Продолжается исчезновение трамваев в крупных городах
В России появилась угроза исчезновения трамваев - их уже лишились крупные города, такие как Воронеж, Астрахань, Архангельск, Шахты.
Главной причиной закрытия трамвайного движения из-за нехватки финансирования на поддержание изрядно изношенной инфраструктуры.
Есть опасения того, что экологический транспорт может просто исчезнуть. Вместо трамваев на дорогу выходят автобусы, которые значительно уступают место по вместительности пассажиров, да и об экологичности говорить не приходится. Многое из автомобильного и городского пассажирского транспорта является современным и сделано практически не так давно. Что касается трамваев, то их производство уходит в далекое прошлое.
Поэтому на сегодня идет огромный износ подвижного состава и инфраструктуры, а именно износ трамвайных путей, контактных линий и подстанций. Для поддержания всего этого необходимо иметь огромные средства и многие регионы просто не имеют такой возможности.
За последние года пассажиропоток очень сильно изменился. Чаше пассажиры ездят в магазин в центр, чем на заводы на край города. Поэтому и этот факт повлиял на закрытие трамвайных линий. Но все же исчезновение важных трамвайных направлений оправдать никак нельзя.
Остается вопрос: почему федеральный центр на свои деньги не может закупить новые троллейбусы и трамваи, проложить или восстановить пути. Если развитие транспортной системы остается на плечах региона, то почему он не может получить финансовую поддержку на эти цели из федерального бюджета, также непонятно.
Если взять Крымский федеральный округ, то обновление парка троллейбусов и трамваев идет за счет программы некоммерческого лизинга с привлечением средств федерального бюджета, выделенных через Государственную транспортную лизинговую компанию. Однако любой лизинг предполагает возвратность денежных средств за счет доходов от использования транспортных средств. Что касается гарантии возвратности, то тут возникают большие сложности.
Но все же сохранить электрический транспорт в России возможно. К тому же во многих странах трамвай считается как основной вид городского транспорта. Например, начали прокладывать трамвайные пути и в африканских странах. В настоящее время трамваи действуют в 62 городах.
Да, жаль, что умирают трамваи. Но если не выделяются средства, пути не восстанавливают и старые трамваи окончательно изнашиваются. Без финансирования трамвай не сохранить.
Города и так загрязненные, что хуже уже некуда. Если государство не может справиться и навести порядок, то надо отдать этот вид перевозок в руки предпринимателям.
Если даже в Африке есть средства на то, чтобы прокладывать трамвайные пути, то в России должны быть и подавно. Другой вопрос: куда идут средства, выделяемые на трамваи?
Честно говоря, ситуация с трамваями вызывает у меня чувство дежавю. Мы уже видели, как подобные проблемы возникали в других странах, например, в Восточной Европе, где тоже долгое время не уделяли внимания обновлению инфраструктуры. Однако там, в конечном итоге, удалось найти финансирование через различные европейские программы и постепенно восстановить трамвайные сети. Почему бы не использовать этот опыт в России? В конце концов, трамваи — это не просто транспорт, это часть городской культуры и истории, которая может привлечь туристов и улучшить качество жизни горожан. Конечно, нельзя отрицать, что автобусы более гибкие в плане маршрутов, но они никак не могут заменить экологичность и вместительность трамваев. Отказ от трамваев — это шаг назад в развитии устойчивой городской среды. Особенно учитывая нынешние тенденции на экологизацию городских пространств, трамваи могли бы стать отличной альтернативой автотранспорту. Думаю, нужна более активная поддержка на федеральном уровне, возможно, через внедрение новых финансовых инструментов или улучшение условий для частных инвестиций. Взгляните на примеры из Франции или Германии, где трамвайные сети не только сохраняются, но и активно развиваются. Вполне возможно, что внедрение современных технологий и обновление парка, как это делается в Крыму, может стать решением и для других регионов России. Просто необходимо немного больше внимания и желания решить эту проблему.
Согласен, что трамваи требуют значительных вложений, но не стоит забывать об их долговечности и экологичности. Если уж даже в Африке начинают развивать трамвайные сети, это сигнал к действию. Нужно искать пути финансирования и сохранения этого транспорта в России, ведь он может стать основой для устойчивого развития городов.
Мне кажется, что проблема ухода трамваев из крупных городов — это потеря для всех нас. Вспомните, как в Москве в течение многих лет шла борьба за сохранение трамвайных путей. Ведь это действительно удобный и экологичный транспорт. Сложно понять, почему этим не занимаются повсеместно.