Легальному рынку такси требуется срочная помощь
Таксисты, которые легально работают на рынке пассажироперевозок, забили тревогу. Первыми подняли вопрос об урегулировании работы таксомоторных компаний таксисты в регионах СЗФО.
Все дело в том, что закон, который был принят в 2011 году, не искоренил теневой рынок, хотя законодатели, принимая его, ставили перед собой именно эту цель. «Бомбилы» наоборот получили преимущество перед легальными таксистами, и последние все чаще стали уходить в тень.
Сегодня компания, чтобы легально организовать работу по перевозке пассажиров, обязана получить специальное разрешение на каждую машину, перед рейсом водителя должен осмотреть врач, а раз в полгода автомобиль необходимо отправлять на технический осмотр. Те же правила распространяются и на ИП. Согласитесь, что это очень накладно не только для индивидуальных предпринимателей, но и для компании. Хотя требования вполне понятны – все они направлены на повышение безопасности пассажиров, то есть нас с вами.
Штрафы же за нарушения легализованных компаний достигают до 50 тысяч рублей, в то время как «бомбил» имеют право оштрафовать всего на 5 тысяч. И при этом необходимо доказать, что частник подрабатывает извозом на постоянной основе, то есть найти пару свидетелей.
Один предприниматель первоначально принял этот закон с воодушевлением, честно выполнял все требования, но однажды не успел пройти медосмотр и его оштрафовали на 50 тысяч рублей. После этого он посетовал, что лучше быть бомбилой, так как нарваться на штраф в 5 тысяч рублей не так накладно.
В настоящее время нелегальные таксисты пользуются службами, которые предоставляют информационные услуги. Именно они связывают водителей и пассажиров. Они, в отличие от водителей-бомбил, исправно платят налоги, но не несут никакой ответственности за качество предоставляемых услуг. К тому же они выпали из правового поля законодателей – к ним не могут применяться никакие санкции.
Кроме того, часто водители регистрируют ИП и получают разрешение на перевозку пассажиров и груза, а потом закрываются, чтобы не платить налоги. Но в руках у них остается документ, который позволяет им не бояться проверок.
Ясно одно - рынку требуются новые правила игры. Минтранс подготовил поправки к закону «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в России». В частности, там предусмотрен штраф для «бомбил» от 20 до 30 тысяч рублей. Кроме того, за повторное нарушение могут лишить прав. Если поправки примут, то легальных таксистов должно стать больше. Так ли это будет на самом деле, покажет время.
- Пассажиро перевозки
- Все, что нужно знать диспетчеру о перевозках...
- Ответственность по договору перевозки пассажира
- Как осуществляется перевозка пассажиров и багажа по заказу?
- Давайте обсудим Постановление Правительства РФ от 28 ИЮНЯ 2017 N 761 (о перевозке Детей)
- Легальному рынку такси требуется срочная помощь
Т. н. бомбилы совсем уж не исчезнут никогда, какие законы не принимай и как с ними не борись. Что стоит просто подобрать попутчика, голосующего на дороге и после взять некую сумму в качестве благодарности. Но, по крайней мере в Москве, нелегалы уже не конкурентоспособны. Во-первых, действовали и до сих пор действуют многочисленные команды по отлову таких извозчиков, во-вторых, условия, в частности кредитования для развития таксомоторного бизнеса в столице такие, что парк значительно увеличился, из-за конкуренции цены снизились.
Да в том и дело, что пассажиры вынуждены экономить и меньше пользуются такси. Зато таксистов легальных развелось столько, что частному извозчику уже почти невозможно с ними конкурировать.
Для меня как пассажира, важно что бы качество обслуживания не страдало. Поеду на том такси где оно меня устраивает ну и тариф конечно. В документы точно смотреть не буду.
Мне как пассажиру абсолютно все равно кто меня повезет - бомбила или легальное такси. Лишь бы цена была невысокая, и водитель довез в целости и сохранности.
Вопрос легализации такси действительно актуален, особенно когда понимаешь, что изначально принятые законы не достигли своих целей. На первый взгляд кажется, что требования к легальным таксистам оправданы — медосмотр, техосмотр, лицензии — все это звучит как забота о безопасности пассажиров. Но когда выясняется, что легальные водители подвергаются более жестким санкциям, нежели нелегальные, возникает вопрос о справедливости системы. Подобные проблемы существуют не только в России, но и в других странах, например, в Индии, где теневой рынок такси также процветает из-за недостаточной законодательной базы. Важно, чтобы новые поправки к закону действительно изменили ситуацию: ужесточение штрафов для нелегалов может стать шагом в правильном направлении. Однако, стоит помнить, что без должного контроля и правоприменения это может оказаться лишь формальностью. Возможно, стоит поучиться у стран, где подобные реформы уже доказали свою эффективность: например, в Сингапуре введение цифровых платформ для отслеживания лицензий и медицинских справок водителей помогло выровнять рынок. В любом случае, пересмотр условий для легальных таксистов и более жесткие меры к нелегалам — это путь к более честному и безопасному рынку пассажирских перевозок. Надеюсь, что предлагаемые изменения действительно приведут к росту числа легальных таксистов, как это задумывалось.
Минтранс, похоже, решил взяться за дело всерьез. Если штрафы для нелегалов увеличат, это может подтолкнуть рынок в сторону легализации. Посмотрим, как это скажется на общей ситуации, но надежда есть. Главное, чтобы эти меры действительно начали работать, а не остались просто на бумаге.
Ситуация с такси действительно сложная. Закон, который должен был помочь, наоборот создал больше проблем для легальных таксистов. Надеюсь, что новые поправки изменят это. Но пока что это больше похоже на замкнутый круг, где легальные водители несут большие потери.