Фильтры, для чего они нужны в грузовом автомобиле
Воздушные, масляные и топливные фильтры грузового автомобиля — специальные устройства, предназначенные для очистки воздуха, смазки или горючего от лишних элементов, пыли и мусора. Благодаря их действию, обеспечивается нормальная работа силового агрегата и продлевается его ресурс. Ниже рассмотрим, в чем особенности таких фильтрующих элементов, какие они выполняют функции, и когда их правильно менять.
Оглавление
Назначение систем фильтрации
Фильтр грузовика — специальное устройство, которое в зависимости от типа выполняет очистку воздуха, масла или горючего. Вне зависимости от вида, к таким элементам предъявляются строгие требования:
- компактность;
- эффективность очистки;
- надежность;
- способность выполнять функции в критических ситуациях;
- высокое качество применяемых материалов;
- минимальное сопротивление маслу / воздуху / топливу;
- быстрое удаление крупных и мелких частиц и т. д.
ВажноФильтры в грузовиках бывают нескольких видов, что определяет их назначение. К примеру, масляный очищает смазку двигателя, воздушный — поступающий в мотор воздух, а топливный — удаляет ненужные примеси из горючего.
Также имеются и другие фильтрующие элементы, сажевый, салонный и прочие. Все указанные устройстваимеют определенный ресурс и требуют периодической замены. Сроки выполнения такой работы регламентируются заводом-изготовителем и прописываются в руководстве по эксплуатации.
Из чего состоят и как работают фильтры в грузовиках
Как правило, фильтрующие элементы состоят из корпуса и самого фильтра, через который проходит воздух, топливо или масло. В зависимости от типа особенности таких изделий могут отличаться.
Воздушные фильтры
В большинстве грузовых машин установлены дизельные моторы, работающие на пределе возможностей и нуждающиеся в поступлении больших объемов воздуха. При работе в неблагоприятных условиях в нем могут быть посторонние элементы, к примеру, песок, пыль, элементы пород и другое. Их попадание в мотор недопустимо, ведь может привести к поломке и необходимости капитального ремонта.
Во избежание проблем предусмотрены воздушные фильтры. Они очищают поступающий поток от примесей, таким способом повышают ресурс двигателя и, соответственно, общий пробег грузового автомобиля. Для получения желаемого результата необходимо, чтобы эффективность фильтрации была максимальной с гарантией задержки даже самых мелких частиц.
Конструктивно деталь состоит из двух элементов:
- Корпус воздушного фильтра. Может выполняться из разных компонентов и чаще всего является разъемным.
- Фильтрующий элемент. Выполняет основную функцию очистки от разного рода мусора.
В грузовом транспорте все фильтры имеют сравнительно большие разъем и оборудованы специальными крышками для большей стойкости к негативным воздействиям. Эффективность таких узлов должна быть максимальной, чтобы защитить двигатель от попадания в него постороннего мусора.
Задача владельца состоит в контроле состояния детали и ее периодической замене. К признакам загрязнения можно отнести падение мощности мотора и рост его «прожорливости». Это объясняется тем, что поры фильтра забиваются и хуже пропускают воздух, из-за чего возникают перебои в работе силового агрегата.
Масляные фильтры
В функции этих фильтрующих элементов входит очистка от загрязнений двигательного и трансмиссионного масла, а также гидравлических жидкостей, обеспечивающих нормальную работу АКПП. Работа таких деталей настроена на удаление из масла посторонних элементов, а также сохранение свойств смазки в течение продолжительного времени.
Сегодня применяется три схемы, по которым используются масляные фильтры в грузовиках:
- Полно-поточная. Применяется один фильтрующий элемент, пропускающий через себя 100% масла.
- Частично-поточная. По такой схеме через фильтр проходит только часть масла, но сам процесс очистки осуществляется в несколько циклов.
- Комбинированная. Здесь сочетаются несколько способов очистки, объединяются плюсы полно- и частично-поточной схемы.
Последний вариант более эффективный, поэтому чаще всего рекомендуется специалистами к применению. При этом периодичность замены смазки увеличивается на 100%, а это позволяет сэкономить на обслуживании грузовых автомобилей.
Стандартный масляный фильтр двигателя / трансмиссии / АКПП имеет следующие компоненты:
- корпус с возможностью разборки или без таковой;
- фильтр, изготавливается из специальной пористой и прочной бумаги;
- клапан: перепускной, обратный.
Представленные на рынке изделия отличаются по принципу действия. Он может быть центробежным, гравитационным и механическим. Вне зависимости от типа нужно быть внимательным при выборе и избегать подделок.
Топливные фильтры
Задача узла состоит в удалении посторонних элементов из ДТ или бензина. При отсутствии топливного фильтра или при его загрязнении в камеру сгорания, форсунки и иные элементы мотора попадают посторонние элементы. В результате эффективность и срок службы этих деталей снижается, и возникают разные проблемы в эксплуатации грузовика.
Процесс чистки дизеля или бензина проходит в несколько этапов:
- Первичная фильтрация в баке.
- Удаление мусора в фильтре грубой очистки.
- Тонкая фильтрация и удаление самых мелких элементов.
Конструктивно фильтр очистки топлива для дизеля также не пускает воду в мотор и тем самым защищает его от повреждения. Современные элементы не предусматривают разборки и замены только «сердечника», поэтому меняются в комплексе. Но можно найти фильтры с разборным корпусом и возможностью замены только внутренней вставки.
Последние годы набирают популярности так называемые ЭКО-фильтры, в которых нет металла. Это упрощает их применение и утилизацию. Что касается функциональности, она почти не отличается от стандартных деталей.
Выбор фильтров
Когда становится вопрос замены фильтра, важно правильно подойти к его выбору. Здесь необходимо учитывать вид детали, ее особенности и производителя.
Критерии выбора
Для начала разберемся с подходами для разных видов фильтров.
Для масляного ориентируйтесь на такие критерии:
- Вид: полно-, частично-поточный или комбинированный.
- Особенности конструкции: разборный или неразборной. Первый вариант является более дешевым, но требует комплексной замены.
- Качество фильтрующей бумаги. Должна обеспечивать нужную степень фильтрации и тонкость очистки не меньше 5 мкм.
К признакам низкокачественного товара можно отнести большую толщину фильтрующей бумаги, плохую герметичность клапана, или его раскрытие при небольшом давлении.
В ситуации с воздушным фильтром обратите внимание на такие критерии:
- Вид: бумажный, нулевого сопротивления или жидкостный. Первый наиболее дешевый и способен удерживать частицы до 1 мкм. Фильтр 0-го сопротивления имеет поролоновые вставки, является многоразовым. Жидкостный — более тяжелый и имеет меньшую эффективность очистки, применяется редко.
- Конструкция: в виде кольца, панели или цилиндра. Для грузовых автомобилей применяется последний вариант.
Для топливного фильтра учтите следующие параметры:
- Степень очистки: тонкая или грубая. В первом случае удаляются загрязнения до 15 мкм, а во втором — до 0,1 мм.
- Возможность замены.
Существуют также общие критерии, по которым можно выбрать топливный, воздушный или масляный фильтр АКПП / двигателя / трансмиссии:
- Производитель.
- Срок службы — ресурс фильтра и частота его замены.
- Отзывы автовладельцев и мастеров на СТО.
- Стоимость выбранной модели.
Выбор производителя
Одной из главных задач является выбор производителя. Во избежание проблем в процессе эксплуатации важно отдавать предпочтение продукции компаний, имеющих мировое имя. К наиболее популярным брендам стоит отнести Knecht, Bosch, Mann, Fram, Champion и другие.
При выборе качественного товара можно быть уверенным в надежности фильтра и его исправности в течение длительного времени. Фильтры указанных выше производителей можно использовать на грузовиках Мерседес, Рено, Сканиа, Ман, Даф, Ивек, Вольво и многих других.
О вспомогательных фильтрах
Кроме основных устройств, которые рассмотрены выше, существуют и другие виды фильтров. К основным стоит отнести:
- Фильтр влагоотделителя / тормозной системы. В его функции входит очистка воздуха в пневматической системе тормозов. Он удаляет из воздушного потока влагу даже при чрезмерном нагреве и обеспечивает стабильную работу системы.
- Салонный фильтр. Предназначен для очистки воздуха, который поступает в салон грузовика. Главный компонент детали состоит из сорбента или обычной фильтрующей бумаги. Первый имеет большую эффективность и позволяет устранить даже неприятные запахи из воздуха. Второй — более простой и позволяет сэкономить на покупке.
- Гидравлический. Очищает рабочую жидкость в гидравлических системах. Бывает одно- или многоразового применения.
- Сажевый. Снижает уровень сажи в машинах с дизельным мотором. Задерживает частицы до 1 мкм и устанавливается за катализатором. Обеспечивает пассивную или активную очистку в зависимости от типа.
- Фильтры-сепараторы. Предназначены специально для удаления воды из дизельного топлива, поступающего из бака к камере сгорания. От эффективности работы этой детали зависит ресурс грузового автомобиля и исправность двигателя.
Выделяются и другие виды фильтров в грузовиках, но они менее важные и не сильно влияют на функциональность транспортного средства и комфорт для водителя.
Сроки и условия замены фильтров в грузовиках
Читайте также: Свечи зажигания: сроки замены
Правильная эксплуатация грузовой техники подразумевает своевременную замену фильтрующих элементов при первых признаках загрязнения или по пробегу, рекомендуемому производителем.
При замене важно учесть следующие моменты:
- Масляный фильтр рекомендуется менять при появлении черного выхлопа из трубы, снижении эффективности работы мотора, повышении / уменьшении уровня масла, зажигании лампы давления. Замена рекомендуется с периодичностью раз в 7-10 тысяч километров. В некоторых случаях допускается увеличение этого порога до 15 т. км.
- Замена воздушного фильтра должна выполняться при появлении первых признаков загрязнения или через каждые 10 000 км. Некоторые заводы-изготовители озвучивают более высокую цифру — до 30 000 км, но до нее лучше не дотягивать. К основным признакам загрязнения стоит отнести увеличение расхода горючего, резкое снижение динамики грузовика или повреждение корпуса / появление течи. Оценить состояние детали можно самостоятельно — путем обычного осмотра.
- Замена топливного фильтра проводится с периодичностью раз в 25-30 тысяч километров. При использовании низкокачественного топлива периодичность должна быть меньше. К признакам, свидетельствующим о необходимости замены, стоит отнести резкое уменьшение мощности, проблемы с работой мотора (он постоянно глохнет), повышение расхода горючего и дергание авто.
- Салонный фильтр рекомендуется менять вместе с маслом — раз в 7-10 тыс. км. Некоторые производители рекомендуют делать это реже — раз в 20 000 км, но здесь многое зависит от условий эксплуатации и уровня загрязнения воздуха в городе. Необходимость провести замену легко распознать по появлению неприятных запахов в салоне, снижении воздушного потока, который идет через кондиционер, высокой влажности в салоне и запотевании стекол.
В целом, периодичность замены зависит от многих факторов:
- топливо, на котором работает мотор;
- тип фильтрующего элемента;
- условия эксплуатации;
- рекомендации завода-изготовителя и т. д.
Определенная периодичность замены предусмотрена и для других типов фильтрующих элементов. К примеру, гидравлический фильтр может использоваться около 100 000 км, а сажевый — до 120 000 км. Базовые рекомендации прописаны в мануале к автомобилю, оформленном заводом-изготовителем. На них и необходимо обращать особое внимание.
Итоги
Масляные, воздушные и топливные фильтры двигателя— важные элементы, обеспечивающие нормальную работоспособность силового агрегата и продлевающие его срок службы. При несвоевременной замене этих узлов можно столкнуться со многими трудностями, начиная с увеличения расхода топлива и ухудшения динамики, заканчивая необходимостью проведения капремонта.
- Какую роль играют автомобильные фильтры для грузовиков?
- Тяжелая землеройная техника: виды и особенности комплектации
- Расходники для самосвалов: особенности применения
- Фильтры, для чего они нужны в грузовом автомобиле
- Бережная эксплуатация двигателя продлевает срок его службы
Спасибо, все кратко и понятно обьяснили. Именно то что я искал.
Главное выбирать качественные фильтра, что бы потом локти не кусать
Да, без фильтров для двигателя не обойтись, нужная статья. Мне, как девушке, всё ясно и понятно, спасибо
Очень интересная статья, которая подробно объясняет важность использования фильтров в грузовых автомобилях. Прямо как в авиации, где от надежности фильтров зависит безопасность полетов, в грузовиках они играют ключевую роль в поддержании работоспособности двигателя. Особенно понравилось сравнение различных типов масляных фильтров: полно-поточные, частично-поточные и комбинированные. Комбинированная схема напомнила мне о гибридных технологиях, которые также сочетают преимущества нескольких систем. Что касается выбора фильтров, полностью согласен с тем, что нужно отдавать предпочтение проверенным брендам, как Knecht или Bosch. Ведь от этого напрямую зависит не только срок службы фильтра, но и общая надежность автомобиля. В статье также хорошо объяснены признаки загрязнения, и это напомнило мне о том, как важно регулярно проверять состояние фильтров, чтобы избежать лишних расходов на ремонт. В целом, материал подчеркивает, как важна профилактика и своевременная замена таких компонентов, чтобы двигатель работал стабильно и без перебоев.
Отличная статья! Всегда считал, что выбор правильного фильтра это полдела. Особенно, когда речь идет о дизельных двигателях, где качество топлива часто оставляет желать лучшего. Классно, что упомянули ЭКО-фильтры, они сейчас действительно становятся трендом.
Хорошо, что статья напоминает о необходимости регулярной замены фильтров. Это как с зубной щеткой: если не менять вовремя, можно столкнуться с серьезными проблемами. Тем более, что признаки загрязнения фильтров очевидны, как бы не игнорировал их.