ЗИЛ-49061 «Синяя Птица» для Роскосмоса
ЗИЛ-49061 – уникальный в своем роде автомобиль, аналоги которого в мире если и существуют, то в весьма ограниченных количествах. Дело в том, что модель, выпускаемая, к слову, ограниченным тиражом, представляет собой полноприводное 3-осное транспортное средство-амфибию.
Оглавление
Оно не только способно передвигаться по суше, но и свободно преодолевает водные преграды. Отсюда второе название вездехода – «Синяя Птица». О том, каковы особенности этой спецтехники, для кого и для чего он разрабатывался, пойдет речь в нашем сегодняшнем разговоре.
История модели
Ключевым назначением машины является поиск и эвакуация экипажей спускаемых аппаратов советских космических кораблей. Модель относится к категории не просто специальной – уникальной техники, разрабатываемой для восполнения нужд «Роскосмоса». Создавалась она конструкторами завода им. Лихачёва, и первым бросающимся в глаза отличием от тех немногих аналогичных моделей, которые активно использовались космической отраслью, был… цвет.
ВажноЗИЛ-49061 «Синяя Птица» был синим (отсюда, собственно, и название), тогда как прочие поисково-эвакуационные машины окрашивали в оранжевый цвет, что делало их заметными на пересеченной местности. Новую модель не зря решили сделать синей, ведь планировалось, что ее будут привлекать к выполнению спасательных миссий на разных ландшафтах. Благодаря ярко-синему цвету машина выделялась и на песчаной почве пустынь, и на снегу, и в степях.
Если говорить об истории модели, то впервые о ней заговорили в 70 годах прошлого века, а к тому времени у разработчиков уже имелся неплохой опыт создания подобных вездеходов. К примеру, ПЭУ-1 – ПЭУ-3 до сих пор считаются одними из лучших поисково-спасательных вездеходов во всем мире, и именно их решено было взять за основу в процессе работы над новой «амфибией». Примечательно, что машина стала последней разработкой гениального советского авиаконструктора В. Грачёва.
Проанализировав плюсы и минусы предшественников, а также оценив потребности данной сферы, инженеры конструкторского бюро пришли к выводу, что новая модель должна состоять не просто из двух модулей, а фактически с отдельных автомобилей – пассажирского и грузового. Прототип был готов уже к концу 1971 года, в серию же вездеход вышел в 1975 и выпускался вплоть до распада СССР.
Первые «Синие Птицы» поступили в распоряжение советских ВВС в начале 80 годов 20 века, фактически сменив на боевом посту ПЭУ-1. Всего были выпущены три модификации:
- ЗИЛ-4906 – полноценный грузовик с крановой установкой.
- ЗИЛ-49061 – грузопассажирское авто, предназначенное для эвакуации и перевозки людей.
- ЗИЛ-29061 - компактный шнекороторный вездеход повышенной проходимости, способный одинаково легко и быстро передвигаться и по снегу, и в песке, и даже по заболоченной местности. Преимуществом этой машины стал легкий, но достаточно мощный мотор от легковушки, обеспечивающий неплохие динамические характеристики.
В период с 1975 по 1991 год было выпущено 12 грузовиков, 14 единиц пассажирской техники и 5 малогабаритных шнекороторных машин, которые перевозились в грузовом отсеке ЗИЛа.
Что же касается сферы применения, то помимо эвакуационных мероприятий (поиска и доставки к месту базирования космонавтов и капсул от космических кораблей) «амфибии» привлекали к выполнению спасательных миссий в местах крушения самолетов, а также к спасению людей и оборудования при ЧС.
В 1983 году базовая модель прошла модернизацию, часть ее оснастки заменили более мощной, учитывая при этом эксплуатационные особенности грузовика. Так появился ЗИЛ-49062, характеризующийся более прочной рамой с дополнительным усилением, а также усовершенствованным рулевым механизмом. Изменения претерпела и система охлаждения, которая обеспечивала равномерную работу силовой установки в критических условиях.
В 80 годы был выпущен экспериментальный вариант – ЗИЛ-550, оборудованный мощным мотором с функцией турбонаддува и краном-манипулятором, который в плане технических характеристик ничем не уступал серийному аналогу. Опоры крана вмонтировали в корме корпуса для обеспечения максимальной устойчивости.
Следуя тенденциям того времени, к середине 80 годов на ЗИЛ-49061 «Синяя Птица» установили навигационное оборудование и современные средства связи, а в пассажирский отсек интегрировали эффективную систему климат-контроля для создания оптимальных условий пребывания. Изменения отразились на названии – модификация обозначалась как ЗИЛ-49065.
Интересно, что машины, ставшие предметом нашей беседы, активно использовались даже после распада Союза, а 11 единиц техники успешно выполняют свои функции до сих пор, готовые в любой момент отбыть на место выполнения спасательной миссии. И это при том, что даже завод им. Лихачёва давно прекратил свое существование.
Техника, получившая столь ограниченную область использования, без преувеличения спасает жизни людей там, куда другим машинам и путь заказан, ведь замены ей, несмотря на огромные амбиции российских власть имущих, не представили и по сей день.
Конструкция вездехода, варианты комплектации
В процессе разработки этого вездехода его создателям пришлось решать целый ряд задач. Машина должна была быть легкой, но в то же время устойчивой и весьма вместительной, чтобы «на борту» хватило места и для груза, и для людей. В итоге получилась техника, обладающая такими характеристиками:
- Легкий, но при этом прочный кузов-лодка из стеклопластика.
- Большие колеса с покрышками И-159, оснащенные системой центральной подкачки, благодаря чему вездеход способен преодолевать водные преграды.
- Трехосная конструкция, обеспечивающая ТС повышенную проходимость в местности со сложным и разнообразным ландшафтом.
- Полностью герметичная пассажирская кабина с полной медицинско-спасательной оснасткой и эффективной климатической установкой.
Примечательно то, что воздух из шин при необходимости весьма оперативно можно стравить для минимизации давления на неустойчивую почву, что актуально при необходимости перемещения по плавучему грунту.
В основе «Синей Птицы» лежит высокопрочная сварная рама из сплава алюминия, которая состоит из поперечных и продольных профилей. В местах, подвергаемых максимальным нагрузкам, присутствует дополнительное усиление раскосами и косынками.
Корпус у машины стеклопластиковый, водоизмещающий, он установлен прямо на раме. Передняя часть изогнутая, усиленная ребрами жесткости. Над колесами находится вертикальный борт с огромными колесными арками. Сзади присутствует вертикальная корма, днище приподнимается, чтобы наружные гребные винты, необходимые для плавучести, могли свободно выполнять свои функции.
Вдоль борта машины размещено откидное крыло, которое представляет собой мостик, если ЗИЛ-49061 плывет по воде, а в сложенном виде закрывает доступ к бакам для горючего, расположенным по правому и левому борту.
Существует два варианта комплектации вездеходов - 4906 и 49061. Их конструкция практически идентична, отличие заключается лишь в том, что в первом случае в корме находится грузовой блок, а «на борту» имеется подъемный кран и ложемент, а во втором место грузового отсека занимает пассажирская кабина.
Технические характеристики
Описывая эксплуатационные особенности машины, необходимо упомянуть следующее:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Габариты (ДхШхВ), м | 9 х 2,48 х 2,94 |
Величина дорожного просвета, м | 5,9 |
Колесная база, м | 2 х 2,4 |
Ширина колеи, м | 2 |
Снаряженный вес, т | 8,4 |
Полный вес, т | 11,8 |
Грузоподъемность, т | 3,5 |
Предельно допустимая скорость движения | 75 и 10 км/час (по твердому покрытию и по воде соответственно) |
Емкость двух топливных баков, л | 2 х 250 |
Подвеска и ходовая часть
Как уже говорилось выше, ходовая часть у этого вездехода 3-осная, привод полный на все колеса. Подвеска независимая торсионная. Первая и третья колесные пары управляются посредством гидроусилителя. Для придания машине большей маневренности задние колеса поворачиваются несколько медленнее передних. Огромные покрышки имеют прямую связь с системой регулировки давления, благодаря чему при необходимости воздух можно стравить одним нажатием.
Тормоза дисковые, они интегрированы в корпус транспортного средства. Для передвижения по воде в конструкцию включено два гребных винта, у каждого из которых имеется подвижный руль для удобства маневрирования. Контроль их работы осуществляется оператором.
Двигатель
Модель оборудована базовым 6-литровым 8-цилиндровым V-образным бензиновым мотором ЗИЛ-130 с мощностью в 150 л.с. и максимальным крутящим моментом в 3200 оборотов в минуту.
В плане эксплуатационных характеристик мотор отличается от аналогов, устанавливаемых на классические грузовики, из-за того, что машина обладает амфибийными свойствами. Силовая установка находится за кабиной оператора, для упрощения обслуживания и ремонта к ней обеспечен удобный доступ.
Трансмиссия
Описанный выше двигатель работает в паре с простой и удобной 5-ступенчатой механической коробкой, которая пришла на смену «автомату», используемому в экспериментальных машинах. Она практически идентична узлу, устанавливаемому на серийный ЗИЛ-130, за исключением удлиненного вала, который был необходим для 2-дискового сцепления. Вездеход оборудован функцией блокировки дифференциала в раздатке, что важно для обеспечения одинаковой скорости вращения колес в сложных дорожных условиях.
Крутящий момент передается с коробки передач на раздаточную, которая, в свою очередь, распределяет мощность на колеса по правую и левую сторону бортов. Привод всех 6 колес осуществляется посредством карданного вала.
Кабина водителя и пассажирский салон
Пассажирский отсек изготовлен из стеклопластика, характеризуется большой степенью остекления. Доступ в него осуществляется через люки (2 шт.) в крыше. При необходимости кабину легко демонтировать, это необходимо для транспортировки вездехода самолетом.
Место водителя находится в левой части машины, перед ним расположены рычаги управления и датчики, позволяющие контролировать состояние всех систем и узлов.
Кабина высокая, ее высота составляет 3 метра. Об удобстве посадки говорить не приходится, ведь из-за отсутствия боковых дверей оператор вынужден выполнить ряд манипуляций и вначале взобраться на крышу, а уже оттуда буквально «провалиться» в салон.
Сиденье водителя отдельное, а вот для двух пассажиров рядом имеется сдвоенный диванчик, на котором при желании можно поместить и трех человек худощавого телосложения. Рычаг переключения передач находится под правой рукой водителя. Руль и прочие элементы управления мало чем отличаются от аналогов на «народном» ЗИЛе.
Посадка удобная, к звуко- и шумоизоляции нет никаких претензий – благодаря продуманному расположению двигателя (за спиной) в кабине «амфибии» гораздо тише, чем в обычном грузовике. Управление легкое, так как осуществляется посредством гидроусилителя.
Задняя половина кузова отведена под герметичный пассажирский салон, выполненный в виде довольно просторной «будки». В бортах проделаны окна большого размера, внутри вдоль левого и правого бортов расположены раскладные диванчики. Общее количество пассажиров – 7 человек, предполагается, что четыре из них могут сидеть, а трое – лежать. Если не занимать лежачие места, сидячих получится больше. Под диванчиками предусмотрены небольшие отсеки для груза и снаряжения, в потолке находятся крепления для капельниц.
Доступ в пассажирский отсек осуществляется через люк, проделанный в передней стенке. Для большего удобства имеется откидная лестница.
За обогрев и кондиционирование воздуха в кабине и салоне отвечают кондиционеры и отопители. Для связи с водителем используется переговорное устройство.
Заключение
«Синяя Птица» - это уникальный вездеход, купить который невозможно. Во-первых, машина давно не выпускается, а экземпляры, которые сегодня находятся «в строю», можно пересчитать на пальцах.
Такая техника имеется на балансе поисково-спасательной службы 14 армии ВВС и ПВО, один экземпляр находится в музее. Вот, собственно, и все, ведь после распада СССР разработкой замены легендарным «амфибиям» никто не занимался, а машины, созданные в 70 годах прошлого века, хоть и выполняют еще свои функции, уже давно морально устарели.
- Телега для перевозки
- Кого лучше выбрать для перевозки?
- Мясорубка для откручивания колес
- Документы для создания фирмы грузоперевозок
- Поиск грузовых автомобилей для перевозки
- ЗИЛ-49061 «Синяя Птица» для Роскосмоса
Вездеход первоначально выпускался как машина для поиска и эвакуации космических экипажей и кораблей. Эдакая служба спасения для космонавтов. Но потом производство остановилось. Хорошо, что сейчас его возобновили. Применение такому трансформеру точно найдется.
Ух, какая интересная машина. Здорово, что возобновили выпуск, конечно будет спрос. Необыкновенное цветовое решение, с простым объяснением почему именно синий. Технические характеристики впечатляют, да и назначение использования широкое. Крутая техника и очень нужная.
Удивительная техника. Получается два в одном и даже больше. Это и автомобиль, и корабль, и дом на колесах, где при необходимости можно переночевать. Словом, уникальная машина. А еще очень поразила яркая, бросающаяся в глаза расцветка. Было бы неплохо посмотреть на нее в музее.