Торговый спор между Казахстаном и Кыргызстаном
Во Всемирной торговой организации состоялась дискуссия по поводу возникшего на границе Казахстана и Кыргызстана кризиса. Республики обвинили друг друга в нечестной торговой политике. Стороны изложили свои требования и претензии и стало понятно, что скорее всего дело дойдет до судебного разбирательства.
В октябре прошлого года Казахстан ввел дополнительные меры контроля на кыргызско-казахстанской и российско-казахстанской границе. В результате среднее ежедневное количество пропуска из Кыргызстана сократилось почти в 2,4 раза. Теперь у основных пунктах пропуска ежедневно образуются пробки из грузовых машин до 10 километров длинной. Около 250 грузового транспортного средства простаивают на границе и в специализированных зонах.
Однако в Министерстве торговли и интеграции Казахстана отмечают, что «дальнобойщики» и таможенники из Кыргызстана сами спровоцировали ужесточение контроля, так как допустили неисполнение ряда требований к перемещениям транзитных товаров со стороны Кыргызстана. Такая халатность приводит к потерям казахстанского бюджета и других государств-членов ЕАЭС.
За 2019 год зафиксировано более 2,6 тысячи случаев, когда из Кыргызстана ввозили товары в адрес фиктивных резидентов Казахстана без уплаты НДС. Также выявлено 4,8 тысячи случаев, когда в товарно-транспортных накладных был оформлен транзит товаров из Кыргызстана в Россию, но при этом остались на территории Казахстана без уплаты НДС.
Казахстанская сторона утверждает, что кыргызские партнеры не приводят к исполнению двусторонних договоренностей с Казахстаном по отслеживанию содержания и оформления грузов. Еще одной главной претензией является применение кыргызской стороной̆ минимального уровня контрольных цен в отношении товаров из ЕАЭС. В результате применяя минимального уровня контрольных цен к казахстанским товарам и к товарам из других стран ЕАЭС кыргызские власти вводят дополнительные платежи.
Существует и другая проблема, которая вызвала серьезное раздражение и на которую не обращают внимание в Бишкеке. После вступления Кыргызстана в Европейский союз сразу встал вопрос наплыва в Казахстан и в другие страны, особенно в Россию, китайского импорта с лейблами «Сделано в Кыргызстане». Схема завоза китайских товаров так и действует, груз завозят в Кыргызстан по низкой цене для последующего реэкспорта в Россию и Казахстан.
Если сопоставить индексы таможенной стоимости при «растаможке» в Казахстане и Кыргызстане, то в результате, потери общего бюджета таможенных платежей государств-членов ЕАЭС из-за занижения таможенной стоимости в Кыргызстане могут составить около 101,3 миллиона долларов в год. Плюс к этому недополученный Казахстаном НДС на импорт от китайских товаров. Таким образом Казахстан недополучает в бюджет около 163 миллиона долларов в год.
- Какая программа и билеты
- Перевозки между Украиной и Россией
- Стоимость перевозки из Гомеля в Клинцы и какие нужны документы
- Лимитированные проездные билеты для школьников и студентов
- Сколько может стоить охрана экскаватора, и кто должен платить за неё?
- Торговый спор между Казахстаном и Кыргызстаном
Любая проблема которая ведёт к обоюдным потерям для бюджета стран, даже если она и вызывает ряд непониманий и острых вопросов, все равно требует разрешения и нахождения общих знаменателей.
Взаимных претензий между перевозчиками и госорганами двух стран накопилось достаточно много, но все споры можно урегулировать переговорами, не прибегая к судебным разбирательствам.
Надеюсь, что эти страны договорятся между собой , ведь дело идёт о экономике обеих стран, нужно прийти к общим выводам . Ведь через дипломатические отношения можно всё решить.
Честно говоря, ситуация на границе между Казахстаном и Кыргызстаном не нова и напоминает мне кризисы, которые мы видели между другими странами в ЕАЭС. Помню, как в 2015 году Россия и Беларусь столкнулись с похожими проблемами на границе. Тогда это тоже привело к задержкам в поставках и экономическим потерям. Думаю, здесь важно отметить, что текущая ситуация, по сути, является следствием недостаточной прозрачности и согласованности в торговых отношениях между странами. Проблема транзита и контроля товаров действительно серьёзная, и, к сожалению, обе стороны сейчас больше заинтересованы в обвинениях, чем в поиске компромисса. Напоминает мне попытки Украины и Польши решить свои таможенные споры, когда ни одна из сторон не хотела уступать. В конечном итоге, такие конфликты только затрудняют экономическую интеграцию и создают ненужные барьеры для бизнеса. Оба государства рискуют потерять доверие к себе как надёжным партнёрам внутри ЕАЭС. Важно понимать, что устойчивое развитие региона возможно только через взаимопонимание и сотрудничество. Надеюсь, что ВТО поможет обеим странам найти оптимальное решение этой проблемы, возможно даже через международный арбитраж. Это позволит не только избежать дальнейших экономических потерь, но и укрепить торговые связи в регионе.
Интересно, что Казахстан и Кыргызстан продолжают спорить о транзите, хотя такие проблемы решаются через общие механизмы ЕАЭС. Кажется, что стороны забывают о важности интеграции и доверия.
Ситуация на границе показывает, что без должного контроля и соблюдения договорённостей обе стороны теряют. Надеюсь, что они найдут способ улучшить диалог и избежать дальнейших убытков.