Как транспортные компании теряют время и деньги
С 1 февраля Федеральная таможенная служба вводят диспетчеризацию таможенных деклараций. Суть в том, что эти декларации распределяются по центрам электронного декларирования в зависимости от нескольких критериев:
- тип груза;
- вид транспорта;
- место регистрации декларанта.
ФТС признаёт, что сам приказ, который утверждает диспетчеризацию, но на законодательном уровне так и не вышел. Официально он до сих пор находится на этапе проекта и даже не прошел оценку регулирующего воздействия. Все это буквально всколыхнула ряды таможенных представителей и уполномоченных операторов.
Проблема в том, что теперь декларации распределяются по ценам в зависимости от типа груза и от места регистрации декларанта. Например, организация «Ромашка» зарегистрирована в Москве, а груз прибыл по железной дороге на Дальний Восток.
Если ранее можно было подать декларацию на выпуск в любое таможенное управление, например, центральное. То теперь декларация автоматически направляется на Восток, по местонахождению груза.Разница во времени между Москвой и городом Артём 7 часов. Это напрямую может оказать влияние на срок таможенного оформления. Если раньше декларации оформлялись один день, то теперь процесс оформления может растянуться более чем на два дня.
Увеличение сроков оформления приводит к росту периода нахождения груза на складе временного хранения, а значит и к увеличению издержек. Если средняя стоимость хранения на СВХ составляет от 5 до 8 тысяч рублей за одну товарную партию в сутки, а таких товарных партий могут быть и десятки, и сотни в месяц, то легко подсчитать рост издержек.
С 1 февраля после запуска диспетчеризации порядка 60% от общего объема деклараций, оформляемых в компании «ЕЛТРАНС+», будут распределены в соответствии заявленным таможенным алгоритмом. Основной проблемой станет разница в рабочем времени центров с 5-7 дневным графиком работы. Из-за этого некоторые грузы не смогут оформиться в день прибытия.
Грузы оформлялись в центрах электронного декларирования с 7-дневным графиком. При этом время выпуска может быть увеличено в связи с выходными днями. Дело в том, что как таковых экспериментов не было. Сразу приступили к реализации проекта, который на сегодняшний момент не имеет статус юридически значимого документа.
А вот в ФТС продолжает настаивать, что в диспетчеризацию попало лишь 5% деклараций и что это эксперимент. В то время как участники ВЭД настаивают, что теряют время и деньги.
Как-то непродуманно реализован этот проект. И если перевозчики уже теряют деньги, какой же это эксперимент? Странная ситуация, но надеюсь, вскоре все недоразумения будут исправлены.
К сожалению не всегда нововведения приводят к желаемому результату для всех участников процесса, ошибки бывают и они исправляются уже в ходе внедрения, основная задача минимизировать ущерб и убытки.
При вводе диспетчеризации таможенных деклараций нужно было учитывать особенности регионов и их удаленность друг от друга. В такой большой стране как Россия теряется время на пересылки, а время это потерянные деньги.
Честно говоря, введение диспетчеризации таможенных деклараций кажется мне спорным шагом. С одной стороны, идея распределения деклараций по критериям типа груза или места регистрации декларанта вроде бы и логична, но вот на практике возникают нестыковки. Например, разница во времени между регионами — это реальная проблема. Представьте, как это может сказаться на бизнесе, когда каждая минута на счету, а тут добавляются дополнительные дни на оформление. Это чем-то напоминает ситуацию с внедрением электронных очередей в государственных учреждениях, где идея была хороша, но реализация оставляла желать лучшего. Важно, чтобы такие нововведения не приводили к росту издержек для бизнеса. Ведь увеличение сроков оформления — это не просто задержка, это дополнительные деньги, которые никто не хочет тратить. И если раньше компании могли выбирать, в каком центре подавать декларации, то теперь их возможности ограничены. И это не только проблема для крупных компаний, но и для малого бизнеса. Сравните это с тем, как в банковской сфере внедряют новые системы безопасности: если они замедляют процесс обслуживания клиентов, то это, в конечном итоге, вредит самой компании. Надеюсь, что ФТС учтет все эти нюансы и предпримет шаги для устранения проблем. Ведь если это действительно эксперимент, как они заявляют, то должны быть учтены все мнения, чтобы избежать негативных последствий.
Я думаю, что введение диспетчеризации без полного законодательного утверждения — рискованный шаг. Это похоже на запуск пилотного проекта без предварительных испытаний. Такой подход может вызвать недовольство среди участников рынка, ведь никто не хочет быть подопытным кроликом.
На мой взгляд, проблема разницы во времени между регионами действительно может стать серьезным препятствием для оперативного оформления грузов. Возможно, стоит рассмотреть возможность круглосуточной работы некоторых центров, чтобы нивелировать временные разрывы. Это могло бы быть временным решением, пока не будут устранены все недочеты.