Амфибус, он же – вотербас, он же – земноводный автобус
Машины-амфибии, не смотря на присущие им недостатки, всегда были нужны. Особенно – в армии. Очень уж привлекательной выглядит возможность преодолеть водную преграду без наведения моста и применения парома. Ради этого можно пожертвовать комфортом, скоростью и другими характеристиками.
В последнее время, подобная техника выходит за пределы чисто военных интересов. Оказалось, что автобусы, способные двигаться по воде и суше, хорошо подходят для городских властей. С их помощью можно разработать новые объездные маршруты, которые помогут избавиться от уличных пробок.
Еще одно направление – туристический бизнес. Здесь «земноводные» автобусы распространены еще больше. Многие города находятся на берегах озер, рек или морей. Транспорт, позволяющий группе людей, не выходя из салона, совершить экскурсию по улицам и водную прогулку, пользуется огромной популярностью.
Автобусы-амфибии часто называют «амфибусы» (amfibus) или «вотербасы» (waterbus).
Шотландский эксперимент
В Шотландии амфибус попробовали использовать для рейсовых перевозок. Местная Stagecoach Group обслуживала линию между районами Глазго на разных берегах Клайда. Паром когда-то убрали из-за нерентабельности. Тогда руководство компании решило заказать «водоплавающие» автобусы. Когда об этом узнали потенциальные пассажиры, они очень обрадовались. Ничего удивительного, без кардинального решения вопроса о пересечении реки, приходилось бы делать большой крюк по ближайшим мостам.
«Вотербасы» изготовила Dutch Amfibious Transport Vehicles BV (DATV) из Голландии. Машины сделали на шасси Volvo. Две оси, 55 сидячих мест, дизель Evro 5. Скорость передвижения по шоссе - 97 км/ч, по воде – 15 км/ч. Во втором случае, в работу включался сдвоенный водомет. Плавала техника за счет наличия герметичного кузова из алюминия. А также – благодаря пневматическим рессорам подвески, заполненным воздухом. Выкрасили «плавучего голландца» (так его прозвали в Великобритании) в яркий желтый цвет. Цену амфибии определили в $1,5 миллиона (это при том, что за «простой» автобус берут где-то в 5 раз дешевле).
Для принятия решения о вводе в эксплуатацию, надо было провести ходовые испытания. Несколько недель амфибус плавал в гавани Роттердама. Все было в порядке, даже волны от кораблей не мешали. Но на Клайде случился «прокол». Из-за ослабленного крепления, вышла из гнезда пневморессора. Отремонтировали и продолжили испытания. Все было хорошо. По дороге автобус бежал резво, по воде плыл так же хорошо. В общем, все были уверены в огромном потенциале «земноводной» техники и в том, что «таможня дает добро». Однако не учли, что чиновники всего мира очень неохотно идут навстречу новшествам (до Stagecoach никто в стране не ставил подобные машины на регулярные пассажирские рейсы). Проект «зарубили». Может, цена не понравилась? Жаль.
Вопрос, в итоге, решили стандартным способом. Контракт получила компания, организовавшая перевозку пассажиров через реку на 12-местных скоростных катерах.
Экскурсионные амфибусы
Амфибии для проведения экскурсий – совсем не редкость. В канадской Оттаве, например, автобус сначала катает пассажиров по городским улицам. Потом по мосту едет через одноименную реку в г. Гаттино и, после короткой экскурсии еще и по этому городу, съезжает в воду (для чего сделана специальная рампа). В течение получасового плавания все любуются мостами, прибрежными пейзажами и постройками. Потом, по той же рампе, вотербас выбирается на сушу и едет обратно в Оттаву. Там – еще полчаса поездки по столичным улицам, и на этом экскурсия заканчивается. Аналогичные туры организованы в Бостоне, Торонто и других канадских и американских городах.
В Будапеште экскурсии проводятся по тому же принципу. Автобус-амфибия едет сначала по городу, показывая пассажирам местные достопримечательности. После этого – спускается в Дунай и какое-то время плывет по реке. Особенность местных маршрутов только одна – здесь предлагают еще и ночные поездки. То же самое – в Сингапуре и Лондоне.
Голландский ассортимент
Специализацией голландской фирмы DATV является не только проектирование, но и производство транспортных средств для движения по воде и суше. Амфибусы - это лишь один из ее продуктов. Машины имеют сертификаты, их применение одобрено Судовой инспекцией и Департаментом дорожного транспорта Нидерландов. Это единственный в мире «водоплавающий» автобус с европейской сертификацией, подходящий, как для речной воды, так и для морской. В ассортименте фирмы 2 серийные линии: городские и для тяжелых условий эксплуатации. А также – разработки по индивидуальным проектам.
Для тяжелых условий можно заказать амфибус с полным приводом (одна ось отключается) для водоемов с высокими волнами. На трассе дизель-гидравлический привод разгоняет технику до 100 км/ч., в гавани включается водомет Hamilton HJ322 (500 кВт, 2550–2800 мин-1), скорость машины доходит до 15 км/ч. В комфортабельном салоне есть места для 50 человек. В Роттердаме такой автобус возит туристов по местной речке.
Модель для города сертифицирована для уличных прогулок и плаванию по каналам. Здесь 48 мест для пассажиров и по одному – для палубного матроса и водителя. При осадке в воде 1,9 м. над ватерлинией, автобус может плавать по участкам с глубиной от 1,8 м. В крыше сделаны панорамные окна, а на ней – открытая палуба, с развлекательным оборудованием. Гибридный привод (электродвигатель Voith на 50 кВт и дизель Volvo) позволяет плыть на электромоторе с нулевым выхлопом. На носу стоит поперечный движитель (10 кВт), на корме – еще один (7,5 кВт). Длина машины - 14 метров, масса без пассажиров - 21 тонна. Кузов специально испытывали на опрокидывание. Скорость движения на суше - 80 км/ч, на воде - 5,6 км/ч. Один из таких амфибусов каждый день возит туристов по амстердамским каналам.
Индивидуальные разработки амфибий делаются для решения специфических задач. В том числе – и для пассажирских перевозок на регулярных рейсах. Кроме того, выполняются инновационные проекты для поисково-спасательных и пожарных команд, мобильных госпиталей, коммунальных служб, мелкооптовых и контейнерных перевозок и т.п.
Заключение
Автобус-амфибия – это машина с большими возможностями. Его лучше использовать там, где не требуются большие скорости и высокая степень комфорта. Тогда, с его помощью, можно организовать решение транспортной проблемы или предложить туристам кое-что необычное.
- Где заказать автобус для перевозки детей
- Что удобней - автобус или маршрутная Газель?
- Пассажироперевозки автобусом
- Ростов автобус
- Перевозка детей в автобусе
- Необычные перевоплощения обычного автобуса
- Армейский грузовик Csepel D566
- Амфибус, он же – вотербас, он же – земноводный автобус
- Бронетранспортер БТР-40
- 5 малоизвестных автопроизводителей России
Тема амфибусов в гражданских перевозках еще мало изучена Считаю, что при достаточном предложении таких машин-амфибий мы можем увидеть еще много вариантов их нестандартного использования.
Я всегда с интересом смотрел на машины-амфибии, так как они умеют ездить и по воде, и по суше. Про автобусы никогда не слышал, но теперь буду знать, что и автобусы делают земноводными. Круто это очень! Хотел бы покататься по воде на таком автобусе!
Я читал об этом проекте. Здесь чисто технические проблемы. Время посадки пассажиров намного больше из-за необходимости преодоления большого откидного трапа, который тоже ещё надо опустить. Перед входом в воду машина некоторое время стоит для проверки герметичности. В результате маршрутная скорость у машины низкая. По-видимому, в транспортном амплуа амфибус будет рентабелен в региональном исполнении, то есть при перевозках между населёнными пунктами в районах "большой воды". При этом машина должна иметь редкие остановки. Внутри города транспортный амфибус вряд ли будет рентабелен.
Читая статью, сразу вспоминаются примеры использования амфибий в разных странах. Вспомните хотя бы проекты 'Duck Tours' в США, которые уже давно популярны среди туристов. Амфибийные автобусы действительно могут стать отличной альтернативой для городов с развитой сетью водных артерий. Особенно интересно, как это может помочь разгрузить дороги. Конечно, главная проблема - это цена и бюрократические барьеры. В статье упоминается, что проект в Шотландии был 'зарублен' из-за высоких затрат и непростой сертификации. Но, как показывает опыт других стран, например, Нидерландов, где DATV предлагает сертифицированные решения, такие проекты могут быть успешными. Главное — правильно подойти к вопросу интеграции и найти компромисс между стоимостью и выгодой. Мне кажется, что в будущем, с развитием технологий и уменьшением затрат на производство, такие машины могут стать обычным явлением в крупных прибрежных городах.
Идея использования амфибусов в городских условиях звучит очень перспективно. Это напоминает старый добрый вариант с паромами, но с большей гибкостью и маневренностью. Особенно это может быть полезно для городов с ограниченной инфраструктурой, где каждый мост — на вес золота.
Туристические амфибусы — это находка! В Будапеште и Лондоне такие экскурсии уже стали визитной карточкой. Уникальный опыт для туристов, особенно когда экскурсия проходит и по воде, и по суше. Может, это и не самый быстрый транспорт, но точно один из самых запоминающихся!