в понедельник мотается по чистым автострадам, а во вторник заезжает на погрузку на пыльную грунтовую площадку. Точно посчитать фактический «взнос» по загрязнениям с разных участков – нереально. Поэтому, руководствуются приблизительными значениями, исходя из преимущественных условий.
Для продления срока службы воздушных фильтров, применяются специальные разработки. Например, Cummins Filtration предлагает неподвижную крыльчатку из пластмассы. Воздух завихряется, тяжелые частицы отлетают к стенкам и падают на дно, в накопительный резиновый конус.
Так, когда же его, все-таки, менять?
У тяжелых грузовиков сегодня, обычно, два фильтра для воздуха. Один основной, с эффективностью 99,9%, другой вторичный (предохранительный), 80-90%. (Иногда думают, что первый – грубой, а второй – тонкой очистки, это неправильно). Вторичный нужен на случай повреждения основного, забивается он неинтенсивно, поэтому менять его можно в 2 раза реже.
Для определения необходимости замены воздушного фильтра, на выходе ставятся датчики. На них отражается величина сопротивления, которое создает устройство. На рынке присутствуют, в основном, механические. Шкала градуирована в дюймах водного столба и миллиметрах. Считается, что кассету надо менять, если сопротивление на впуске доходит до 635 мм или 25 дюймов в.ст. Кроме механических, есть электромеханические датчики. Они более дорогие.
Вездесущий человеческий фактор
К сожалению, человеческий фактор сильно влияет на эффективность работы воздушного фильтра. О двух нюансах – бракованном товаре и неправильном подборе изделия – говорилось выше. Но есть и третий.
Многие корпуса из металла или пластика имеют защелки. К верхней добраться легко, к нижней – намного сложнее. Иногда, после замены элемента, механик ленится закрыть второй фиксатор. В результате, неочищенный воздух просачивается через щель и попадает в мотор вместе с пылью.
Для борьбы с подобным явлением в конструкцию фильтров внесли изменения. Вместо двух защелок сделали т.н. «твист». Теперь крышка сначала прикручивается, а затем фиксируется защелкой автоматически. Снять ее легко, а убедиться, что она закрыта правильно, еще проще, достаточно услышать щелчок. Разработка эффективная, но применяется только на заводских конвейерах. В магазинах запчастей она встречается редко.
Заключение
Воздушный фильтр – это важный элемент системы питания. Его правильный выбор и своевременная замена положительно влияют на срок службы двигателя и сокращение числа поломок. Он должен быть качественным и соответствовать марке грузовика. Экономия на данном устройстве недопустима.
- Почему не следует экономить на техобслуживании
- Компрессоры масляные и компрессоры безмасляные - общее и разное
- Тяжелая землеройная техника: виды и особенности комплектации
- Как правильно обслуживать тяжёлую подъёмно-транспортную спецтехнику
- Расходники для самосвалов: особенности применения
Воздушный фильтр можно купить и за небольшие деньги и прослужит он не хуже дорогого. А могут впарить под видом дорогого фильтр он после первой поездки придет в негодность и для новичка без опыта разобраться не получится какого он качества. Да в принципе и человек с опытом не всегда сможет сразу по внешнему виду определить есть дефекты или нет. Одно дело если сам не правильно поставил фильтр и пыль попала в движок, а другое если заплатил деньги и он оказался неисправен или не до конца соответствует заданным критериям.
Соглашусь, что хорошие фильтры редко бывают дешевыми. Однажды купили воздушный фильтр по подозрительно дешевой цене, прослужил он недолго. Так что экономить здесь нежелательно.
Максимально полезная статья, узнал много нового и интересного. Мой брат занимается перевозками, очень помогает ваш сайт. Спасибо, теперь буду знать когда и как менять фильтр.
Лучше не жалеть затрат на воздушные фильтры и менять их даже ранее их ресурса, лишнее сопротивление воздуха на входе в двигатель будет дополнительной нагрузкой, что дороже на выйдет на эксплуатации транспорта.
Полностью согласен с автором статьи. Беря дешевый материал мы вряд ли получим хорошую работу. Учитывая, что часто водители ищут, где бы сэкономить, потом все такие "Экономии" вытекают в серьезные траты по починке всего транспортного средства.
Интересная статья! Воздушные фильтры действительно играют ключевую роль в поддержании работоспособности двигателя. Помню, как однажды у нас в компании из-за плохого фильтра двигатели машин начали терять мощность, что привело к непредвиденным затратам на ремонт. Особенно важно, как отмечено в статье, избегать подделок и не экономить на этом элементе. Кстати, радиальные уплотнения, о которых упоминается, действительно помогают избежать проблем с 'прикипанием'. Я всегда сравниваю это с тем, как в авиации используют только проверенные материалы для обеспечения безопасности. Важно помнить, что даже самые качественные фильтры имеют свой срок службы и нуждаются в регулярной замене. В нашей практике мы часто ориентируемся на датчики сопротивления, это помогает избежать сюрпризов. Хотя, конечно, человеческий фактор тоже не стоит сбрасывать со счетов. Ошибки монтажа могут свести на нет все усилия. Надеюсь, что такие инновации, как 'твист', будут более доступны на рынке, ведь они действительно упрощают процесс замены и улучшают надежность. В целом, статья хорошо раскрывает все аспекты выбора и эксплуатации воздушных фильтров, и для тех, кто хочет избежать проблем с двигателем, это действительно важная информация.
Воздушные фильтры - это как почки для вашего двигателя. Если они плохие, весь 'организм' страдает. Особенно важно помнить об этом, когда выбираете фильтр для грузовика. Дешевка может дорого обойтись в итоге.
Понравилось, что в статье затронули тему демпинга. Это как в мире электроники: иногда новые бренды дают хорошие скидки, но стоит ли рисковать и брать неизвестный продукт? Лучше переплатить за проверенное качество, чем потом жалеть.